Экспансия

Rally dos Sertoes – II этап чемпионата мира FIM. Бразилия

Переезд «Дакара-2009» в Южную Америку обернулся отменой третьего этапа Кубка мира FIA по внедорожным ралли – аргентино-чилийской гонки Por las Pampas. В результате «Ралли сертанов» не только приобрело статус этапа чемпионата мира мотофедерации (FIM), но и стало этапом кубка мира. Такой чести многие состязания добиваются годами, однако после финиша председатель оргкомитета Маркос Мораенс заявил, что больше этого не будет. Так что же произошло в бразильском сертане?

Имеет смысл напомнить, что созданное в 1993 году «Ралли сертанов» проводилось в 16-й раз и названием своим оно обязано засушливым районам на северовостоке Бразилии. Кстати, на самом первом маршруте, протяженностью 3500 км, состязались всего 34 мотогонщика, но уже в 1995 году это ралли получило признание Междуна-родной мотофедерации, и одновременно в нем появился автомобильный зачет, а вскоре и грузовой. На этот раз организаторы приготовили самый длинный за всю историю «Сертанов» маршрут – 2708 км специальных участков, что составляло 60,52%от общей протяженности ралли – 4474 км. Также был побит рекорд протяженности самого длинного этапа – 682 км и в том числе СУ – 536 км. Мало того, появились два марафонских этапа. Вряд ли эти новшества вводились в расчете на иностранцев, ведь, несмотря на кубковый статус, заморских гостей среди 168 участников было не так уж и много. А в категорию Т1, соответствующую регламенту FIA, попали шесть экипажей, из которых один бразильский.

В мотогонке, идущей в зачет чемпионата мира FIM, трехкратному чемпиону «Сертанов» Жозе Элио, или просто Зе (Honda CRF, 450 см3), конкуренцию составили сильнейшие гонщики планеты –французы Сирил Депрэ и Давид Касте, испанцыМарк Кома иЖорди Вилладомс, чилиец Франсишко Лопес. А прошлогоднему победителю этой гонки в абсолютном автомобильном зачетеМаурисио Невесу на этот раз приходилось считаться с присутствием поляка Кшиштофа Холовчика ( Nissan Overdrive) да двух экипажей заводской команды VW – Жиниля де Виллерса – Дирка фон Зитзевица иМаркаМиллера – Ральфа Пичфорда на Race Touareg 2. Впрочем, оптимист Невес не унывал: «У меня есть шансы хорошо выступить, но не выиграть. Побеждать будут гринго». Без чужеземцев обошелся разве что зачет тяжеловесов, подразделенный по бразильскому регламенту на категории Т4.1 – для грузовичков весом до 4800 кг, а для тех, что тяжелее, – Т4.2, лидерами которых были соответственно Эдуардо Домингеш (он же Эду Пьяно) на Ford F4000 и Андрэ Азеведу на Mercedes-Benz Atego 1725.

В этом году гонка начиналась с ночного пролога, двухкилометровую трассу которого попарно открывалишесть квадроциклистов. И лучший результат показал здесь Роберт Нахас на Honda TRX450. Среди мотогонщиков самым быстрым был португалец Рубен Фария, оставивший позади таких грандов, как Депрэ и Кома. А вот действующий чемпион «Сертанов» Зе не вписался уже в первый поворот. В автомобильном зачете бразильцы продемонстрировали, что просто так не отдадут победу, во всяком случае, Невес всего четыре секунды уступил южноафриканцу де Виллерсу.

В первый день гонки участникам предстоял совсем недлинный специальный участок – 184 км, да и общий километраж этапа, приводившего в Рио-Верде, был самым коротким на этой гонке. Тем не менее не обошлось без инцидентов. Так, на 105-м километре СУ сгорел мотоцикл Жоакима Гувейя Родригеса. К счастью, пилот вовремя заметил, что из треснувшего бака хлынул бензин, и успел оказаться на безопасном расстоянии от взорвавшегося Yamaha WR450F.

А лучшее время продемонстрировали французы Депрэ и Касте. Быстрее других автомобильных экипажей прошел дистанцию де Виллерс. «Гринго» заняли и следующие две позиции: поляк Холовчик, уступивший победителю чуть более четырех минут, и Миллер. Четвертым и лучшим среди бразильцев стал экипаж Mitsubishi L200 Рейналдо Варела – Маркос Маседо, выступающий по бразильской классификации в категории Super Production. Кстати, в этом году не было ограничений скорости, и грузовик Mercedes Atego под управлением опытного Азеведу разогнался на этапе до 165 км/ч. Тем не менее он был только вторым, а победу в свой актив записал Пьяно. Впрочем, не все следующие СУ будут столь скоростными, хотя и пройдут по гораздо менее населенным районам.

Уже второй этап, протяженностью 481 км, привел караван в городок Аруанан (неподалеку от границы соштатомМату-Гросу), раскинувшийся у слияния рек Вермельо и Арагуая. Что же касается 222-километрового СУ, то на нем было немало препятствий триального типа и бродов. Становилось жарко, термометр зашкаливал за 33 °C. Тут стало ясно, что еще никто случайно не выигрывал «Ралли сертанов», тем более три раза... Неукротимому Зе потребовалось 3 ч 8 мин 57 с, чтобы пройти дистанцию от Рио-Верде до Камиус-Белуса. Второе время у Депрэ, уступившего бразильцу 40 с. Еще на минуту хуже результат Комы. Но по сумме этапов лидирует Депрэ, опережая Зе на две с половиной минуты.

Несмотря на то что интервал между стартом последнего мотогонщика и первого участника автомобильного зачета значительный (на втором СУ он составил 1 ч 40 мин), начались трудности с обгонами. В частности, на них пенял финишировавший вторым, в пяти минутах от де Виллерса, Миллер. Третий результат у бразильцев, но на этот раз он у выступающего на Mitsubishi L200 Evo в категории Т1 FIA дуэта Жан Азеведу – Юсеф Хаддад.

Как и везде в Бразилии, городок Никеландия празднично встречал спортсменов, завершивших третий – 417-километровый – этап от Аруанана. И особенно горячо его жители приветствовали земляка, одержавшего очередную победу и сократившего отставание от Депрэ до 1 мин 35 с. Похоже, «вкатился» в гонку и Кома – он уже третий.

Сюрпризов не случилось на 262 км спецучастка в автомобильной гонке – ее по-прежнему возглавляют де Виллерс и Миллер. Правда, южноафриканец опередил американца, которому пришлось обгонять немало мотогонщиков, на 12 мин. «Недостаточный задел между нами и последними мотогонщиками, – жаловался Марк, – это очень опасно на холмистой местности». А по сумме за три дня лидер заводской команды оторвался от ближайшего преследователя – выступающего на Mitsubishi бразильца Рейналдо Варелы – на 45 мин. Если накануне Холовчика подвела трансмиссия Nissan, то на третьем этапе он проскочил закрытый поворот и оказался в болоте. Но настоящие драмы были еще впереди…

Четвертый бивуак ралли, расположившийся у слияния рек Парана и Палмас (на юге штата Токантинс) завершал первую часть марафонского этапа. То есть после 498-километрового этапа приходилось обходиться без обслуживания техники, и единственное, на что имели право могонщики, – так это на продувку фильтра. К тому же по мнению организаторов 431километровый СУ был самым техничным за всю историю гонки. С царапиной на шее, оставшейся от столкновения с птицей, первым финишировал продолжавший лидировать Депрэ. Самые быстрые среди автомобилей – снова дизельные Race Touareg 2. Таким образом, сложившееся после четырех этапов положение заставляло думать о том, что титул уже вряд ли ускользнет от одного из экипажей VW. Ведь де Виллерс лидировал с преимуществом в двенадцать с половиной минут над Миллером, тогда как Рейналдо Варела уступал ему уже более часа с четвертью. Да и в целом выбыли многие бразильские гонщики: например, перешел в разряд зрителей основной претендент на подиум Невес.

Вторая половина марафонского этапа заканчивалась в столице штата Токантинс городе Палмас, обязанном своим названием растущим здесь пальмам. Но прежде гонщикам предстояло проехать 454 км. Сложности на коротком (144 км), но не простом СУ добавляла жара (в тени термометр показывал от 27 до 32 °С). Похоже, Кома не зря ждал марафонского этапа: здесь он и одержал свою первую победу на этом ралли. Чуть хуже проехал Депрэ, третий результат у Зе. То есть, как и годом ранее, именно эти гонщики, выступающие в разных категориях, ведут принципиальную схватку за первое место в «Абсолюте». На середине маршрута победитель еще не определился. Депрэ по-прежнему лидирует с преимуществом почти в шесть минут. В автомобильном зачете гегемонию де Виллерса нарушил его напарник по команде Миллер. Считается, что тот, кому удастся преодолеть так называемую пустынюЖалопао, скорее всего пройдет весь маршрут. Кстати, вопреки своему названию эта местность изобилует источниками и даже водопадами, а песок скрывает густая растительность… Именно здесь и проходил самый протяженный на этой гонке СУ длиной в 536 км. По расчетам организаторов, участники должны были уложиться в 8 ч, но выигравшему этап португальцу Фарие потребовалось гораздо меньше – 6 ч 14 мин 17 с. На восемь с половиной минут дольше ехал Зе, но и этого стало достаточно, чтобы возглавить гонку по сумме этапов.

На этом, самом длинном, этапе (682 км), вытянувшемся от Палмаса до Балсаса, поменялись местами экипажи Volkswagen: бывший накануне вторым де Виллерс опередил Миллера на 41 с. Обоим Touareg понадобилось менее пяти с половиной часов, чтобы завершить дистанцию. Остальным пришлось покрутиться в поисках пути черезЖалопао: более 11 мин уступил лидеру Холовчик, затем с более чем часовым опозданием приехали бразильцы Варела иФрансиози. Непростым выдался этот день и для грузовиков: засветло финишировало только пять, и снова лучшим был Пьяно, до этого момента не выигравший лишь один этап.

По сравнению с предыдущим днем седьмой этап – 493 км от Балсаса до Флориану мог показаться относительно легким, но это впечатление было обманчиво. Ведь 216 км СУ планировались как первая часть марафонского этапа. Словом, большинство гонщиков вздохнуло с облегчением, узнав об отмене. Причина? Многие участники доехали дофиниша с большим количеством поломок, и стало понятно, что они не успеют привести технику в порядок. Впрочем, для автомобилей, участвующих в зачете кубка мира, марафон не отменялся, и два Volkswagen Touareg, а также автомобиль Жана Азеведу заняли свои места в закрытом парке в Флориану. Однако отмена не сделала проще сам маршрут. Лучшее время показал Депрэ. Но он только минуту смог отыграть уфинишировавшего вторым Зе.

В автомобильном зачете если и сохранилось некое подобие интриги, то только благодаря Миллеру, опередившему своего напарника и сократившему отставание от него менее чем до 10 минут. Да, Volkswagen фактически вел гонку отдельно от всех остальных участников, и предположение организаторов относительно того, что немецкая команда финиширует с отрывом в два часа, уже сбывалось. Третий по сумме этапов Варела проигрывал лидеру более двух часов.

На восьмой день ралли прибывало в Кратеус – городок на западе штата Сеара. Этимология его названия весьма выразительна, ведь на языке местного индейского племени krate означает нечто сухое, а yu – очень сухое место. Протяженность этапа от Флориану до Кратеуса составила 522 км, и Депрэ отыграл у Элио более четырех минут (на быстром 222-километровом СУ сказалась мощь двигателя – 700 см3 – заводского КТМ). Здесь же впервые за гонку верхние два места разыграли не экипажи Volkswagen: между выигравшим СУ де Виллерсом и третьим на этапе Миллером вклинился Холовчик.

Чтоже до одержавшего еще одну промежуточную победу и продолжавшего лидировать Пьяно, то он признался, что постепенно сбавляет ритм, имея возможность распорядиться преимуществом и наверняка доехать до финиша. Забегая вперед, скажем, что эта тактика оправдала себя, и имеющий опыт дюжины выступлений Эду (он участвует в этой гонке с 1996 года) одержал вторую победу в грузовом зачете.

Предпоследний этап гонки принимал городок Мосоро в штате Рио-Гранде-до-Норте. Из общей дистанции 518 км от Кратеуса до Мосоро 166 км приходились на СУ. Впрочем, от них из-за прошедшего ночью дождя осталось только 119 км: пришлось вносить поправки в роуд-бук и задержать старт. Настал час тактической борьбы, и, имея огромное преимущество, де Виллерс стал осторожничать, пропустив вперед сразу три автомобиля, тогда как победа на девятом этапе его напарника Миллера оказалась под вопросом. За опоздание на старт (на дорожной связке пришлось чинить Touareg) экипаж получил 48 минут штрафа. Не знакомые с регламентом FIA местные гонщики были недовольны, ведь по бразильским правилам его можно было снять с соревнования.

Как бы то ни было, но впервые за всю гонку победу на этапе праздновал не Volkswagen. А второе место после Холовчика занял экипаж Азеведу. В мотогонке Зе сохранил лидерство, и перед стартом заключительного этапа его преимущество составляло 1 мин 54 с. Впрочем, Депрэ запутался с местом финиша укороченного СУ и получил пятиминутныйштрафза то, что не сдал контрольную карту. А отыграть семь минут на 130 км дюнного десятого СУ было совершенно нереально. Таким образом, Зе в четвертый раз выиграл «Ралли сертанов».

Победителей встречала после 410-километрового этапа столица штата Рио-Гранде-до-Норте – город Натал. На трассе 130-километрового пляжного СУ лучший результат показал де Виллерс, ставший первым иностранным пилотом, выигравшим бразильскую гонку.

P.S. Так почему организаторы гонки отказываются от кубкового статуса? Вряд ли они опасаются иностранной экспансии. Просто регламент FIA не соответствует бразильским реалиям, а потому нет смысла навязывать его местным участникам (коих, естественно, большинство). Впрочем, «Ралли сертанов» останется в международном календаре, и в нем смогут принимать участие иностранные гонщики. Что касается мотогонки, то она останется этапом чемпионата мира FIM.

Rally dos Sertoes – III этап кубка мира FIA по внедорожным ралли
МестоЭкипажСтранаАвтомобильВремяОтставание
1 де ВИЛЛЕРС Жиниль / фон ЗИТЗЕВИЦ ДиркSA/GRace Touareg29:28’32’’00:00’00’’
2МИЛЛЕР Марк / ПИЧФОРД РальфUSARace Touareg30:34’52’’01:06’20’’
3ВАРЕЛА Рейналдо / МАСЕДО МаркосBR Mitsubishi L200RS32:30’50’’03:02’18’’
4ФИШЕР Свен / СТАЛ Жоао ЛуисRS Mitsubishi L200RS34:25’18’’04:56’46’’
5АЗЕВЕДУ Жан / ХАДДАД ЮсефBR Mitsubishi Pajero34:49’39’’05:21’07’’

текст: Константин КОМКОВ
фото: Донизетти КАСТИЛЬО (Donizetti CASTILHO)
Идарио КАФЭ (Idario CAFE)
Дуглас ФАГУНДЕС (Douglass FAGUNDES)
VIPCOMM

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты