В конце марта в Северной Италии регулярно проходит отборочный этап RFC European Edition. Победитель получает право бесплатно участвовать в Rainforest Challenge в Малайзии.
Легендарная гонка имеет своих «дочек» в различных регионах мирах. Соревнования серии RFC проходят в Китае, Шри-Ланке, Испании и Италии. RFC Italia собирает спортсменов из окрестных регионов — Италии, Австрии, Германии, стран бывшей Югославии, а в этом году в ней участвовали и российские трофисты.
Трофи-спринт
Самое главное, что отличает гонки RFC от других соревнований, — это формат. Rainforest Challenge проводится в виде множества коротких спецучастков. Коротких как по времени (норматив прохождения — 15 минут), так и по длине: редко какой участок протяженнее километра. На таком коротком, но насыщенном СУ у гонщиков нет права на ошибку: надо быстро ехать и доводить выполнение задания до автоматизма — работа пилота и штурмана синхронизирована. Штурман выкладывается физически — драгоценные секунды выигрываются в том числе и на его перемещениях снаружи автомобиля: чем быстрее бегает спортсмен, тем лучше итоговый результат. Многочисленные приспособления экономят мгновения, но в целом из них складываются необходимые для победы минуты.
Например, на передней части многих автомобилей закреплены подпружиненные коромысла, на которые вешаются освободившиеся после использования крюки лебедок. Пока штурман занимает свое место, пилот контролирует момент окончания намотки. Оборудование крепится на быстро защелкивающихся зажимах — например, монтаж и демонтаж плуга занимает считанные секунды. Излишне говорить, что вопросам защиты команд уделяется много внимания: шлемы на головах членов экипажа, каркасы безопасности в машинах, жесткая крыша — все это обязательно присутствует. Кстати, интересное наблюдение. В отличие от многих российских гонок с инцидентами со зрителями, итальянские болельщики не лезли под колеса автомобилей, не мешали движению, а наблюдали за ходом перемещения джипов издалека. То ли неистовость итальянских «тиффози» применительно к автоспорту всего лишь миф, то ли трофи как неторопливый вид спорта не слишком вызывает азарт, чтобы бежать рядом с автомобилем. Правда, справедливости ради надо сказать, что болели за свои и чужие команды итальянцы с поистине южным темпераментом — кричали, хлопали, подбадривали свистом. Энергию зрителей поддерживало полевое кафе с традиционной итальянской едой: пастой, ризотто, вином и, конечно же, пивом. Алколя было много, а вот пьяных болельщиков не видно. Или знают чувство меры, или просто привычка.
Антураж
Атмосфера соревнования складывается из многих моментов. Первое впечатление зачастую обманчивое, но иногда соответствует истине. Базовый лагерь итальянской гонки располагался на окраине городка Градиска-д’Изонцо. В городишке всего четыре улицы, но в центре находится большой сквер (скорее, маленький парк) с фонтаном посредине, окруженный анфиладой кафешек, тратторий, пиццерий и цукарен. В Градиска-д’Изонцо — несколько средневековых палаццо и собственный театр, светофор на главном перекрестке, пешеходная зона с мраморными статуями и, самое главное, потрясающе чистые мостовые и тротуары (хотя дворников не видели). Пару раз проехав городок насквозь в разных направлениях, мы решили спросить местных жителей о местонахождении штаба RFC (координаты лагеря были даны в виде трех итальянских слов, обозначавших какое-то место, незнакомое навигаторам). В первом же кафе обнаружился человек в жилетке RFC, с аппетитом поглощавший пиццу. Он не понимал по-английски (и по-русски тоже), но нарисовал на салфетке схему проезда в лагерь (оказалось, мы проехали в 50 м от закрытого парка, но за железнодорожной насыпью). Лагерь был разбит на поляне, окруженной акациями. Стояли трофи-мобили и технички, рядом с ними палатки и кемперы, из мангалов и барбекю окрест разносился запах жареного мяса, а веселые голоса свидетельствовали, что дегустация местного вина идет полным ходом. И мы не ошиблись — нас радушно встретили и рассказали о распорядке на завтра, выдали всевозможные материалы о гонке, а для фотокорреспондента — яркую жилетку «Пресса».
В стартовом листе в составе экипажа № 13 значился штурман с типично итальянским именем Dmitry Kozlov. Мы почему-то заподозрили в нем соотечественника и не ошиблись. Дмитрий живет в Милане, имеет небольшой бизнес в Италии, ездит на «Ниссане 61», а по уик-эндам катается с товарищами по бездорожью на Suzuki Samurai. Он стал нашим языковым «мостиком» с итальянцами, в основной массе слабо говорящими по-английски. Это вовсе не претензия к населению прекрасной страны — отъехав на 100 км от Москвы, попробуйте заговорить на улице любого провинциального городка поанглийски и результат, мне кажется, будет еще плачевнее.
Что мне показалось странным — так это практически полное отсутствие «наглядной агитации». Что очень контрастировало с «головной» гонкой RFC в Малайзии, где все пространство вокруг трассы и лагеря буквально увешано флагами, плакатами, баннерами. Здесь же, кроме наклеек на машинах, я увидел лишь один баннер спонсоров на трассе. Все остальное — флаги и плакаты команд. Кстати, с точки зрения спортсменов, спонсоры у RFC European Edition просто замечательные: три бара, в каждом из которых проходила какая-нибудь вечеринка в каждый из трех гоночных дней (с обязательной дегустацией сыра, ветчины, ризотто и пасты), производитель местного вина, щедро снабжавший эти party своей продукцией.
Европейское трофи
В Европе трофи вступило в тот этап развития и осознания обывателями, какого в России ожидать придется еще многие годы (на радость нашим офф-роудерам). Частная собственность на землю и совершенное экологическое законодательство практически не оставляют пространства для проведения трофи-рейдов даже в таком компактном и зрелищном формате, как RFC. Организаторы рассказали нам о трудностях в согласовании гонки с муниципалитетами и полицией. Несмотря на то что это глухая провинция (до границы со Словенией всего 15 км), провести соревнование удалось лишь на частной территории, прилегающей к заброшенной фабрике и поросшей молодым лесом. Валить и рубить деревья категорически нельзя, пересекать речку нельзя (чтобы не нарушить рыбалку), машины катались по небольшой заводи, грязи в нашем понимании этого слова нет. Основные препятствия — неровности рельефа, крутые приречные склоны, стволы упавших деревьев, галечник, рулежка среди деревьев на узких дорожках. Но все равно никто не прошел СУ, не размотав лебедку, многие боролись с опасностью опрокидывания, использовав боковые стропы (а кое-кто, даже несмотря на это, лег на бок). В основном трасса сухая, водные преграды и влажные места были локальны. Но даже и такое «сухое» трофи собрало в Европе своих поклонников и болельщиков. А итальянцы поглядывают на Россию, где много простора не только для приключений, но и для офф-роуда!
Юрий СЕЛИФОНОВ,
руководитель команды PRO-X
Мы приехали поучиться и посмотреть, как проходят региональные отборочные этапы Rainforest Challenge, и теперь уже точно знаем, как проводить гонки формата RFC на европейской земле. Мы увидели со стороны, как это выглядит, и постараемся избежать ошибок итальянцев. Считаю, что гонка удалась, но, честно говоря, можно было бы сделать и труднее, и зрелищнее, и насыщеннее. В остальном — хорошая европейская организация, каждый вечер проводится party с общением джиперов разных стран, победители получают достойные призы. Мы планируем перенести дух и марку RFC на российскую почву и организовать одну из гонок этой серии в нашей стране. Сейчас как раз проходят переговоры с малайзийской стороной по этому вопросу.
текст: Алексей МЕНЬШЕНИН,
фото: автор, Анна ФИЛИПЬЕВА
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.