Этим путешествием мы воздаем дань памяти воинам, погибшим в Ситской битве в начале XIII века. Высокопарно? Скажем по-другому: невзирая на обжигающий мороз, у нас был острейший зуд отправиться за тридевять земель в Ярославскую область, посмотреть на места боевой славы предков, отведать отличных местных яств и узнать грань возможностей пикапа Volkswagen Amarok. Вот так звучит куда убедительнее!
Кровопролитное сражение, произошедшее 4 марта 1238 года западнее нынешнего Рыбинска, в районе села Сить-Покровское, в котором участвовали русские войска и монголо-татары, сыграло важную роль в истории Российского государства. Несмотря на поражение владимирского князя Юрия Всеволодовича от превосходящих по численности ордынцев, оно ознаменовалось победой духа, истощило силы врага и спасло Новгород от захвата.
Но дело даже не в военном значении самой битвы. Ведь, по сути, в этот день произошло окончательное «отрезвление» Руси от «угара» междоусобиц и «похмелья» смут. В этот день окончательного разгрома древнерусской цивилизации начался долгий и тяжкий путь к созданию самого большого государства в мире. Он был не столько политическим, сколько духовным. По мнению одного из самых авторитетных историков XX века, британца Арнольда Тойнби, только благодаря монголотатарскому давлению на Русь она стала великой державой. «Чем серьезнее вызов, тем более сильным и творческим бывает ответ», — утверждал Тойнби. И в Ярославскую землю мы отправились не только, чтобы поклониться павшим, но и для того, чтобы почтить нравственный подвиг наших предков, в конце концов сумевших подняться с колен. Этот урок актуален и для сегодняшней России.
Накануне путешествия, протяженность которого в общей сложности должна была составить около 900 км, зима явно почуяла приближение весны и решила всласть разгуляться, сковав столичный регион двадцатипятиградусными морозами. Наш путь уходил промерзшей лентой на север, где ощутимо холоднее, чем в Москве. Подумав, мы решили отправиться туда на дизельном Volkswagen Amarok — слишком велик был соблазн проверить хваленого «немца» на солярке в условиях арктического холода. Ну а если не заведется ранним морозным утром, то… останется ждать весны у берегов Рыбинского водохранилища. Ближайший дилер VW находится в Ярославле, а это около 250 км от места битвы.
Пробки, Сергиев Посад и верный дизель
Начиналось все не слишком весело. Едва забрезжил рассвет, как Volkswagen принял нас в свои недра и покатил по Ярославке. Но почему ранним утром трасса оказалась забитой в сторону области? К слову, по пути к месту назначения мы то и дело утыкались в заторы. Первая остановка в районе Радонежа для съемки чуть не закончилась эпическим крахом. При попытке проехать по пробитой в поле колее к святому источнику мы внезапно поняли, что немаленький путь обратно придется покорять задним ходом. По обочинам разрослись полуметровые сугробы, не дающие возможности развернуться. В самый неподходящий момент пикап предательски соскользнул с проторенной дорожки и мгновенно зарылся в глубоком снегу. Приехали… Но нет, мы рано запаниковали! На «понижайке» и с умеренной помощью обледеневшего фотографа с лопатой автомобиль сумел-таки выбраться из плена.
Время поджимало — световой день был в самом разгаре. Завтра мы должны попасть в село Семеновское на празднование по случаю юбилея памятного события. Попутно выполняли запланированную культурную программу: на маршруте лежали Радонеж, Сергиев Посад, Углич. Грех не остановиться хотя бы в одном из этих красивейших городов Золотого кольца.
Троице-Сергиева лавра — могучая, захватывающая дух крепость, чьи горящие на солнце купола и неприступные стены видны за несколько километров. По выходным в теплое время года площадь перед ней забита туристическими автобусами. Шум и гвалт создают ощущение праздника и народных гуляний. Но зимой все иначе. В морозном, кристальнопрозрачном воздухе и тишине величественный ансамбль лавры предстает в неожиданном гипнотическом виде, обрывая связь зрителя с суетой, оставшейся по ту сторону гигантских ворот. Пофотографировать Amarok снаружи на фоне стен удалось, лишь получив предварительное разрешение. Тем не менее, стоило пикапу подрулить на площадь и «принять позу», как из ворот выбежали сотрудники сразу нескольких ведомств. После нескольких звонков и уточнений нас отпустили с миром.
Во время марш-броска до следующей остановки становились все более очевидными положительные стороны пикапа. Мало того, что он ловко спасся из западни под Радонежем, продемонстрировав свои внедорожные способности, так еще и радовал комфортом, приемистостью и хорошей эргономикой. С учетом того, что под шипованные шины то и дело попадали немаленькие проплешины льда, мы не рисковали. Лишь изредка скорость приближалась к 120 км/ч. «Гастрономические» пристрастия «немца» весьма скудны: с учетом прогрева он употреблял 10–11 л дизельного топлива на 100 км.
Город монастырей и необычных музеев
Не доезжая Калязина, мы свернули на Углич и… Батюшки, вот так номер! У дороги выстроился «развал» с дарами природы! На столиках разложены мороженый судак, лещ, щука, подлещик. Рыбку горячего копчения желаете? Извольте! А еще местные привезли грибы, клюкву, бруснику и такой экзотический продукт, как барсучий жир. Поговаривают, им лечат разные тяжелые заболевания.
В Угличе у нас были запланированы «подзаправка» и осмотр достопримечательностей. Подобные провинциальные городки, в которых сохранились старинные уютные постройки, лечат вымотанную душу жителя безумного мегаполиса умиротворением, естественной простотой и красотой. Здесь особая аура и атмосфера, принуждающая путешественника позвонить родным, друзьям и начальству со словами: «В ближайшие две недели меня не ищите». А затем снять номер в местной гостинице и, забыв об остальном мире, погрузиться в неторопливый, размеренный быт старинного русского города. Ходить по берегам Волги, философствовать и думать о вечном. Мечты, мечты…
Углич, основанный в 937 году, — одна сплошная достопримечательность. Главный памятник — кремль, раскинувшийся на живописном берегу Волги. Он стал местом гибели царевича Дмитрия. Возведение датируется 1480–1490 годами. Еще здесь несколько монастырей. Мы успели посетить Богоявленский, основанный в XIV веке Великой княжной Евдокией, женой Дмитрия Донского. В городе — масса музеев: Музей-галерея кукол, Музей городского быта, Музей мифов и суеверий российского народа. Не удивляет и музей тюремного искусства «Запретная зона», основанный местным энтузиастом, адвокатом Михаилом Викторовичем Лотковым. Из всего многообразия коллеги выбрали… Музей истории русской водки. Ну что ты будешь с ними делать?! Место оказалось довольно любопытным. Дело в том, что Петр Смирнов, знаменитый российский «водочник», — родом из Угличской земли, поэтому открытие сего заведения в 1998 году — явление закономерное. На полках — сотни бутылок с национальным крепким напитком. Выводить спутников из этого рая пришлось почти насильно.
А какие вкусные в Угличе сыры! В городе находится единственный в России научный институт маслосыроделия. Академиком А.Опариным здесь созданы уникальные штаммы микроорганизмов, которые используются при производстве сыров на местных заводах. Всем известны сорта «Угличский», «Костромской», «Пошехонский», «Российский» и другие.
Им не уступает по популярности и местная минеральная вода.
Село Семеновское.
Во власти холода
Оставшуюся треть пути преодолевали во мраке, по очень скользкой дороге. На ночевку остановились на базе отдыха «Сокол», что рядом с селом Прозорово. Это место встречи не равнодушных к рыбалке людей радует путников почти роскошными апартаментами. Деревянные домики оборудованы по системе таунхаусов, в которых есть кухня, посуда, телевизор и прочие блага цивилизации. Однако насладиться ими в полной мере не удалось: после преодоления более чем 400 км и массы путевых впечатлений изнеженные москвичи впали в глубокую спячку.
Культурная программа следующего дня включала в себя посещение села Сить-Покровское, где должны были состояться божественная литургия и само празднование. Холод превратил двухчасовую службу в Покровском храме в настоящий подвиг как для батюшек, так и для прихожан. Столбик термометра в неполностью отреставрированном сооружении опустился до -26°С. Во время литургии руки отца Анатолия «прихватывались» к Чаше. А сами мы промерзли так, что ощущений хватит еще на пару жизней. Крестный ход до разрушенного храма Архангела Михаила села Семеновское, находящегося более чем в полутора километрах, тоже потребовал определенного мужества и стойкости.
Путешествие не заняло много времени. Оно не сопровождалось тропическими штормами, мельканием в окнах саванн, руин древних городов и ликов невиданных зверей и птиц. Но даже сравнительно непродолжительная поездка в соседнюю область позволила открыть забытую страничку российской истории и увидеть неувядающую гордость соотечественников за подвиги героев минувших столетий. В качестве интересного маршрута выходного дня мы рекомендуем его с полной уверенностью.
Первая половина XIII века. Полчища ордынцев захватили Москву, Рязань и двинулись на Владимир. Князь Владимиро-Суздальский Юрий начал собирать силы для создания щита на пути монголо-татар. К нему присоединились племянники — ярославский князь Всеволод, ростовский князь Василько и угличский князь Владимир. Тем временем два огромных войска (с северо-востока и с юго-запада) захватывали все новые земли. После того как пали Ярославль, Дмитров, Ростов и Тверь, отряды темника Бурундая направились к месту базирования русских войск на реке Сить. Ордынцев было вдвое больше. Приняв неравный бой, русские полки оказались почти полностью уничтоженными, но смогли нанести серьезные потери захватчикам. По преданию, количество погибших было столь огромным, что на Сити и впадающей в нее Гориновке образовалась плотина из трупов, остановившая течение. Несмотря на поражение, русские войска измотали силы противника и не позволили ему идти на Новгород.
текст: Асатур БИСЕМБИН
фото: Владимир ЕШТОКИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.