Юбилей на льду Байкала

Полный привод от Nissan в Бурятии

Известный японский производитель автомобилей повышенной проходимости недавно отметил 60-летний юбилей своего первого полноприводного детища. Российское отделение Nissan решило отпраздновать это знаменательное событие на льду самого уникального озера в мире.

Мероприятие было проведено не на западном берегу Байкала, больше освоенном цивилизацией, а на том, который ближе к Японии не только географически, но и духовно. На восточном берегу, как известно, располагается Республика Бурятия, коренное население которой в основном исповедует буддизм — как и японцы. Это побережье еще во многом сохранило девственную чистоту, а потому особенно ценится любителями природы.

Навстречу Сагаалгану

Аэропорт бурятской столицы встретил нас 30-градусным свежачком, сдобренным ярким солнцем, и плакатами, поздравляющими с Новым годом. Да и в самом Улан-Удэ стояло множество украшенных елок. Я сразу же вспомнил анекдот про сварливую жену, которая бедного мужа всего испилила за то, что только ко Дню Победы удосужился елку выбросить… И позавидовал терпению бурятских женщин. Затем в голову пришла неожиданная мысль о том, что новогодние плакаты и елки появились здесь как раз к ниссановскому юбилею. А почему бы нет? Ведь юбилей — это тоже своего рода Новый год! И только потом местные нам объяснили, что уже через несколько дней вся Бурятия будет отмечать Сагаалган — праздник Белого месяца, приход нового года по лунному календарю! Казалось бы, Луна одна, а календарей много: китайцы свой новый год уже встретили, японцы тоже. Теперь вот и к бурятам он придет. Ну да пребудет с ними со всеми Будда!

Вот, наконец, и местный дилерский центр Nissan, открывшийся лишь в прошлом году. Раньше в нем необходимости не было, но в последнее время иркутский перестал справляться с заказами и обслуживанием машин этой марки, пришлось открывать дилершип и на восточном берегу Байкала — почти полумиллионный Улан-Удэ требовал к себе внимания. Современный автосалон на окраине бурятской столицы — ничуть не хуже московского. Здесь — краткий инструктаж о мероприятии, автомобилях и особенностях дорожного движения в Бурятии. В городе — непуганые люди, так и норовящие воспользоваться приоритетом при переходе улицы, причем не только по пешеходному переходу, — а за городом — непуганые звери, как домашние (предпочитающие греться прямо на проезжей части), так и дикие (готовые выскочить в любой момент из леса и потеснить домашних в их увлекательном занятии).

Конечная цель нашего маршрута известна — это поселок Новый Энхэлук, что на самом берегу Байкала. А сам маршрут проложен таким образом, что идет, не касаясь федеральной трассы Москва — Чита. Ну и правильно: что там для нас интересного? Мы же на внедорожниках! В качестве бонуса предлагается сделать 50-километровый крюк до Иволгинского дацана. Есть ли желающие? А то! Мы хоть и не бешеные собаки, но ради дацана можем и 100 верст про ехать в одну сторону, а не то что 50. В Москве же их не увидишь — это не мечеть, не костел и даже не синагога. А здесь — старейший в нашей стране и при этом весьма красивый центр буддизма, одной из четырех традиционных и официально признанных религий в России!

Дорога к дацану идет через несколько святых для бурят мест. Они видны по особым деревянным или каменным сооружениям, а то и просто деревьям, на которые привязано множество разноцветных кусочков материи. Природа вокруг них обычно очень красива. Чего стоит местность рядом с мостом через реку Селенгу! Высокий обрывистый берег, вершина которого уходит в небо, а перед самым мостом он снова поднимается над рекой другой вершиной, образуя занесенную снегом седловину.

Дорога на Энхэлук оказалась, к счастью, асфальтирована не везде. И даже там, где асфальт в принципе был, его порой не видно под снегом. Но Pathfinder, доставшийся мне по жеребьевке из всего многочисленного полноприводного семейства Nissan, прекрасно шел по любому покрытию. Да и без покрытия тоже неплохо.

Дорога между тем то расширялась, то снова сужалась, плавно забираясь в горы. Не такие, конечно, высокие, как Кавказские, но все равно настоящие. Природа вокруг просто великолепная! Несмотря на близость проезжей части, снег и на деревьях, и на земле идеально белый. Причем деревья он облепил так плотно, что сквозь него почти не видно черных точек их стволов и веток.

После перевала дорога пошла между скованной льдом речкой и горным уступом, нависшим над дорогой. Видно было, что с уступа на дорогу иногда что-то падало, но для Pathfinder это не являлось препятствием.

Но вот и оно — славное море, священный Байкал! На его прозрачном льду расчищено от торосов несколько участков, где нам предстоит опробовать в экстремальных условиях способности полного привода и влияние на управление автомобилем новейших электронных систем. Выезд на лед обустроен по всем правилам ледовых переправ: шлагбаум, ограничительные знаки. Тут же — щит с весьма оптимистичной надписью «Подай утопающему» и спасательным кругом под ней (а также юрта с вывеской «Пункт обогрева»). Но нам круг не пригодился (в отличие от юрты): даже под тяжелым «Патрулем» лед не треснул.

Управляемость и способность держать дорогу у ниссановских машин 4х4 оказались прогнозируемо на высоте. Но здесь же можно было воочию познакомиться с работой новейшей системы кругового обзора (AVM), которая контролирует пространство вокруг автомобиля. Это очень полезно при условиях тесной городской парковки. С 2012 года система доступна в некоторых комплектациях Qashqai и Qashqai+2, а также на Patrol. Четыре камеры, установленные по периметру машины, видят каждая свой сектор, что в итоге дает полный обзор на 360 градусов — картинка «вид сверху» выводится на центральный монитор. Она отключается при движении вперед, когда скорость превышает 10 км/ч, но если двигаться на задней передаче — не отключается, даже когда скорость значительно выше пороговых 10.

Признаюсь честно, до конца поездки я так и не понял, почему именно на Байкале ниссановцы решили отметить свой юбилей. И лишь на обратном пути, рассматривая в самолете брошюру о достопримечательностях этой местности, я, кажется, нашел ответ. На берегу озера растет уникальная трава сагандайля, название которой переводится на русский как «продлевающая жизнь». Древняя легенда гласит, что возвращающиеся с победой воины втыкали свои обагренные кровью поверженных врагов копья в склоны Саян, чтобы отдать силу земле. И через некоторое время в этих местах появилось растение, способное наполнять человека силой и здоровьем. Местные охотники и сейчас вовсю используют эту траву для поддержания тонуса во время многодневных походов по тайге в поисках зверя. Также и Nissan решил придать новые силы своим внедорожникам.


История появления Nissan Patrol

Первый полноприводный автомобиль компании Nissan появился лишь в 1951 году. Он создавался по образцу американских Willys MB и Ford GPW, но оказался больше, чем Jeep, и двигатель у него мощнее — от грузовика Nissan модели NT 85. Первенец получил обозначение 4W60, а двигатель, доставшийся ему, — тот самый «практически вечный» шестицилиндровый с рабочим объемом 3670 см3, развивающий 85 л.с. при 3600 об/мин.

Причиной появления Nissan Patrol стало, по сути, то же, что у нас ГАЗ-69: после Второй мировой войны вся Япония лежала в развалинах, дорог практически не было, а реки — не такие широкие и глубокие, как на материке, — местные водители предпочитали форсировать вброд, нежели по узким и малочисленным мостам. В общем, о ниссановском «Патруле» можно сказать то же, что и о нашем УАЗе: вместо того чтобы строить дороги, японцы придумали Patrol. (Но и дороги они позже все-таки построили.) На руку японскому автопрому сыграл и запрет, введенный на развитие авиапрома, благодаря чему все опытные конструкторы из авиации ринулись в автомобилестроение.


текст: Вячеслав ВАРЁНОВ
фото: автор и фирма-производитель

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты