Lexus RX 450h
3,5 (299 л.с.) CVT
цена: 3 311 000 руб.
Volkswagen Touareg Hybrid
3,0 (380 л.с.) 8AT
цена: 3 662 400 руб.
В прошлом номере наш главный редактор и господин Немодный шутливо дискутировали о пользе электрической тяги на суровом российском бездорожье. Мы решились на продолжение увлекательной темы, но уже в практическом русле, взяв на испытания два гибридных автомобиля. В багажниках — тросы, впереди — поле...
Как много cкрыто в словосочетании Volkswagen Touareg... Но что мы о нем знаем? Достойный «проходимец»? Комфортный автомобиль с качественным интерьером, выверенной эргономикой и отличной управляемостью? Да, все именно так. А как насчет наиболее «таинственной» в гамме версии с бензиново-электрическим приводом, которая запущена в декабре 2011 года? Дилеры просят за нее немало — от 3 240 000 руб. При этом Touareg V8 TDI в базовой комплектации даже дешевле на 178 000. Аналогичная картина и с хорошо известным в России Lexus RX 450h. Обычный RX 350 в начальной версии Executive обойдется в 2 606 000 руб., а его гибридный сородич в аналогичной комплектации тянет уже на 2 970 000. Есть ли смысл переплачивать за «электрификацию»?
Почти как у «нормальных»
Кроссоверы Volkswagen и Lexus (в дизельной и бензиновой модификациях соответственно) уже бывали на наших тестах и эргономически почти неотличимы от нынешних испытуемых. Отметим лишь, что принадлежность Touareg Hybrid к клану «обеспокоенных экологией» машин выдают такие немногочисленные штрихи продуманного до мелочей интерьера, как «мультфильм» с направлениями мощностных потоков и диаграммы запасенной энергии, транслируемые через монитор на центральной консоли. Кресло с сильно развитыми валиками боковой поддержки, старающееся походить едва ли не на гоночный «ковш», имеет отличный профиль, но может оказаться тесноватым для людей крупного телосложения. У Lexus кресло вальяжнее, шире. На то, чтобы разобраться с интуитивно менее понятным управлением функциями в RX, требуется несколько больше времени. Повинен в этом и мудреный дизайн центральной консоли, норовящий отвлечь от познавательного процесса своей концептуальной дисгармонией. Узнать о запасенной энергии, полюбоваться наглядной диаграммой распределения потоков от силовой установки и зайти в меню климат-контроля можно посредством джойстика, напоминающего компьютерную мышь, рядом с селектором вариатора. Как и у «фолькса», вспомогательная информация в «японце» выводится на экран в верхней части торпедо. Обзорность у RX 450h немного хуже туареговской, в частности из-за массивных и сильнее наклоненных передних стоек.
Электрошоковая терапия
Техническая «начинка», имеющая кардинальные различия с устройством «традиционных» модификаций, заслуживает подробного рассмотрения. Оба автомобиля имеют так называемую последовательно-параллельную схему, т. е. способны передвигаться на электротяге, на бензиновой тяге или на обеих одновременно. Принцип единый, однако реализован он совершенно по-разному. «Двухмоторный» VW единственный среди кроссоверов Touareg второго поколения получил в свой арсенал двигатель V6 с винтовым нагнетателем. Агрегат несет истинно фольксвагеновское обозначение TSI, свидетельствующее о наддуве и непосредственном впрыске топлива. Но фокус в том, что позаимствован он у «горячей» Audi S4. С этим шестицилиндровым «крепышом» мощностью 333 л.с. состыкована… Нет, не все так просто. Между бензиновым двигателем и восьмиступенчатым автоматом Aisin есть своего рода прослойка — элект ромотор Bosch мощностью 34 кВт, объединенный с сухим сцеплением. Узел переменного тока, питающийся от размещенной под полом багажника никель-металлгидридной батареи Sanyo емкостью 1,7 кВтч, вступает в работу, как только водитель нажимает на газ. Невероятно, но факт: хотя производитель обещает передвижение «без шума и дыма» до скорости 50 км/ч (при соблюдении этого условия и полностью заряженной батарее Hybrid может преодолеть 2 км без ущерба для экологии), нам в ходе теста на ровной поверхности и при плавном педалировании удавалось разгонять машину примерно до 80 км/ч. При достижении этого рубежа подключался двигатель внутреннего сгорания. Из-за установки батареи и других сопутствующих узлов автомобиль потяжелел примерно на 2 центнера относительно сородича с мотором V6 3,6 FSI. Как это скажется на среднем расходе топлива?
Слово старейшине
Компания Toyota, и бренд Lexus в частности, — почетные старожилы бензиноэлектрического сегмента. Гибридный RX 400h, относящийся к прошлой, второй генерации, был представлен широкой публике на Североамериканском мотор-шоу в Детройте зимой 2004 года. «Силовая подстанция» включала в себя V-образную «шестерку» 3MZ-FE объемом 3,3 л и электромоторы. Вместе с нынешним поколением, появившимся в 2009 году, паркетник получил модернизированный привод, унаследовавший последовательно-параллельный принцип у предшествующей модели. Изюминка, одновременно являющаяся краеугольным камнем анатомии японского кроссовера, в отсутствии механической связи между осями и автономной работе агрегатов, приводящих автомобиль в движение. Передней осью ведает бензиновый двигатель и электромотор, развивающий 335 Нм. Блок управления мощностью и устройство распределения момента с планетарным механизмом расположены здесь же. Задняя ось (перед которой установлена аккумуляторная батарея высокого напряжения) управляется исключительно вторым электромотором в 139 Нм. В совокупности они представляют собой полный привод E-four. В Lexus его предпочитают называть «интеллектуальным», и не ради красного словца: блок управления мощностью и система управления динамикой вместе непрерывно регулируют взаимодействие «подстанций». Коробка передач у RX 450h, напомним, бесступенчатая E-CVT, в то время как у бензиновой модификации — шестиступенчатый автомат.
Что интересно, V6 (2GR-FXE) позаимствован у RX 350, однако буква X во внутризаводском обозначении намекает на конструктивные различия с исходным 2GR-FE. Так, «шестерка» работает по циклу Аткинсона с более поздним закрытием клапанов, нежели у традиционных двигателей. Как следствие — ниже температура отработавших газов, улучшенные показатели экологичности и экономичности. Этой же задаче служит рециркуляция и рекуперация отработавших газов.
Двигатель гибридной модификации Touareg размещен спереди продольно. В мостах установлены простые симметричные дифференциалы (Д). Полноприводная трансмиссия схожа с системой, которая устанавливается на Audi Q7. Между осями крутящий момент распределяет дифференциал Torsen (СП). Его можно принудительно заблокировать соответствующей клавишей, находящейся на «внедорожном пульте» на центральном тоннеле около селектора АКП. Там же размещена вращающаяся рукоятка (On Road/Off Road), управляющая работой полноприводной трансмиссии. При переводе ее в офф-роудный режим, электроника допускает проскальзывание колес и не «душит» двигатель, а система стабилизации начинает выполнять функцию электронной блокировки, поддтормаживая буксующее колесо. В отличие от других версий Touareg, гибридный автомобиль не доступен с более продвинутой системой полного привода, которая имеет понижающую передачу в раздаточной коробке.
Тихо, как... в Lexus
По дороге на Дмитровский полигон я испытывал нескрываемое чувство… стыда. Именно этот RX 450h успел побывать у нас в рубрике «Прокатились» в конце прошлого года. Но тогда общий язык с «электричкой» найти не получилось: хроническая нехватка времени в предновогодний период, сдача номера и, как следствие, не слишком большой тестовый пробег. Тогда, в глухих пробках, Lexus мне не понравился: валкий при торможениях, медлительный в реакциях и дистанцирующийся от водителя, со странным интерфейсом и надуманными решениями в салоне. Но сейчас кроссовер словно беспрестанно укорял меня, и было за что. Уровень комфорта, простите за выражение, просто бешеный. Шумоизоляция вкупе с очень высокой плавностью хода (и это самые обычные амортизаторы и пружины, а не пневматическая подвеска и не демпфирующие элементы с электронным управлением) значительно скрадывают чувство скорости. На спидометре 110 км/ч, но кажется, что автомобиль не добрался и до 80 км/ч. Субъективные впечатления подтверждают и результаты замеров с помощью специальной аппаратуры, которые проводило наше издание в 2009 году. Напомним, при сравнении RX 450h и обычного RX 350 гибридная модификация демонстрировала более низкий уровень шума в салоне при выключенной задней оси. Она играет в основном вспомогательную функцию, работая на малых скоростях или помогая более интенсивно ускоряться под полной нагрузкой. Но когда на трассовых скоростях автомобиль идет в переднеприводном режиме по хорошему асфальтовому покрытию, то от тишины в салоне едва не закладывает уши. Движение на «зеленой» тяге, как и обещает производитель, возможно до скорости в 40 км/ч. При этом у RX, как и «фолькса», предусмотрен полностью экологически чистый режим, при котором бензиновый агрегат отключен.
В лексусовских органах управления ощущается некоторая «недосказанность», отстраненность. Руль и педаль тормоза не слишком информативны, а педаль газа в начале хода задумчива. Но в этой «мягкотелости» скрыто созерцательное умиротворение, так заметно контрастирующие с атакующим нравом Touareg. Реакции на газ у Volkswagen более острые, «бензиновые», при этом кроссовер отменно ускоряется и откровенно «выстреливает» даже со средних скоростей. Но и вальяжные манеры RX приятны, разве что крены в поворотах побольше фольксвагеновских. А вот в отсутствии возможности тормозить двигателем радости мало. Но ничего не поделаешь: при сбросе газа бензиновый агрегат отключается и электромоторы начинают работать как генераторы, рекуперирующие энергию торможения и запасающие ее в батареях. Ездовой комфорт в Touareg если и хуже, то лишь в «спортивном» режиме шасси из-за того, что «ужесточающаяся» пневматическая подвеска не всегда должным образом гасит толчки от дефектов дорожного полотна.
Одна из ключевых особенностей кроссовера Lexus заключается в том, что механическая связь между мостами не предусмотрена, поскольку на передние и задние колеса автомобиля работают два силовых агрегата. На задней оси установлен мотор-редуктор, агрегатированный с главной передачей. Спереди у гибрида размещен бензиновый ДВС, генератор, электромотор и двойная главная пара. Главным элементом выступает планетарная передача, которая выполняет функцию деления потока мощности на два. Первый направляется от двигателя внутреннего сгорания на колеса, а второй — от двигателя через генератор на заряд высоковольтной аккумуляторной батареи. На Lexus RX 450h для повышения свойств на бездорожье можно отключить систему стабилизации. Предусмотрена и система имитации блокировок межколесных дифференциалов (Д) работой тормозных механизмов, которая действует в узком диапазоне. Напомним, что бензиновый RX 350 оснащен многодисковой фрикционной муфтой.
Не зная привода — не лезь!
…Ведь я просил этих прекрасных людей не экспериментировать на бездорожье и поберечь «зверушек»! И все было спокойно — весеннее поле с небольшими уклонами, не представлявшими никакой сложности для машин. И главное, твердая поверхность. Но наш фотограф, любящий остросюжетные кадры, направил своей властной рукой гибридный караван прямиком к раскисшему грунтовому «болотцу» диаметром несколько десятков метров. То, что RX 450h, мягко говоря, не отличается хорошей проходимостью, удалось выяснить еще три года назад. Напомним, что 40-процентный уклон машина берет только с ходу, а 50-процентный подъем превращается в непреодолимое препятствие. Нынешняя ситуация оказалась смехотворной — паркетник попал передними колесами в небольшую лужицу со скользкими краями, мгновенно превратившись в переднеприводник. Выручай, VW! У «немца» есть возможность увеличить дорожный просвет с помощью опциональной регулируемой пневматической подвески, перевести электронику во «внедорожный» режим, заблокировать межосевой дифференциал. Но и «тягач» засел на полпути из-за нехватки сцепных свойств шин на скользком грунте. Используя негуманный способ раскачки, нам удалось вызволить автомобиль, после чего Touareg добрался до намертво парализованного RX. Усилие, приложенное к застрявшему паркетнику, было поистине детским, а обычный RX 350 со стопроцентной вероятностью вылез бы самостоятельно. Наш опыт красноречиво свидетельствует: увы, даже в относительно безобидной для «полноценного» полноприводника ситуации гибридный RX может быть беспомощен словно младенец.
Вопрос эксплуатации
Тест диковиных модификаций оставил без четкого однозначного ответа один, пожалуй, наиболее важный, вопрос: зачем? Причем это относится и к более «естественному» по характеру Volkswagen, который едет почти как автомобиль с традиционным силовым агрегатом. Но переплачивать за возможность «ползать в пробках» на электротяге? Главное преимущество гибридного привода раскрывается при вялом городском движении, однако наслаждаться экономией топлива удастся несколько километров, пока не иссякнет запас заряда в батарее. Средний расход у «немца» за время теста составил 10,8 л 95-го бензина. Для кроссовера с более чем тремя сотнями сил очень неплохой результат, но есть ли принципиальная разница в расходе между Hybrid и 3,6 FSI? Имеются основания полагать, что нет: бензиновый 280-сильный автомобиль потребляет в среднем примерно 9,9 л топлива. Lexus уложился в 10,4 л.
Если очень хочется испытывать судьбу, то лучше это делать на Volkswagen. Но помните — пусть Touareg и неплохой «проходимец», запасного колеса у него нет. Также на модификацию Hybrid нельзя установить пакет Terrain Tech, в который входит понижающая передача и блокировка заднего дифференциала. Конструктивные особенности перечеркивают внедорожный потенциал Lexus, поэтому ареал его обитания ограничивается городом и пригородом. Месить грязь на этой, по сути, приподнятой легковушке с незащищенными агрегатами под днищем нежелательно, что лишний раз заставляет задуматься о целесообразности приобретения в пользу RX с традиционным силовым агрегатом и «нормальным» полным приводом. Но потребители, похоже, думают иначе, и RX 450h встречается достаточно регулярно. Практика в конкретном случае подтверждает правило и статистику: редкий кроссовер и даже внедорожник нюхает пороху за пределами асфальта. Офф-роуд рядовому покупателю не нужен, а за сильные стороны RX 450h — экономичность, экологичность, лучший даже в сравнении с RX 350 уровень акустического комфорта и «премиальное» имя — он готов доплатить.
Результаты геометрических и весовых измерений, произведенных экспертами редакции в условиях автополигона | ||||
---|---|---|---|---|
Volkswagen Touareg Hybrid | Lexus RX 450h | |||
C | Просвет под передним мостом по центру, мм | 228 (245)*** | 195 | |
Просвет под передним мостом в плечевой зоне, мм | 224 (237)*** | 210 | ||
Просвет под задним мостом по центру, мм | 276 (314)*** | 220 | ||
Просвет под задним мостом в плечевой зоне, мм | 226 (259)*** | 220 | ||
D | Просвет минимальный внутри базы, мм | 231 (254)*** | 180 | |
Просвет под рамой или лонжероном, мм | 265 (296)*** | 235 | ||
Просвет под топливным баком, мм | 234 (268)*** | 180 | ||
B1 | Ширина салона спереди, мм | 1432 | 1380 | |
B2 | Ширина салона сзади, мм | 1448 | 1360 | |
B3 | Ширина багажника мин./макс., мм | 1150 | 1420 | |
V | Полезный объем багажника (5 чел.), л | 400 | 288 |
Технические характеристики автомобилей | ||
---|---|---|
Volkswagen Touareg Hybrid | Lexus RX 450h | |
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4795/1940/1709 | 4770/1885/1690 |
Колесная база, мм | 22893 | 2740 |
Колея спереди/сзади, мм | 1656/1676 | 1630/1625 |
Масса снаряженная/полная, кг | 2315/2910 | 2185/2700 |
Максимальная скорость, км/ч | 240 | 200 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 6,5 | 7,8 |
Диаметр разворота, м | 11,9 | 12,2 |
РАСХОД ТОПЛИВА | ||
Городской цикл, л/100 км | 8,7 | 6,6 |
Загородный цикл, л/100 км | 7,9 | 6,0 |
Смешанный цикл, л/100 км | 8,2 | 6,3 |
Топливо/объем топливного бака, л | АИ-95/85 | АИ-95/65 |
ДВИГАТЕЛЬ | ||
Тип двигателя | Бензиновый, с турбонаддувом | Бензиновый, атмосферный |
Расположение и количество цилиндров | V6 | V6 |
Рабочий объем ДВС, см3 | 2995 | 3456 |
Мощность ДВС, л.с./кВт при об/мин | 333/245 при 5500–6500 | 249/183 при 6000 |
Крутящий момент ДВС, Нм при об/мин | 440 при 3000–5250 | 317 при 4800 |
Мощность ЭД1*****, л.с./кВт при об/мин | 47/34,3 при 1500–3250 | 167/123 при 4500 |
Крутящий момент ЭД1*****, Нм при об/мин | Н.д. | 335 при 1500 |
Мощность ЭД2*****, л.с./кВт при об/мин | – | 68/50 при 4600 |
Крутящий момент ЭД2*****, Нм при об/мин | – | 139 при 650 |
Мощность СА *****, л.с./кВт | 380/279 | 299/220 |
Крутящий момент СА *****, Нм | 580 | Н.д. |
ТРАНСМИССИЯ | ||
Коробка передач | АКП8 | E-CVT |
Понижающая передача | – | – |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | ||
Подвеска спереди | Независимая, пневматическая | Независимая, пружинная |
Подвеска сзади | Независимая, пневматическая | Независимая, пружинная |
Рулевой механизм | Реечный | Реечный |
Тормоза Спереди | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Тормоза Сзади | Дисковые | Дисковые вентилируемые |
Средства активной безопасности | ABS+ESP+ASR+EDS+Rollover-Sensor | ABS+TRC+VDIM+HAC+EBD+Brake Assist+EPS+ECB |
Размерность шин | 255/55 R18 (29,0")* | 235/55 R19 (29,2")* |
РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ | ||
Примерные расходы за год и 20 тыс. км, руб. | 248 557 | 268 609 |
В расчете учтены | ||
Стоимость полисов ОСАГО+КАСКО**, руб. | 130 432 | 181 434 |
Дорожный налог в Москве, руб. | 49 950 | 18 675 |
Базовая стоимость ТО***, руб. | 812 650 (за 20 000 км–18 975) | 14 200 (за 20 000 км–30 700) |
Стоим. первой замены масла***, руб. | 7900 | 6000 |
Периодичность ТО, тыс. км | 15 | 10 |
Расходы на горючее по смешанному циклу, руб. | 49 200 | 37 800 |
ГАРАНТИЙНЫЕ УСЛОВИЯ | ||
Длительность гарантии, лет/тыс. км | 2/без ограничения пробега | 3/100 |
СТОИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ | ||
Тестовая комплектация****, руб. | 3 662 400 | 2 970 000 |
Базовая комплектация****, руб. | 3 240 000 | 3 311 000 |
Экспертные оценки по итогам испытаний | ||||
---|---|---|---|---|
Показатель | Макс. балл | Volkswagen Touareg Hybrid | Lexus RX 450h | |
Кузов | 25,0 | 19,6 | 15,6 | |
Место водителя | 9,0 | 7,5 | 5,4 | |
Место за водителем | 7,0 | 5,7 | 5,2 | |
Багажник | 5,0 | 3,4 | 2,0 | |
Безопасность | 4,0 | 3,0 | 3,0 | |
Эргономика и комфорт | 25,0 | 23,2 | 19,2 | |
Органы управления | 5,0 | 5,0 | 3,6 | |
Приборы | 5,0 | 4,7 | 3,5 | |
Климат-контроль | 4,0 | 3,6 | 3,4 | |
Материалы салона | 1,0 | 1,0 | 0,8 | |
Свет и обзорность | 5,0 | 4,2 | 3,8 | |
Опции | 5,0 | 4,7 | 4,1 | |
Внедорожные качества | 20,0 | 13,6 | 8,2 | |
Просветы | 4,0 | 3,6 | 2,5 | |
Углы | 5,0 | 2,9 | 1,9 | |
Артикуляция | 3,0 | 2,0 | 1,9 | |
Трансмиссия | 4,0 | 2,6 | 0,7 | |
Защищенность | 2,0 | 1,0 | 0,2 | |
Колеса | 2,0 | 1,5 | 1,0 | |
Экспедиционные качества | 20,0 | 17,3 | 18,3 | |
Управляемость | 3,0 | 2,9 | 2,8 | |
Ездовой комфорт | 3,0 | 2,9 | 2,6 | |
Разгонная динамика | 3,0 | 3,0 | 3,0 | |
Расход топлива (смешанный цикл) | 3,0 | 2,9 | 3,0 | |
Запас хода по шоссе | 2,0 | 2,0 | 2,0 | |
Грузоподъемность | 2,0 | 1,7 | 1,4 | |
Длина разложенного багажника | 2,0 | 1,7 | 1,5 | |
Запасное колесо | 2,0 | 0,2 | 2,0 | |
Расходы | 10,0 | 5,2 | 4,0 | |
Цена в тестовой комплектации | 4,0 | 1,6 | 1,0 | |
Эксплуатационные расходы | 4,0 | 2,6 | 2,0 | |
Перспективы перепродажи | 2,0 | 1,0 | 1,0 | |
Итого | 100,0 | 78,9 | 65,3 | |
Volkswagen Touareg Hybrid | Lexus RX 450h | |
---|---|---|
Плюсы | Мощный, управляемый и сравнительно экономичный для своей динамики, неплохие возможности на бездорожье | Очень высокая плавность хода и прекрасный акустический комфорт, изощренная трансмиссия |
Минусы | Высокая стоимость, внутренняя конкуренция с дизельными модификациями с более продвинутыми трансмиссиями | Оригинальное оформление салона соседствует с огрехами в эргономике, внедорожная «дисфункция» |
Вердикт | Достаточно полноценный, чтобы не считаться техническим курьезом, не пасующий перед бездорожьем | Приятный автомобиль премиум-класса, чье место на твердом покрытии. Съезжать с него мы бы не советовали |
текст: Асатур БИСЕМБИН
фото: Роман ТАРАСЕНКО
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.