Официальное сообщение организаторов гласило: «Сегодня утром в 12 часов 09 минут по местному времени (8 часов 09 минут французского времени) на 120-м километре специального участка№6 от Карабутака до Тургая произошло столкновение между французским мотогонщиком Филиппом Тонином и грузовиком №401 команды « КАМАЗ-мастер». Смерть Тонина была констатирована медицинскими бригадами, прибывшими на место через несколько минут после драмы». Вот, собственно, и все. И кажется, что добавить к сказанному уже нечего. Но давайте «отмотаем» время на несколько часов назад... Шестой СУ, Карабутак – Тургай, был сопоставим по длине со всей спортивной дистанцией по России. Кстати, вот как его характеризовали организаторы: «Очень быстрый специальный участок по казахским степям, сложная навигация». По неуточненным причинам старт был задержан, и первый мотогонщик (это был наш соотечественик Алексей Коломыцын) отправился на трассу только в 9 часов 36 минут по местному времени, тогда как первый автомобиль должен был стартовать в 10 часов 55 минут, то есть через полчаса после старта последнего мотогонщика. Но в том-то и дело, что в смешанном автомобильногрузовом зачете третий результат накануне показал Стейси, а пятый, уступив ему 2 мин 9 с, Владимир Чагин. Французский же мотогонщик Филипп Тонин в соответствии с результатом, показанным им на пятом этапе, должен был стартовать 37-м, то есть в 10 ч 13 мин 30 с. Отметим, что на первом КП для мотоциклистов была предусмотрена 10-минутная нейтрализация для дозаправки. На КП-1 Тонин отметился 35-м из 54 участников мотогонки, а на втором - уже 48-м, уступая лидерам почти сорок минут.
Экипаж Чагина стартовал со второй позиции в грузовом зачете. И вот на прямом участке перед 120-м километром трассы КамАЗ на-гонянет Филиппа Тонина. Скорость грузовика в этот момент была близка к максимальной разрешенной регламентом -150 км/ч. При этом мотогонщик по неизвестной причине не реагировал на сигналы Sentinel.
О том, как события развивались далее, читайте в комментариях к схеме происшествия, а мы коротко расскажем, что же такое Sentinel. Этот прибор призван сделать более безопасными обгоны между автомобилями и мотоциклистами. Большинство столкновений происходит из-за того, что мотогонщики не слышат и не видят обгоняющих их автомобилей. Более того, зачастую они вообще не отдают себе отчета в том, что сзади кто-то едет. При подаче сигнала через Sentinel обгоняемый предупреждается звуковым (110 дБ), а также световым сигналом (мощная вспышка пятидесяти све-тодиодов). И не заметить этого в принципе невозможно!
В одном из интервью, что называется, «по горячим следам», Рене Метж напомнил, как сложно организовать совместное прохождение трассы ралли-рейда, с одной стороны, любителями и профессионалами, а с другой - различными категориями транспортных средств: «Пока что еще ничего не могу сказать, но экипаж грузовика, обгоняющего любителей, должен быть внимательным. Я не обвиняю Чагина, просто грузовик или автомобиль, столкнувшийся с мотоциклом, по определению не прав».
ОБЫКНОВЕННАЯ ТРАГЕДИЯ
Алексей ИСАЕВ
Технический редактор журнала 0RD
Трагическая гибель французского мотоциклиста в столкновении с грузовиком не кажется мне просто неудачным стечением обстоятельств. Нахождение на одной трассе столь разных по динамическим качествам (а следовательно, и по выбору траектории движения) спортивных снарядов, как мотоцикл и автомобиль, не может не приводить к опасным моментам. Об этом же говорит и весь мой скромный опыт участия в ралли-рейдах. А началось все буквально с первого моего соревнования (это была зимняя гонка «Крылатские холмы»). На трассе было много узких мест, где приходилось сбрасывать скорость и двигаться по ледяной колее. Так вот, в одной из таких ситуаций меня стал обгонять мотоциклист. Места в воротах на двоих не было, и мне пришлось выбирать между железобетонным столбом и человеком. На мой взгляд, проблема в том, что трасса на машине и мотоцикле проходится по-разному. На узких лесных дорогах мотоциклисты могут двигаться гораздо быстрее и пытаются обогнать машины, как только те сбрасывают скорость, обычно в местах сужения дороги. При этом мотогонщику намного сложнее ориентироваться, и зачастую это приводит к совершенно нелогичным, с точки зрения пилота автомобиля, действиям на развилках и перекрестках (не исключено, что именно это обстоятельство и стало причиной случившейся трагедии). То есть мотоциклист может неожиданно притормозить, чтобы разобраться с легендой, прямо перед догоняющей его машиной. А вот на тяжелом грунте и песке мотоциклисты обычно медленнее машин, да и двигаются они по совершенно другим траекториям. И что хуже всего: мотогонщик, как правило, не видит настигающего его автомобиля. А при наличии глубокой колеи он просто физически не может пропустить догоняющую машину. Все это не может не приводить к опасным ситуациям, постоянно возникающим при совместном участии машин и мотоциклов в одних ралли-рейдах. Но вот что я хотел бы сказать: мужество мотоциклистов, выдерживающих тяжелейшие трассы, вызывает восхищение, и все вышесказанное ни в коей мере не делает меня противником совместных гонок. Просто мне кажется, что для снижения риска надо разводить маршруты автомобилей и мотоциклов в опасных зонах (таких, как лесные дороги, участки песка и так далее). Это существенно снизит остроту проблемы. А то, что она есть, еще раз доказала гибель французского мотогонщика Филиппа Тонина в столкновении с грузовиком Владимира Чагина. Ведь эта трагедия случилась, в общем-то, в обычной ситуации.
текст: Константин КОМКОВ
рисунок: Юрий БОРЗОВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.