На все случаи жизни

Шесть мнений об одном Subaru Forester

Сегодня предложений в сегменте кроссоверов очень много, но далеко не каждая из подобных моделей может похвастаться богатым прошлым или прямыми родственными связями со знаменитыми спорткарами. Зато у нашего героя — Subaru Forester — в наличии и первое, и второе

Впервые эту модель представили в 1997 году. В те времена мода на столь популярные сегодня кроссоверы только зарождалась, и машина, построенная на платформе полноприводной модели Impreza, с мощными турбированными оппозитниками под капотом достаточно быстро нашла множество поклонников. Свой первый рестайлинг Forester претерпел в 2000-м — тогда у него кардинально изменилось оформление передней части кузова, а также поменялся дизайн задней оптики. Кроме того, в гамме модификаций появилась версия Lean Burn, оснащенная двухлитровым атмосферным двигателем, а чуть позже — и 250-сильный вариант с индексом STi.

Второе поколение модели увидело свет в феврале 2002 года. Имея практически ту же, что и у первого, линейку силовых агрегатов, серьезно модернизированный Forester отличался более сбалансированной внешностью и значительно улучшенными ездовыми свойствами. Незначительные изменения во внешности машина получила в 2004-м и в таком виде дожила до 2007 года, когда ровно через 10 лет после появления первого кроссовера Subaru в свет вышло третье, совершенно новое, поколение этой популярной модели. Автомобиль не замедлил появиться и на нашем рынке — продажи последнего поколения Subaru Forester в России стартовали в мае 2008-го.


Реквием по Плеядам

М арка Subaru считается драйверской, с богатым и славным раллийным прошлым. Садясь за руль нового Forester с 230-сильным турбомотором, я рассчитывал получить удовольствие от езды. Но не тут-то было...

Первыми разочарованиями стали тошнотворно мягкая подвеска и слишком большие для кроссовера крены в поворотах. Вдобавок пустой неинформативный руль сразу же отбил охоту к активной езде. И это при том, что 2,5-литровый оппозитник с турбонаддувом имеет довольно бодрый характер и в ином случае вполне позволил бы как следует прохватить. Но с такими настройками шасси даже в спокойном темпе езды ощущаешь себя неуютно. Какие уж там прохваты! К тому же работающий в одной связке с мотором допотопный автомат не отличается быстротой и сообразительностью, еще больше усугубляя негативное впечатление. Окончательно меня добили неуклюжая работа ABS и системы стабилизации. Первая порой допускала кратковременную блокировку колес на скользком зимнем асфальте, вторая срабатывала с явным опозданием и грубовато, пытаясь вернуть машину на траекторию — чаще всего безуспешно. Через полчаса такой, с позволения сказать, езды от былой очарованности Subaru не осталось и следа. Зато возникла куча вопросов, самый главный из которых: за что, собственно, просят столько денег? За расхлябанную управляемость? За убогий интерьер из дешевого жесткого пластика? За аляповатые приборы? За усредненно-безликий дизайн? Вопросов больше, чем ответов. Собственно, ответ пришел в голову только один: за мощный мотор. Но он прозвучал как-то неубедительно. Наверное, потому, что я вспомнил, как дороги хваленые оппозитники в обслуживании, что любят они откушать маслица, и за его уровнем приходится постоянно следить, наконец, что надежностью такие моторы, в особенности турбированные, не блещут.

Те, кто любил прежние «зажигательные» Subaru, едва ли купят себе нынешний Forester. А найдутся ли у марки новые почитатели? Боюсь, если компания не сумеет вернуться к драйверским ценностям, скоро придется заказывать реквием по машинам с созвездием на эмблеме.


Ни много ни мало

На российском рынке в настоящее время предлагается четыре модификации Subaru Forester 2.0X, 2.0XS, 2.5XS и 2.5XT. Уже начальную комплектацию базовой версии 2.0X бедной не назовешь: климат-контроль, круизконтроль, передние и боковые подушки безопасности, шторки безопасности для задних пассажиров, наружные зеркала с электроприводом и обогревом, обогрев передних сидений, передние противотуманные фары, ABS и VDS.

Побывавший у нас на тесте автомобиль (версия 2,5ХТ) был представлен в максимальной комплектации, куда, кроме базового оборудования, вошли кожаный салон, рукоятка КП и рулевое колесо, отделанные кожей, аудиосистема с CD-чейнджером и семью колонками, круиз-контроль, подогрев зоны стеклоочистителей, электрорегулировки передних кресел и люк с электроприводом.


Удачная заточка

Автомобили марки Subaru лично я никогда не относил к разряду утилитарных и, собственно, не рассматривал как транспортное средство по доставке уймы поклажи и галдящего семейства в летнюю резиденцию. Ну, сами подумайте, как в роли грузовичка или микроавтобуса будут смотреться герои всевозможных спортивных состязаний, вся конструкция которых заточена под идеальное прохождение гравийных трасс: оппозитный двигатель, симметричный полный привод и тому подобное. В общем, зачем скромному труженику дачного поселения такой болид? Но думал я так до тех пор, пока не свел очень близкое знакомство с Forester, который в нынешней его ипостаси заметно изменил мое отношение к Subaru.

Во-первых, он, хоть и построен на платформе легендарной Impreza, свободного пространства и для пассажиров и для поклажи предлагает заметно больше. Не рекордсмен, конечно, но все необходимое, в том числе и основная часть семейства, в его салоне размещается без труда.

Во-вторых, комфорт. Его подвеску никак не назовешь деревянной или зубодробительной — любые неприятности асфальта или грейдера почти никогда не доходят до сведения экипажа. Впрочем, некоторые спортивные нотки в его характере все же остались — например, управляемость. Особо острым руль, конечно, не назовешь, но его точность и информативность, на мой взгляд, на довольно приличном уровне. А еще динамика — турбированный мотор порой будто подначивает посильнее прижать педаль акселератора, приводя в восторг от напористого и ровного разгона. В общем, все бы хорошо, если бы при этом еще и расход топлива не выходил за запредельные значения.


Есть варианты

В салонах российских официальных дилеров Subaru Forester предлагается на выбор c тремя типами двигателей. Все они бензиновые и имеют традиционное для машин этой марки горизонтальнооппозитное расположение цилиндров. Объем двух атмосферных моторов 2,0 и 2,5 л и отдача соответственно в 150 и 172 л.с. Третий в гамме — оснащенный турбонаддувом 2,5-литровый агрегат мощностью 230 л.с.

В зависимости от типа двигателя автомобиль может оснащаться одним из двух видов трансмиссий. На версиях с механической КП крутящий момент между мостами распределяет свободный конический дифференциал с автоматической блокировкой посредством вязкостной муфты. Кроме того, при сочетании этого типа трансмиссии и любого из двух атмосферных двигателей в схеме предусмотрена понижающая ступень, передаточное число которой составляет 1,447 или 1,196 (в зависимости от мощности силового агрегата).

На версиях с автоматическими четырехступенчатыми КП за распределение потока мощности между передней и задней осями отвечает многодисковая фрикционная муфта, работающая в масляной ванне. Поскольку данный тип передаточного звена не размыкается полностью, небольшой процент крутящего момента на заднюю ось поступает постоянно.

Независимо от типа трансмиссии в переднем и заднем мостах устанавливаются свободные конические дифференциалы. Для повышения проходимости предусмотрена электронная система имитации межколесных блокировок.


Oтлифтовать Subaru?

Вот типичный пример машины, абсолютно не приспособленной для трофи-рейдов. Даже невозможно представить себе, как рука джипера поднимется на это чудо технической мысли, чтобы отрезать лишнее железо с арок, изуродовать хищный оскал тяжелым бампером с лебедкой. Конечно, представить подготовку Subaru к экстремальному бездорожью можно, но нужно ли? Кстати, история постройки внедорожников знает несколько примеров лифтовки совсем не подходящих для этой цели моделей, но все они заканчивались неудачно — невозможно создать «проходимца» из неподходящей заготовки. Однако если не ставить себе целью купание в грязевых ваннах и болотной жиже, то Subaru вполне достоин того, чтобы отправиться в вояж, где самым трудным препятствием будет размытый проселок или заснеженная дорога на «последней миле». Небольшое путешествие по окраинам Московской области показало, что и на мокром асфальте, и на снежно-ледовом грейдере машина великолепно держит дорогу. Впрочем, чего еще можно ожидать от марки с замечательным раллийным прошлым и настоящим? Особенно впечатляют обгоны попутного транспорта — запаса мощности хватает на моментальные ускорения на любых скоростях и покрытиях. Кстати, расход топлива оказался на удивление вполне разумным.

Еще одно положительное качество, которое пригодится автомобилю в длительных несложных экспедициях, — довольно вместительный салон. Так что в глубокую грязь лезть на Subaru не стоит, но для путешествий по российской глубинке эта машина — неплохой выбор.


На вкус и цвет

В настоящее время представительство компании Subaru при поддержке банков ВТБ24, BSGV и Сбербанка России предлагает специальную программу — Subaru Finance, которая позволяет приобрести в кредит автомобиль этой марки на выгодных условиях.

Впрочем, условия предоставления ими кредита немного разнятся. Так, ВТБ24 предлагает своим клиентам на выбор два варианта: «Автостандарт» и «Автолайт». Минимальный первоначальный взнос по данным программам составляет соответственно 15 и 20% от стоимости автомобиля. Основное отличие программ друг от друга заключается в том, что для последней не требуется полный пакет документов при оформлении кредита. Процентные ставки — от 15% годовых в рублях и от 14% годовых в долларах США (или в евро). Срок кредитования — от 1 года до 5 лет. Единовременная комиссия за выдачу кредита — 6000 руб. или 200 долларов США (или в евро). Обязательное страхование КАСКО.

Срок предоставления ссуды банком BSGV может достигать 5 лет. Первоначальный взнос — от 20%, процентная ставка — от 14% в рублях, от 10% в долларах США и от 9% в евро. За выдачу кредита банк берет комиссию в размере 7000 руб. Минимальный пакет документов, требующийся для этой операции в BSGV: заявление-анкета на получение кредита, справка по форме 2-НДФЛ или по форме работодателя, трудовая книжка, паспорт, второй документ, удостоверяющий личность (права, загранпаспорт и т.д.), военный билет (для лиц мужского пола моложе 27 лет).

Процентная ставка в Сбербанке России зависит от первоначального взноса и срока кредита. Например, при взносе от 15% от стоимости автомобиля и сроке кредита не более 3 лет ставка составит 15% годовых. При сроке кредита от 3 до 5 лет она будет меняться в зависимости от первоначального взноса следующим образом: при взносе от 15 до 30% ставка составит 16%, при взносе от 30 до 50% — 15,5%, от 50% и выше — 15%. Список документов для предоставления кредита: заявление-анкета по форме банка, паспорт заемщика/созаемщиков, документы, подтверждающие финансовое состояние и занятость заемщика/созаемщиков, а также освобождение от срочной военной службы.


Не дамский угодник

На этот раз примеряем Forester. Честно говоря, с автомобилями марки Subaru я сталкивалась очень редко, поэтому возможность провести несколько дней в компании с японским «лесником» восприняла с искренним интересом. Дизайн автомобиля довольно неплох и даже вполне современен, но, на мой взгляд, индивидуальности ему не хватает. А что же внутри? Салон оказался неожиданно просторным, хотя внешние габаритные размеры у авто не самые выдающиеся, отделан светлой кожей и пластиком, а это, думаю, всегда наряднее, чем черный (хотя ухаживать за таким салоном, согласитесь, всегда труднее). В сумерках вокруг приборов загорается ярко-голубая подсветка — эффектно, но цифры при этом читаются плоховато. Все кнопки расположены довольно удобно, кроме той, которая, пожалуй, одна из самых востребованных и необходимых зимой, — включающая подогрев сидений. Чтобы задействовать эту функцию, надо правой рукой потянуться назад, так как кнопка, спрятанная на центральном тоннеле, находится чуть ли не за спинками кресел первого ряда. Тем более обидно, что у этой функции есть несколько позиций, но регулировать температуру сиденья при движении можно только на ощупь. По ездовым качествам автомобиль в целом меня не разочаровал, на трассе он довольно уверенно держит дорогу, да и заледенелые колдобины во дворах ему не страшны.

Но один неприятный момент все же был: при спуске с горки, покрытой наледью, при торможении машину стало сносить на обочину, а ESP сработала довольно поздно. Вот тут как раз мне и пригодился ручной режим в автомате. В целом «лесник» больше меня не подводил, но Subaru Forester, на мой взгляд, все же автомобиль для мужчин.


Что и почем?

На момент подготовки материала в салонах официальных дилеров Subaru на российском рынке покупателям предлагались только автомобили 2008 и 2009 годов выпуска. На них действовали солидные скидки, размер которых в зависимости от комплектации варьировал от 90 000 до 210 000 руб.

На все новые Subaru Forester, реализованные через сеть официальных дилеров, действует гарантия в течение 3 лет либо при пробеге до 100 тыс. км (в зависимости от того, что наступит раньше). Межсервисный интервал для всех модификаций Forester составляет 15 тыс. км, но не реже одного обслуживания в год. Стоимость первого технического обслуживания у официальных дилеров варьирует от 9500 до 11 000 руб. И не стоит забывать, что еще перед тем, как пройти первое ТО, посетить СТО придется и при пробеге 7500 км для замены моторного масла и фильтра. Стоимость этой операции в московских сервисах составляет примерно 6000 руб. Замена передних тормозных колодок вместе с оригинальными запчастями обойдется в 5000 руб.

Оформление полиса КАСКО на автомобиль, подобный тому, что побывал на нашем тест-драйве, облегчит кошелек владельца примерно на 90 000 руб.

Дорожный налог для модификации с 2,5-литровым мотором, оснащенным турбонаддувом (230 л.с.), в московском регионе составит почти 18 000 руб.


Скатился в эмоцию…

В широком ряду японских автомобильных брендов Subaru, по моему разумению, занимает особое место. Дело не в индустриальном бэкграунде Fuji Heavy Industries, не в богатой победами раллийной истории марки и даже не в мифическом «симметричном полном приводе». Дело в том, что, несмотря на все самобытные особенности, для Subaru характерна жесткая корреляция между популярностью бренда и популярностью продукции, под этим брендом выпускаемой. Интересно, что обе эти популярности имеют вполне самодостаточную и, что важно, немалую коммерческую ценность. Немногие марки могут похвастать таким положением вещей. На одной истории сегодня не проживешь, ситуация с Alfa Romeo — тому подтверждение.

Теперь о Forester. «Лесник» пока не подвергся сильной европеизации, что определяет спорные, «азиатские», эргономические решения. Однако и вся родовая динамика, не позволяющая самому законченному скептику назвать машину пресной, скучной, при Forester. Как говорится, равнодушных нет. Машина контрастов. Провоцирует на амбивалентность чувств всех, включая владельца, причем постоянно.

Приятная, в меру жесткая перфорированная кожа обшивки сидений и ужасный, твердый, как советский общепитовский сыр, пластик центральной консоли. Удобное в обхвате, «драйверской» геометрии рулевое колесо и совершенно нечитаемые, пригодные к размещению где угодно, но только не на приборной панели автомобиля подложки циферблатов. Ох, яду мне, яду… точнее, карету, а впрочем, подойдет и квас!

Избавиться от ненужных рефлексий просто: надо газу поддать, и Forester ка-а-ак полетит! Успевай только рулем крутить. Это ощущение езды сродни тому, что испытываешь на американских горках. Судя по всему, оно и обеспечивает популярность «лесника». А за дырку в капоте — воздухозаборник для радиатора промежуточного охлаждения — можно еще и лишних пару тысяч долларов накинуть к вполне, кстати, умеренной для такой неуемной машины цене.


Конкуренты

Стоимость базовой версии Subaru Forester c учетом всех скидок, действующих в настоящее время, составляет 969 700 руб. Количество среднеразмерных кроссоверов, представленных на российском рынке в данном ценовом сегменте, сегодня достаточно велико. В первую очередь это практически все представители корейского автопрома. Например, относительно свежие Kia Sorento и Hyundai Santa Fe предлагаются у нас не только с бензиновыми моторами, но и с турбодизелями. Причем независимо от типа двигателя покупатель может выбирать между шестиступенчатой механикой и шестидиапазонным автоматом. Ценник на Kia Sorento стартует с 1 089 000 руб., а на Hyundai Santa Fe — c 999 900 руб.

Следующие конкуренты — детища концерна General Motors: Chevrolet Сaptiva и Opel Antara. На оба устанавливаются только бензиновые двигатели. Версия с 2,4-литровым мотором предлагается как с механикой, так и с автоматом. Модификация с двигателем объемом 3,2 л комплектуется только автоматической КП. Цены на Captiva начинаются от 905 600 руб., а на Antara — от 1 115 400 руб.

Есть серьезные противники у Subaru Forester и в стане соотечественников. Nissan X-Trail в салонах официальных дилеров представлен с двумя бензиновыми и одним дизельным моторами. Все версии оснащаются как механическими, так и автоматическими КП, за исключением 2,0-литровой бензиновой модификации, которая комплектуется вариатором. Цены на самую дешевую версию с 2,0-литровым мотором и механикой начинаются от 1 049 400 руб.

Технические характеристики
МАССО-ГАБАРИТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Масса снаряженная/полная, кг1575/2015
Длина/ширина/высота, мм4560/1780/1700
Колесная база, мм2615
Колея спереди/сзади, мм1530/1530
Дорожный просвет, мм225
Размерность шин225/55R17 (26,7*)
Объем багажника, л50–1660
ДВИГАТЕЛЬ
Тип, кол-во и расп. цилиндровБензиновый с турбонаддувом, B4
Рабочий объем, см32457
Мощность, кВт(л.с.) при об/мин169 (230) при 5200
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин320 при 2800
ТРАНСМИССИЯ
Коробка передачАвтоматическая
Передаточные числа:
I2,785
II1,545
III1,000
IV0,694
Задний ход2,272
Главная передача4,111
Тип полного приводаПостоянный
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Подвеска передняя/задняяНезавис., пружинная
Тормозные механизмы спереди/сзадиДисковые вентилируемы/дисковые
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Максимальная скорость, км/ч 207
Время разгона 0 –100 км/ч, с7,6
Расход топлива город/трасса, л/100 км14,5/10,5
Топливо/eмкость топливного бака, лАи-95/60
Цена, руб.От 1 219 300
*В скобках указан наружный диаметр шин


Порог срабатывания

Э ргономика рабочего места на Subaru Forester в целом неплоха, но огрехи все же есть. Например, недостаточная информативность комбинации приборов или спрятанные в неудачных местах клавиши активации некоторых второстепенных функций. Динамика на пятерку — 230 л.с. оппозитного 2,5-литрового двигателя, оснащенного турбонаддувом, для автомобиля массой чуть более 1,5 т более чем достаточно. Нет претензий и к работе автоматической трансмиссии. Управляемость в целом серьезных нареканий не вызывает. Стоит отметить лишь несколько своеобразных моментов в управлении автомобилем: небольшой дефицит обратной связи с управляемыми колесами, особенно в близких к нулевой зонах, немного завышенные для машины марки Subaru крены, появляющиеся при прохождении поворотов малых радиусов, и склонность к уходу с прямолинейной траектории при боковом ветре. Отдельного высшего балла заслуживает работа системы стабилизации — ее вмешательство в процесс управления сведено к минимуму, но свои функции по возвращении машины на заданную траекторию она тем не менее выполняет безукоризненно. В номинации «плавность хода» Forester тоже заслуживает пятерку, правда, с небольшим минусом — легкая склонность к вертикальной раскачке при прохождении череды продольных волн на дорожном покрытии в его характере все же присутствует. В такой дисциплине, как проходимость, Subaru Forester не особо силен, малые углы въезда и съезда, даже при относительно больших дорожных просветах, серьезно ограничивают его возможности на пересеченной местности.


текст: Cергей ЗУБЕНКОВ
фото: Артем НИКИФОРОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты