Все четыре

Jeffery Quad — забытый шедевр

Американский грузовик Jeffery Quad начали выпускать в 1913 году. Для своего времени его конструкция являлась более чем прогрессивной — автомобиль был не только полноприводным, но и полноуправляемым, а также оснащался тормозами на всех колесах

Если бы не Jeffery Quad, Томас Джеффери так и остался бы в истории лишь одним из многочисленных американских промышленников начала ХХ века, взявшихся за изготовление только что появившихся и суливших большую прибыль автомобилей, — ими тогда занимались все кому не лень. До автомобилей Джеффери выпускал велосипеды и даже держал солидный пакет акций второй по величине фабрики двухколесных машин в США, расположенной в Чикаго. Фабрика называлась Gormully & Jeffery и производила велосипеды марки Rambler.

В 1897 году Джеффери построил свой первый автомобиль. Ничего особенного, типичная для того времени конструкция с мотором под сиденьем и рычагом вместо руля. Компаньоны Джеффери не увидели перспектив в производстве автомобилей, поэтому Томас продал свою долю и переехал в город Кеноша штата Висконсин. Там он купил пустые цеха, оставшиеся от велосипедной фабрики Sterling, и в 1902 году начал выпускать автомобили, марку для которых позаимствовал с предыдущего места работы — Rambler. В отличие от остальных фирм, автомобили на заводе Томаса Джеффери именно выпускались, а не строились. Он одним из первых применил поточную линию, что позволило продать уже в следующем году целых 1350 «Рамблеров», а еще через пару лет удвоить этот внушительный показатель.

Но увидеть живьем полноприводный Jeffery Quad самому Томасу Джеффери не удалось — он умер от сердечного приступа 9 апреля 1910 года в Помпее во время путешествия по Европе. Руководство компанией перешло к сыновьям Чарльзу и Гарольду, которые увековечили память об отце маркой Jeffery.

Защитные механизмы

В том же году модельный ряд компании пополнили и грузовики, пока еще с привычным задним приводом. Примерно в это же время в американской армии задумались о механической тяге, способной заменить гужевой транспорт. Первые контакты военных чинов и президента компании Чарльза Джеффери относятся к началу 1913 года.

Армия считалась далеко не идеальным заказчиком — платежи осуществляла не торопясь, а на разные требования реагировала вяло… Переговоры порой заходили в тупик — военные сами не знали, какое именно транспортное средство им требуется да и нужно ли оно им вообще. Общий язык Чарльзу Джеффери удалось найти только с одним из офицеров, который заинтересовался проектом полноприводного грузовика. К тому времени он уже был практически готов, и в итоге армия стала одним из основных заказчиков.

Базой для Jeffery Quad послужило шасси грузоподъемностью 1,5 т, которое приводил в движение четырехцилиндровый двигатель мощностью 29 л.с. и объемом 5,1 л. Все цилиндры отливались в едином блоке — такое р ешение для 1913 года стало довольно необычным, учитывая, что большая часть моторов имела либо отдельно, либо попарно отлитые цилиндры. Двигатель накрывался кожухом, открывавшим доступ к любому узлу, — его ремонт в полевых условиях не представлял сложностей для механиков. Радиатор специально увеличили в размерах в расчете на езду с небольшой скоростью, а в системе охлаждения применили центробежный насос.

От двигателя крутящий момент передавался через дисковое сцепление и двойной кардан на коробку передач с четырьмя скоростями и задним ходом. Коробка передач размещалась на одном уровне с лонжеронами рамы и прикрывалась от повреждений двумя мощными поперечинами. Она же выполняла функции раздаточной — в ней присутствовал третий вал, от которого карданы тянулись к переднему и заднему мостам. Привод на все четыре колеса был неотключаемым.

От самоблокирующихся дифференциалов крутящий момент карданными валами передавался на колесные редукторы внутреннего зацепления. Поскольку редукторы увеличивали крутящий момент, то главная передача стала более компактной — ведомая шестерня уже не требовала большого диаметра. Редукторы полностью закрывались кожухами, предотвращающими попадание воды и пыли, причем кожухи одновременно выполняли роль барабанов в тормозных механизмах ленточного типа. Всего в трансмиссии насчитывалось семь карданных валов. Для сравнения: многие грузовики тех лет снабжались цепным приводом к задним колесам.

Простые решения

Технологическое воплощение получилось типично американским — с расчетом на массовое производство и легкий ремонт. Большинство самых важных деталей Jeffery Quad сделали взаимозаменяемыми. Абсолютно одинаковыми изготовили все четыре колеса с редукторами, карданами и тормозами, все четыре рессоры, обе мостовые балки, рулевые тяги и дифференциалы. Плюс к этому множество мелких деталей, использовавшихся в шасси и трансмиссии. Такая продуманность конструкции свела к минимуму необходимый комплект инструмента и запчастей, что пригодилось грузовику на военной службе.

Испытания оказались настолько успешными, что армии всего мира выстроились в очередь, чтобы приобрести Jeffery Quad. И это не считая обычных заказчиков. Только в 1913 году изготовили 5578 экземпляров. Правда, некоторые довольствовались и колесной формулой 4х2, но такой вариант был возможен только в первый год производства, потом от него отказались. Jeffery Quad стояли на вооружении не только американской армии, но и вооруженных сил Великобритании, Франции, Канады, Аргентины, Испании Российской империи.

Кроме стандартного бортового грузовика, выпускались фургоны, самосвалы, санитарные машины, передвижные полевые мастерские, а также специализированная техника. Статистика за 1914 год говорит о 3096 изготовленных «Джеффери». Удачная конструкция Jeffery Quad стала основой и для бронеавтомобилей. Их производство началось на Рок-Айлендском арсенале, куда поступали шасси грузовиков. Бронеплиты поставлялись корпорацией Bethlehem Steel Corporation.

Бронеавтомобиль Jeffery, выпущенный под номером 1, направили для испытаний в войска генерала Першинга, проводившего карательную экспедицию против вторгшихся на американскую территорию повстанцев Панчо Вильи. Полная масса составляла 5720 кг, а защитой служила броня толщиной от 3,8 до 5,1 мм — она выдерживала попадание пуль калибра 30.06. Во оружение, состоявшее из трех пулеметов калибра 0.30, размещалось по бортам в корпусе и в двух управляемых вручную башнях. Еще два пулемета находились в укладке. Передвигаться бронированный Jeffery мог со скоростью до 32 км/ч.

Америка — России

В ноябре 1915 года грузовики Jeffery Quad появились и в Русской Императорской армии. Первым подразделением, получившим их, стал 26-й автомобильно-пулеметный взвод, которым командовал штабс-капитан Виктор Поплавко. Именно ему пришла в голов у идея превратить один из грузовиков в бронеавтомобиль, предназначенный для использования в качестве вспомогательной машины. Броневик Поплавко, названный им «Чародей», должен был доставлять боеприпасы и топливо, а также буксировать поврежденные бронеавтомобили с поля боя в тыловые мастерские. Последнее получалось проделывать даже с восьмитонными «Гарфордами», стоявшими на вооружении во взводе Поплавко. Сам штабс-капитан пошел еще дальше и оснастил «Чародея» лебедкой, тросами с якорями-кошками и легкими разборными мостками для преодоления окопов. Испытания прошли успешно, и Поплавко продолжил усовершенствование «Чародея», установив в передней части резак из стальных уголков, позволявший преодолевать проволочные заграждения. После этого Поплавко предложил построить серию таких бронеавтомобилей. Идею одобрили в Генеральном штабе и Ижорскому заводу выдали заказ на изготовление партии из 30 бронеавтомобилей, названных «Джеффери — Поплавко». Они были готовы к концу сентября 1916 года и успешно применялись на фронте. В январе 1917 года Ижорский завод получил второй заказ, но из-за революции его так и не выполнили, собрав лишь один броневик.

Большие деньги

К этому времени Quad сменил марку с Jeffery на Nash — братья продали компанию Чарльзу Нэшу и Джеймсу Сторроу в 1916 году за $5 000 000. Первый только что покинул General Motors, поругавшись с ее владельцем Дюрантом, второй — обычный финансовый воротила с Уолл-стрит, желающий выгодно вложить деньги. Кстати, Сторроу с Нэшем предлагали Уолтеру Крайслеру возглавить компанию, но его удержал у себя Дюрант, пообещав ежегодный бонус в полмиллиона долларов за управление подразделением Buick.

В том же году Nash Quad продавался по цене $2850 — это на порядок выше обычного 1,5-тонного грузовика стоимостью $990. Но такая ценовая разница не сказалась на продажах, составивших в 1916 году около 11 000 автомобилей. Всего же за несколько лет производства сделали 41 674 экземпляра Nash Quad.

Технические характеристики Jeffery Quad
Колесная формула4х4
Колесная база, мм3048
Дорожный просвет, мм387
Радиус разворота, м6,7
Число цилиндров4
Рабочий объем, см35113
Диаметр цилиндра, мм 108
Ход поршня, мм133
Мощность, л.с.29
Максимальная скорость, км/ч30

текст: Иван БАРАНЦЕВ
фото: РГАКФД, City of Toronto Archives, www.oldspb.ru, из архива автора

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№8 август 2012

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты