Когда я был начинающим джипером, Rainforest Challenge ассоциировался с чем-то несбыточным. В джунглях соревнуются внедорожники со всех концов планеты, приезжающие в Малайзию раз в год на одно из самых знаменитых событий в мире офф-роуда. И вот я сижу здесь, под пластиковым тентом, и под аккомпанемент дождя, барабанящего по хлипкой «крыше», пишу эти строки.
В 2011 году соревнование проходило в четырнадцатый раз. Rainforest Challenge (RFC) берет свое начало в 1997 году, когда малайзийский энтузиаст офф-роуда Льюис Ви организовал свою собственную многодневку (кстати, в 2003 году он приезжал в Россию, где я с ним и познакомился). В прошлом году гонка проводилась без спонсорской поддержки и прошла с убытками. Это связано, прежде всего, с мировым экономическим кризисом. Участников было рекордно мало — 33 экипажа. Удивительно, но почти не было европейцев — везти автомобиль из Старого Света очень накладно. В следующем году в Малайзии будет проходить выставка «Asia 4x4», и RFC войдет в это мероприятие составной частью.
Без права на ошибку
RFC проходит в типичном для южноазиатских гонок формате. Каждый день спортсменам нужно преодолеть шесть коротких спецучастков, площадки для которых подготовлены заранее. Лимит времени на каждый СУ — 15 минут, а дистанция может быть от 2 метров до 2 километров. В первом случае это какое-то джиперское упражнение (например, подъем машины «хайджеком»), а в последнем — скоростная рулежка между деревьями или по реке. Основная масса спецучастков имеет длину порядка сотни-другой метров, но эти метры предельно насыщены препятствиями: грязевые ванны, отвесные стенки, рвы и канавы, бревна толщиной в метр, ручьи, большие камни. Все экипажи разбивают на группы. Сначала задается стартовый спецучасток и очередь его прохождения, а затем необходимо проехать все СУ по порядку. Результаты на каждом участке ранжируются, и за каждый начисляются баллы. Победитель (тот, кто потратил меньше времени) получает 100 баллов, все следующие — меньше. Затем результаты по всем спецучасткам складываются, и те, кто набрал больше всех баллов, становятся чемпионами. На коротких трассах нет права на ошибку. Здесь невозможно остановиться и подумать, как это зачастую происходит на российских трофи-рейдах. Упражнение надо выполнять быстро и правильно, машина должна ехать быстро, а экипаж работать слаженно. Но не только на коротких трассах определяется победитель. Гонка перемещается из лагеря в лагерь по джунглям. Сам процесс переезда представляет собой определенные трудности, и участники, и организаторы едут конвоем, помогая друг другу. По дороге когда-то ходили грузовики, вывозившие из джунглей лес. Сойти с нее можно, только прорубая путь мачете, — так густо переплетена растительность. А на самой дороге — глубокая колея, крутые подъемы и спуски, разрушенные мосты. Никто не может проехать без лебедки, даже самые «заряженные» прототипы. В последние дни гонки все спортсмены уходят в так называемую сумеречную зону, но о ней расскажу позднее.
Романтика джунглей
Да, я романтик и этого не скрываю. Я получал удовольствие и находил приятные моменты в тропическом лесу, хотя это чуждая и агрессивная среда для европейца. Каждый шаг в джунглях приходится отвоевывать у растительности — любая лиана, вооруженная колючками и крючками, цепляется за ноги, руки и туловище. В зарослях обитает множество живности. Муравьи длиной с указательный палец могут больно укусить. На листьях и траве сидят небольшие пиявки, которые норовят незаметно забраться на кожу и присосаться, напиваясь кровью жертвы. Во время укуса они впрыскивают в тело обезболивающие вещества, поэтому он нечувствителен. Кроме того, слюна пиявки содержит и вещества против свертывания крови. Место укуса кровоточит еще несколько часов. Если заметишь присосавшуюся тварь, то отрывать ее не надо — необходимо прижечь пламенем, и она отпадет сама. Первые пару дней в джунглях я ходил в окровавленной майке, пока не научился двигаться, не касаясь листьев. Впрочем, покусанными оказались все участники, даже малайские организаторы. Эти раны эстетически неприятны, но безвредны — можно сказать, что проходишь бесплатный курс гирудотерапии.
Опасны змеи и сороконожки, так как их укусы могут быть смертельны. Как правило, змеи уползают от шума машин, однако местные жители советуют ходить по кустам с палкой и стучать перед собой по земле. Ни в коем случае не поднимать слежавшиеся стволы и не ворошить кучи листьев — под ними прячутся пресмыкающиеся. Оранжевые сороконожки никого не боятся, но видны издалека. Нужно быть просто внимательным и смотреть под ноги
Но в остальном джунгли прекрасны. Деревья растут в несколько ярусов. В их кронах гнездятся стаи пестрых птиц. Иногда попадаются и обезьяны, прыгающие с ветки на ветку с помощью длинных хвостов. Ночью лес наполняется различными звуками: поют пернатые, стрекочут цикады, квакают и ухают лягушки. Если отойти от освещенного лагеря на несколько десятков метров, то становятся видны рои светящихся жучков, порхающих между листьями. В такие минуты я ощущал себя персонажем фильма «Аватар», открывшим ночной лес другой планеты, но все это происходило в нашем, реальном мире.
Приятно сидеть на теплых камнях, опустив ноги в воду, и знать, что в это время в России уже царствуют холода. В джунглях хорошо переносится жара — здесь гораздо прохладнее, чем на равнине, где нещадно, несмотря на декабрь, печет солнце. В 2011 году RFC повезло — большая часть гонки пришлась на промежуток между двумя муссонами. Во время муссона дождь идет круглые сутки, причем его силу трудно себе представить жителю средней полосы. Если высунуть ладонь из-под тента, то ее ощутимо пригибает к земле падающий с небес поток воды. Если муссона нет, то дождь начинается в три часа дня и прекращается с рассветом.
Тропический быт
Обязательными атрибутами ночевки в джунглях можно назвать две вещи — виниловый тент и раскладная кровать. Тенты растягиваются между деревьями и машинами, и под ними рядами ставятся раскладушки. Палатки почти не применяются — в замкнутом объеме в жарком климате чувствуешь себя как в сауне. Все десять дней ходишь в мокрой одежде — просохнуть ничего не успевает. Раскладушка изолирует спящего человека от сырой и грязной земли, а также от ползающей по ней живности. Зачастую вся почва в лагере через час-полтора после разбивки бивуака превращается в глиняное месиво. Как ни странно, но ни мошка, ни москиты практически не мешают спать — с ними легко справляются репелленты. Сон на свежем воздухе приятен и восстанавливает силы. Влажная одежда высыхает прямо на теле, когда проглядывает солнце, и это даже приятно.
Питание участников и организаторов обильно и доброкачественно, но с восточной спецификой. Представьте себе, что вы две недели едите только в ресторане азиатской кухни. Основа питания — рис и лапша. Я в первый же день покорил нашего повара тем, что ел лапшу палочками, и с тех пор меня всегда приглашали к столу первым и предлагали попробовать все разнообразие малайзийской и китайской кухни: жареные овощи и грибы, курицу и рыбу с карри, дуриан, манго и другие плоды. Кофе в Малайзии почему-то не варят, а заваривают в пакетиках, как у нас чай, сам же чай почти всегда подается с молоком.
Незнакомое трофи
В гонке участвуют спортсмены, знакомые россиянам лишь понаслышке. В 2011 году на старт вышли команды из Малайзии (естественно, местных экипажей больше всего), Китая, Индонезии, Шри-Ланки, Филиппин, Индии, Вьетнама, Австралии, России и несколько «иностранцев» из Европы, постоянно живущих в Малайзии, — австриец, голландец, бельгиец и американец. За рулем одного из малайских автомобилей мы обнаружили этнического русского Дениса, живущего здесь уже шесть лет. Так получилось, что единственным настоящим европейцем стал москвич Дмитрий Соколов, выступавший штурманом с малайцем Ваном. Дмитрий приехал на Rainforest Challenge по программе обмена участниками от команды PRO-X.
Для того чтобы завоевать на Rainforest Challenge приличное место в классификации, необходимо специально готовить машину. Минимальный вес не так важен — важнее большой клиренс, грязевая «глиняная» резина, мощный мотор и скоростная механическая лебедка (потому-то для «электрики» есть отдельная категория). Малайцы в основном используют Simex и Silverstone MT, россияне успешно применяют «резаный» Bogger. Поскольку на спецучастках много рулежки среди деревьев, на задние колеса устанавливаются дополнительные суппорты и раздельные тормозные контуры левого и правого колеса, чтобы подтормаживать «внутреннее» колесо и машина разворачивалась буквально на пятачке. Центральная подкачка тоже нужна, но из-за отсутствия болот давление варьируется в пределах от 1 до 1,5 атмосфер.
По техтребованиям на RFC обязательны: каркас безопасности, запасное колесо, «хай-джек», плуг, корозащитная стропа, 4 шакла, блок. Сенд-траки используют редко, но на большинстве машин они есть.
Сумеречная зона
Между вторым и третьим лагерями участников отправляют преодолевать так называемую Twilight Zone. Это путь длиной в 50 км по дороге, проложенной в джунглях во время Второй мировой войны, но ныне редко используемой. Спортсмены пересекают две реки и поднимаются на горный хребет. Путь по хребту лежит по старым глиняным колеям, и очень легко уехать в сторону пропасти. На равнине дорога проходит через болото, по гатям из бревен, ныне залитых водой. Если съехать с настила, то машина может провалиться по самую крышу. Как говорят сами участники, лебедкой они пользовались на протяжении большей части маршрута.
Организаторы разделили спортсменов на группы по три — пять машин. Выехать из «Сумеречной зоны» должна вся команда полностью. В этом году впервые была предоставлена возможность самостоятельно определять, кто с кем хочет ехать. За успешный финиш начислялось 400 баллов, что стимулировало всех, в том числе и лидеров, ехать по трассе. Экипажам запрещалось движение ночью, и спортсмены ночевали на дороге. Австралийцы прямо в лагере задавили двухметрового питона и с энтузиазмом фотографировались со своим трофеем.
Поехать на Rainforest
В Малайзии проводится десяток соревнований в год в таком формате. Это спринтерское трофи: нет права на ошибку и времени на ее исправление. Малайцы очень дружелюбные, открытые и ненавязчивые. Чистая и ухоженная страна, отличные автомагистрали, красивые города, много строительства. Уровень жизни выше, чем у соседей. Малайзия добывает нефть, поэтому топливо для автомобилей стоит на наши деньги 15–18 руб. за литр.
Мне кажется, что спортсменам, которые многого достигли в нашей стране, стоит попробовать себя на RFC. Если везти свою машину, то основной проблемой становится стоимость логистики, ведь транспортировать нужно не только спортивный автомобиль, но и техничку. Если это не Toyota, то надо везти и запчасти — многие распространенные в России марки в Малайзии просто не встречаются. Ехать должна команда с механиками и помощниками на подготовленном в соответствии с азиатскими особенностями спорткаре. Но по прибытии в Куала-Лумпур все проблемы заканчиваются — проход через таможню занимает не более получаса, а организаторы предоставляют широкий спектр услуг — расселение в отелях, автовоз для машины и трансфер для экипажа из столицы к месту старта и обратно.
Второй вариант — аренда машины на месте. Это значительно дешевле, но позволяет на себе почувствовать весь колорит общения на разных ментальных «диалектах» — малайцы искренне хотят сделать как лучше, но не всегда это совпадает с нашими понятиями. Если же у вас руки не тянутся к баранке, то можно участвовать в качестве штурмана в рамках программы международного обмена спортсменами (этим летом на российском марафоне PRO-X будут присутствовать штурманы из Малайзии, Китая и Шри-Ланки) или просто прилететь посмотреть на гонку как турист. Поверьте, затраченных средств это мероприятие стоит!
Валерий Любаренко (Владивосток),
1-е место в классе «Двигатель объемом до 2 литров»:
Я приехал на RFC во второй раз. Езжу сюда из спортивного интереса, так как хочется узнать и достичь большего. После первого раза перестроили машину — нужно было побеждать. На Rainforest Challenge понял, что мы можем быть не просто статистами. На следующий год поеду, если будет российская команда, так как без поддержки тяжело. Россиянам на RFC ехать стоит, так как это интересный формат, которого нет в России. Это обмен опытом со всем мировым офф-роудом, приятно общаться, узнавать новое.
Валерий Курдаков (Владивосток),
1-е место в классе «Двигатель объемом до 3 литров с электрическими лебедками»:
На RFC четвертый раз. Это хорошее внедорожное приключение в теплой стране, что очень важно для россиян зимой. Даже водные преграды приятны в отличие от наших соревнований, где вода прохладная в разгар лета. Смотрим, учимся строить машины, перенимаем опыт. Хорошая дружеская атмосфера. Мы могли бы показать и лучший результат, но нас преследовали досадные поломки. Например, перед седьмой секцией сам по себе сломался фитинг ресивера — не стало блокировок, включения размотки лебедки — весь день ехали без них.
Дмитрий Соколов (Москва),
приз Team Spirit:
Языковой проблемы с моим пилотом, малайцем Ваном, не было — объяснялись жестами и общепонятными словами. В нашей команде была еще китайская машина — всего три машины, три страны. Гонка очень тяжелая физически — мне, как штурману, приходилось много бегать, причем по жаре. Бытовые проблемы забываются быстро, после трудного спецучастка ешь и ложишься на койку, и уже не важно дождь или не дождь стучит по тенту.
текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: автор
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.