В нашей стране не так уж много автомобильных гонок, имеющих самый высокий международный рейтинг. Одна из них – этап Кубка FIA по бахам «Северный лес», вот уже второй раз проводящийся в окрестностях СанктПетербурга в таком статусе
Единственная в мире снежноледовая баха «Северный лес» впервые стартовала в Ленинградской области в 2003 году. За восемь лет гонка последовательно повышала свой статус — от этапа Чемпионата России через звание кандидата на международные гонки до своего нынешнего ранга. Напомним, что баха — это разновидность ралли-рейдов, проходящая на небольшой дистанции в течение одного — трех дней.
Федерация автоспорта 4х4 СанктПетербурга за годы существования этого соревнования довела его организацию до идеального состояния. Трасса подготовлена на высшем уровне, не было и характерных для других автогонок проволочек и задержек — механизм отточен многолетним опытом. Чтобы гонка состоялась, потребовался большой труд энтузиастов автомобильного спорта Игоря Кана и Руслана Мисикова. Они долгие годы отдают свои силы и средства делу развития раллирейдов в Северной столице.
Зарубежные гости
В стартовом листе гонки значилось гораздо больше иностранных экипажей, чем в прошлом году. Заявки подали Балац Жаля и Ласло Бункожи из Венгрии, польско-бельгийский экипаж Кшиштоф Холовжич и Жан-Марк Фортин, португальцы Нуно Матос и Филиппе Серра, итальянцы Рикардо Гароцци и Брайни Руди, представители Казахстана Андрей Чередников и Евгений Кузнецов, украинец Богдан Новицкий. Кроме того, на «Лесе» традиционно проходил этап Чемпионата Латвии по ралли-рейдам, хотя в его стартовом листе присутствовали в основном россияне. В прошлом году иностранцы настороженно отнеслись к необычному зимнему этапу, но в этом в погоне за очками в зачет Кубка FIA прибыло в три раза больше зарубежных спортсменов. Однако участию в бахе еще большего числа ведущих мировых спортсменов мешает то, что крупнейшая в мире гонка — « Дакар» — завершилась совсем недавно, поэтому многие не успели доставить машины в Европу и подготовить их к дистанции. Сказывается и сложность прохождения границ нашей страны для иностранной техники. Всего же во всех зачетах стартовали 44 гонщика.
Очень скользкая трасса требует хороших навыков управления автомобилем на льду, и здесь победу прочили россиянам, так как зимние гонки в нашей стране не редкость. Но иностранцы быстро адаптировались и с первых же спецучастков включились в борьбу за подиум. С самого старта лидерство захватил польский пилот Кшиштоф Холовжич да так и не упустил его до финиша. Питерскому пилоту Борису Гадасину не удалось догнать быстрого поляка — помешали заклинивший суппорт, а затем спущенное колесо. Неоднократный чемпион России по классическому ралли Александр Желудов, решивший поменять амплуа, вышел на второе место по итогам соревнования — его победный дебют лишний раз продемонстрировал, что для получения хорошего результата в первую очередь необходимо водительское мастерство, а не дорогостоящая спортивная техника.
В зачете «Продакшн», где выступают почти серийные машины, победил семейный экипаж, состоящий из отца и сына — Виктора и Анатолия Воликовых. Кстати, Виктор многие годы успешно выступает в трофи-рейдах самого высокого ранга, а несколько лет назад начал успешно осваивать «смежные дисциплины». На втором месте — экипаж из Казахстана, на третьем — португальцы.
Про баху: Отличная гонка, прекрасная организация! Да и погода не подвела — заснеженная трасса и окружающий ее лесной массив полностью соответствовали названию мероприятия. Искренне считаю, что данное соревнование заслуживает большего внимания со стороны зарубежных команд.
Про результат: В национальном зачете молодость проиграла опыту, и экипаж занял почетное второе место, но, надеюсь, участие во всех этапах Чемпионата и Кубка России должно принести свои плоды и вывести нашу команду на призовое место.
Национальный класс
Часто представителей СМИ упрекают в том, что они слишком мало внимания уделяют «младшему классу» — пилотам, выступающим на автомобилях отечественной сборки. Постараемся исправить ситуацию и подробно рассказать про то, как проходила схватка среди этих спортсменов.
В национальном зачете российского чемпионата основное соперничество должно было разгореться между двумя гонщиками, успешно выступавшими в автоспорте еще во времена СССР, — Биньямином Джепаевым из Ульяновска и Юрием Боровиковым из Тольятти. Явным претендентом на победу был также экипаж, состоящий из неоднократных обладателей Кубка России и призеров Чемпионата прошлых лет Олега Белова и Константина Купцова. Пресс-служба соревнования даже устроила тотализатор для гостей гонки, желающих поучаствовать в прогнозах на расстановку призовых мест, и большинство голосов было отдано именно этой тройке. Но, как обычно в ралли-рейдах, побеждает не тот, кто раньше всех едет, а тот, кто первым доедет до финиша. « Нива» Белова в конце первого круга неожиданно сошла из-за технических проблем, а в борьбу между мэтрами этого класса включился коломенский гонщик Богдан Вавренюк, выступающий на классическом УАЗе в отличие от УАЗа « Патриот» Джепаева. Технические проблемы преследовали машину Джепаева на протяжении всей гонки, но, несмотря на это, ему удалось удержаться в числе призеров. Верхняя ступенька подиума досталась тольяттинцу Боровикову, пилотировавшему Chevy Niva. Коломенский спортсмен Богдан Вавренюк занял второе место, лишь немного уступив победителю. Пришедший относительно недавно в ралли-рейды Богдан стремительно врывается в число лучших гонщиков «нацкласса» России.
Кстати, приняв участие в соревнованиях, я убедился в том, что гонщики на УАЗах — самые мужественные спортсмены. «Дубовая» подвеска «козла» требует отменного здоровья, крепкого позвоночника и здорового вестибулярного аппарата. В отличие от «Нивы», не говоря уже о Chevy Niva, УАЗ — самый некомфортный гоночный автомобиль, к тому же в нем чаще всего возникают технические проблемы.
По итогам проведенного тотализатора среди зрителей большую хрустальную вазу от пресс-центра получила угадавшая всех призеров и их расстановку на подиуме в классах Т1 и Т2 Екатерина Николаева.
Послефинишные скандалы
Практически ни одна хорошая гонка не обходится без так называемого третьего круга — разбора поступивших протестов. На «Северном лесе» они касались технических требований к подготовке машин. В середине декабря 2009 года FIA выпустила новую редакцию приложения J к спортивному кодексу, где в пункте 285 описаны требования к двигателям автомобилей. Диаметр впускного тракта моторов ограничивался 35 мм с помощью специального кольца — рестриктора. Ограничения необходимы, чтобы уравнять шансы двигателей разной мощности. Однако они были сделаны с оговорками и сносками, в которых говорилось, что 35 мм необходимы для стандартных моторов, а 34 — для значительно переделанных. Александр Желудов на стадии технических проверок не скрывал, что мотор его Mitsubishi L200 оснащен рестриктором 35 мм, но он был допущен до гонки. С начала технических проверок и в ходе всего соревнования некоторые участники пытались узнать у руководства, какой размер колец им разрешен, но ответа так и не получили. После финиша двигатели вскрыли и сразу выявили превышение допустимых размеров у занявших первое и второе места в международном зачете Холовжича и Желудова. Поляк, воспользовавшись правом пилота листа приоритета FIA, добился опломбирования своего рестриктора и отправки его в Женеву для проведения экспертизы техкомиссарами FIA. А Желудова исключили из зачета FIA. Это принесло второе место Борису Гадасину, а третье — Александру Мироненко. Что характерно, из зачета Чемпионата России Александра Желудова не исключили, и это подтвердило факт двоякости толкования формулировок регламента.
В связи со скандалом, произошедшим во время мероприятия, некоторые гонщики приняли решение не участвовать в Чемпионате России 2010 года. В начале соревнования организаторам были заданы вопросы, касающиеся технических требований к подготовке автомобиля, но ответов спортсмены так и не получили.
Открытое письмо Ярослава Соловьева, адресованное всем участникам Чемпионата России по ралли-рейдам-2010 и другим заинтересованным лицам:
«В связи с глубоким непрофессионализмом в действиях технических комиссаров на Чемпионате России по ралли-рейдам-2010 и незнанием ими технического регламента FIA на 2010 год, а также искажением правдивой информации руководителем гонки Светланой Шаховой о действиях нашего экипажа в ходе бахи «Россия. Северный лес-2010» мною принято решение о прекращении дальнейшего участия в Чемпионате России-2010. Сожалею, что действия технических комиссаров и руководителя этого спортивного события омрачили впечатления от него и перечеркнули усилия всех, кто старался провести мероприятие на должном уровне.
Желаю всем участникам Чемпионата России справедливой спортивной борьбы в этом году».
Итоги
Многие участники отмечали, что на предстартовой техкомиссии было большое количество мелочных придирок. Например, предъявлялись претензии к царапинам (не трещинам) на шлеме и порванным перчаткам. Видимо, все силы комиссаров были пущены на ловлю блох, а вот «слона» (несоответствие двигателей техтребованиям) и не заметили.
«Северный лес» в очередной раз продемонстрировал, что у России есть огромный потенциал для проведения соревнований самого высокого уровня по ралли-рейдам, причем в уникальных природных условиях — таких нет практически нигде в мире. В 2010 году базовый лагерь гонки переехал на горнолыжный курорт «Игора», и торжественного старта на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга не было. С одной стороны, это сэкономило силы и деньги организаторов и участников, но, с другой, отсутствие пафосного старта заставило спонсоров призадуматься о выгодности вложений в ралли-рейды. Надеемся, что в следующем году на гонку под Санкт-Петербургом съедется еще больше сильных иностранных спортсменов, чтобы помериться силами между собой и с россиянами, и снова возобновится красивая процедура открытия «Северного леса» на одной из красивейших площадей Северной столицы.
Победители гонки | |||
---|---|---|---|
Международный зачет Т1 | |||
1 | Кшиштоф Холовжич Жан-Марк Фортин | Nissan Navara Overdrive | Польша Бельгия |
2 | Борис Гадасин Владимир Демьяненко | G-Force Proto | Россия Россия |
3 | Александр Мироненко Сергей Лебедев | Nissan Frontier Crew | Россия Россия |
Международный зачет Т2 | |||
1 | Виктор Воликов Анатолий Воликов | Toyota LC | Россия Россия |
2 | Андрей Чередников Евгений Кузнецов | Isuzu D-Max G-Force | Казахстан Казахстан |
3 | Нуно Матос Филиппе Серра | ISUZU D-MAX | Португалия Португалия |
Чемпионат России Т1 | |||
1 | Александр Желудов Андрей Рудницкий | Mitsubishi L200 | |
2 | Борис Гадасин Владимир Демьяненко | G-Force Proto | |
3 | Александр Мироненко Сергей Лебедев | Nissan Frontier Crew | |
Чемпионат России Т2 | |||
1 | Виктор Воликов Анатолий Воликов | Toyota LC | |
2 | Алексей Яськов Кирилл Чапаев | Nissan Patrol | |
3 | Александр Олейников Алексей Кузьмич | Mitsubishi Pajero | |
Чемпионат России — «национальный класс» | |||
1 | Юрий Боровиков Владимир Рогожин | ВАЗ-21230 | |
2 | Богдан Вавренюк Павел Костенко | УАЗ-315195 | |
3 | Биньямин Джепаев Дмитрий Рыбин | УАЗ « Патриот» | |
Чемпионат России — команды | |||
1 | G-Force Motorsport | ||
2 | Arthurs Racing Team | ||
3 | Protechmsport |
текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Мария ГОРШКОВА, Владимир ШИШОВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.