Боец особого назначения

Особенности эксплуатации легендарного Nissan Patrol Y61

Есть автомобили посредственные, есть неплохие, есть достойные. А есть просто легендарные, название модели которых стало именем нарицательным, как то: Toyota Land Cruiser, Mitsubishi Pajero… Наш сегодняшний герой, Nissan Patrol, именно из таких. Возраст модели уже перевалил за 50 лет, но до сих пор она пользуется любовью и уважением не только поклонников офф-роуда, но и всех тех, кому нужна полная независимость от дорожных условий

Изначально созданный для нужд армии, он очень быстро стал популярным в различных силовых структурах, а позже получил и статус официального автомобиля ООН. Patrol отлично приживался на службе у коммунальщиков, медиков, его активно использовали в качестве машины техпомощи.

Причины такого успеха большого секрета не составляют — естественно, это отличная проходимость и потрясающая надежность. Nissan Patrol имеет рамную конструкцию, обе зависимые подвески, постоянный привод на заднюю ось (передняя подключается жестко). Для тяжелого бездорожья предусмотрены блокировка заднего дифференциала и понижающая передача, не говоря уже о режимах ограничения диапазонов в АКП. Впечатляющие ходы подвески также выдают настоящий внедорожный характер — вывесить колесо надо еще умудриться.

Кроме того, на заводе Patrol комплектуют достаточно прочной пластиковой защитой жизненно важных агрегатов. Так что, если в ваши планы не входит ничего иного, кроме пикников в 100 м от трассы, ее будет вполне достаточно. В противном случае придется обзавестись более надежной металлической. К счастью для владельца, вся «требуха» под днищем Patrol настолько хорошо упакована и защищена, что оторвать что-либо на бездорожье практически невозможно. Иногда страдают лишь демпферы рулевой тяги да передний стабилизатор. Кстати, конструкция заднего стабилизатора весьма интересна. Специальный электропривод размыкает его связь с кузовом, позволяя колесам задней оси перемещаться вертикально на максимально возможные ходы. Правда, с электроприводом у настоящих любителей офф-роуда частенько возникают проблемы.


Дизели с характером

Базовым двигателем для этого поколения Patrol стал рядный 2,8-литровый турбодизель мощностью 128 л.с. Для тяжелого внедорожника его тяги явно маловато, к тому же двигатель частенько был недоволен качеством топлива, о чем регулярно извещал хозяина машины. Была у силового агрегата и еще одна неприятная особенность — даже кратковременный перегрев вызывал деформацию головки блока цилиндров, заставляя раскошелиться на ремонт. В 1999-м на смену 2,8-литровому турбодизелю пришел уже 3,0-литровый (158 л.с.). Авторитета автомобилю он явно не добавил, поскольку страдал болезнями своего предшественника, разве что в меньшей мере.

Прямо противоположная репутация у 4,2-литрового атмосферного дизеля с шестеренчатым приводом газораспределительного механизма, который прославился своей надежностью и не подводил даже в самых сложных условиях эксплуатации. Вот уж ему было абсолютно все равно, насколько качественная солярка плещется в баке, — лишь бы она была. Не удивительно, что фанаты офф-роуда предпочитают именно 4,2-литровые дизельные версии: с ними в любую глушь лезть не страшно, да и момента на колесах всегда хватит, чтобы одолеть очередной непроходимый участок.

Тех, кому больше по вкусу бензиновые двигатели, тоже не забыли. Весьма неплохим вариантом стал 200-сильный мотор объемом 4,5 л. В городе с ним намного веселее, но за хорошую динамику приходится в буквальном смысле дорого платить — литров 20–25 на каждую «сотню» уйдет как пить дать. В 2004 году на смену этому агрегату пришел еще более мощный 4,8-литровый (245 л.с.), все так же демонстрирующий недюжинный аппетит. Однако к надежности этих моторов претензий нет, поэтому, если расход топлива вас не смущает, вполне можно порыться в объявлениях о продаже бензиновых Patrol.


Мнение эксперта

Александр КОСТРОВ, специалист техцентра «Эвис Моторс». Для асфальта можно подобрать более комфортабельный автомобиль. Но с точки зрения покорения медвежьих углов трудно найти другой столь же надежный и неприхотливый внедорожник. Однако замечу: многие экземпляры используют именно по «прямому назначению», что, естественно, отражается на их техническом состоянии. Поэтому диагностика перед покупкой строго обязательна. Свой выбор я бы посоветовал остановить на версии с дизелем 4,2 л. Динамикой вы вряд ли будете поражены, но на топливе сэкономите заметно (по сравнению с бензиновыми модификациями), да и обращаться раньше времени в сервис тоже вряд ли придется. Главное — почаще меняйте топливный фильтр.


«Зимники» и праворульки

Кстати, многие умельцы предлагают смонтировать дополнительный бак объемом 40–60 л, благо подходящее свободное место под днищем есть. В него устанавливают топливный насос для перекачки солярки или бензина в основную емкость. Заправочную горловину выводят под штатный лючок — таким образом, тюнинг снаружи незаметен. Правда, последствия могут быть самыми разными — как-никак серьезное вмешательство в конструкцию.

Надо заметить, помимо автомобилей с традиционным для нас расположением руля, на рынке можно встретить и коренных «японцев» с шильдиком Safari — именно такое название носила модель на островах. «Праворульки» отличаются более богатым оснащением и отделкой, а также настройками электроники (характеристики двигателей несколько иные, чем у европейцев). На внутреннем рынке успехом пользовались наддувные версии 4,2-литрового дизеля TD42, выдающие 160 л.с., которых жители Старого Света оказались лишены.


Достойны внимания модификации с «зимним пакетом» — двумя АКБ, дополнительным отопителем. Многие дизельные Patrol имеют очень полезную для холодного времени года функцию — режим прогрева двигателя. Специальный клапан частично перекрывает выпускную систему, одновременно блок управления увеличивает обороты холостого хода — так создается имитация нагрузки на двигатель, что позволяет ему быстро выйти на рабочий температурный режим.

Конечно, покупая полноразмерный внедорожник, необходимо понимать: каким бы надежным он ни был, его содержание обойдется отнюдь не в копейки. Одного только масла в систему смазки, к примеру, трехлитрового дизеля необходимо 8,5 л. Запчасти также стоят недешево, хотя фанаты Patrol не перестают искать все новые и новые способы сэкономить. Например, опытным путем выявлено, что вместо оригинального колесного хаба можно установить уазовский — правда, понадобится заказать и переходную втулку. А подшипники ступиц здесь — точь-в-точь, как у «Москвича-412»! Насколько оправданно использование таких «доноров», судить не беремся. В случае кузовного ремонта спасает приличный выбор бэушных деталей на разборках.

Просто и надежно

Обслуживание Patrol довольно банально и бесхитростно. Помимо прочего, раз в год желательно шприцевать шлицевые соединения и крестовины карданов — иными словами, все то, что имеет масленки. Не забудьте про поворотные кулаки, также требующие периодического пополнения смазки. При активном использовании автомобиля на бездорожье шприцевать шарниры лучше почаще.

Что касается интервалов замены масел, они тоже вполне стандартны. Моторное у дизелей специалисты рекомендуют менять раз в 10 тыс. км, в АКП, а также в редукторах — раз в 60 тыс. км. Интервалы несколько сокращены по сравнению с рекомендованными производителем, но сервисмены настаивают именно на таких. Если быть аккуратным как на асфальте, так и на бездорожье и вовремя проходить ТО, серьезный ремонт подвески долго не потребуется. Первыми замены просят стойки стабилизатора — они «живут» в среднем 50 тыс. км. Примерно такой же километраж выдерживает демпфер рулевой тяги. Рычаги и амортизаторы могут без проблем выдержать 150 тыс. км пробега, а иногда и больше. Износ деталей подвески не всегда сразу дает о себе знать. Для многих владельцев Patrol «приговор» к ремонту со стороны сервисменов кажется «разводом на деньги», ведь изменений в поведении автомобиля, посторонних стуков не ощущают. Если такой сюрприз постигнет вас уже после покупки, не спешите винить в неудовлетворительном состоянии авто его бывшего хозяина. Корить в таких случаях стоит только себя, пожалевшего денег на диагностику.

Ржавчина? Забудьте!

Склонности к быстрой коррозии кузов Patrol не имеет. На 10-летних экземплярах ржавые точки можно найти лишь в местах глубоких сколов. Но, покупая этот автомобиль у отъявленного «джипера», надо быть внимательным: если большая часть жизни прошла в грязи и болотах, коррозия часто поражает слабые места: колесные арки (особенно под пластиковым обвесом), пороги, пол у ног передних пассажиров… Обратите внимание на состояние рамы в районе задней оси: именно там ржа появляется прежде всего. Толстый металл рамы не сгниет так быстро, как кузовные панели, но любящий хозяин сразу после покупки обработает ее антикоррозионными составами снаружи и внутри.

С появлением Patrol нового поколения сбрасывать со счетов модель с индексом GR рановато. Ресурс деталей вездехода достаточно велик, да и с любыми задачами он справляется на отлично, так что брутального «проходимца» еще не один год можно будет встретить в самых неожиданных уголках нашей необъятной страны.

Технические характеристики
Геометрические параметры
Длина/ширина/высота, мм5045/1940/1855
Колесная база, мм2970
Колея спереди/сзади, мм1605/1625
Дорожный просвет, мм220
Диаметр разворота, м12,2
Объем багажника, л183–2287
Угол въезда, градусы37
Угол съезда, градусы31
Угол рампы,  градусы27
Стандартные шины275/65R17 (31,1”)*
Технические параметры
Модификация2,8 TD3,0 TD3,0 TD4,8
Рабочий объем двигателя, см32826295329534758
Расположение и кол-во цилиндровR6R4R4R6
Мощность, л.с. (кВт) при об/мин129 (95) при 4000158 (116) при 3600160 (118) при 3600245 (180) при 4800
Крутящий момент, Нм при об/мин252 при 2000354 при 2000380 при 2000400 при 3600
Коробка передач5МКП5МКП/4АКП5МКП/4АКП5АКП
Максимальная скорость, км/ч155160160180
Время разгона, с18,415,4 (16,9)**15,2 (16,3)**11,7
Расход топлива город/трасса, л на 100 км14,5/9,514,3/8,8 (13,9/9,0)**14,3/8,8 (13,9/9,1)**19,6/18,1
Снаряженная масса, кг2192335 (2425)**2365 (2410)**2460
Полная масса, кг2920292032003200
Топливо/емкость бака, лДт/95Дт/95Дт/95Аи-95/95
  * В скобках указан наружный диаметр шин
** Для модификации с автоматической коробкой передач



Мнения владельцев

Андрей ВАСИЛЬЕВ Возраст – 34 года
Nissan Patrol 3,0 л, дизель, АКП (2000 г.в.)

Я долго искал хорошо сохранившийся экземпляр. Мои труды окупились сторицей — по сути, кроме техобслуживания с заменой расходных элементов, вложений не потребовалось, несмотря на солидный пробег. Автомобиль хотя и жестковат для каждодневной езды, но не настолько, чтобы стоило на это жаловаться. Зато его салон очень комфортен для внедорожника, причем как для водителя, так и для пассажиров. Зимой очень выручают режим прогрева дизеля и дополнительный отопитель. Двигатель чувствителен к качеству топлива, но, если вовремя менять топливный фильтр и заправляться на «правильных» АЗС, проблем не возникнет. При парковке спасает большое количество не занятых сугробов.


Сергей КОБЗЕВ Возраст – 49 лет
Nissan Patrol 3,0 л, дизель, АКП (2006 г.в.)

До Nissan Patrol у меня был Chevrolet TrailBlazer. Машина хорошая, но ее проходимость не устраивала: мне приходится далеко ездить на дачу, и часть пути пролегает по «направлению». Я выбирал из Nissan Pathfinder и Mitsubishi Pajero 3, однако остановился на Patrol. Он стоит примерно так же, но при этом получаешь больше серьезного внедорожника. Здесь и подключаемый передний мост и блокировка заднего дифференциала. На моем Patrol автомат, что удобно для трассы. Хотя я приобрел его буквально пару месяцев назад, некоторое мнение о проходимости уже сложилось. В недавние сильные снегопады порой хватало и заднего привода, что и говорить о полном с включенной понижайкой.



Примерные цены на запасные части*, руб.
ЗапчастиОригинальныеНеоригинальные
Крыло переднее14 800Н.д.
Бампер передний22 400Н.д.
Фара передняя12 5502950
Стекло ветровое12 1003300
Возд. фильтр1000300
Стойки переднего стабилизатора2000650
Втулки переднего стабилизатора500250
Наконечник рулевой тяги46001200
Амортизатор передн.62001650
Амортизатор задн.65001650
Тормозные колодки передние47801000
Тормозные колодки задние40001000
Тормозные диски передние92203600
Тормозные диски задние92203200
*Для модификации 3,0 TD

Регламент работ по техническому обслуживанию для Nissan Patrol
Операции12 мес.
15 000 км
24 мес.
30 000 км
36 мес.
45 000 км
48 мес.
60 000 км
60 мес.
75 000 км
72 мес.
90 000 км
84 мес.
105 000 км
96 мес.
120 000 км
108 мес.
135 000 км
120 мес.
150 000 км
Моторное масло и фильтр
Охлаждающая жидкость         
Воздушный фильтр     
Фильтр системы вентиляции в салоне     
Топливный фильтр*     
Свечи зажигания     
Жидкость в тормозной системе     
Масло в раздаточной коробке и редукторах        
Масло в механической коробке передач         
Масло в автоматической коробке передач        
* Для версий с дизельным двигателем

текст: Алексей ФЕДОРОВ
фото: фирма-производитель и из архива редакции

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№2 февраль 2011

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты