ГАЗ-27527-398 «Соболь Бизнес»
2,8 (120 л.с.) 5 МТ
цена: от 701 500 руб.
Малые грузовики и микроавтобусы марки «ГАЗ» вот уже несколько лет выпускаются не только с задним приводом, но и с полным. Но недавно у них произошли изменения и под капотом: теперь «соболино-газелевское семейство» получило дизель.
Эта модель оказалась самой легковой из всех полноприводных, выпускаемых на данный момент нижегородским заводом. Наш интерес первоначально ограничивался тем ассортиментом, который может позволить себе потребитель с обычными правами водителя категории В, — т. е. пассажирскими автомобилями с числом посадочных мест, включая водительское, не превышающим девяти, или грузовиками полной массой не более 3,5 т. Сейчас это старушка «Газель», хотя и значительно обновленная, и ее младший братишка «Соболь». Конечно, нас, как и большинство читателей, интересуют в первую очередь пассажирские версии. Однако автобус «Газель» имеет значительно больше девяти допустимых для категории В мест, а значит, водителю для управления им потребуются права категории D. У «Соболя» тоже есть 10-местная модификация, которая подпадает под категорию D, но чаще все же встречаются 6–7-местные. Но и тут нас ожидал один нюанс, на сей раз производственный: чисто пассажирские версии «Соболя» с полным приводом ГАЗ пока не выпускает! Дело в том, что по нормам безопасности все новые автобусы должны иметь антиблокировочную систему тормозов. На «Газели» она есть, а для «Соболя 4х4» из-за иной подвески ее пока не адаптировали. Поэтому «самым пассажирским» из полноприводных «Соболей» на сегодняшний день является… грузопассажирская модификация ГАЗ-27527-398 С, где под сложной буквенно-цифровой кодификацией скрывается цельнометаллический фургон с двойной 7-местной кабиной и небольшим грузовым отсеком сзади.
На следующий день после того, как мне буквально на пальцах прямо на конвейере растолковали все эти конструкторско-производственные нюансы, я наконец-то оказался сам за рулем новенького «Соболя» с колесной формулой 4х4 и дизельным «сердцем». Машину для журналистских «издевательств» специально привезли на полигон ГАЗа, что схоронился от посторонних глаз в лесах под Нижним Новгородом. Он, разумеется, не такой большой, как Дмитровский, но и здесь имеется полный набор дорог, необходимых для испытаний автомобильной техники, разве что кроме горных. И хороший асфальт, и разбитый, и брюссельская мостовая с грубо уложенным камнем. А также — овраги и грунтовки для тестирования внедорожников. Конечно, зимой некоторые трассы теряют часть заложенных в них свойств, однако приобретают другие, недоступные летом.
Полноприводная сущность этого «Соболя» видна уже издали. Не нужно нагибаться и заглядывать ему под днище. Внимательный глаз наверняка заметит большой дорожный просвет. А опытный человек не может не обратить внимания на раздаточную коробку, которая прекрасно видна строго посредине днища при взгляде сбоку. А спереди — редуктор переднего моста.
Семиместный грузопассажирский «Соболь» имеет двухрядную кабину, где на первом ряду три места, а на втором — четыре. Но дверей у нее только три: передние боковые традиционно распашные, а задняя боковая только одна — с правого борта, сдвижная. Дверь грузового отсека — двустворчатая распашная. Он отделен от пассажирского металлической стенкой (которую, впрочем, при необходимости можно без особого труда снять хотя бы на время с помощью нехитрого инструмента).
Восхождение на водительское место не имеет ничего общего с посадкой за руль обычной легковушки. Скорее это проникновение в кабину заправского внедорожника с большим клиренсом, где слово «восхождение», упомянутое в предыдущем предложении, имеет больше прав. Уже сидя за рулем, водитель чувствует себя не как в грузовике, но и, конечно же, не как в легковушке. Ощущения, скорее, такие же, как внутри старого классического внедорожника. Но — более комфортного. Пластик панелей и отделка кабины довольно простые, да и странно было бы ожидать от отечественной машины чего-то большего за такую цену.
Постоянный лучше подключаемого
Несмотря на почти 20-градусный мороз, дизель завелся довольно легко. Кстати, за умеренную доплату машину еще на заводе можно оснастить предпусковым подогревателем. Сейчас, после многочисленных проб и ошибок с моторами разных производителей, ГАЗ решил остановить свой выбор на дизельных агрегатах американской фирмы Cummins. Словно специально для «Соболя» и «Газели» у американцев нашлась рядная «четверка» модели ISF 2.8 мощностью 120 л.с. с турбонаддувом. Для нее инженеры ГАЗа разработали 5-ступенчатую механическую коробку передач и «раздатку» с понижающим рядом. Поразмышляв над типом полного привода, нижегородцы решили отказаться от классической схемы «постоянный задний, передний подключаемый» (которая используется, кстати, литовцами в Рокишкисе при сборке «газелей» с польским дизелем и чешской «раздаткой») и остановились на более распространенной в сегодняшних реалиях «постоянный полный с блокировкой центрального дифференциала». Таковая применяется не только на кроссоверах, но и на весьма именитых «проходимцах» типа лендроверовского «Дефендера». Принудительной блокировки межколесных дифференциалов пока нет, зато имеющаяся «понижайка» существенно повышает проходимость машины.
Вот в такой оснастке «Соболь» уверенно взял с места на весьма скользкой дороге почти без пробуксовки. Разгон оказался довольно бодрым примерно до 80 км/ч, хотя до 2000 об/мин мотор словно спал. Просыпаться он начал только с 2500, а с 3000 в него словно бес вселился. Асфальт или грунт — для сидящих в машине разницы нет. «Соболь» бежит уверенно, «проглатывая» мелкие колдобины и немного раскачиваясь на крупных. А вот разбитый некогда асфальтированный проселок — типичная дорога нашей провинции — просто заставляет сбросить скорость с 90—100 до 50—60 км/ч. Представляю Defender или Land Cruiser в этих условиях и понимаю, что больше 40 км/ч здесь на них ехать было бы просто невозможно.
По «брюссельке» вполне комфортно «Соболь» бежит и 80 км/ч. Сразу видно, в какой стране и для каких дорог его делали!
Но далеко не все в машине «шоколадно». Постоянно нагруженная «раздатка» дает о себе знать противным гулом. Он, как говорят разработчики, уже не такой громкий, каким был раньше, но и тихим его не назовешь. А потому работы по его снижению еще ведутся. На пересеченной местности, когда водитель напряжен и постоянно следит за дорожными неровностями, гул его почти не донимает. Однако на асфальтовом прямике на нервы действует. Но ведь можно и магнитолу сделать погромче! Хотя к концу дня я на него уже не обращал внимания и без музыки.
Многорычажная… трансмиссия
Что сразу удивило при взгляде внутрь кабины, так это обилие различных «кочерег», торчащих из пола. Будто пахнуло чем-то из глубины веков… Помимо традиционного рычага переключения механической коробки (большого) на свет божий пробились еще два поменьше. Один блокирует межосевой дифференциал, другой переключает режимы «раздатки». То, что на большинстве современных внедорожников выполняется одним рычагом, газовцы попрежнему предлагают делать двумя. Пусть так: в этом решении тоже есть свой плюс — включить «понижайку» можно и без блокировки центрального «диффа» (хотя с большим трудом могу себе представить ситуацию, когда это нужно). Но тут бы в самый ответственный момент не запутаться в этих «кочергах»! Напротив них на торпедо наклеена схема управления этой «многорычажной трансмиссией», однако разобраться сразу не получается из-за трехмерности пространства: рычаги ходят в горизонтальной плоскости, а схема наклеена вертикально! Впрочем, водитель со временем разберется.
Но дело свое эта «многорычажка» знает! Наш «Соболь» прошел практически везде, где бы нам захотелось. Пусть не с первого раза, а со второго, с третьего, но он пробивал себе дорогу и даже вылезал из оврагов! И лишь там, где снег оказывался действительно глубоким, он садился на мосты — и тогда на помощь приходилось звать специально сделанный для полигоновских «развлечений» супер-«Садко». Тут-то и выявилась еще одна конструкторская недоработка «Соболя»: у него сзади нет буксировочного крюка. Фаркоп поставить на него можно, а вот буксировать без фаркопа ничего нельзя. Даже веревку привязать не за что! Пришлось крепить ее к рессоре.
В целом машина оставила о себе благоприятное впечатление. Особенно если посмотреть на цену. Помню, когда ГАЗ выпустил свои самые первые полноприводные «Газели» («Соболей» тогда еще не было), они стоили почти в 2 раза дороже обычных. Теперь же разница между полноприводным и заднеприводным «Соболями» в одинаковой комплектации составляет всего 52 000 руб., в то время как цены дизельной машины и бензиновой отличаются уже на 135 000 руб., причем независимо от типа привода. Выходит, что купить самый дешевый 7-местный «Соболь» с ульяновским инжекторным двигателем УМЗ-4216 объемом 2,9 л можно всего за 566 500 руб. А пламенную любовь к дизелям у нас пока питают далеко не все.
Технические характеристики | |
---|---|
МАССО-ГАБАРИТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |
Масса снаряженная/полная, кг | 2300/3000 |
Длина/ширина/высота, мм | 4810/2030/2300 |
Колесная база, мм | 2760 |
Колея спереди/сзади, мм | 1720/1700 |
Дорожный просвет, мм | 205* |
Стандартные шины | 225/75R16 (29,3”)** |
Объем грузового отсека, л | 3700 |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Тип, расположение и кол-во цилиндров | Турбодизель, R4 |
Рабочий объем, см3 | 2781 |
Мощность, л.с. (кВт) при об/мин | 120 (88,3) при 3200 |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин | 297 при 1600–2700 |
ТРАНСМИССИЯ | |
Коробка передач | M5 |
Передаточные числа: | |
I | 4,050 |
II | 2,340 |
III | 1,395 |
IV | 1,000 |
V | 0,849 |
Задний ход | 3,510 |
Главная передача | 5,125 |
Передаточные числа в РК | 1,07/1,86 |
Тип полного привода | Постоянный |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |
Подвеска передняя/задняя | Зависимая, на продольных полуэллиптических листовых рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами |
Тормозные механизмы спереди/сзади | Дисковые / Барабанные |
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |
Максимальная скорость, км/ч | 120 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 25 |
Контрольный расход топлива, л/100 км при 80 км/ч | 10,5 |
Топливо/емкость топл. бака, л | ДТ/70 |
Цена, руб. | 701 500 |
текст: Вячеслав ВАРЁНОВ
фото: автор
Обсудить на форуме