Каждый начинающий покоритель бездорожья, как мантру, повторяет одни и те же слова: «Просто у меня колеса маленькие, скоро я обуюсь в большие и тогда всем покажу, как моя машина ехать может». Но путь от стоковых «тапок» до «мегалаптей» долог и тернист.
Как же понять, на каком размере колес стоит остановиться? Для начала следует определиться с предстоящими условиями эксплуатации, и если они являют собой набор: «дом — работа — дом — дача — за грибами», — то не надо в принципе заморачиваться с колесами увеличенной размерности, достаточно просто поставить шины с более агрессивным рисунком. Если же езда по бездорожью занимает в вашей жизни значительное место, то тогда можно подумать о доработке машины. Глубину «фанатизма» выбирать вам. Я же в свою очередь предложу вашему вниманию два распространенных технических решения, условно назвав их «экспедиционник» и «трофимобиль». Ниже мы рассмотрим, какие доработки потребуются для реализации той или иной концепции, с небольшим экскурсом в целесообразность.
Экспедиционник
К этому классу мы отнесем машины, чьи владельцы любят дальние поездки, в которых на долю бездорожья приходится небольшой процент пути, а основной пробег — на асфальт, плохой асфальт, грейдер и проселок. Если машина в дальние экспедиции не ездит, но в свободное от офф-роуда время возит хозяина по городу и трассам, то при такой эксплуатации автомобиль тоже следует готовить согласно экспедиционным требованиям, ибо если перегнуть палку в сторону внедорожной подготовки, то дорожная эксплуатация станет некомфортной.
Для экспедиционника достаточно увеличение размерности колес на 10—15 %. Если перевести эту формулу в абсолютные цифры, то для большинства моделей оптимальными станут колеса диаметром в 33 дюйма. Для их установки потребуется минимум переделок — небольшой лифт подвески и (или) кузова и доработка тяги Панара. Но пусть вас не обманут слова «минимум переделок», потому как речь идет о небольших изменениях в сравнении с подготовкой трофимобиля. А в денежных знаках такая подготовка выльется вместе с работой в весьма солидную сумму. Например, двухдюймовый лифт-комплект подвески Toyota Land Cruiser или Nissan Patrol обойдется в 30 000—40 000 руб. плюс работы по установке; для УАЗа все будет немного дешевле, но не принципиально. Вообще следует понимать, что независимо от того, сколько стоит сам автомобиль, новый он или старый, стоимость подготовки будет примерно одна и та же. Если прибавить к стоимости лифт-комплекта и работ по установке деньги, которые придется потратить на покрышки увеличенной размерности и штампованные колесные диски, то получится сумма весьма внушительная, потому как цена резины М/Т и А/Т колеблется в зависимости от производителя и модели в диапазоне от 5000 до 15 000 руб. за баллон. Поэтому столь пустяковая на первый взгляд процедура по установке колес большего размера пробьет в вашем бюджете брешь от 50 000 до 100 000 руб.
Вследствие установки колес побольше вы получите погрешность спидометра, несколько увеличенную нагрузку на трансмиссию, подшипники ступиц и полуосей. Увеличение нагрузки зависит не только от размера колес, но и от рисунка протектора — чем агрессивнее резина, тем лучше сцепление с грунтом и, как следствие, выше нагрузка при передаче крутящего момента.
Помимо всех тех страстей, которые были описаны выше, есть и положительные моменты. После установки колес большего диаметра у вашего автомобиля увеличится дорожный просвет. Благодаря этому, а также большей длине окружности колеса улучшатся внедорожные качества. Лифт подвески также станет хорошим подспорьем при езде по пересеченной местности благодаря увеличенной геометрической проходимости. Но все же не стоит ждать чуда. Конечно, проведенные изменения улучшат внедорожные характеристики, но не кардинально. И к борьбе с тотальным бездорожьем машина все равно окажется не готова. Поэтому если ваша задача построить внедорожного монстра, то полумерами тут не обойтись. Вот мы и подошли вплотную ко второй вариации на тему подготовки.
Трофимобиль
Он нужен, если ваше увлечение оффроудом вошло в клиническую стадию и все свободное время вы проводите, копошась в грязи в компании себе подобных. На комфортную езду вам давно плевать, и основной целью подготовки внедорожника стало его превращение в покорителя грязи, ощерившегося зубастыми колесами, лебедками, шноркелем и прочими неотъемлемыми составляющими внедорожного монстра. В таком случае установка «лаптей» станет важной вехой на пути «замонстрячивания». Наиболее популярный диаметр колес для этих целей — 36 дюймов. Но тут уже одним лифтом не обойтись. Помимо него потребуются и другие изменения. Большие колеса с грязевыми протекторами, спущенные до половины атмосферы, на первом же выезде выставят ваш мотор и трансмиссию в самом дурном свете. Крутящего момента будет катастрофически не хватать, начнет гореть сцепление, в коробке передач и раздаточной коробке будет выбивать передачи, приводы начнут изнашиваться очень быстро, а при особом умении все может закончиться порванными полуосями или ШРУСами.
Как только вы поставите большие колеса, вам придется поменять главные пары и (или) передаточное отношение в раздаточной коробке на более низкие. Тяга на низах снова появится, но под увеличенной до критических величин нагрузкой начнут рваться привода. А значит, и их предстоит заменить на усиленные. Срок жизни ступичных подшипников сократится в несколько раз, и следовательно, вам придется всегда возить с собой запасной комплект и быть готовым к тому, что их замену нужно производить в полевых условиях. Помимо всех перечисленных изменений, вполне возможно, предстоит произвести «косметический болгаринг», или, говоря общечеловеческим языком: подрезать крылья и арки, чтобы при работе подвески колеса не задевали за элементы кузова.
Конечно, можно по давней русской традиции махнуть рукой на список переделок и, сказав себе «и так сойдет», ограничиться лифтом. Но тогда вы не реализуете весь потенциал своего внедорожника и ваш железный конь будет существенно уступать машинам, владельцы которых прошли весь путь модернизации.
Поэтому до того, как вы приступите к строительству своего монстра, прикиньте стоимость комплектующих и работ по их установке, сравните получившиеся числа с той суммой, которую готовы выложить на строительство, и если цифры будут сильно не совпадать в сторону дефицита бюджета, то стоит всерьез задуматься над целесообразностью тюнинга.
Полезные мелочи
Новые большие колеса потребуют других брызговиков, а нередко и расширителей арок. Поставить их необходимо. И дело тут далеко не в экстерьере. Если при первой же пробуксовке колес на борта и стекла вашего внедорожника налипнет несколько сантиметров грязи, то, не имея нормального обзора, вы начнете совершать ошибки в пилотировании, которые в лучшем случае приведут к обездвиживанию внедорожника, а в худшем закончатся контакто
Также следует обзавестись мощным компрессором для накачивания колес производительностью не менее 70 л/ мин, или процедура подкачки будет занимать целую вечность. Даже если вы ездите на бескамерной резине, стоит иметь в запасе как минимум одну камеру для подстраховки на случай бокового пореза или сильного прокола. Для колес размером до 36 дюймов помимо импортных камер в качестве более доступной альтернативы можно использовать камеры от шин ЗИЛа «Бычок» и УАЗа.
Диски лучше использовать штампованные — они больше подходят для внедорожной эксплуатации, чем литые и кованые, потому что не раскалываются от сильного удара, а лишь деформируются. При этом с помощью тяжелого молотка или кувалды им несложно вернуть первоначальную форму, к тому же благодаря более высоким буртикам они плотнее фиксируют покрышку, что снижает вероятность разбортирования.
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото из архива автора
Обсудить на форуме