Утилитарный внедорожник. Само это понятие уходит в прошлое. Теперь в моде независимые подвески, электронная начинка и «круглые» кузова. А как быть тем, кто покупает машину для бездорожья?
В те далекие времена, когда я еще был маленьким, по улицам сплошь ездили «Волги» да «Москвичи». Сядешь, бывало, в легковую машину и понимаешь — это настоящий танк. А теперь садишься в современный «внедорожник» и осознаешь — легковушка. Мир меняется. Раньше мастерские были для машин, теперь же машины для мастерских. И правда, какой смысл выпускать простые утилитарные автомобили, в которых особо нечему ломаться и большинство неисправностей можно устранить в гараже на коленке? То ли дело «электронный рай» на колесах. Вместо засорившегося жиклера код ошибки на панели приборов. Деталей нет, есть узлы и агрегаты, подлежащие замене целиком. И сумма, потраченная на покупку машины, — только верхушка айсберга затрат, основание которого — плановые ТО и постгарантийное обслуживание.
Все меньше утилитарных внедорожников сходит с конвейеров. На их место приходят полноприводные универсалы с узовами легковушек, переболевших водянкой. И что же остается на долю тех, кто покупает внедорожник, чтобы ездить по бездорожью, а не объезжать пробку по дороге на дачу по обочине? А остается несколько выпускаемых моделей, кучка недавно снятых с производства и легион старинных «ушатанных» лоханей. Ниже мы перечислим предлагаемый ныне ассортимент внедорожников с зависимой подвеской обоих мостов, не пытаясь высказывать глубокое суждение о тех или иных марках и моделях. Так что данную статью можно рассматривать как некий каталог мостовых внедорожников, имеющий все шансы через пару десятков лет стать перечнем экспонатов политехнического музея. И в первую очередь мы рассмотрим автомобили…
…Новые
Ассортимент выпускаемых ныне внедорожников с зависимой подвеской, мягко говоря, невелик. Он включает в себя отечественные УАЗы с иностранными названиями Hunter и Patriot. Сборка оте чественная, цена импортная. Hunter — наследник славного семейства «469-й» серии, простая утилитарная машина с минимумом комфорта и максимумом проходимости. Характеристики Patriot несколько смещены в сторону комфорта и скорости, но при этом внедорожные качества не намного хуже, чем у предыдущей модели.
Консервативные англичане продолжают выпускать Land Rover Defender, который приобрел новые мотор, салон и цену, но по-прежнему остается старым добрым «утилитарником» второй половины прошлого века.
Японцы практически забросили производство мостовых моделей. У Toyota осталась лишь выпускаемая в небольших объемах «70-я» серия, оснащенная тяжелым мотором 1HZ, разработанным для совершенно другого автомобиля, как следствие его динамические характеристики и развесовка несколько ухудшились. К тому же стоимость этой модели, прямо скажем, прошлого века составляет весьма существенную сумму, львиная доля которой приходится на таможенные выплаты. Nissan прекратил серийный выпуск Patrol с зависимой подвеской, осталась лишь ограниченная серия, производимая по заказу ООН, купить машины из которой практически не возможно.
Немцы традиционно производят Mercedes G-класса, но комплектация и цена его далеки от утилитарных.
И конечно же, нельзя обойти своим вниманием американский Jeep с его моделью Wrangler, которая обладает отличными внедорожными качествами.
Последний в списке (но не по значению) — Suzuki Jimny. Несмотря на свои скромные размеры, это самый настоящий утилитарный внедорожник на неразрезных мостах.
По большому счету, перечень новых внедорожников на зависимой подвеске, которые продаются в России, можно считать исчерпанным. Учитывая, что в большинстве из перечисленных кандидатов стоят современные моторы, адаптированные ко всем мыслимым и немыслимым нормам и стандартам, ни о какой ремонтопригодности в полевых условиях речи идти не может. Так что же делать, если хочется купить настоящий «трактор»? Не остается ничего иного, как обратиться к рынку, на котором представлены внедорожники…
…Подержанные
Вот тут уже есть где разгуляться. Перечисленные выше модели, но выпущенные несколько лет назад, имеют более простые и недорогие в обслуживании силовые агрегаты. А главное, помимо них есть на что посмотреть.
Конечно, прежде всего это Toyota Land Cruiser «105-й» и «80-й» серий, оборудованная все тем же неприхотливым дизельным мотором 1HZ, разработанным именно для этих тяжелых машин, и Nissan Patrol Y61 с аналогичным мотором. И та и другая марка являются наравне с Land Rover Defender 110 и Discovery 2 отличными автомобилями для дальних путешествий и экспедиций.
«Японцы» в этой категории представлены еще более ранними Suzuki семейства Samurai.
Отечественный УАЗ так же радует большим разнообразием простых моторов как Ульяновского, так и Заволжского заводов, недорогой отечественной трансмиссией и редукторными мостами. А американцы предлагают широкий ассортимент внедорожников на зависимой подвеске, правда, по большей части бензиновых. Корейский и китайский рынок тоже представлены рядом интересных моделей, которые по сути являются копиями с японских машин более ранних серий.
Автомобили, произведенные в конце 90-х годов прошлого века и в начале века нынешнего, еще несут в себе баланс характеристик, присущих настоящим утилитарным внедорожникам. Они неприхотливы в обслуживании, надежны, долговечны и просты. Но снятие их с производства сильно исказило один из важнейших парамет ров — цену. Например, подержанная Toyota Land Cruiser 105 в долларовом эквиваленте (в рублевом и подавно) стоит сейчас больше, чем пять лет назад новая. Цена на Nissan Patrol чуть ниже, но тоже не далеко ушла, а про Jeep Wrangler и говорить нечего. И если неновый «утилитарник» совершенно случайно стоит недорого, это с лихвой компенсируется суммой, потребной для приведения его в работоспособное состояние.
Как же быть, если денег на покупку автомобиля немного? Остается обратить свой взор на внедорожники поколения, которое поголовно имеет зависимую подвеску. Видимо, в те времена, когда дорог не было не только в глубинке, но и в пригородах, конструкторы больше внимания уделяли нашей джиперской братии, ибо тогда мы были для них целевой аудиторией. Речь идет про машины..
…Старые
К вышеперечисленному списку можно смело добавить Jeep Cherokee, Mitsubishi Pajero I, Toyota Land Cruiser 60, Nissan Patrol Y60, 260, 160, Land Rover Discovery I и еще целый ряд утилитарных моделей.
Главными недостатками подавляющего большинства машин этой категории являются ветхое состояние, высокая степень износа узлов и агрегатов, усталость металла рамы и коррозия кузова. Как следствие, эти автомобили эксплуатировать на бездорожье весьма накладно. Еще кое-как работающие на асфальте, в грязи они начинают «сыпаться» со страшной силой, и очень быстро общий бюджет покупки и эксплуатации выходит на сумму, за которую можно купить аналогичную машину с гораздо более свежей датой выпуска.
В любом случае выбор автомобиля в современных условиях — дело непростое. И если вы решили приобрести себе мостовой внедорожник, то следует запастись терпением. Вам предстоит перелопатить огромное количество предложений, чтобы подобрать ту машину, которая подойдет именно вам. Единственное, что является небольшим утешением, — пока еще есть из чего выбирать.
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
фото из архива автора
Обсудить на форуме