Малайзийский Rainforest Challenge — соревнование столь далекое и невероятно сложное, что для нас, простых смертных джиперов, оно было сродни сказке… или, возможно, легенде. Но позвольте мне заверить вас: все услышанные вами истории, повествующие о жестокости и экстремальности этого приключения, — чистая правда! Я видел все своими глазами!
Москва проводила меня 25-градусным морозом, а Куала-Лумпур втретил +35°С. Суть RFC в сплошных крайностях — это главное, что следует запомнить. В первые два вечера всей многокультурной свите устраивали прием в пятизвездочной роскоши, а стартовую отмашку давал его малайзийское величество — сам султан Джохора. Всего несколько часов спустя мы уже натягивали брезент между деревьями, истекающими каплями дождя, и сваливали походные кровати подальше от краев навеса, чтобы их не залило.
«Чрезмерный» — вот слово, характеризующее множество аспектов RFC. Даже пролог в центре города заставил меня содрогнуться от сложности некоторых секций. Какой-то жестокосердный тип на экскаваторе выкопал невероятно огромные ямы на площадке позади супермаркета, которые должны были преодолеть несчастные экипажи! Скользкий путь вел автомобили к самому подножию отвесной двухметровой насыпи. Вездеходы выбирались наверх только с помощью лебедочного якоря, способного зарыться в поверхность.
У RFC есть одна деталь, отличающая его от любого другого соревнования, где мне довелось побывать, — единение с матерью-природой. Конечно, местность определяет характер некоторых мероприятий. Вспоминаются, к примеру, болота «Ладоги Трофи», горы и леса «Хорватии Трофи». В Малайзии же жара и немыслимая влажность, ураганы с ливнями, превосходящими по силе любой дождь, под который я когда-либо попадал, а заодно и джунгли, в буквальном смысле кишащие жизнью! Повсюду в этом зеленом буйстве идет борьба за господство и выживание. Здесь каждое растение, насекомое или животное является частью цепи: кто-то охотится на свою добычу, но сам является пищей для другого хищника. И мы, вступив в эту среду, также стали звеном цепи. Но участники RFC пришли не для поисков еды, а ради брошенного вызова.
Обливающиеся потом, в ботинках, заляпанных липкой грязью, исцарапанные острыми осколками бамбука, исколотые шипами папоротника, мы пытались продвигаться вперед. Нас покусали москиты, а извивающиеся пиявки попили нашей крови… А ведь это всего лишь участь журналистов! Представьте себе, каково участвовать во внедорожном состязании, проходящем в бешеном темпе и в этих условиях? Что должен выдержать штурман, тянущий трос по отвесному уклону в поисках места для лебежения, тяжело дышащий и не знающий, поджидает ли его в кустах кто-то готовый поцарапать или укусить? Вот почему, говоря о RFC, многие щедро используют слово «экстремальный». Оно ему впору.
Готовы к испытанию?
День соревнования состоит из шести секций, которые пролегают через густые заросли бамбука и мимо деревьев со свисающими пресмыкающимися. Отрезки эти не очень длинные, а человеку, привыкшему к «Ладоге» или некоторым гигантским этапам Pro-X, например, такому, как Алексей Меньшенин, могут показаться на удивление короткими. Но вот только созданы они многоопытными организаторами-«садистами», чтобы на все лады испытать автомобиль и проверить способности команды. Например, одно задание выглядело как несложный объезд вокруг большого дерева с дальнейшим подъемом. Но это предписывалось выполнить только с помощью лебедки. Малейшая тяга на колесах — и задача считалась невыполненной. Это оказалась сложнее, чем может показаться, — я видел только половину машин, которым удалось правильно пройти секцию.
Другим упражнением стал слалом в густом лесу. Большим автомобилям он дался непросто, зато оказался удобным для более компактных и мощных внедорожников, способных мгновенно отправлять колеса в пробуксовку, чтобы скользить вокруг препятствий. Тем не менее, когда дело дошло до преодоления валунов на реке и множества бревен, лежащих поперек пути, то лучшее время показывали более крупные и сильные внедорожники. Разносторонность — самое важное свойство машины для достижения хорошего результата.
Мы, люди, способны к технической изобретательности. Это наше преимущество перед природой. Для преодоления самого плохого из того, что только может уготовить окружающая среда, участники RFC развернули секретное оружие, похожее на крылья, появившиеся у млекопитающих миллионы лет назад. Это механическая лебедка, которую местные называют God-winch ( лебедка-бог). Отличный пример автомобильного дарвинизма! Барабан огромного размера приварен к передней части шасси и приводится от коробки отбора мощности. Сбоку барабана закреплен редуктор. В результате лебедка вращается почти со скоростью трансмиссии. Такие устройства стояли у Land Cruiser и одной Suzuki. Они простые, но эффект дают потрясающий — автомобиль вытягивает себя на, казалось бы, неприступный, заляпанный грязью крутой склон столь же быстро, как если бы он ускорялся в городе со светофора! Невероятно!
Самая важная составляющая соревнования — это люди, и Rainforest Challenge гордится тем, что принимает исключительное количество национальностей со всех уголков земного шара. Мероприятие фактически заявляет о себе как о наиболее интернационально представленном среди себе подобных в мире, где принимают участие спортсмены из 25 стран.
Наши и соперники
Самый большой состав джиперов был из России, ведь Владивосток ближе к Малайзии, чем Москва. Я британец, но мне известно, как почетно называться настоящим русским. И вся группа достойна этого звания, так как они в первую очередь предложили мне водку от жара и кашу для моего пустого желудка. Они определенно были самой ненапряженной командой в палаточном лагере и относились к соревнованию скорее как к празднику. Кроме того, Андрей Курдаков и Юрий Игнатенко блестяще выступили на своем «толстом», но крепком как скала LC70 и выиграли в категории до 3000сс и в классе автомобилей с электрическими лебедками.
Начиная с самого пролога лидировал Чаи Муи Шин на хорошо отстроенном вездеходе на базе Daihatsu Rocky. Тропы его родного Борнео отлично подошли для совершенствования мастерства перед RFC. Автомобиль спортсмен разработал и построил, имея глубокие знания и опыт. Все это вкупе сделало Чаи, слегка напоминавшего босого уличного оборванца в слишком большой майке, грозным соперником. В сравнении с командами, занявшими 2-е и 3-е места и выигравшими лишь по два этапа, он взял первенство на шести этапах, и его положению ничто не угрожало, хотя серебряный призер, команда Филиппин ехала на машине, построенной при поддержке местного дилера. Мечта многих почитателей Land Rover во всем мире для них стала явью. Дилер марки Manila предоставил им модель LR 90 1997 года выпуска с двигателем V8 объемом 3,9 л и большую «котлету» денег для покрытия расходов.
Автомобиль получил мосты Ashcroft с передаточным отношением 4:11, блокировки ARB. Механическую лебедку с дифференциалом от Suzuki команда создала самостоятельно. Отец и сын Мендиола — члены команды, прежде не выступавшие вместе, изо всех сил старались освоиться в прологе. Несколько сотен утраченных ими очков оказались слишком большой потерей, чтобы компенсировать ее за оставшуюся часть соревнования. Однако все согласились, что получить второе место в таком состязании мирового уровня было делом нелегким.
Если бы присуждалась награда самой решительной личности в джунглях, то в окончательный список претендентов точно попал бы Денис Степаненко, молодой российский экспатриант, оставивший работу в Малайзии, чтобы учиться на механика, поэтому он отлично понимает, как все узлы машины функционируют вместе. Он был штурманом у своего друга, и ехали они на багги Jeep/ Suzuki — одном из самых нелепых автомобилей на этом поле сражения. Им все очень хорошо удавалось до тех пор, пока они сильно не ударились о бревно и не разбили оба моста от Land Cruiser и коробку передач. Несмотря на это, спортсмены победили в классе до 2000сс, а экстремальная обстановка RFC стала отличной школой для Дениса в его совершенствовании знаний техники. В следующем году он сюда вернется!
Экстрим во всех смыслах
…Спецучасток продолжался. Мы прошли грязевые ямы, грозящие погубить автомобили, выполнили сложное задание на слалом между деревьями. После дней, проведенных в передвижном лагере, минуя плантационные деревни и их дома с заманчиво выглядящими кондиционерами и обещающие роскошное проживание, мы добрались до старта того, что организаторы назвали Сумеречной зоной. Я человек, на котором болотистые тропы «Ладоги» навсегда оставили шрамы: в руке сломаны три кости, и она до сих пор не функционирует как надо, поэтому мне не показалось, что 10-километровый маршрут через почти девственный лес вызовет затруднения. Но автомобили, участвующие в RFC, — это не те монстры, что едут в «Ладоге» или Pro-X. Они также являются прототипами ручной сборки, но проворны, с меньшим клиренсом и сильно зависят от больших механических лебедок для продвижения вперед. Шины диаметром 35 дюймов — обычное дело. Никаких 40-дюймовых Bogger, редки портальные мосты. Кроме того, в России деревья не покрыты шестисантиметровыми шипами. Спустились сумерки, и участникам пришлось пробираться через кромешную тьму непроходимого тропического леса.
У некоторых вступивших на поле брани сразу начались проблемы. На автомобиле команды из Шри-Ланки сломался поворотный кулак. Случилось это через несколько сотен метров после старта. Все 20 машин винчевались сквозь глубокую грязь по одной тропе в полной темноте. Считайте это готовым рецептом чрезвычайной ситуации для европейского журналиста. Люди на мощных машинах, с еще более мощными лебедками устали, выбились из сил и желали как можно скорее дойти до конца… Вот тут-то все и произошло. Кто-то ударил дерево, чтобы убрать его с пути, при этом не увидев Дэйва Мэткалфа, всеми любимого участника, стоявшего с другой стороны. Удар по плечам нокаутировал его. В спасательной и эвакуационной операции были задействованы спортсмены, организаторы, солдаты из войск связи и малайзийская береговая охрана. Надо отдать должное организаторам: пока они ждали новостей о состоянии Дэйва, никто не продолжал борьбу. Снова и снова повторялось то, о чем говорилось с самого старта: каждый в конвое является частью семьи RFC. Оставшиеся этапы, которые предполагалось провести у пляжа, были отложены до тех пор, пока мы в итоге не получили известие, что у Дэйва сильный ушиб, а в остальном он в порядке и полностью поправится.
Церемония награждения состоялась по возвращении в окружении роскоши — кондиционеров, Wi-Fi, электричества и горячей воды. Вряд ли кто-то мог поспорить с фактом, что у соревнования есть достойный победитель. Кубки и медали выдали призерам в разных категориях под нескончаемые аплодисменты. Русским пришлось передвигать тарелки с едой, чтобы все награды уместились на их столе.
Экстремальное внедорожное соревнование RFC знаменито как одно из лучших в мире, и теперь я знаю, что это действительно так!
Победители RFC | |||
---|---|---|---|
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль |
1 | Чай Муи Шин/Линус Нгиен Хок Таур | Малайзия | Daihatsu Rocky |
2 | Хиларио Мендиола/Хирриан Мендиола | Филиппины | Land Rover 90 |
3 | Уилфред Сим/Сартоно | Малайзия | Toyota |
текст: Робб ПРИТЧАРД
фото: автор
перевод: Асатур БИСЕМБИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.