Subaru XV
2,0 (150 л.с.) CVT
цена: 1 336 000 руб.
Volkswagen Tiguan
2,0 (200 л.с.) 6AT
цена: 1 519 480 руб.
Разговор с представителем Subaru немного ошарашил: «Сравнивать нашу новую XV предпочтительнее с «немцами», а не с японскими «одноклассниками». А мы думали, а мы хотели… Но раз такие пироги, то придется новорожденному кроссоверу из созвездия Плеяд помериться силами не с Qashqai, RAV4, CX-5, а с более лютым врагом — Volkswagen Tiguan. Сами напросились.
Что есть «созвездие Плеяд»? Галактика, которая варилась и продолжает вариться в соку собственного видения идеального автомобиля. Обособленный мир, живущий по законам полного привода и тотальной «оппозиции», умудряющийся при этом навязывать некоторые из своих стандартов другим «игрокам». Царство по-раллийному плотных и энергоемких подвесок, злых турбонаддувных моторов и, увы, некоторых несовременных технических решений, а также внутреннего и внешнего аскетизма, граничащего с дешевизной и отсутствием дизайна. Над маленьким, но гордым японским королевством Subaru уже давно нависли темные тучи, и срочно требовался смелый юный «принц», который пробудил бы его ото сна…
Резать словом
И вот он — выскочка и свежая кровь, в которой так сильно и давно нуждалась марка. Зовут кроссовер, как и предшественника, XV. «Икс-вэ». Резко, колко, остро! В прошлом остался приподнятый хетчбэк с безынтересным дизайном, устаревшей «начинкой», интерьером родом из 90-х, но обязывающей ко многому приставкой Impreza в названии. Личные впечатления от премьерного зимнего теста японской новинки свелись к двум емким и точным словам — восхищению и одновременно волнению. А не оказались ли первые мгновения слишком яркими? Не рассеется ли восторг как туман, сменившись разочарованием после более обстоятельного и длительного теста?
Внешность машины изобилует гранями и плоскими поверхностями, словно ее высекали из цельного бруска металла отточенными взмахами острейшего меча, удаляя все лишнее. Subaru порой критикуют за то, что они чересчур японские (читай: простецкие) и нет в них европейского лоска и изысканности. Но XV демонстрирует концентрированный национальный автомобильный образ совсем другого толка — смелый, с налетом анимешного гротеска. Как пронзителен и эффектен недобрый взгляд фар а-ля соколиный глаз! Солнечные лучи, упавшие на темно-серый «обвес», высветили характерную «сеточку» покрытия, которую при беглом осмотре несложно принять за карбон, что само по себе дерзость, недвусмысленный намек и вызов! На оранжевого хищника оборачиваются, о машине задают вопросы. Приходилось даже пару раз устраивать экскурсию по салону и на удивленные вопросы: «А почему дизайн такой «несложный»?» отвечать: «Вы просто не видели интерьер предшествующей модели». Нутро XV являет собой типичный для Subaru минималистичный и лаконичный салон, который не блещет яркими дизайнерскими штрихами и глубокомысленностью хитросплетений концептуальных идей. Но с унылыми недрами Impreza XV не сравнить. Значительно улучшилось качество материалов, а двухцветная отделка создает легкую непринужденную атмосферу и уют. Пусть кожа скользковата, а пластик (например, в нижней части торпедо) жесткий, эргономически машина сделала огромный шаг вперед. В бесцветный импрезовский интерьер водителя зазывали «ковши», казавшиеся чужеродными в семейном хетчбэке. При этом найти «свою» посадку удавалось не всем. У новинки уже обычные кресла, не навевающие мысли о победах на раллийном поприще, однако они превосходно спрофилированы. Пересмотрен треугольник «кресло — руль — педали».
Доверяй, но проверяй: мы подняли тест модели прошлого поколения, сравнили результаты замеров со «свежатинкой». Согласно нашим испытаниям, новая XV чуть превосходит предыдущую по запасу пространства для ног водителя и над головой. Места сзади слегка поубавилось, зато диван стал ощутимо шире. На субъективную оценку запаса пространства влияет и смещенный вперед нижний край передних стоек. Но изза люка, съедающего часть пространства под потолком, рослым людям может не хватить запаса над макушкой. Явных проколов в компоновке функционала на торпедо почти нет. Управление двухзонным микроклиматом организовано просто и понятно, блок бортового компьютера вынесен на самый верхний «этаж» и находится фактически перед глазами водителя. Но двухдиновым головным устройством «музыки» с сенсорным управлением, имеющим очень маленькие виртуальные кнопки и закладки, не слишком удобно пользоваться.
Силовой агрегат Subaru XV размещен спереди продольно. В мостах установлены свободные симметричные дифференциалы (Д). На задний мост тягу отбирает многодисковая фрикционная муфта (М). При основном соотношении распределения крутящего момента 60:40 (передние колеса: задние колеса соответственно) блок управления трансмиссией реагирует на условия движения, такие, как ускорение, подъем по склону, поворот, и регулирует распределение крутящего момента между осями. При пробуксовке передних колес система увеличивает долю крутящего момента, распределяемого на задние колеса. Данная муфта ставится на модификации с вариатором Lineartronic. Следует отметить, что кроссоверы, оснащенные механическими коробками передач (пятиили шестиступенчатыми), имеют систему полного привода с межосевым дифференциалом на конических шестернях с базовым распределением крутящего момента между осями в соотношении 50:50 и самоблокирующимся дифференциалом на вискомуфте, которая корректирует распределение крутящего момента.
«Ежи» больше не нужны?
XV — полностью новая машина. На премьерном российском тесте журналистам выдали толстый буклет со всеми исчерпывающими подробностями. Но поскольку форма наша сжата, да и арт-директор запросто и с улыбкой казнит меня за просьбу выделить под тест еще одну полосу, отметим лишь основное. При неизменной высоте увеличена длина (20 мм), ширина (10 мм) и, что особенно важно, колесная база (20 мм), благодаря чему выросло обитаемое пространство автомобиля. Долгие годы разные модели Subaru оснащались моторами серии EJ (в народе «еж»). В XV заслуженный агрегат сменили на оппозитный двигатель нового семейства FB, разработанного впервые за последние 20 лет и анонсированного еще в конце 2010 года. При создании «боксера» разработчики поставили целью оптимизировать эксплуатационные характеристики. А именно: повысить эластичность в диапазоне низких и средних оборотов и уменьшить потребление топлива. Интересно, что в отличие от «квадратного» (с одинаковым диаметром цилиндра и ходом поршня) силача FA, который ставится на купе BRZ, более «гражданский» FB имеет длинный ход поршня и компактную камеру сгорания. Тестовый автомобиль двухлитровый, но существует и альтернатива — оппозитная «четверка» объемом 1,6 л. У предшественника XV была устаревшая четырехступенчатая «гидромеханика». Применение вариатора Lineartronic с шестью запрограммированными передачами обусловлено снижением потребления топлива как одной из приоритетных задач и улучшением ездовых свойств. Несмотря на название, этот узел отличается от того, что устанавливают на Legacy. Он компактнее и легче. Крутящий момент между двумя шкивами передает цепь, а не ремнь.
Силовой агрегат Volkswagen Tiguan размещен спереди поперечно. Между колесами каждой из осей установлены простые симметричные дифференциалы (Д). Между передними и задними колесами крутящий момент распределяет многодисковая фрикционная муфта Haldex, управляемая электроникой (М). Картер муфты состыкован с картером заднего моста. Исполнительным элементом многодисковой муфты является насос с электроприводом. Рабочая жидкость, которая давит на поршень пакета фрикционов, та же самая, в которой работают и диски муфты. При любых условиях движения фрикцион замкнут как минимум с 5-процентным усилием, что выгодно отличает Volkswagen Tiguan и другие кроссоверы с такой муфтой. Если одно из передних колес начинает проскальзывать или водитель желает динамично разогнаться, то усилие сжатия дисков увеличивается, соответственно возрастает момент, передаваемый на задние колеса. В распоряжении водителя — возможность отключения системы динамического контроля курсовой устойчивости, что повышает свойства машины на бездорожье.
Сильный оппонент
Эффектный дизайн мог бы пристыдить даже некоторых «земляков» красотки XV, однако немецкого «дуэлянта» стилем и магией имени не пронять. Подобно легендарному стратегическому разведчику SR-71 Blackbird, «летает» он очень высоко, и «сбить» его крайне трудно.
Tiguan неоднократно участвовал в испытаниях ОРД, и его сильные стороны отлично нам знакомы. Бордовый кроссовер заряжен мощной бензиновой «турбочетверкой» мощностью 200 л.с. с шестиступенчатым автоматом. На его стороне перевес в 50 сил и 82 Нм. Увы, на тест удалось взять именно такую машину, а не 170-сильную модификацию, которая, конечно же, выглядела «честнее» при сравнении с более слабой Subaru... Но Tiguan силен не одним мотором. Качество отделки интерьера в шаге от «премиального». Эргономикой, похоже, занимались роботы, высчитавшие все до мелочей, а не люди. Но салон подкупает еще и простором: Tiguan шире XV, места над головами седоков первого и второго ряда тоже ощутимо больше. Придраться к вызывающе качественному и совершенному салону «немца» сложно, однако нам немного не понравилось слегка отлого и высоко установленное рулевое колесо, вынуждающее в свою очередь ставить кресло повыше. Задние пассажир ы в равной степени хорошо чувствуют себя в обеих машинах, но в Subaru места для ног чуть больше, спинка сиденья установлена немного отлого и по наклону не регулируется.
Счастье в ярких тонах
Раннее утро и полупустая извивающаяся лента Дмитровского шоссе. Все такое знакомое и вместе с тем столь новое и неожиданное. Дело совсем не в «давящих на психику» звездочках, украшающих ступицу руля, которые вызывают образы взмывающих на трамплинах синих боевых Impreza, а в том, как едет XV. Делает она это с божественной легкостью. Баранка, отклоненная лишь на небольшой угол, наливается возвращающим усилием, и водитель кончиками пальцев чувствует, на сколько градусов повернуты колеса. «Прозрачность» и эффективность тормозов очень высокие. Автомобиль непоколебим на прямой, мертвой хваткой держится за траекторию в повороте, а после выхода из связки виражей… расстраивает. Два литра и 150 л.с. — мало для отличного провоцирующего шасси! Даешь XV WRX или XV STI! Дело усугубляет отсутствие даже намека на запаздывание отклика при нажатии на газ и будоражащее рявканье оппозитника. Но ожидаемого ускорения так и не наступает. Очень надеемся, что у XV со временем появится «заряженная» наддувная версия.
Конек Subaru в драйве и азарте, Volkswagen же подкупает комфортом. Плавность хода у него повыше, особенно хорошо подвеске удается скрадывать дорожную мелочь, которая отзывается в «японце» небольшим тремором. Посторонние внешние звуки надежно вязнут в добротной шумоизоляции. Но вот ведь штука — наддувный двигатель хоть и мощнее, но управлять тягой при старте на толику менее удобно, чем в мгновенно отзывающейся XV. В сравнении с плотной и крепко сбитой «японкой» стали заметны и небольшие крены в поворотах, которые, впрочем, не более чем умеренные и не оказывают негативного влияния на точность управления. Но силовой агрегат Tiguan укладывает оппонента на обе лопатки. Автомат оперирует быстро и логично, мотор увлекает вперед компактный паркетник с поразительной легкостью. Смена обычного алгоритма работы коробки передач на спортивный режим влечет за собой совсем уж агрессивно-хулиганской поведение: Volkswagen огрызается более низкими передачами и лучше тормозит двигателем, что, кстати, неплохо получается и у Subaru.
Без страха и сомнения
Выполнение маневра «переставка» как нельзя лучше раскрыло всю глубину характеров и различие в идеологиях машин. Под палящим солнцем стартует «разгоряченная» XV. Иллюзия препятствия, сброс газа, поворот руля, добавление тяги… А где ESP? Лишь пискнув шинами, автомобиль четко и собранно ныряет во второй коридор безо всякой помощи электроники. На фоне «японки» реакции бодрого Tiguan субъективно чуть более степенные, а крены ощутимее. Система стабилизации работает с опережением, не допуская и намека на критический сход с траектории (разумеется, с учетом скорости выполнения маневра в районе 75–80 км/ч). Очень надежные и академичные манеры, но без азарта. Да и требуется ли езда со скольжениями типичному покупателю Tiguan? Вряд ли.
Как driver’s car новая Subaru превосходна: в ней чувствуется бойцовский характер, которым обязан обладать отпрыск «созвездия Плеяд». По итогам теста нам удалось выяснить, что она умеет не только дарить наслаждение на асфальте, но очень неплоха и с точки зрения несложного офф-роуда. Картер двигателя снизу закрыт железной защитой, а под бампером есть пластиковый щиток, препятствующий попаданию грязи и снега в моторный отсек. В числе слабых мест мы отметили выхлопной тракт, расположенный чуть ниже лонжеронов, ничем не прикрытый картер вариатора и невысоко расположенные нижние рычаги задней подвески, которыми при неудачном стечении обстоятельств можно зацепить пень-корягу. Но внедорожного потенциала и проходимости с лихвой хватит, чтобы добраться по плохой дороге до дачного участка. В ходе практических упражнений XV ни разу не чиркнула днищем. Днище Volkswagen подготовлено немного лучше. Передок, как и у Subaru, закрыт пластиковым грязевым щитком и металлической пластиной под картером мотора. Но выхлоп у него поджат под днище, тормозные трубки и топливопровод закрыты пластиковыми накладками, параллельными порогам, а под муфтой в приводе задних колес проходит дуга стабилизатора поперечной устойчивости, которая примет на себя удар при контакте с неровностями и, возможно, позволит сберечь узел.
Забудем про цифры
Если представить, что в нашем случае роль Голиафа сыграл Tiguan, то японский Давид надавал ему пару мощных оплеух. Но не убил. Слишком высока планка, которую задает «немец», потому и проиграть ему в схватке совсем не стыдно. По баллам Volkswagen одержал очередную победу, однако есть и субъективная сторона вопроса, и здесь Subaru как минимум не проиграла. Tiguan великолепен: надежен, академичен, точен, прекрасно исполнен. Но с более простой, но кристально честной XV ты живешь, чувствуешь биение ее «сердца», а каждый поворот превращается в нечто сокровенное, в таинство… Нельзя не отметить и стоимость новинки, стартующей от 1 147 900 руб. за исполнение с двухлитровым мотором и вариатором (Subaru с двигателем объемом 2,0 литра, «механикой» и межосевым дифференциалом, а не фрикционной муфтой дешевле — от 1 114 100 руб.), что в общем и целом лежит в пределах разумного.
С Subaru XV надежда на возрождение марки вновь зажглась. Лети, феникс, лети высоко!
Результаты геометрических и весовых измерений, произведенных экспертами редакции в условиях автополигона | ||||
---|---|---|---|---|
Subaru XV | Volkswagen Tiguan | |||
C | Просвет под передним мостом по центру, мм | 220 | 180 | |
Просвет под передним мостом в плечевой зоне, мм | 224 | 195 | ||
Просвет под задним мостом по центру, мм | 246 | 247 | ||
Просвет под задним мостом в плечевой зоне, мм | 184 | 180 | ||
D | Просвет минимальный внутри базы, мм | 219 | 210 | |
Просвет под рамой или лонжероном, мм | 258 | 248 | ||
Просвет под топливным баком, мм | 256 | 195 | ||
B1 | Ширина салона спереди, мм | 1282 | 1400 | |
B2 | Ширина салона сзади, мм | 1366 | 1395 | |
B3 | Ширина багажника мин./макс., мм | 1065/1348 | 1010 | |
V | Полезный объем багажника (5 чел.), л | 204 | 284 |
Технические характеристики автомобилей | ||
---|---|---|
Subaru XV | Volkswagen Tiguan | |
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4459/1780/1570 | 4426/1809/1703 |
Колесная база, мм | 2635 | 2604 |
Колея спереди/сзади, мм | 1525/1525 | 1569/1571 |
Масса снаряженная/полная, кг | 1415/1940 | 1662/2230 |
Максимальная скорость, км/ч | 187 | 207 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 10,7 | 8,5 |
Диаметр разворота, м | 10,6 | 12,0 |
РАСХОД ТОПЛИВА | ||
Городской цикл, л/100 км | 10,5 | 13,5 |
Загородный цикл, л/100 км | 6,5 | 7,7 |
Смешанный цикл, л/100 км | 7,9 | 9,9 |
Топливо/объем топливного бака, л | АИ-95/60 | АИ-95/64 |
ДВИГАТЕЛЬ | ||
Тип двигателя | Бензиновый, атмосферный | Бензиновый, турбированный |
Расположение и количество цилиндров | Оппозитный 4 | R4 |
Рабочий объем, см3 | 1995 | 1984 |
Мощность, л.с./кВт при об/мин | 150/110 при 6200 | 200/147 при 5100–6000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 198 при 4200 | 280 при 1700–5000 |
ТРАНСМИССИЯ | ||
Коробка передач | CVT | АКП6 |
Понижающая передача | – | – |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | ||
Подвеска спереди | Независимая, пружинная | Независимая, пружинная |
Подвеска сзади | Независимая, пружинная | Независимая, пружинная |
Рулевой механизм | Реечный | Реечный |
Тормоза Спереди | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Тормоза Сзади | Дисковые | Дисковые |
Средства активной безопасности | ABS, EBD, VDC | ABS, EBD, ESP, ASR, EDS, EDTC, MSR |
Размерность шин | 225/55 R17 (26,7")* | 235/55 R18 (28,2")* |
РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ | ||
Примерные расходы за год и 20 тыс. км, руб. | 152 058 | 138 763 |
В расчете учтены | ||
Стоимость полисов ОСАГО+КАСКО**, руб. | 88 425 | 59 963 |
Дорожный налог в Москве, руб. | 4500 | 9000 |
Базовая стоимость ТО***, руб. | 8800 | 7800 |
Стоим. первой замены масла***, руб. | 3500 | 6000 |
Периодичность ТО, тыс. км | 15 | 15 |
Расходы на горючее по смешанному циклу, руб. | 47 400 | 59 400 |
ГАРАНТИЙНЫЕ УСЛОВИЯ | ||
Длительность гарантии, лет/тыс. км | 3/100 | 2/без ограничения пробега |
СТОИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ | ||
Тестовая комплектация****, руб. | 1 336 000 | 1 519 480 |
Базовая комплектация****, руб. | 1 147 900 | 1 310 000 |
Экспертные оценки по итогам испытаний | ||||
---|---|---|---|---|
Показатель | Макс. балл | Subaru XV | Volkswagen Tiguan | |
Кузов | 25,0 | 17,2 | 19,0 | |
Место водителя | 9,0 | 5,4 | 7,1 | |
Место за водителем | 7,0 | 5,9 | 5,9 | |
Багажник | 5,0 | 1,9 | 2,0 | |
Безопасность | 4,0 | 4,0 | 4,0 | |
Эргономика и комфорт | 25,0 | 21,3 | 21,8 | |
Органы управления | 5,0 | 5,0 | 5,0 | |
Приборы | 5,0 | 4,7 | 4,8 | |
Климат-контроль | 4,0 | 3,1 | 3,2 | |
Материалы салона | 1,0 | 0,7 | 0,9 | |
Свет и обзорность | 5,0 | 3,7 | 3,9 | |
Опции | 5,0 | 4,1 | 4,0 | |
Внедорожные качества | 20,0 | 9,3 | 9,6 | |
Просветы | 4,0 | 2,7 | 2,3 | |
Углы | 5,0 | 2,0 | 2,0 | |
Артикуляция | 3,0 | 1,8 | 1,9 | |
Трансмиссия | 4,0 | 0,9 | 1,1 | |
Защищенность | 2,0 | 0,9 | 1,3 | |
Колеса | 2,0 | 1,0 | 1,0 | |
Экспедиционные качества | 20,0 | 16,4 | 16,3 | |
Управляемость | 3,0 | 2,6 | 2,5 | |
Ездовой комфорт | 3,0 | 2,4 | 2,5 | |
Разгонная динамика | 3,0 | 2,7 | 3,0 | |
Расход топлива (смешанный цикл) | 3,0 | 3,0 | 2,7 | |
Запас хода по шоссе | 2,0 | 1,6 | 1,3 | |
Грузоподъемность | 2,0 | 1,5 | 1,6 | |
Длина разложенного багажника | 2,0 | 1,6 | 1,6 | |
Запасное колесо | 2,0 | 1,0 | 1,1 | |
Расходы | 10,0 | 8,1 | 8,2 | |
Цена в тестовой комплектации | 4,0 | 3,2 | 3,1 | |
Эксплуатационные расходы | 4,0 | 3,6 | 3,7 | |
Перспективы перепродажи | 2,0 | 1,3 | 1,4 | |
Итого: балл/место в рейтинге ORD | 100,0 | 72,3/52 | 74,9/33 | |
Subaru XV | Volkswagen Tiguan | |
---|---|---|
Плюсы | Эффектная внешность, хорошая эргономика, классная управляемость, энергоемкая подвеска | Идеальная эргономика, качественная отделка, великолепный силовой агрегат, ездовой комфорт |
Минусы | Для такого отличного шасси 150 лошадиных сил откровенно мало, скромный объем багажного отсека | Чересчур строгий дизайн интерьера и экстерьера, недостаток «эмоциональности» |
Вердикт | Практичный, неплохо приспособленный к легкому офф-роуду, провоцирующий и эмоциональный кроссовер. Subaru! | Один из заслуженных лидеров сегмента, отлично чувствующий себя как на асфальте, так и несложном проселке |
текст: Асатур БИСЕМБИН
фото: Роман ТАРАСЕНКО
Обсудить на форуме