В марте компания «Русская механика» организовала экспедицию по маршруту Красноярск — Бахта — Красноярск протяженностью около 2000 км. Поход связал две великие русские реки — Волгу и Енисей. Его целью стало испытание рыбинских снегоходов на выносливость.
Экспедиция перемещалась на двух снегоходах «Тайга Патруль 550 SWT» и пяти снегоходах «Тайга Варяг 550» со специальными походными санями, сконструированными таким образом, чтобы обеспечить возможность одновременной транспортировки топлива, снаряжения и продуктов. Сани были изготовлены по спецзаказу экспедиционной группы, а снегоходы специально не готовились. Единственным изменением серийных моделей стала установка на «Тайга Варяг 550» гидравлического тормоза и комплексного электронного прибора Koso, позволяющего осуществлять контроль работы всех систем снегохода в непрерывном режиме. Перед пробегом аппараты были обкатаны и прошли по 100 км каждый. Серийная комплектация подразумевала двигатель РМЗ-550, серийную трансмиссию, подвеску и ходовую часть, систему питания и электрооборудование, а также гусеницу производства НПО «Композит».
Поехали
Тестирование техники на выживание началось на отрезке от Красноярска до Енисейска. Движение по обочинам автодорог, где снега для смазки склизов днем с огнем не сыщешь, стало отличной проверкой компонентов ходовой части, которые отработали без какихлибо нареканий. Но серьезные испытания были впереди.
На протяжении всего маршрута четыре из семи снегоходов, два «Тайга Патруль 550 SWT» и два «Тайга Варяг 550», буксировали прицепы, вдвое превосходящие собственную массу тягачей, т. е. по 600–650 кг. Ноша ощутимая, и она впоследствии несколько раз сыграла злую шутку, выступая своеобразным локомотивом, увлекавшим на скользкой поверхности зимника снегоход в сторону от нужного направления. Поначалу казалось, что такой груз просто не сдвинуть с места или он с корнем вырвет сцепное устройство. Но снегоходы без проблем трогались с гружеными прицепами и своевременным ускорением легко выводили их из крутого заноса, и даже резкие заломы сцепки в таких заносах не ломали узлы и детали снегоходов.
Самые сложные условия, с которыми столкнулась экспедиция, возникли на отрезке Енисейск — Новоназимово длиной 200 км, состоявшем из двух типов трассы. Первый — та же обочина дороги на протяжении 35–40 км. Второй — зимник, проложенный по слегка застывшему болоту, засыпанному сверху толщей кристаллизованного от морозов снега, и притоки Енисея в виде целой череды рек, речушек и ручьев. Понятие «ручей» здесь резко отличается от принятого в Центральной России. Это может быть водный поток шириной от 5 до 100 и глубиной до 10 м, ледовый покров которого находится в постоянном движении, вызванном резкими изменениями уровня воды.
Борьба за выживание началась на зимнике. Первым сюрпризом стала его поверхность, представляющая собой зеркальную гладь, образовавшуюся от солнца и колес тяжелых лесовозов. Двигаться по такой поверхности чрезвычайно сложно, особенно когда за снегоходом идет прицеп, превосходящий его массой вдвое. В итоге примерно через 10–15 км после выезда на зимник произошло столкновение сразу трех машин, две из которых были с прицепами. Далее этап прошел без особых приключений. Техника отработала на отлично, и в конечный пункт этой части маршрута, поселок Новоназимово, прибыли в расчетное время.
Погода
Суточные перепады температуры воздуха на протяжении всей экспедиции порой превышали 30 градусов: ночью зашкаливало за минус 30, а днем яркое солнце разогревало воздух до нуля. Такой температурный тест снегоходы «Русской механики» также прошли успешно. По утрам после короткой подкачки топлива ручным насосом двигатели запускались без каких-либо дополнительных манипуляций, а днем даже при значительной нагрузке, обусловленной движением на подъемах и буксированием прицепов, стабильно держали рабочую температуру, благо что установленные приборы Koso позволяли постоянно ее контролировать.
Американские горки
Следующий этап — от Новоназимова до поселка Бор. Возможность пройти его за один день у местных жителей вызывала большие сомнения. И недаром: протяженность почти 400 км плюс сложный рельеф, напоминающий симбиоз кавказского серпантина и американских горок. При этом большинство спусков и подъемов имели уклон в 35–40 градусов и являлись затяжными. На одном из таких участков резко занесло прицеп и тянувший его «Варяг» просто выкинуло на жесткий снежный бруствер, в результате чего снегоход перевернулся и замер вверх гусеницей. Водитель проявил чудеса реакции, моментально катапультировавшись со снегохода. Приземлился не совсем удачно, но отделался ушибами. В первый момент испытали некий шок: менять стекло, сцепку, «лечить» капот, а может, и еще что-то. Но… ветровое стекло после постановки снегохода на гусеницу выправилось, и на нем не оказалось даже царапин. Капот был цел и практически невредим. Двигатель после удаления снега из-под капота завелся сразу.
Когда до Бора оставалось километров 100, дозаправились и готовились проскочить оставшийся отрезок в один присест, поскольку небесное светило уже «выключили» и стало морозно. С заходом солнца все резко меняется, температура понижается, начинают мерзнуть руки и лицо. Cерпантин стал круче, извилистей, а спуски и подъемы продолжительней. Двигались плотной колонной с дистанцией 15–20 м, что нас и подвело. Колонна сначала вползла на длинный пологий подъем. Головная машина с прицепом перевалила верхнюю точку и ушла на спуск, следующая чуть притормозила, затем, когда головная почти скрылась за правым поворотом где-то ближе к нижней точке лощины, тоже двинулась вниз, все последующие, увеличив дистанцию метров на 5, чтобы избежать столкновения, также стали скатываться вниз. А внизу, за поворотом боком медленно сползал примерно с середины подъема головной снегоход с прицепом. Все встали.
Далее последовала двухчасовая изнурительная работа по отцепке прицепов, их облегчению путем переноса части канистр с топливом наверх. А потом поочередное вытягивание саней по безупречно гладкой поверхности зимника. Попробовали вариант буксирования двумя тягачами, оказавшийся оптимальным.
Финиш
После такого ночного развлечения тактика движения была изменена. Каждый следующий снегоход начинал спуск лишь тогда, когда водитель убеждался, что впереди идущий благополучно прошел критическую точку участка. В результате экспедиционная группа завершила этап, в реальность которого никто не верил. Снегоходы «Тайга Патруль 550 SWT» и «Тайга Варяг 550» наглядно показали свою состоятельность в таких тяжелых условиях, да и люди продемонстрировали неисчерпаемость ресурсов.
Впереди оставался последний этап до точки возврата, поселка Бахта. Проходил он по речнму льду и не оставил путешественников без экстрима. Поселок Бахта через 5–6 часов пути предстал перед участниками пробега на высоком берегу Енисея во всей красе.
текст: Алексей ВИНОГРАДОВ
фото: Алексей ЛЕНЁВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.