В прошлом номере нашего журнала (Зимнее путешествие. Одежда и продовольствие) мы говорили об одежде и снаряжении для зимних автопутешествий. Продолжая тему советов новичкам, побеседуем о подготовке автомобиля
Одно дело — добраться до дачи друзей по заснеженной дороге и совсем другое — поехать в неизведанные дали открывать для себя родную страну. В первом случае максимум проблем, который может вам грозить, — это прогулка за трактором в соседнюю деревню, во втором же возможен полный комплект неприятностей, не самым худшим из которых является возвращение домой на поезде с небольшой сумочкой уцелевших вещей. Произойти это может по воле случая, но чаще (точнее, почти всегда) проблемы возникают из-за того, что для прохождения выбранного маршрута недостает опыта путешествий и (или) недостаточно подготовлена машина. Первый пункт — это тема отдельной статьи, а наш небольшой текст посвящен как раз подготовке внедорожника.
Медео и Монте-Карло
Подготовке автомобиля нет конца — как и ремонт в квартире, она бесконечна — прекратить ее можно лишь волевым усилием, но вот с чего начать, я знаю наверняка: надо переобуть его в зимние шины.
Конечно, у вас полноприводный автомобиль, на вседорожной или тем паче грязевой резине вы отъездили уже не одну зиму, и все было нормально. Но сейчас вы собираетесь в дальнее путешествие, вас ждут не раскисшие от реагента четырехполосные автострады, а мириады поворотов на обледеневших бетонках и грейдерах, через которые ветер метет бесконечную реку поземки. А значит, предстоит многочасовое ежедневное ралли «Монте-Карло», проводимое на льду Медео. На любых шинах, кроме зимних, скорость движения будет невысока, следовательно, на дорогу будет потрачено гораздо больше времени и нервов. Вы можете возразить: после дорог общего пользования начнется бездорожье, и вот там-то ваши «мудовые» колеса возьмут реванш за лишние сутки в пути. Разочарую: не возьмут. В борьбе с зимним бездорожьем у грязевой покрышки нет шансов против зимней аналогичного размера. На зимнике грунтозацепы не нужны — ими цепляться не за что, а пытаться докопаться до грунта, находящегося под снегом на полутораметровой глубине, — идея не самая хорошая, и даже если снега значительно меньше, толку скрестись «шестеренками» о промерзший и обледеневший грунт мало. Конечно, грязевая шина в накачанном состоянии плохо работает, и ее надо спустить. Но и от этого толку немного — шина задубеет на морозе и откажется деформироваться. А вот зимняя покрышка (которую точно так же ничто не мешает спустить) в силу адаптированного к морозу состава резины будет отлично отрабатывать как рыхлый снег, так и скрытый под ним рельеф.
Жарко, не холодно
Как только температура за бортом опустится ниже минус 40 градусов, мир изменится. Голые руки начнут примерзать к металлическим предметам, машина покроется ледяной коркой, на смену струе горячего воздуха, бьющей из дефлекторов печки, придет прохладный бриз, а после минус 50 и он сменится пронизывающим северным ветром. Если вы обладатель дизельного внедорожника, то описанные метаморфозы произойдут соответственно при минус 30 и 40 градусах, ну а коли ваш боевой конь — гордый англичанин с мотором предыдущих серий, перемены неизбежны при еще более высоких температурах. Посему стоит обезопасить себя и мотор внедорожника от переохлаждения, так как никому из вас оно на пользу не пойдет. Но и в этом вопросе ни к чему изобретать велосипед — все уже давно придумано. Предпусковые подогреватели двигателя и автономные отопители салона ставятся на любую модель внедорожника с любым типом мотора. Это удовольствие не из дешевых, но сумма, в которую они обойдутся, не покажется такой уж гигантской, когда вы будете сидеть за рулем заглохшей машины и единственным источником тепла на десятки километров окажется фен, тихо гудящий в багажном отсеке.
Для дизельных машин совсем не лишней станет установка подогрева топливных фильтра, отстойника и магистрали. Возможно, экстремальные морозы вас не ждут, но лучше иметь в машине все перечисленные системы обогрева и ни разу ими не воспользоваться, чем потерять автомобиль или пострадать самому изза их отсутствия. Как гласит старая туристская поговорка, лучше протухнуть, чем замерзнуть. Применительно к дальним зимним автопутешествиям это так же верно, как и для пеших маршрутов.
Перечисленные модернизации дороже, чем красивый экспедиционный багажник даже вместе с фарами и дудкой воздушного сигнала, но гораздо полезнее в условиях зимнего путешествия и в отличие от последнего способны избавить от массы проблем.
Нет ничего важнее мелочей
Перед тем, как отправиться в дальнюю дорогу, проведите тренировочный выезд: загрузите в машину все снаряжение, которое планируете взять с собой, и тем же экипажем выберитесь в выходные на 300–500 км от дома. Постарайтесь включить в маршрут дороги, схожие с теми, по которым предстоит двигаться.
За часы, которые вы проведете в машине, все мелкие вещи (шапки, перчатки, налобные фонарики, еда для перекуса, зарядные устройства от телефонов, фотоаппаратов и прочих электродевайсов) найдут свое место и перестанут путаться под руками. Вы поймете, в какой именно одежде вам удобнее вести машину и куда лучше всего класть снятую куртку, а также, вполне возможно, решите, что именно из взятого снаряжения незаменимо, без чего вполне можно обойтись, а что срочно надо докупить.
Борясь с бездорожьем, вы сможете опробовать новое снаряжение в деле. Если оно окажется неудобным или ненадежным, пусть это выяснится сейчас, тогда можно будет избежать многих неудобств в ходе основного путешествия.
Если в последнем планируются ночевки в машинах, то их необходимо отрепетировать во время тренировочного выезда — только так вы сможете убедиться в том, что спальное место оборудовано должным образом, а загруженные в салон предметы не перекрывают поток теплого воздуха от обогревателя.
Как говорил литературный герой Конан Дойля: «Все это мелочи, но нет ничего важнее».
текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: из архива автора
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.