Классический «уазик»-экспедиционник? Вы с ума сошли! Это же монстр с ужасной эргономикой и отсутствием комфорта, на которого вот-вот начнет охоту святая инквизиция. В компании «Мастерская внедорожного туризма» подготовили достойный отпор подобному стереотипу
К автомобилям, строящимся для экспедиций, предъявляется целый спектр разноплановых требований. В марш-бросках на дальние расстояния им, не хуже верблюдов увешанным допоборудованием и поклажей, предстоит с равным успехом перемещаться как по асфальту, так и по разному бездорожью. Чтобы путешествие не превратилось в пытку, за основу логичнее брать крупный вездеход с изначально приемлемым уровнем комфорта и высоким внедорожным потенциалом. Этими качествами, к примеру, обладают доблестные Toyota Land Cruiser и Nissan Patrol. Они же частенько пересекают страны и континенты.
Но здесь у нас не «японец», а УАЗ469. С проходимостью у него все прилично, а вот с остальным… Представитель МВТ, пригласивший нас на тест, сообщил, что «гвоздь программы» — работа по повышению уровня комфорта «козлика». Удобный 469-й? Это чтото новенькое! Мы проверили и со всей ответственностью заявляем: по части удобства тюнинговый красавец превосходит спартанский заводской внедорожник.
Миллион — много или мало?
«Бог ты мой, да в него вбухано целое состояние!» — в моих руках несколько страниц, на которых содержится подробное, до последнего винтика, описание оборудования, установленного на 469-м, неуловимо напоминающем спецназовский броневик. В самом конце значится общая стоимость проекта, которая с учетом работ чуть-чуть не дотягивает до миллиона рублей! Прайс непосредственно на сам автомобиль — около одной трети от «тотальной» цены. Внушает! В бюджет с шестью нулями с легкостью укладывается ухоженная и умеренно доработанная Toyota Land Cruiser 80. При этом с покупки останется некоторое количество купюр на топливо. Так что же получается, наш герой — очередная попытка изобрести велосипед, проигнорировать достижения человеческой цивилизации? Не скрою, еще во время телефонного разговора с владельцем машины мне очень хотелось поинтересоваться, а стоило ли так заморачиваться именно с «козлом», когда на рынке есть масса полноприводников, находящихся в другом временном измерении по отношению к ульяновскому вездеходу?
Мысли о «неудобных» вопросах вмиг рассеялись вместе со снежным бураном, который поднял подкативший черный монстр. На тот момент мы еще не имели представления о полном перечне доработок, но одного взгляда оказалось достаточно, чтобы понять: экспедиционник построен основательно, со знанием дела и вкусом. Да-а-а, с глупыми разговорами о пользе TLC лучше варежку не открывать, иначе могу сойти за циника. И все же осторожно интересуюсь, чем обусловлен выбор в пользу классического «уазика» и почему ощутимо более современный Patriot с разными типами кузовов и двигателей на выбор остался проигнорированным? Порой кажется, что только ленивый «уазовод» не перескочил на «патра». Но старый добрый 469-й — это любовь, по-другому не скажешь. Достаточно уловить нежный взгляд, с которым смотрит на него преданный хозяин. «Мне очень импонирует настоящий мужской стиль УАЗ-469. Эта машина вне времени!» — объясняет он. Впрочем, «козлик» в качестве базиса для «туриста» выбран не только из романтических побуждений, но и по вполне объективным причинам.
За что любят «козлов»
Итак. Во-первых, модель существенно доступнее Patriot, значительно проще и ремонтопригоднее вдали от цивилизации. Укомплектуйте недешевый Patriot схожим оборудованием и попробуйте не упасть в обморок от итоговой стоимости. Во-вторых, так называемые колхозные мосты «козлика» с разрезным картером (мосты Тимкен) лучше уживаются с тюнинговой сущностью экспедиционника. Они имеют главное передаточное отношение 4,625, что, безусловно, выгоднее при установке шин увеличенного внешнего диаметра. В них, кстати, можно поставить еще более «короткие» пары 5,125. Стоит лишний раз вспомнить и об известном преимуществе колхозных мостов: там, где картеры современных мостов типа спайсер собирают глину и грязь, разрезные мосты рассекают препятствие. Двигатель и трансмиссию оставили без изменений, а над подвеской, ясное дело, потрудились, используя компоненты австралийского бренда Dobinsons и заменив ими отечественные пружины передней подвески и рессоры задней (шесть листов на колесо). А основную прибавку дорожного просвета (50 мм) обеспечил бодилифт.
Термин «экспедиционный», наверно, использовать неправильно, потому что он подразумевает конкретные задачи для автомобиля. Я бы обозначил представленный УАЗ как автомобиль для не очень дальних автопутешествий с элементами экстрима. Тогда становится понятной попытка его универсальной подготовки — скорее всего техническое задание на подготовку формировалось под лозунгом «По полной!», и в этом кроется главная ошибка. При заявленной производителем грузоподъемности автомобиля 750 кг вес «ништяков» составил не менее 400 кг, оставив возможность взять с собой полезностей где-то 150 кг, учитывая наличие экипажа. Вот и получается, что доработка подвески необходима для борьбы с перегрузом, а не для увеличения комфортности.
Современный штатный 469-й достаточно сильно отличается от того старого доброго «козлика». Он претерпел изменения и уже давно оснащен новой подвеской, которая поборола «тряскость». Узлы и агрегаты тоже значительно изменились — новый двигатель, коробка, раздатка. И сиденья новые. Из всех прелестей старого УАЗа на представленном новом автомобиле остались только мосты и кузов. Мосты достаточно надежны и ремонтопригодны, а кузов как тек и продувался всеми ветрами, так и продолжает.
Понятно, что обильный тюнинг и связанный с ним перегруз снижает функциональность представленного автомобиля в качестве «путешественника» из-за повышенной нагрузки на его отдельные узлы. Штатный УАЗ-469 при минимальной подготовке пригоден для дальних и не очень путешествий, что неоднократно подтверждалось. Достаточно установить лебедку, немного усилить бамперы, установить защиту баков, шноркель, сапуны, сделать гидроизоляцию электрики. дальше по вкусу — свет, печки, уплотнители, полочки и т.п.
«Козел» в бронежилете
В соответствии с внедорожными традициями УАЗ закован в «доспехи» могучего силового обвеса, произведенного компанией OJ («Оранжевый Джип»). Присутствуют не только силовые бамперы, но и защита передних крыльев. Даже боковые окна — и те с металлическими «стражами». Среди интересных особенностей обвеса — задний бампер с калиткой, фаркопом и площадкой под лебедку, также изготовленный OJ.
«Если бы мы обустраивали Patriot, то о схожей «клетке» оставалось бы только мечтать — столь развитую конструкцию никто не производит. А так имеем максимально полный набор защитных деталей», — объясняет счастливый владелец. Получилось не только функционально, но и очень эффектно. С такой грозной внешностью черный «уазик» вполне сгодится и в качестве главного героя какой-нибудь апокалиптической антиутопии. На переднем бампере — пара непростых прожекторов Lightforce. Их стекла из того же материала, из которого делают фонари истребителей. Значит, разбить их крайне сложно. Не менее ценна возможность регулировки светового пучка. На крыше — багажник с рабочим светом и сенд-траками. Подвеска, обвес… Красиво это все, кто спорит! Но, помнится, нам обещали королевский комфорт, так что скорее в салон!
Стандартные сиденья «козла» — это песня. Грустная и протяжная. Чтобы не травмировать организм и психику ездоков, этот великолепный инструмент средневековой пытки заменили на кожаные кресла с подогревом от Honda CR-V, но главное — для сидушек заново изготовлены подиумы. Причем их месторасположение и высота подобраны крайне удачно с точки зрения эргономики. Интересно и то, что задний диван можно двигать в продольной плоскости. Это особенно удобно, если принять во внимание узковатые дверные проемы. Пол и багажник обшиты алюминием, а торпедо — нержавейкой. На потолочной консоли — рация, магнитола и тумблеры управления рабочим светом. В крыше сделан охотничий люк с несколькими положениями. Стоит отметить, что все изменения сертифицированы и внесены в ПТС.
Танковыми тропами
Не без гордости сообщаем, что мы оказались в уникальной ситуации: нас пригласили на боевое крещение машины, ее первый офф-роуд выезд. Дело в том, что, несмотря на угрожающий вид, наш «экспедитор» пока еще очень молод. Прямо из автосалона он отправился к тюнингерам, а теперь стоял посреди ледяного безмолвия танкового полигона в Бронницах, щедро засыпанного снегом. Экспедиционные возможности можно проверить, отмахав пару тысяч километров, но, увы, никак не в полигонных условиях. Впрочем, коекакие нюансы прояснились по дороге туда. Снаряженная масса стандартного 469-го переваливает за 1,6 т. С учетом дополнительного «железа», по всей вероятности, автомобиль весит более 2 т, что вкупе с более энергоемкой подвеской благоприятно сказывается на плавности хода. Интерьерные работы превращают времяпровождение в машине в достаточно приятное, если не сказать комфортное! Кресла от кроссовера идеально вписались в интерьер, в них можно провести хоть всю жизнь. Проложенная шумовиброизоляция минимизирует гул от двигателя и трансмиссии.
По части офф-роуда подготовленный и потяжелевший «уазик» особых затруднений не испытал. Нездоровый фанатизм в исследовании самых каверзных участков полигона не сыграл с нами злой шутки: обошлось без внепланового перекура с последующим походом за трактором. Более того, попутно из снежного плена был спасен Suzuki Jimny! Прибавка в дорожном просвете позволяет не беспокоиться о благополучном преодолении сравнительно глубокой колеи, крутых «перевалов», равно как и серьезных заснеженных участков даже на нестравленных шинах. Впрочем, есть еще что улучшить. На лютых забаррикадированных сугробами подъемах «козлик» недвусмысленно намекал, что не прочь заиметь межколесные блокировки. Он получит их уже в ближайшее время.
«Наш» экспедиционник лишний раз подтвердил неписаную, но стержневую истину любого тюнинга — главное, понимать, к чему стремишься, и видеть логичное завершение. Не упуская из поля зрения конечную цель, специалисты МВТ сумели построить красивый и комфортный автомобиль. И, тем самым, опровергли некоторые «антикозлиные» мифы. Мы будем пристально следить за судьбой машины и непременно расскажем о предстоящих путешествиях на ней. Надеемся, на ее колеса «намотаются» немало тысяч километров.
Список установленного оборудования (основные позиции)*
текст: Асатур БИСЕМБИН
фото: Роман ТАРАСЕНКО
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.