В Париж по делу?

Уроки французского под Магнитогорском

«В этом году BGV покажет, что такое детский утренник с приставкой hard. Здесь хорошо всегда, потому что здесь нет никаких заморочек», — обещал пресс-релиз мероприятия. Трудно было не заинтересоваться таким анонсом, тем более у нас на обложке крупно написано: «Драйв». К тому же неподалеку от Магнитогорска хватает географических достопримечательностей

Перед началом спортивного мероприятия у нас был один день (кстати, как лучше сказать: целый день или всего день?). Куда съездить? Выбирали между несколькими интересными местами: Каповой пещерой с наскальной живописью тринадцати тысяч лет от роду, Страной городов, пошатнувшей представления историков о наших предках, четырьмя известными горнолыжными курортами и просто «необычными» населенными пунктами. Как ни странно, остановились все-таки на последних. Во-первых, был всего (!) один свободный день (да, именно «всего»). Во-вторых, уникальную карстовую пещеру и места раскопок древних цивилизаций, как показалось автору, лучше смотреть летом. В-третьих, на одном из горнолыжных курортов нам предстоит провести целый уик-энд. В общем, решено…

Едем в Париж

Любезно предоставленный нам спонсором фестиваля Tiguan с 2,0-литровым двигателем и автоматом весьма резво рассекал морозный воздух. При удивляющем отсутствии гаишных засад и весьма приличных дорогах оптимальный скоростной режим несколько отличается от привычного для трассы М4 «Дон» или М6 «Каспий» (как нетрудно догадаться, в лучшую сторону).

Неприятным сюрпризом стало отсутствие нумерации дорог. Решив однажды, что мы едем по главной, укатили совсем не туда, куда планировали. Еще немного — и случился бы конфуз. Небольшой, как казалось навскидку, объездной маневр по сильно второстепенным дорогам едва не осушил бак нашего «железного коня». И когда на горизонте показалась заветная колонка, маршрутный компьютер уверял, что машине до нее уже не дотянуть… Дотянули! Может, электронный мозг немного перестраховался, или усилием воли мы заставили автомобиль ехать на оставшихся в баке парах бензина.

Конечно, для себя сделали соответствующие выводы: если в близлежащих к Москве областях треть бака — это много, то за Уралом к такому запасу топлива нужно относиться скорее как к аварийному. Особенно если ездишь по неизвестным для тебя местам и есть вероятность «немного» заблудиться.

Париж встретил нас без помпы. На центральной улице не было оркестрантов, и даже местный краеведческий музей оказался закрыт на висячий замок. В общем, нас не ждали. Приветливые жители вкратце рассказали о достопримечательностях, в числе которых, кроме уже названного музея, значились пара точек общественного питания и… Эйфелева башня. Ну, или почти Эйфелева.

Незадолго до описываемых событий ваш покорный слуга изучал карту Челябинской области: Париж, Балканы, Берлин, Варна, Порт-Артур… Может, кстати, что-то и забыл. Как объяснить необычный феномен, и связан ли он с пересечением границы Европа — Азия? Раскрывая для себя эту географическую тайну Южного Урала, увидел табличку: «Башня построена во славу российских воинов-победителей»!


Шульган-Таш (53°02’39”С; 57°03’50”В)

Одна из крупнейших карстовых пещер на Южном Урале. Ширина входа в нее — 39 м, высота — 21 м. Пещера имеет трехъярусное строение, с разным микроклиматом на каждом уровне. Внутри протекает подземная река Шульган, которая с рокотом уходит под землю в одном месте и снова появляется в виде мощного родника в другом. На стенах Каповой пещеры (на среднем и верхнем ярусах) найдено множество рисунков эпохи палеолита (13–14 тыс. лет) с изображением мамонтов, носорогов и диких лошадей. Столь хорошо сохранившаяся наскальная живопись есть в двух пещерах мира — здесь и еще в одной на территории Испании. Шульган-Таш служила древним людям убежищем. При возникновении опасности скот загонялся на нижний этаж, а женщины, дети и старики уходили на верхний. Средний, как нетрудно предположить, оставался для тех, кто встречался с опасностью лицом к лицу. Так в пещере могли одновременно скрываться около трех тысяч человек. С этим местом связано множество легенд и приданий. Описываются человеческие жертвоприношения озеру Шульган — это были красивые девушки. Подтверждением подобных кровавых ритуалов служат найденные в озере в большом количестве человеческие останки.


В стиле Big Air

Сделав несколько фото на память, мы отправились восвояси. Машину и местные дороги, как показалось водителю, он к этому времени уже «понял». К невероятным просторам и отсутствию контроля со стороны «соответствующих органов» привык. Все это, наверное, и сыграло с концессионерами вторую злую шутку (многовато для 400-километрового маршрута, не правда ли?).

Основной участок дороги Париж — Фершампенуаз (это тоже название населенного пункта) был на ремонте, а хорошо укатанная объездная «без покрытия» не рассчитана на комфортную, как тогда казалось, «честную сотню». Автор этих строк так увлекся созерцанием пространства, что угодил на первоклассный трамплин. Пассажир едва успел негромко произнести что-то знакомое, антиблокировочная система лишь хрюкнула пару раз что-то недовольное… и мы на миг ощутили состояние свободного полета. Приземлились мягко и, как позднее выяснилось, без последствий для спортивного снаряда (кстати, российской сборки). Словом, сам того не планируя, наш экипаж присоединился к мероприятию BGV на сутки раньше, чем рассчитывали организаторы.

На следующий день, когда мы наблюдали за полетами сноубордистов (райдеров) на большом трамплине (его называют Big Air), разговорившийся со мной представитель местной дилерской сети VW не без чувства гордости рассказал трогательную историю. Дескать, на том же фестивале годом ранее никак не подготовленный Touareg совершил прыжок на трамплине, почти как эти райдеры, оторвавшись от поверхности едва ли не на метр… Моего лаконичного ответа: «Да, я тоже вчера пробовал…» — собеседник, кажется, не понял…

Трюки на большом трамплине — основная и самая зрелищная часть священнодейства. Зрители с замиранием смотрят, «как этот парень умудряется устоять на ногах после такого». Даже самые непосвященные вскоре понимают, что трюк «бэк сайд 1080» намного сложнее, чем «фронт сайд 900», как минимум потому, что цифра означает суммарный угол поворота в градусах. Ну а те, кто пробовал выполнять хотя бы элементарные прыжки самостоятельно, по себе знают, что крутиться в сторону спины гораздо сложнее, чем вперед.

Еще совсем недавно на российских контестах можно было рассчитывать на успех, если ты чисто делаешь «девятку» (оборот на 900°). Магнитогорск показал, что уже «десятка» стала для прорайдеров нормой (кстати, половину выступающих представляли иностранцы из Финляндии, Швеции, Словении, Австрии, Италии и даже Аргентины). Ну а самый выдающийся прыжок продемонстрировал наш соотечественник из Кировска, сделав оборот на 1260°. Правда, выполнил он его на лыжах, считающихся здесь дополнительной факультативной программой выступлений по фри ски.


Аркаим (52°38’56”С; 59°34’18”В)

Группу укрепленных поселений, обнаруженную археологами в Южном Зауралье (возраст — около трех тысяч лет до н.э.), часто называют Страной городов. Это территория, напоминающая квадрат со стороной в 350 км. Здесь найдено около 20 групп городов. Наиболее изученное из таких поселений — Аркаим — представляет собой хорошо организованную городскую структуру с тремя линиями оборонительных сооружений, поражающих своей продуманностью. Толщина внешней стены по основанию составляла 5–5,5 м, внутренних или стен цитадели — 2–3 м. Их сооружали из крупных глинобитных блоков и частично облицовывали камнем. Перед оборонительной стеной проходил ров, стены которого закреплялись деревом, сырцовой кладкой и плетнем, обмазанным глиной. С внешней стороны рва располагалась еще одна стена, сложенная из сырца, или обваловка из грунта с деревянным бруствером-частоколом. Перед обваловкой — еще одна канава для отвода паводковых и ливневых вод. Таким образом, глубина только внешней оборонительной линии составляла 16–20 м. Не менее интересно обустраивались внутренние пространства городов с системами водоснабжения и лабиринтами для запутывания неприятеля.


Танцуют все

Утром и днем, за несколько часов до только что описанных событий, катались едва ли не все будущие зрители: кто на сноуборде, кто на лыжах. Пожалуй, это наиболее заметное отличие таких фестивалей от обычных соревнований. Даже само слово «зритель» кажется здесь не вполне уместным. Кроме того, как минимум половина президиума проходившей пресс-конференции (организаторы и спонсоры) были замечены в свободное время на склонах.

Банное (один из здешних курортов) не очень подходит для начинающих, но тем, кто катается хотя бы половину сезона, должно быть интересно. Да и перепад высот в 450 м — хоть и небольшие, но уже горы. Если сравнивать с более известными горнолыжными курортами Кавказа, здесь, на Урале, несколько лучше сервис и чуть пониже цены.

Сноуборд — дисциплина молодая и быстро прогрессирующая. То и дело приходится слышать о проведении какого-либо состязания с оговоркой «впервые в России». Наряду с официальными «государственными» соревнованиями набирают популярность и коммерческие контесты, проводимые под эгидой международной организации TTR (Tiket To Race), к которым относится и BGV. На таких коммерческих турах у райдеров появляется возможность вместо спортивного звания получить денежное вознаграждение, а у зрителей — творчески отдохнуть. Не возбраняется в разумных дозах употреблять любимые напитки (для неразумных работает фейсконтроль) и слушать живую музыку, считающуюся в этом зимнем сезоне особенно зажигательной и согревающей.

На BGV 2010 для зрителей «зажигали» два российских рэп-коллектива и немецкий певец в стиле ска. Большая сцена, стены из динамиков — почти все, как на открытых концертах. Разве что воздух особенно свеж, и гвоздь программы — не выступление поп-звезды, а награждения победителей. По мне это как минимум не хуже. В какой-то момент ваш покорный слуга даже пожалел, что приехал сюда работать, а не отдыхать, как все нормальные люди. Ведь драйв и свежий воздух — это здорово!


Все звезды

Сноуборд — столь молодая дисциплина, что российские поклонники до сих пор не договорились, как правильно его называть: сноуборд или сноубординг (мы ориентируемся на официальное написание федерации ФГССР). Дисциплина включает в себя около дюжины отдельных стилей (точное число автор назвать затрудняется из-за высокой изобретательности поклонников этого вида спорта и отдыха). Одни из самых «окультуренных» — слалом и сноуборд-кросс (олимпийские виды), наиболее зрелищные — биг эйр, хаф пайп (акробатика в «полутрубе») и слоуп-стайл (полоса препятствий с рейлами и трамплинами), самые захватывающие — фрирайд (катание по неподготовленным склонам) и бэк кантри (спуск с вершин, на которые можно попасть лишь «необычным» способом — вертолетом или пешком). Уровень официальных «государственных» соревнований зависит от охвата — всероссийские, федеральные, муниципальные и т.д. Коммерческие контесты имеют градацию по звездности (от одной до шести звезд). Например, BGV Siberia, что прошел в этом году в Красноярске, были присвоены три звезды. Сюда мог попасть любой желающий, заплатив весьма скромный организационный взнос. В более звездном мероприятии под Магнитогорском (четыре звезды) принимали участие только приглашенные (посеянные) райдеры плюс призеры Красноярского контеста.

текст: Александр ДЕМЕШЕВ
фото: автор и организаторы мероприятия

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты