На волне легенды

Шесть менений о Toyota RAV4

Toyota RAV4
2,0 л (148 л.с.)
цена: от 1 104 000 руб.

Ореол вокруг автомобилей марки Toyota многие годы обеспечивал компании первые места по продажам во всем мире. Любят машины под этим брендом и в России, и далеко не последнюю роль в уважении к марке играют ее полноприводные модели. В секретах успеха одного из кроссоверов фирмы — Toyota RAV4 — попытались разобраться наши постоянные персонажи.

Первое видение своего компактного паркетника Toyota продемонстрировала еще в 1989 году, представив на Токийском автосалоне концепт-кар RAV Four. На Женевском автошоу в 1994-м автомобиль уже представлял собой вполне серийный вариант, правда, лишь отдаленно напоминавший представленный ранее концепт, да и назвали его, скорее всего, для созвучия с легендарными внедорожниками марки Fan Cruiser.


Обманчивая особа

Это точно Toyota? Когда коллега передал мне RAV4, то через пару кило метров захотелось развернуться и вернуть ему ключи. «Равик», словно сделанный по остаточному принципу, поначалу озадачил. Треугольник «кресло — руль — педали» сгодится невысокому. Я с ростом 178 см в число «баскетболистов» не вхожу, однако руль мне хотелось поднять, а сидение опустить еще ниже. Но, увы, диапазоны регулировок недостаточны для нехитрой манипуляции. Другая претензия — к «многоярусному» торпедо с тремя кругляшами управления климат-контролем, противоречащими, на мой взгляд, эргономической логике. Ездовые ощущения самые обычные — автомобиль адекватно и достаточно четко ведет себя, но вариатор медлительный, а шумоизоляция средненькая… Но вот за что люблю Toyota RAV4, так это за «послевкусие». Свыклось, стерпелось и почти слюбилось. Обнаружились и плюсы, например отменная стабильность на прямой, неплохая плавность хода. Отсутствие дизайнерских изысков, как в Hyundai, считаю вообще за благо.

Кривить душой не стану — мне глубоко симпатична продукция Toyota, я почти восхищаюсь тем, как проектируются их незаурядные внедорожники. А Hilux и вовсе моя любовь! «Я проехал на этой машине несколько сотен тысяч километров по всей стране и не вижу ей альтернативы», — словно сговорившись, распинались владельцы Land Cruiser 100, с которыми доводилось общаться. И я склонен им верить. Согласился, если бы услышал подобное про Prado и даже Highlander. Так что памятуя о более интересных экземплярах в модельном ряду марки, на вопрос: «Купил бы?» отвечу: «Обязательно! Toyota. Но… Hilux».


Начало эпохи

В этом же году в Японии стартовали продажи новой модели уже под именем, известным всему миру до нынешних времен, — Toyota RAV4. Спрос на небольшой полноприводный автомобиль внутри страны был настолько высок, что до американского рынка машина добралась лишь к 1997 году, а несколько позже появилась и в Европе.

Первое поколение модели выпускалось в двух вариантах — короткобазном трехдверном и длиннобазном пятидверном. Под капотом трудился единственный предлагаемый для авто бензиновый двигатель объемом 2,0 л и мощностью 129 л.с., который мог комплектоваться как пятиступенчатой механической КП, так и четырехдиапазонным автоматом. Зато ее трансмиссию и по современным меркам можно считать весьма продвинутой — в качестве элемента, распределяющего крутящий момент между передней и задней осями, применялся механический самоблокирующийся дифференциал, и даже как опция предлагался автоматически блокируемый дифференциал заднего моста. Единственный серьезный рестайлинг первого поколения RAV4 произошел в 1998 году — автомобиль приобрел новый качественный салон и заметно изменился внешне.


С глаз долой...

Многие почему-то очень любят RAV4. Я не знаю, чего здесь больше, трезвого расчета или укоренившегося в умах представления о том, что Toyota — это сверхнадежно и потому круто. Конечно, первое поколение «равчика» было симпатичным, свежим, интересным. Опять же кроссоверы в ту пору были редкостью, а тут этакий «дамский джипчик». Но сейчас-то есть из чего выбирать. И на RAV4 в ряду конкурентов посмотришь не в первую очередь: внешность неброская, да и характер такой же, незаметный. Плохого про нее сказать нечего: едет нормально, со своей задачей справляется. Но вот спросите меня, чем она запомнилась, и я не смогу ответить. Разве только скаламбурю, мол, запомнилась тем, что не запомнилась ничем. Вышел из нее и забыл, какая она. Так может, в этом и есть секрет ее популярности? Она никого не раздражает, просто возит вас туда, куда нужно, с достаточным уровнем комфорта. И при этом, как говорят, не ломается.


Прирост мощности

Впрочем, уже в 2000 году свет увидело второе поколение кроссовера. Автомобиль заметно подрос по всем габаритам, включая величину колесной базы; к линейке силовых агрегатов добавили бензиновый двигатель объемом 1,6 л (100 л.с.), а мощность двухлитрового увеличили до 152 л.с. Как и у предшественника, за всю историю второго поколения серьезная модернизация проводилась лишь однажды — в 2004 году. Тогда были изменены формы решетки радиатора, бамперов и оптики, а список предлагаемых для модели силовых агрегатов пополнился еще одним мотором объемом 2,4 л (163 л.с.).

Нынешнее, третье поколение кроссовера Toyota RAV4 представили в конце 2005-го на Франкфуртском автосалоне, а его продажи стартовали уже в начале 2006-го.

Помимо новой, заметно «поправившейся» внешности и полностью измененного дизайна интерьера серьезной модернизации подверглась и техническая часть автомобиля. Из гаммы моторов исчез 1600-кубовый двигатель, а к двум оставшимся (2,0 и 2,4 л) прибавили бензиновый агрегат объемом 3,5 л и 2,2-литровый турбодизель.


Сила бренда

Садясь за руль, я отдавал себе отчет в том, что автомобиль Toyota многие покупают в первую очередь из-за доверия к бренду. Бренд этот мне в целом тоже симпатичен, поскольку я знаком с его многими славными представителями. Но любовь именно к этой модели у меня как-то не задалась.

Во-первых, я предпочитаю машины с более комфортными настройками подвесок, поэтому модная ориентация на «активный стиль» меня немного отталкивает. Желание народа самоутверждаться на дорогах общего пользования сегодня поддерживается многими маркетологами. Вот и представители уважаемой японской марки тоже решили, что машина должна «идти за рулем». Как следствие, при нашей колейности руль честно «идет за колесами». А поскольку диаметр баранки не велик, контроль над уводами на плохой дороге требует некоторого напряжения.

Звуко-шумо-виброизоляция — тоже будто не от этого бренда. Ожидал встретить больше заботы о себе любимом. И жесткий пластик в отделке интерьера не впечатлил.

Надо отдать должное — к функциональности претензий минимум. Практически все сделано удобно и работает, как положено. Есть место сзади, не в пример некоторым конкурентам. И даже багажник вполне приличный.

Складывается впечатление, что компания проводит четкий водораздел. По одну сторону — дорогие модели с высоким уровнем комфорта и минимальными компромиссами в мелочах, по другую — автомобили массового спроса. Первые работают на бренд, вторые — живут за его счет.

Неужели RAV4 из второго списка? Машину, конечно, есть за что полюбить, но, как мне кажется, пресловутая «сила бренда» здесь все же возобладает.


Долой дифференциал!

Кроме того, третье поколение лишилось трехдверной модификации кузова и, что не оценили многие поклонники модели, постоянного полного привода. Вместо механического межосевого дифференциала за распределение тяги между осями стала отвечать электромагнитная многодисковая муфта. Впрочем, и в остальном конструкция третьего поколения Toyota RAV4 с технической точки зрения практически идентична большинству современных кроссоверов: несущий кузов с поперечным расположением силового агрегата, независимые подвески всех колес и дисковые тормозные механизмы. Модернизация модели, проведенная в 2008 году, в основном затронула некоторые стилистические моменты в оформлении экстерьера и интерьера и по большей части отразилась на наполнении автомобиля различными опциями. Кроме того, двухлитровый мотор оснастили новой системой Valvematic и в пару к нему предложили либо шестиступенчатую механическую КП, либо вариатор.


Все по-честному

Всегда испытывал симпатию к внедорожникам Toyota. И к большому Land Cruiser 200, и к меньшому его брату Prado. А после знакомства с, казалось бы, абсолютно «паркетным» Highlander, проникся уважением и к этому автомобилю. Даже трудяга пикап Hilux, несмотря на нарочитую аскетичность отделки, вызывает у меня легкий душевный трепет. Пусть многие критикуют их невыразительный дизайн или слишком оригинальное оформление интерьера, но есть в них то, что я в жизни ценю в первую очередь, — честность. То есть то, что обещает тебе их брутальная внешность, ты в итоге и получаешь — хорошую проходимость, практичный салон, неплохую инженерию и все остальное, что позволяет на этих автомобилях без проблем добираться от одной точки до другой в любую погоду и по различным дорогам. А еще у них крайне выраженное «мужское начало» — даже некая грубоватость в дизайне экстерьера и отделке интерьера как бы намекает на характер, присущий большинству представителей сильной половины человечества. А вот наш сегодняшний герой — кроссовер Toyota RAV4 для меня всегда стоял особняком от остальных полноприводных представителей марки. И внешность у него не столь серьезная, да и внедорожные возможности не так уж велики. В общем, для девочки автомобиль! Однако после долговременного пользования машина, доставшаяся нам для испытаний, заставила меня заметно изменить отношение к этому кроссоверу. Во-первых, внешность. Все-таки последний рестайлинг придал экстерьеру RAV4 заметную долю солидности. Во-вторых, салон. Вернее, задняя его половина, которая предоставила приличный запас пространства и его живым обитателям, и некоторому скарбу, необходимому для поездки на зимнюю дачу. Понравилось и то, как авто ведет себя на асфальте и на проселке — подвеска в меру мягкая, руль точный и информативный, на траектории стоит отлично и с заметенным снегом подъездом к усадьбе трансмиссия справилась достаточно легко. Вроде бы все хорошо, но все-таки заметная ложка дегтя у машины присутствует — связка 2,0-литрового мотора с вариатором не отличается расторопностью, да и аппетит у мотора скромным не назовешь. Взял бы я себе такую машину? Может быть. Но только для жены, и то, если RAV4 будет немного дешевле.


Для разных рынков

Не лишним будет отметить, что кузов RAV4, предназначенной для американского рынка, отличается от европейских модификаций более длинной колесной базой (2660 против 2560 мм) и, соответственно, более крупными габаритными размерами. Только для этой модификации на российском рынке предлагается двигатель объемом 2,4 л, состыкованный с четырехступенчатым гидромеханическим автоматом. Стоит отметить, что именно эта версия отличается как самым богатым наполнением, так, соответственно, и самой высокой стоимостью. Например, RAV4 с длиннобазным кузовом в начальной для этого варианта комплектации «Комфорт плюс» при стоимости 1 336 000 руб. уже обладает практически всеми благами цивилизации, включая климат-контроль, электроусилитель руля, наружные зеркала заднего вида с электроприводом и электроподогревом, подогрев передних сидений, круиз-контроль, парктроник, антипробуксовочную систему (TRC), системы помощи троганию при подъеме (HAC) и спуску по склону (DAC), систему курсовой устойчивости и полный пакет подушек безопаснос

Максимальная комплектация «Престиж плюс» этого варианта обойдется в 1 461 000 руб. А начальная стоимость (комплектация «Стандарт») на автомобиль, оснащенный полным приводом, но с коротким кузовом, двухлитровым двигателем и механической КП составляет 1 056 000 руб. При заказе машины, оснащенной вариатором, стоимость поднимется до 1 104 000 руб. в минимальном оснащении и сможет достигнуть максимума в 1 366 000 руб. при заказе комплектации «Престиж» (экземпляр, присутствующий на наших «смотринах»). Конечно, можно сэкономить, отказавшись от полноприводной трансмиссии. Подобные Toyota RAV4 доступны российскому покупателю с прошлого года, и их стоимость составляет 967 000 руб., но даже в этом случае ценники на японский кроссовер находятся на достаточно высоком уровне по отношению к многочисленным конкурентам.

Кроме того, стоит отметить, что установленный межсервисный пробег у официальных дилеров на Toyota RAV4 составляет 10 тыс. км при традиционно высокой стоимости обслуживания, да и страховые компании при оформлении полиса добровольного страхования (КАСКО) не забывают вводить повышающий коэффициент ввиду особой любви угонщиков к этому автомобилю.


Милым дамам посвящаю!

Перед тем как поделиться своим «фотографическим» мнением об автомобиле, выплесну крик души. Недавно какая-то дамочка на RAV4 не пустила меня при перестроении. Ряды впереди сужались по причине естественных дорожных условий, я заранее включил поворотник и был ближе к цели, но машинка у меня слабенькая. Леди за рулем намеренно и цинично прибавила газу, вытеснив меня к обочине. И с подобным я сталкиваюсь не впервые, причем не только в роли жертвы, но и очевидца. Девушки, спуститесь с небес на землю! Это вам не Lexus, не Mercedes (в которых, кстати, люди едут спокойно и с чувством собственного достоинства). RAV4 — обычный кроссовер. Но пафоса у водительниц — будто они в Bentley. Что же до самой Toyota, то она никогда не вызывала у меня бурных эмоций. Чисто «женская» внешность, в меру стильная и немного динамичная. Сказать, что фейслифтинг сильно пошел модели на пользу, не могу. К задней части кузова вопросов нет, а вот прежняя «мордашка» мне нравилась больше. Но раз машину покупают, значит, таких, как я, меньшинство. А вот дизайн внутреннего убранства вызывает сомнения не только у меня — я не раз слышал от коллег-журналистов упреки салону. В «мужских» внедорожниках подобная архитектура уместна. Однако речь идет о нише кроссоверов. А после рестайлинга глобально поменялась лишь форма руля, правда, в лучшую сторону. По-спортивному скошенный низ, удобный хват. Да и вообще эргономика в целом удачная. Видимо, я просто обиделся на тех, кто меня подрезает на RAV4, и теперь отыгрываюсь на страницах журнала. С учетом немалого количества «равов» на улицах относиться всерьез к моему мнению не рекомендую. Особенно если вы представляете прекрасную половину человечества, хе-хе!


Технические характеристики
МАССО-ГАБАРИТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Масса снаряженная/полная, кг1530/2070
Длина/ширина/высота, мм4445/1815/1685
Колесная база, мм2560
Колея спереди/сзади, мм1560/1560
Дорожный просвет, мм180
Шины спереди/сзади225/65R17(28,5")*
Объем багажника, л410
ДВИГАТЕЛЬ
Тип, расположение и кол-во цилиндровБензин, R4
Рабочий объем, см31987
Мощность, л.с. (кВт) при об/мин148 (109) при 6200
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин198 при 4000
ТРАНСМИССИЯ
Коробка передачCVT
Передаточные числа:2,396–0,426
Передаточные числа в РК5,791
Понижающая передача
Тип полного приводаПостоянный
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Подвеска передняя/задняяНезависимая / Независимая
Тормозные механизмы спереди/сзадиДисковые вентилируемые / Дисковые
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Максимальная скорость, км/ч185
Время разгона 0–100 км/ч, с 11,0
Расход топлива город/трасса, л/100 км9,8/6,5
Топливо/емкость топл. бака, лАИ-95/60
Цена, руб.От 1 104 000.

Есть у машины свои козыри

Рабочее место водителя в кроссовере Toyota RAV4 грешит слишком маленькими диапазонами регулировки рулевой колонки и несколько хаотичным расположением клавиш управления второстепенными функциями. Как минус стоит отметить и короткую подушку сиденья пилота. Все это вкупе немного затрудняет как процесс обустройства за рулем, так и пользование некоторыми системами на ходу. Например, поменять режим работы климатической установки вслепую, на ощупь, практически невозможно. Результат — ваш взгляд на несколько секунд прикован к блоку управления, а не к дороге. Впрочем, что касается эргономики водительского места, то это, пожалуй, все серьезные замечания. В остальном в номинации «салон» автомобиль выглядит весьма достойно. Неплохая обзорность, как вперед, так и назад, через наружные зеркала заднего вида. Даже то, что полноразмерное запасное колесо, висящее на двери багажного отсека, перекрывает небольшой сектор обзора через внутрисалонное зеркало, серьезным недостатком не назовешь. Зато по наличию свободного пространства для пассажиров второго ряда сидений и размещения багажа RAV4 превосходит многих конкурентов.

Продолжая тему комфорта, стоит отметить, что его акустическая составляющая — это сильная сторона японского кроссовера. Шумы от работы двигателя, качения шин, а также аэродинамики в салон если и проникают, то с заметными потерями. На высоте и плавность хода: все огрехи дорожного покрытия, да и ухабы умеренного проселка подвеска обрабатывает без пробоев и не допуская излишней раскачки. Отрадно, что столь пренебрежительное отношение подвески автомобиля к качеству покрытия практически не отразилось на управляемости. Руль в меру точный, неинформативная околонулевая зона имеет очень малый сектор, а на больших углах отклонения баранка наливается усилием, адекватным скорости движения и радиусу проходимого поворота.

Силовой агрегат, в нашем случае бензиновый двигатель объемом 2,0 л вкупе с бесступенчатым вариатором, подобных восторгов, увы, не вызвал. Разгон слишком вялый, при резком нажатии на педаль акселератора присутствует заметная пауза перед тем, как вариатор выберет нужное в данном случае передаточное отношение, а при торможении отсутствует ожидаемая от него помощь — как будто КП перешла на нейтральную передачу, Да и расход топлива в реальных условиях для столь небольшого автомобиля оказался достаточно высоким.


текст: Алексей ТОПУНОВ
фото: Роман ТАРАСЕНКО

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№3 март 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты