Ничего лишнего

Идеальный экспедиционер из Toyta Land Cruiser

Экспедиционный внедорожник — это машина, в которой должно присутствовать огромное количество разнообразного оборудования. Как только на машину устанавливается это самое «огромное разнообразие», ее вес уходит в «красную зону». Но есть и другой путь.

Эта Toyota Land Cruiser 80 была совершенно стандартным, не испорченным оффроудом автомобилем, когда ее приобрел мой соклубник Виталий «Вит» Мартыненко. Разрабатывая концепцию подготовки внедорожника, мне пришлось всерьез поломать голову. Автомобиль должен был отвечать современным требованиям к машине для автономных внедорожных путешествий, при этом не набрать лишний вес, ведь «восьмидесятка» тяжелая сама по себе. Желание построить соклубнику достойного «проходимца» усугублялось тем фактом, что мне самому предстояло путешествовать на «крейсере» в качестве второго водителя, так что моя мотивация была на высоте.

Методом исключения

Силовой обвес был удален из списка предполагаемого тюнинга сразу. Toyota восьмидесятой серии в стоке обладает стальными бамперами, из пластика выполнены только боковины. Единственный элемент дополнительного обвеса, который решено было изготовить, — это пороги. Они нужны для защиты кузова при переезде через поваленные деревья, при езде по лесу впритирку к стволам деревьев, к тому же на них удобно стоять, протирая лобовое стекло (для лифтованной машины это важно). Также пороги выполняют роль брызговиков, защищающих боковые стекла и борта машины от грязи, летящей изпод широких колес. Посему силовые пороги были включены в список необходимого.

От идеи изготовления либо покупки большого экспедиционного багажника мы отказались. Возить на крыше несколько десятков килограмм, тем самым задирая центр тяжести и увеличивая валкость внедорожника, для нас недопустимая роскошь. Тем не менее запасное колесо переехало на крышу — после небольшой доработки штатных релингов получилась отличная площадка для запаски. Но вопрос верхнего багажника оставался открытым и будоражил наши умы, так как требовался для размещения дополнительного света, «хай-джека», лопаты и камеры заднего вида. В результате его разработка была отложена на целый год, и только сейчас, во время написания этой статьи, на нашу боевую «восьмидесяточку» устанавливают чудо инженерной мысли — алюминиевую площадку, интегрированную в штатные релинги, с защитной дугой и крепежом для дополнительного света. Вес конструкции — 21 кг, что более чем скромно для экспедиционного багажника. В качестве верхней светотехники используются фары с рассеивающими стеклами для бокового и заднего света, вперед же светят два прожектора, оснащенных ксеноном, и две фары дальнего света с широким лучом.

Фаршируем по полной

Как всегда, когда мне требовались умелые руки и живой ум для воплощения в жизнь моих «бредовых» идей, мы обратились к Леше «Амби» Балахонову. И снова многое делали впервые. Например, ресивер, питаемый спаренными компрессорами «Беркут R20» расположился в переднем крыле машины. Площадка под лебедку, интегрированная в передний бампер, одновременно выполняла роль усилителя и уже традиционно была оснащена проушинами для буксировки и подъема «хай-джеком». На площадку была установлена лебедка SW 12,5 lbr, оснащенная радиопультом, управлением из салона и снабженная синтетическим тросом.

Машина получила выведенный воздухозабор Safari Snorkel, автономный предпусковой подогреватель Webasto, обогрев топливозабора и топливного фильтра. Место штатной подвески занял четырехдюймовый лифт-комплект от Tough Dog, машина «обулась» в колеса Mickey Thompson MTZ размерностью 35 дюймов. Помимо пяти покрышек, установленных на штампованные диски ProComp, была закуплена шестая шина специально для дальних поездок, когда одной запаски часто оказывается недостаточно. Для зимних путешествий был приобретен комплект нешипованой резины Yokohama Geolandar диаметром 34,5 дюйма.

Головной свет оставили «родной», галогеновый. Но так как освещения от него явно не хватало, на передний бампер установили две противотуманные фары Hella Illuminator в металлических корпусах и фонари ближнего света Hella Сomet FF 450. В совокупности с ближним светом они увеличили площадь засветки до комфортной, при этом не слепя встречных водителей.

Также была установлена двухдиновая магнитола с навигацией Navitel и открытой операционной системой для записи собственных программ.


Мнение джипера

Ярослав «Шмель» КОЛЕСНИК,
экспедиционная команда «Немодного клуба»

Машин я видел много. Есть красивые; есть навороченные; очень навороченные; непонятно для чего сделанные; с конкретным назначением. Но основная масса построена по принципу возведения коттеджей в начале 90-х: «А давай пристроечку, а давай надстроечку, а давай на метр увеличим». — «А зачем?» — «А чтоб было!» — «А как же проект?» — «А ни к чему!!!». Все же по проекту разумнее, касательно коттеджей это поняли многие, а вот применительно к машинам — единицы... Мне кажется, мы рассматриваем тот редкий случай, когда сначала было слово — идея, проект — и в результате он удачно реализован.

Свою «стопятку» я приобрел уже подготовленную, в силовом обвесе. За два года дальних путешествий ситуации, в которой все железо пригодилось, у меня не было, и это при том, что я объехал всю Европейскую часть России, побывал на Алтае, в Казахстане и в Монголии. Поэтому решение оставить штатные бамперы кажется мне разумным. Но вернемся к основной теме статьи. Попробую одним словом охарактеризовать обсуждаемый автомобиль. «Оптимальный» — скорее всего, наиболее подходящий эпитет. Оптимальный с точки зрения внедорожных возможностей, соотношения «цена — качество» и выбора для предполагаемых условий эксплуатации. На этом внедорожнике не страшно поехать в любую экспедицию. Хватает «лифта», есть запас топлива, достаточно света, места в салоне, а что еще надо для приятного времяпровождения?! Разве что хорошую компанию друзей. С этим у нас тоже нет проблем.


Увеличиваем автономность

За то, как именно обустроить спальное место, было сломано немало копий. Меня не увлекли популярные среди автопутешественников спальные блоки, занимающие все багажное отделение и по сути являющиеся кассой, состоящей из разнокалиберных ящиков и отделений. Дело в том, что заполнение их барахлом происходит по тому же принципу, что и новой мебели в квартире. Сначала половина ящиков пустует и свободного места более чем достаточно, но через некоторое время весь объем заполнен непонятно откуда взявшимся скарбом, и периодически, открыв тот или иной ящик и наткнувшись взглядом на что-то, хозяин восклицает: «О, так вот ты где! А я тебя уже полгода найти не могу!». Превращать машину в склад не хотелось, поэтому мы ограничились каркасным спальным местом, устанавливаемым вместо правой секции заднего сидения. Такой спальник не мешает размещению крупногабаритного снаряжения в багажном отделении и имеет очень скромный вес. Но идея создания в машине корпусного блока, включающего в себя походную кухню и стол, никуда не делась и, скорее всего, будет воплощена в будущем. Сейчас же нам вполне достаточно одноместного спальника, который в любой момент может быть расширен до двухместного посредством замены второй половины заднего сидения на точно такой же каркас с лежаком.

Для того чтобы увеличить запас хода, в «Амби-Авто» нам изготовили дополнительный бак, оснащенный хитрым отстойником, позволяющим «выезжать» резервуар практически досуха. Вся гарнитура для подключения и управления подачей топлива использовалась штатная тойотовская. Бак имеет много общего с аналогичным, производимым австралийской компанией ARB, но на 10 л больше. Он вмещает 190 л топлива, при этом в отличие от «австралийца» не выступает за линию заднего свеса, к тому же сделан не из черного металла, а из нержавеющей стали. Таким образом, запас хода по трассе увеличился до 2000 км.

Для связи в колонне и при необходимости с дорожными службами и МЧС была установлена мощная вседиапазонная радиостанция Yaesu FT-857.

Проверка на дорогах

Основные работы по подготовке внедорожника были завершены к февралю 2011 года. За прошедшее с тех пор время мы успели побывать в снегах заполярной Сибири и Европейской части России, проехать по степям Казахстана и лесам Карелии, изъездить вдоль и поперек Центральный регион. Даже довелось испытать машину в качестве подводной лодки («Тойота в разлив», ОРД № 2/12). На одометре прибавилось 65 000 км, и львиная доля этого пробега пришлась на сложные дорожные условия и бездорожье. Все, что было доработано и усовершенствовано, не раз нам пригодилось.


Toyota Land Cruiser 80

Список установленного оборудования

  • Webasto (подогрев двигателя) 35 000 руб.
  • Радиостанция Yaesu FT-857 40 000 руб.
  • Шноркель Safari 15 000 руб.
  • Дополнительный бак 190 л 60 000 руб.
  • Аудиосистема с навигацией 20 000 руб.
  • Дополнительный свет 25 000 руб.
  • Лебедка SW 12,5 lbr 27 000 руб.
  • Спальник 5000 руб.
  • Подвеска Tough Dog 70 000 руб.
  • Резина Mickey Thompson 60 000 руб.
  • Верхний багажник 30 000 руб.


текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото из архива автора

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты