Трудно сказать, почему мы решили поехать именно в Норвегию. Просто захотелось. Спланировали маршрут, прихватили с собой велосипеды и все необходимое и — в путь
Путь от Питера до Турку нам знаком: загруженная трасса «Скандинавия», очередь на границе — в этот раз, кстати, не очень большая — и великолепная дорога от границы до Турку.
Утром погрузились на паром и отправились в сторону Стокгольма. Мы выбрали дневной рейс (от компании Viking Line), чтобы насмотреться на море, от души поесть за шведским столом и попеть караоке. Показалось странным то, что нельзя заказать билеты самостоятельно через интернет. Однако петербургские турагенты дополнительную плату за бронирование не берут, цены посредника аналогичны ценам перевозчика — надо только дойти до их офиса. На борту парома есть кафе, ресторан, казино, бары и магазин, безлимитный Wi-Fi средней скорости, много палуб для прогулок и людей для общения — каждый найдет то, что ему по душе. Самыми дорогими являются каюты с иллюминатором — их три класса, но в течение дня это удовольствие совершенно лишнее. Если взять билеты на дневной паром и погода будет благоволить, можно наслаждаться видами с палубы. Из порта Турку доплыть дешевле, чем из Хельсинки. Можно купить автопакет, включающий провоз автомобиля и четырех пассажиров. В низкий сезон, с 16 августа по 13 июня, стоимость билетов совсем смешная, в высокий она просто позитивная.
Прибыв вечером в Стокгольм, мы поехали в выбранный наудачу кемпинг «Бреданг» в пригороде. Он расположен рядом с водой, имеет много парков и станцию метро. И хотя район населен иммигрантами, в отличие от Питера там чисто и ухоженно. Кемпинг обозначен на всех картах, его легко найти по дорожным знакам, администраторами там работают молодые полиглоты. В сезон кемпинг не пустует, заказывать места лучше заблаговременно. В основном он заполнен домами на колесах. Есть домики в аренду, бесплатный душ, собственный лес и некоторые иные удобства. До центра города можно доехать за 25–40 минут на велосипеде, что при развитой сети специальных дорожек очень удобно.
Первые дни в Норвегии
Весь следующий день мы гуляли по Стокгольму, а утром выехали в сторону Норвегии. Интересно, что практически сразу при переезде границы дорога сужается, и ландшафт меняется на горный. Поскольку навигатору было «приказано» избегать платных трасс, то незадолго до Осло мы свернули на узкое живописное шоссе №22, по которому объехали столицу через деревни, наслаждаясь красивыми ландшафтами. Так группа прибыла в очередной кемпинг.
8 августа. 5-й день. Доехали до деревни Торпо, расположенной рядом с местной церковью, которая построена, между прочим, в 1192 году: каменная крыша, резные элементы, аскетичное убранство, милое кладбище без нагромождения разноплановых оградок, запах многовековой просмолки. Внутрь решили пока не заходить, поскольку аналогичный памятник был в наших планах на обратном пути.
Во второй половине дня добрались до места, бросили машину и продолжили путь на велосипедах. Красота такая, что не фотографировать нельзя, поэтому ехали короткими перегонами, издалека осматривая норвежские дачи. Они построены как бы спонтанно, в норвежском стиле. Грядок на участках нет. Очевидно, что в этом районе огурцы не вызревают, да здесь и не принято выращивать овощи. От станции Финсе открывается вид на ледник, от которого на всю долину веет холодом. Дачи редеют, закатное солнце красит ландшафт. Оказывается, в окрестностях деревни в 1979 году снимали пятый эпизод «Звездных войн» — «Империя наносит ответный удар». И правда, лучшее место для этого найти трудно.
Вечером похолодало, все замерзли. Перевалив самую высокую точку маршрута, мы нашли маленький ровный участок, поставили палатку и устроились на ночлег.
9 августа. 6-й день. Продолжение велосипедного маршрута Ралларвеген. Собираем палатку, а мимо нас проезжает несколько групп велотуристов. Присоединяемся, то обгоняя их, то отставая. Дорожка очень приятная, и сложностей с ездой не возникает. Маршрут по силам даже детям. Вокруг — потрясающие виды: головокружительные спуски, равнины, водопады. Отдыхаем, купаемся в реке, проводим фотосессии. Приятный день тянется долго.
На обратном пути заехали на пересадочную станцию «Мюрдал», чтобы узнать расписание поездов. Оказывается, здесь купить билеты нельзя — они продаются только в деревне у фьорда или через интернет. Впереди — дикий серпантин. Очень порадовались, что по нему не надо съезжать на машине — здесь даже велосипедные тормоза, разогреваясь, теряют эффективность.
Вблизи фьордов
10 августа. 7-й день. Катаемся на велосипедах по берегу фьорда от Флама до Аурланда и обзорной площадки в горах. В интернете все это выглядело привлекательно, поэтому решили ехать по узенькому серпантину, недавно бывшему основной дорогой через горы. Но вверх, к самым облакам, двигаться труднее, чем вниз. В итоге высоту 640 м двое из нас осилили ради забавы, еще один — частично из принципа, частично из любопытства. Четвертый участник экспедиции решил, что ему достаточно половины горы. В общем, поднявшись, мы уже не имели сил на полноценную фотосъемку. К тому же туристов на смотровой площадке было так много, что все почти толкались плечами. Отдохнули, полюбовались пейзажем и начали головокружительный спуск.
Внизу решили до машины добираться на поезде. Обменяли время на деньги и за пару часов с пересадкой в Мюрдале доехали до Хогастола. От экскурсионной Фломской железной дороги получили противоречивые впечатления: красиво, быстро заканчивается, билет на провоз велосипеда стоит, почти как на пассажира. В общем, ее популярность кажется немного раздутой. Кругобайкальская железная дорога по красоте не уступит, на ней не меньше туннелей, больше протяженность, но она совершенно иначе позиционируется и продается.
По плану из Хогастола на машине по высокогорьям поехали дальше в сторону Бергена. Рядом с водопадом Верингфоссен трасса резко спускается, несколько туннелей делают петли внутри гор. В воздухе стоит характерный запах — наверное, кто-то из наших попутчиков забыл тормозить двигателем на спуске. Местные носятся, как берсерки, по узкой, постоянно спускающейся и поворачивающей дороге с множеством туннелей. Автор же и на скорости 50 км/ч устал через 30 минут. Что характерно, около каждого туннеля есть туалеты. Ночевали в долине реки в кемпинге после основного спуска.
11 августа. 8-й день. Утренний осмотр водопада Верингфоссен, который примечателен сбросом воды с высоты 182 м, несколькими обзорными площадками, петляющими туннелями ближайшей дороги. В прошлом году он забрал какого-то неаккуратного русского... Следующий пункт программы — скала Троллтунга. Кемпинг «Лофтус», наверное, был самым живописным и густонаселенным. Количество остановившихся там немцев напоминало оккупацию Норвегии.
12 августа. 9-й день. Троллтунга — настоящая мекка экотуризма в Норвегии. Это нависающая над обрывом плоская скала, на которую ходят полюбоваться и пощекотать нервы обычные люди, не привыкшие иметь дело с высотой. Дорога наверх начинается по лестнице вдоль фуникулера, запускать который для туристов местные жители не собираются. 45 минут карабкания по узким деревянным ступеням — и мы окунаемся в мирную обстановку высокогорного норвежского садового товарищества с миленькими и ухоженными дачками. Местность необыкновенно красивая, безлюдная и поражает обилием ягод и грибов. Приходится запрещать товарищам питаться подножным кормом, чтобы группу не приняли за голодных бродяг, так как собирать ягоды в Норвегии не принято. Обратный путь с горы был проще, спокойнее и быстрее, чем на нее. Спускаться по лестнице решился только один из нас, остальные двигались по пешеходной тропе. Трудно сказать, какой вариант легче и безопаснее, потому что лестница имеет мелкие ступени, а тропа богата разнообразными полуживыми камнями. Но в дождь однозначно тропа предпочтительнее.
Берген
13 августа. 10-й день. Путь в Берген лежал через Эйдфьорд, который нам надо было форсировать на пароме из городка Кинсарвик. Расписание узнали заранее в интернете, очередь заняли заблаговременно, но на первый паром не попали... После переправы мы, как прежде, поехали по бесплатным дорогам (в нужном месте не поставил галочку при прокладке маршрута), но потом водитель сказал свое веское: «Хватит халявных дорог». Уж больно они узкие и извилистые. В Бергене нашли присмотренный заранее кемпинг «Скогтун», выбрали лучшее место, разместились, на закатном солнце просушили палатку. Кемпинг оказался на редкость гостеприимным, с бесплатным душем, неограниченным интернетом, красивым видом и возможностью арендовать каяки. Он расположен террасами на берегу Норвежского моря.
14 августа. 11-й день. Утром решили найти бесплатную парковку, бросить машину и отправиться в центр Бергена на велосипедах, что и было сделано. Бесплатный паркинг обнаружили у крупного магазина, который нашли по навигатору (распространенная стратегия любителей халявы, примите на вооружение). Платная парковка в городе стоит дорого даже для европейцев, мы же легко ее избежали. Если в этой стране по незнанию нарушаешь какоелибо правило или неправильно платишь, штраф составляет 50–70 евро.
Понравилось все, что видели: башня Розенкранца, обзорная площадка и фуникулер к ней, аквариум, улица Брюгген, центр и окраины, которые видели. Улица поразила своим ухоженным видом и стяжками каркасов домов. По количеству этих стяжек и укрепляющим брусьям можно предположить, что дома держатся с помощью клея и обоев. Несмотря на шаткий вид, Брюгген плотно заселен сувенирными магазинами и конторами фирм. Непонятно, живут ли там люди, но подозреваю, что отважившимся на это должны доплачивать.
Что интересно, Общество охраны старинных памятников Норвегии существует аж с 1844 года и с того времени выкупает их, реставрирует, консервирует и демонстрирует. Чрезвычайно деятельная организация, благодаря которой в стране есть на что посмотреть, кроме фьордов.
15 августа. 12-й день. Выезжаем из Бергена. Движемся по трассе Е16 Берген — Осло, широкой, быстрой и немного напряженной из-за воскресного дня. 190 км осиливаем довольно быстро, но несколько непривычно длинных туннелей нас утомили. Чтобы не лопнуть от натуги, останавливаемся на ночевку перед Лаердальским туннелем длиной 24,5 км.
16 августа. 13-й день. Лаердальский туннель разбит на четыре примерно равные части тремя большими искусственными гротами-остановками. Они подсвечены в едином стиле и напоминают Пещеру горного короля из «Пер Гюнта» — неизгладимое впечатление! Великолепная работа.
17 августа, 14-й день — 19 августа, 16-й день. По пути домой заезжали погулять в Осло, в Стокгольм, выспались в нормальной постели на пароме до Турку. Далее следовали поездка по дорогам Финляндии до границы с Россией, двухчасовая очередь на российской границе и трехчасовой ужас от трассы «Скандинавия» — очень хотелось домой.
Финансовая часть
Приводим общие траты нашей группы в рублях по курсу на дату возвращения. Можно добавить 3000–5000 тыс. руб. на каждого, израсходованные на продукты и кафе, которые путешественники оплачивали индивидуально. В расчет включены расходы, без которых было не обойтись: поезд Флом — Мюрдал — Хогастол, парковка в Осло, фуникулер в Бергене, метро в Стокгольме.
Конечно, если бы формат поездки включал рестораны и гостиницы, стоимость возросла бы примерно вдвое. Не учтены музеи и шопинг (приобретались сувениры и норвежские свитера). Общая сумма групповых расходов составила примерно 70 100 руб. на четверых.
По узким дорогам вдоль фьордов приятнее всего передвигаться следом за большим автобусом или фурой, поскольку встречные машины уступают дорогу такому транспорту в узких частях. Без подобной поддержки в местах разъезда приходилось останавливаться или замедляться до 10 км/ч, чтобы пропустить легковушки.
К слову, о дорогах: некоторые из них в Норвегии платные. Можно заранее купить «проездной» или платить каждый раз при въезде на такие участки, но это не всегда возможно. Ситуация кажется тупиковой только для приезжего и только на первый взгляд, поскольку оплатить проезд можно через интернет по банковской карте. Пожалуй, это единственный и самый простой способ для иностранца — зарегистрируйтесь на сайте www.autopass.no, укажите срок пребывания и номер авто, внесите небольшой депозит на счет в систему, после чего можно не бояться судебного преследования, запрета въезда в страну и не шарахаться от полисменов на улице, в конце концов спать спокойно. По мере отслеживания автомобиля видеокамерами на платных участках с депозита будут списываться деньги за проезд, а неиспользованный остаток средств вернется на ваш счет по истечении трех месяцев.
Примечание: общее ограничение скорости — 60–80 км/ч, паромы и горные дорогие не позволяют комфортно проезжать больше 200– 250 км в день. Многие люди, и теперь я понимаю почему, не советовали особо напрягаться с преодолением расстояний. Оптимальны 250 км в день с последующей дневкой или неспешное преодоление порядка 150 км с отдыхом и посещением интересных мест. Цифры, конечно же, индивидуальны.
Информацию о велосипедном маршруте вы можете найти на сайте: http://www.rallarvegen.com/index. php?m=aboutrallarvegen&lang=en
текст: Антон ПОТРАВКО
фото: автор
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.