Журавлиная стая

Первым делом — дельтапланы...

Катерина из хрестоматийной пьесы Островского «Гроза», вопрошавшая, отчего люди не летают так, как птицы, ничего не знала о сегодняшнем разнообразии средств, позволяющих безопасно подняться в небо. Самолеты, вертолеты, воздушные шары… И среди этого списка есть аппарат, максимально приближающий вас к ощущению птичьего полета. Это дельтаплан.

По-научному дельтаплан — безмоторный летательный аппарат. На деле это крыло из синтетической ткани, натянутое на каркас из прочных алюминиевых труб, формой напоминающее греческую букву «дельта», — отсюда и название.

Какие бывают дельтапланы

Дельтапланы бывают двух типов: с балансирным и с аэродинамическим (комбинированным) управлением. Конструкция обладает уникальной способностью раскладываться и складываться, как зонтик, что значительно облегчает перевозку дельтаплана. Вес аппарата всего лишь около 30 кг (спортивные крылья потяжелее, учебные и тренировочные — полегче). В расправленном состоянии размах крыла около 10 метров, а в сложенном виде упаковка не превышает в длину двух метров. Во время полета пилот соединен с дельтапланом посредством так называемой подвесной системы. Они бывают разных типов, наиболее простые — это ремни, удерживающие человека под крылом в горизонтальном или в вертикальном положении. Спортивные подвесные системы имеют более сложную конструкцию и внешне похожи на спальные мешки с застежками-молниями. В них гораздо комфортнее и можно летать много часов, не уставая. Управление осуществляется посредством тела пилота, который передает усилие крылу через ручку-трапецию.

Дельтапланеристы, поднимающиеся на высоту более 100 метров, в обязательном порядке оснащают свои летательные аппараты парашютом. Средство спасения обычно закреплено в ранце на подвесной системе пилота и сконструировано так, чтобы купол запаски в экстренной ситуации не зацепился за крыло дельтаплана.

Соревнования

На первых чемпионатах летали по заданному маршруту, причем протяженность его не превышала 1–2 км, на заданное время (10–15 минут), садились в цель. Все было рядом, всех было видно, все было элементарно. По мере того как совершенствовались дельтапланы и пилоты, смысл упражнений менялся. Сначала ставилась задача улетать как можно дальше, но когда 100-километровый маршрут оказался по силам почти каждому опытному спортсмену, стали практиковать скоростные упражнения. Сейчас надо пролететь те же 100 км, но быстрее всех или пролететь 50 км и вернуться на место старта. Самыми зрелищными соревнованиями можно признать чемпионат мира по пилотажу на дельтапланах (аэробатике). В последние годы успешно развивается еще одна новая дисциплина — спидглайдинг. Это упражнение очень напоминает горнолыжный слалом-гигант — пилот должен как можно быстрее преодолеть сложный маршрут над склоном горы на минимальной высоте, обходя вешки и контрольные ворота.

В Советском Союзе, обычно сильно отстававшем от мировых тенденций, процесс становления дельтапланеризма пришелся на середину 70-х. Уже в 1977 году на горе Климентьева около Феодосии собралось более ста адептов нового вида спорта. С того года Гора (именно так, с большой буквы), находящаяся около курортного поселка Планерское, стала Меккой дельтапланеристов. Здесь ставили первые рекорды, проводили первые чемпионаты, испытывали новые конструкции…

На старт, внимание, марш!

Обычно дельтапланеристы стартуют со склона горы или холма либо с использованием буксировочной лебедки. Для того чтобы полететь, надо основательно разогнаться — до тех пор пока крыло не обопрется о воздушный поток и не поднимет пилота в воздух. Дельтаплан — типичный безмоторный летательный аппарат и взлетает по тем же самым законам, что и планеры. Чтобы набрать высоту, крылу нужны восходящие потоки воздуха. Они бывают динамическими (образующиеся при обтекании воздухом препятствий — например, гор) и термическими (образующиеся при нагреве земной поверхности солнцем). В термических восходящих потоках дельтаплан может набирать высоту в несколько тысяч метров и летать много часов. Но для того чтобы использовать воздух в своих целях, необходимо серьезное обучение.

Обучение

Полеты на дельтаплане недаром причисляют к экстремальным видам спорта. Это действительно потенциально опасно. Чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, «вставать на крыло» необходимо под руководством опытного инструктора. Если посещать дельта-клуб пару раз в неделю, к самостоятельным полетам на высоте до 200 м новичок будет способен через два-три месяца. Дело в том, что дельтаплан летает на довольно высокой скорости (30–50 км/час) и управлять им надо четко, а принимать решения очень быстро — ведь от этого может зависеть жизнь. В процессе обучения «студент» должен усвоить, как существовать и мыслить в трех измерениях, и довести навыки управления летательным аппаратом до автоматизма.

Что надеть

Если вы делаете только первые шаги в дельтапланеризме, на тренировке вам потребуется плотная непромокаемая одежда (которая не позволит оцарапаться при падении) и обувь с толстой подошвой, плотно облегающая щиколотку (она поможет уберечь ноги от травм). Нелишней будет и пара перчаток. Шлемом, защитными очками и дельтапланом вас обязаны снабдить прямо в клубе. Будьте готовы к тому, что после первых практических тренировок ваши мышцы будут сильно болеть: крыло весит около 30 кг, пробежка с такой тяжестью на плечах — серьезное испытание даже для опытного спортсмена. Но можете быть уверены: когда вы впервые оторветесь от земли, восторг от полета заставит вас забыть обо всех мытарствах.

Восторг полета

Когда обучение позади, начинаешь понимать, что управлять дельтапланом несложно — не труднее, чем велосипедом: ручка от себя — летим вверх, тянем вправо — начинается правый поворот. Отрегулированный дельтаплан летит сам, вмешательство пилота необходимо только для изменения направления и скорости полета. В спокойной атмосфере можно вообще не вмешиваться в управление и заняться фотографированием пейзажа или просто помахать рукой тем, кто остался внизу. Чтобы летать долго и качественно, нужно научиться использовать воздушные потоки — в этом главным образом и заключается мастерство дельтапланериста.

Где летать?

В Москве есть всего две горки, на которых можно учиться летать, — в парках «Царицыно» и «Коломенское». Альтернатива обучению на горе — буксировочные полеты. Их проводит ряд клубов на аэродромах Подмосковья. Но лучше всего начинать карьеру дельтапланериста в горах: вопервых, там красиво, во-вторых, вы полетите гораздо быстрее, чем где бы то ни было, — дельта-крыло создано для использования в горных условиях. Именно там были установлены все известные мировые рекорды.

Рекорды

Возможности дельтаплана в умелых руках грандиозны. Рекорд длительности полета установлен на Гавайях. Несколько спортсменов парили в воздухе более суток. Самый дальний перелет на сегодняшний день составляет 700 км, а максимальная высота — 4340 м, но во время некоторых соревнований пилоты достигают 5–6-километровых отметок, используя кислородные приборы. Еще дельтаплан способен выполнять фигуры высшего пилотажа — петли, крутые виражи и штопор. На нем можно летать под музыку, демонстрируя грациозный воздушный фристайл. Можно летать вдвоем на специальном дельтаплане-тандеме. Можно висеть на одном месте при сильном ветре, а можно мчаться со скоростью более 100 км/ч. В общем, все зависит только от пилота. У самых лучших получается даже возглавить журавлиную стаю…


Родословная

Первые конструкции, напоминающие дельтаплан, были обнаружены… во время раскопок в Египте. Поднимались ли на них в воздух, не известно. Но можно сказать с уверенностью, что такое желание у наших предков было — во все времена находились «икары», мечтающие летать. Многие считают первым дельтапланеристом немецкого авиатора Отто Лилиенталя.

Что же касается современной истории дельтаплана, то она неразрывно связана с именем американского ученого-аэродинамика Фрэнсиса Рогалло и его жены Гертруды. С 1936 супруги работали в Национальном совете по аэронавтике (предшественнике НАСА) и занимались постановкой опытов в аэродинамических трубах. Любимым развлечением детей семьи Рогалло был запуск воздушных змеев. Естественно, родители-авиаторы не оставались в стороне. И вот однажды Фрэнсис обратил внимание, что змей простейшей конструкции, состоящий всего лишь из трех планок и куска шелка, имеет необычайно высокие характеристики. Супруги Рогалло провели серию испытаний в аэродинамической трубе и в 1948 году запатентовали тип мягкого крыла, получивший впоследствии название «крыло Рогалло». Конструктор пробовал привлечь внимание к своему изобретению, но особого успеха не имел. Тем временем в 1952 году компания DuPont выпустила на рынок майлар — легкую и прочную синтетическую ткань. Рогалло немедленно решил, что это именно то, что нужно, а небольшая компания из Коннектикута купила у него лицензию и начала выпуск игрушечных змеев, названных Flexikite и продававшихся за 5 долларов. Успех пришел в начале шестидесятых годов, в разгар космической гонки. Рогалло удалось убедить НАСА попробовать использовать дельтавидное гибкое крыло в качестве... средства посадки космических капсул Gemini! В общем, процесс был запущен: еще в 1961 году другой авиаинженер, Барри Палмер, отталкиваясь от работ Рогалло, сконструировал первый дельтаплан, похожий на современные, и совершил на нем полеты со склона холма неподалеку от калифорнийского города Сакраменто. Прошло всего два года, и друг Палмера, Ричард Миллер, наладил выпуск и продажу первого коммерческого дельтаплана под названием Bamboo Butterfly («Бамбуковая бабочка»). В это же время на другом полушарии австралиец Джон Дикенсон организовал производство змеев с дельтавидными крыльями, позволявшими поднять в воздух воднолыжников. Дельтаплан «пошел в массы». Вскоре в мире начался настоящий дельтапланерный бум, и к середине семидесятых только в США было зарегистрировано четыре специализированных издания, посвященных дельтапланеризму: Low & Slow (1971), Hang Glider Weekly (1972), Ground Skimmer (1972) и Glider Rider (1975). Официальным видом спорта дельтапланеризм признали 27 сентября 1974 года, а уже в 1976-м в Австрии состоялся чемпионат мира. У нас в стране свободные полеты на дельтапланах начались в 1972 году, а в марте 1976 года в поселке Славске Львовской области, на горе Тростян, был проведен первый всесоюзный слет дельтапланеристов. Он собрал 25 спортсменов из 11 городов России, Украины и Латвии.


текст: Ольга ФЁдорова
фото: Оксана Чекулаева

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 май 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты