Volkswagen Tiguan
2,0 л (200 л.с.) 6АТ
цена: 1 519 480 руб.
Toyota RAV4
2,5 л (180 л.с.) 6АТ
цена: 1 543 000 руб.
Дежавю… Часом ранее я растворялся в благостной гамме ощущений — неподдельном восторге от настроек шасси, чувстве полного контакта между биологическим и механическим организмом, умиротворении от комфорта…
Но то был Volkswagen Tiguan, а сейчас происходит нечто из ряда вон: в моих руках компактный кроссовер с эмблемой Toyota на обшитой кожей ступице руля. RAV4!
Кто бы мог подумать, что хорошо знакомый паркетник так изменится! А ведь еще совсем недавно все было иначе. Предшествующий пресный «равик» не вызывал ярких эмоций и вряд ли мог вдохновить человека «с бензином в крови». Всего лишь машина, коих много, со своими плюсами и досадными минусами. Но рыночную функцию RAV4 третьего поколения отработал на все сто, став бестселлером и заслужив особенную любовь и почтение у прекрасной половины автовладельцев. Маленькое чудо, которое на стыке генераций сотворили тойотовские дизайнеры, навевает воспоминания о трансформации бесцветного мира Mazda в солнечный «зум-зум». Граненый «равик» одновременно пронизывающе остр и монолитен. Пусть образ автомобиля собирателен, а корма с задней оптикой и пятой дверью, выступающей «полочкой», гротескна, у новичка определенно есть выраженный характер! Стилистическая концепция последовала за целью маркетологов марки привлечь в стан владельцев мужчин, а завоевать их доверие и лояльность одной лишь внешностью и рыночной установкой не так просто. Особенно когда сегмент наводнен действительно интересными предложениями, а конкуренция беспощадна. В дебютном сравнительном тесте ОРД Toyota придется пройти сквозь строй: конкуренцию ей составит Volkswagen Tiguan. Оба автомобиля в самых атлетичных модификациях. «Равик» оснащен 2,5-литровой «четверкой» мощностью 180 л.с., а у «немца» турбонаддувный двухлитровый мотор, развивающий 200 л.с.
Возьмем их размером!
Нынешний RAV4 длиной 4570 мм, обогнавший модель предыдущего, третьего, поколения на 125 мм, не назовешь малышом. Габаритами он сопоставим с Jeep Grand Cherokee ZJ, самой первой генерацией легендарного внедорожника. Tiguan в комплектации Sport&Style с передним обычным, а не скошенным офф-роудным бампером исполнения Track&Field (а также без вспомогательной внедорожной элетроники) длиной поскромнее — 4519 мм. Toyota на 36 мм шире, а ее колесная база на 56 мм протяженнее, при этом разница по росту между ней и Volkswagen исчисляется считанными миллиметрами.
Мудреность дизайна торпедо новинки сродни произведениям Мураками. Требует осмысления и настройки на внутреннюю волну автора. Похоже, что стилисты старались воспроизвести как минимум половину из известных геометрических фигур в оформлении салона. Одних только дефлекторов два вида — круглые и трапециевидные! Не поскупились и на фактуры: друг с другом уживаются жесткий пластик верхней части торпедо и обивки дверей, светлые серебристые вставки, накладки, отдаленно напоминающие карбон, и, наконец, кожаная обивка кресел, выпирающего нижнего яруса торпедо и даже ступицы руля. Внутреннее пространство Tiguan стилистически цельнее, визуально солиднее, а тактильно дороже и добротнее. Между тем эргономический разрыв между третьим поколением «равика» и Volkswagen существенно сократился. В Toyota большие диапазоны регулировки кресла, а посадка теперь не фиксированная, будто заточенная под низкорослого водителя, с высоко установленной подушкой. Желаете расположиться в широком и нежестком кресле совсем низко? Милости просим! Хотите высоко? Извольте! Правда, диапазона вылета руля немного не хватает, но особенного дискомфорта это не вызывает. Хуже, что, когда баранка максимально опущена вниз, верхняя секция ее обода немного перекрывает приборы.
По совершенным лекалам
Tiguan эргономически восхитителен. Его жесткие рельефные кресла облегают, как костюм, сшитый согласно индивидуальной антропометрии. Причем плотные интимные объятия выраженной боковой поддержки понравятся скорее стройным и худощавым. Продольные регулировки кресла и руля по наклону и вылету традиционно гигантские, а сидеть не возбраняется как низко, так и повыше — «по-джиперски». Не понравился лишь немного отлого установленный «штурвал».
Тойотовский блок настройки «погоды» прежде отличался запоминающейся деталью — полностью клавишным управлением. Со сменой поколений надуманная оригинальность круглых «лютиков-цветочков» канула в Лету, что однозначно к лучшему — теперь пользоваться климатической установкой удобнее уже на интуитивном уровне: температура задается не кнопками, а вращающейся рукоятью. Жаль, теплых слов в адрес панели приборов у нас набралось немного. Дизайн щитка с окантовкой-трапецией спорный, а цифирь считывалась бы хорошо, если б не злополучный хромированный рантик вокруг инструментария, который сверкает и бликует, да так, что «засветку» фиксирует боковое зрение. От желтоватой подсветки панели приборов прошлой модели веяло осенней депрессией, но теперь это чистая «химия» ядрено-синего раздражающего цвета. Экранчик бортового компьютера мелковат и недостаточно контрастен. Пожурить фольксвагеновский щиток можно лишь за строгость и скуку, типичную для этой марки. Горе от ума?..
По обзорности у дуэлянтов паритет. Зеркала показывают картину мира в полном объеме, а в случае чего можно положиться на камеры заднего вида, позволяющие очень точно парковаться, и тойотовскую систему мониторинга слепых зон, оповещающую водителя визуальными индикаторами. В слякотную погоду дворники кроссоверов оставляют неочищенную зону шириной в три пальца.
Образ удался цельный, складный. Недостатки, правда, у новинки есть, да кто их лишен? Главное, теперь паркетник превратился во взрослый автомобиль. С места водителя «равик» напоминает этакий маленький Land Cruiser — добротный, сделанный с чувством, с толком, с расстановкой.
Силовой агрегат Toyota RAV4 расположен спереди поперечно. Между колесами каждой из осей установлены простые симметричные дифференциалы (Д). Между колесами передней и задней осей крутящий момент распределяет многодисковая фрикционная муфта (М). Тяга передается на заднюю ось, как только система распознает разность в моментах на передних и задних колесах. В режиме Sport крутящий момент передается на заднюю ось и при начале поворота для предотвращения сноса. Блокировка муфты действует до 40 км/ч.
Пассажир — друг человека?
На втором ряду RAV4 воображение нарисовало фантастическую картину: черный «равик-персоналка»… Шутки шутками, но по запасу пространства для ног Toyota, согласно нашим замерам, переплюнула практически всех основных соперников! Над головой места тоже прилично — как у нового Outlander — однако в Mazda CX-5 и Tiguan воздуха побольше. Еще автомобиль порадовал ровным полом — при желании можно втиснуться троим, хотя средний пассажир этому вряд ли обрадуется, — а также удачным профилем спинки заднего дивана, но огорчил скользкой кожей обивки и отсутствием задних дефлекторов. Вообще оснащение у машины довольно странное. На первый взгляд RAV4 опционально обогатился, заполучив новомодные прибамбасы — например, полезную функцию слежения за слепыми зонами и электропривод пятой двери, который только-только внедряется на компактных кроссоверах. Но при этом даже в максимальной комплектации «Престиж Плюс» лишь у водителя есть автоматический доводчик стекла, а пассажир и вовсе довольствуется механической регулировкой кресла. Да и про тех, кто сидит сзади, совсем позабыли. В VW третий явно лишний: диван отформован под двоих, трансмиссионный тоннель сильно внедряется в пространство салона. Зато седоки не в обиде — к их услугам дефлекторы, 12-вольтовая розетка и «самолетные» откидные столики.
Под мягкое жужжание электропривода дверца багажника плавно поднялась и… не случайно салон посерьезневшего «равика» вызвал у нас ассоциации с Land Cruiser. К сожалению, кроссовер нахватался у старшего братца «дурных привычек». Если в Prado 150 часть полезного объема съедает третий ряд сидений, в результате чего погрузочная высота становится непомерной, то здесь над полом выпирает чехол, под которым скрыто полноразмерное запасное колесо. Но объем уменьшен лишь в вертикальном направлении, а длина «трюма» больше, чем в Volkswagen, причем как в пятиместной конфигурации салона, так и со сложенным задним диваном.
Силовой агрегат Volkswagen Tiguan размещен спереди поперечно. Между колесами каждой из осей установлены простые симметричные дифференциалы (Д). Между передними и задними колесами крутящий момент распределяет многодисковая фрикционная муфта Haldex, управляемая электроникой (М). При любых условиях движения фрикцион замкнут с 5-процентным усилием. Если одно из передних колес проскальзывает или водитель динамично разгоняется, то усилие сжатия дисков увеличивается и возрастает тяга на задних колесах.
Парадоксы компоновки
Вот новый поворот, и 200-сильный турбонаддувный мотор ревет… А мы глядим во все глаза и отказываемся им верить: хорошо знакомую второстепенную дорогу, ведущую к Дмитровскому полигону, не узнать! Она превратилась в подобие тоннеля среди ослепительнобелых, сверкающих на солнце снежных стен. Беспрецедентный мартовский снегопад, заваливший поля метровыми сугробами, лишил нас физической возможности свернуть, куда Макар телят не гонял, и проверить внедорожные свойства машин по полной программе.
Остались лишь плохо очищенные, но ровные проезды, на которых кроссоверы чувствуют себя в своей тарелке и не требуют прибегать к дополнительным манипуляциям с трансмиссией вроде блокировки муфты или перевода электроники во внедорожный режим. Пока окончательно не выберется весь дорожный просвет и машины не лягут на брюхо, они гребут шинами и ползут вперед. Диагональное вывешивание наступает у обоих автомобилей примерно одинаково и весьма рано — ходы у подвески куценькие. Задрав «лапку», Toyota замирает, требуя заблокировать муфту. Будь на дворе весна или осень, а вместо снежного безмолвия твердый рельеф, пни, да прочие враждебные сущности, торчащие из земли, и нам пришлось бы особенно осторожничать из-за «японки». Причина в скверной компоновке элементов выхлопного тракта у модификации с двигателем объемом 2,5 л. Приемная труба выхлопного коллектора свисает ниже подрамника, а центральная часть тракта проложена сравнительно невысоко. Пара лихих «раллийных» прохватов по просеке с выбором хода амортизаторов, несколько косогоров-оврагов, и выхлоп на машине новоявленного «джипера» примет совершенно нетоварную кондицию. Видимо, это одна из причин, почему в официальной брошюре напротив графы «дорожный просвет» у RAV4 2,5 стоит прочерк. Защита картеров двигателя и автомата на тестовой машине отсутствовала. Днище Volkswagen ровнее и несколько лучше подготовлено к «контактной борьбе».
Турбо против «атмосферы»
Самый мощный «фолькс» развивает стабильную тягу в 280 Нм при 1700– 5000 об/мин. У тойотовского атмосферного двигателя — на 47 Нм меньше, а максимальный крутящий момент приходится на 4100 об/мин. В спринте до 100 км/ч Volkswagen опережает конкурента на 0,9 с. Характер мотора Toyota типично атмосферный, ровный. Скучно? Ничуть! Под выступающей центральной консолью затаились клавиши двухступенчатого подогрева сидений, пара крупных кнопок Sport и Eco, которыми выбираются режимы полного привода, работы коробки передач и регулировки привода акселератора. Sport — и реакция на педали обостряется. После длительной езды на Tiguan, когда ступня привыкает дозировать определенное усилие, RAV4 с его чувствительным приводом не трогается, а буквально срывается с места. АКП держит нижние ступени, а на заднюю ось подается до 50% крутящего момента. Вялая «экологичная» и базовая стратегия после Sport — сущее занудство.
Даже на фоне академичного немецкого шасси с превосходным балансом комфорта и управляемости новинка выступила более чем достойно. После заявлений тойотовцев о том, что при доводке ходовой части они ориентировались на крепко сбитую, но «релаксационную» Mazda CX-5, мы ожидали чуда. И оно произошло! В сравнении с предшествующим поколением «свежий» RAV4 явно и значительно прогрессировал, совершив эволюционный скачок. Упругая подвеска, с манерами не холопскими, но и не барскими, неплохо справляется как со щербатым асфальтом и поперечными стыками, так и с более крупными дорожными дефектами, иногда постукивая амортизаторами на отбой. На прямой «равик», что железнодорожный экспресс: неровности и колейность не сбивают его с курса, руль в «нулевом» положении чуть перетяжелен, но наполнен информацией. Одно слово — крейсер! В повороты заезжает уверенно, хорошо стоит на дуге и радует вполне точными реакциями. Почти «отличник», заслуживающий четыре с плюсом. Но Tiguan более прилежный «ученик», делающий все чуть лучше: подвеска комфортнее, ее энергоемкость и способность сглаживать дефекты полотна выше и руль «прозрачнее». Твердая пятерка! Убавить бы еще шум от дороги. Оба автомобиля довольно тихие, но завывания шипованных шин пробивают даже добротную шумоизоляцию, причем в Toyota арки ноют чуть сильнее, а в VW стоит общий монотонный фон от днища. Однако нельзя забывать — на подопечных стояли покрышки разных производителей, так что об объективном сравнении акустического комфорта не может быть и речи.
Разыгравшаяся непогода сыграла нам на руку, позволила оценить поведение машин в скольжениях на укатанном снегу. И это на пороге апреля! Tiguan с отключенной системой стабилизации курсовой устойчивости позволяет многое: разгон, уход в занос под сброс газа, вновь тяга и знай себе «перекладывай» автомобиль. С Toyota, чья электронная «удавка» также полностью деактивируется, подобные фокусы не проходят. Она охотно «плужит» передком, но выставляться боком не любит.
История с чистого листа
Новый RAV4 принял правила игры, навязанные лучшими представителями сегмента компактных кроссоверов, и сделал огромный шаг вперед относительно своего предшественника по всем направлениям. Выход на следующий виток развития неизбежно потянул вверх цены, которые у автомобилей марки Toyota низкими не назовешь. А со стоимостью «равика» марка явно перегнула палку: топовая фиксированная комплектация «Престиж Плюс» оценивается более чем 1 500 000 руб. За эти деньги впору присматривать кроссовер покрупнее и в хорошей комплектации. Например, турбодизельный Kia Sorento.
Рискнем предположить, что наибольшим спросом станут пользоваться промежуточные, достаточно укомплектованные RAV4 стоимостью до 1 400 000 руб., укладывающиеся в ценовой диапазон таких конкурентов, как Mazda CX-5, и с прайсом, не превышающим некий психологический предел, за которым открывает двери сегмент среднеразмерных кроссоверов. Ну а Tiguan — он и в Африке тигуан. Недешев, зато образец для подражания!
Результаты геометрических и весовых измерений, произведенных экспертами редакции в условиях автополигона | ||||
---|---|---|---|---|
Toyota RAV4 | VW Tiguan | |||
C | Просвет под передним мостом по центру, мм | 165 | 180 | |
Просвет под передним мостом в плечевой зоне, мм | 18 | 195 | ||
Просвет под задним мостом по центру, мм | 256 | 247 | ||
Просвет под задним мостом в плечевой зоне, мм | 203 | 180 | ||
D | Просвет минимальный внутри базы, мм | 180 | 210 | |
Просвет под рамой или лонжероном, мм | 246 | 248 | ||
Просвет под топливным баком, мм | 241 | 195 | ||
B1 | Ширина салона спереди, мм | 1395 | 1400 | |
B2 | Ширина салона сзади, мм | 1344 | 1395 | |
B3 | Ширина багажника мин./макс., мм | 1100/1370 | 1010 | |
V | Полезный объем багажника (5 чел.), л | 320 | 284 |
Технические характеристики автомобилей | ||
---|---|---|
Toyota RAV4 | VW Tiguan | |
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4570/1845/1715 | 4519/1809/1703 |
Колесная база, мм | 2660 | 2604 |
Колея спереди/сзади, мм | 1570/1570 | 1569/1571 |
Масса снаряженная/полная, кг | 1685/2130 | 1662/2230 |
Максимальная скорость, км/ч | 180 | 207 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 9,4 | 8,5 |
Диаметр разворота, м | 10,6 | 12,0 |
РАСХОД ТОПЛИВА | ||
Городской цикл, л/100 км | 11,4 | 13,5 |
Загородный цикл, л/100 км | 6,8 | 7,7 |
Смешанный цикл, л/100 км | 8,5 | 9,9 |
Топливо/объем топливного бака, л | АИ-95/60 | АИ-95/64 |
ДВИГАТЕЛЬ | ||
Тип двигателя | Бензиновый | Бензиновый турбонаддувный |
Расположение и количество цилиндров | R4 | R4 |
Рабочий объем, см3 | 2494 | 1984 |
Мощность, л.с./кВт при об/мин | 180/132 при 6000 | 200/147 при 5100–6000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 233 при 4100 | 280 при 1700–5000 |
ТРАНСМИССИЯ | ||
Коробка передач | 6АТ | 6AT |
Понижающая передача | – | – |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | ||
Подвеска спереди | Независимая, пружинная | Независимая, пружинная |
Подвеска сзади | Независимая, пружинная | Независимая, пружинная |
Рулевой механизм | Реечный | Реечный |
Тормоза Спереди | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Тормоза Сзади | Дисковые | Дисковые |
Средства активной безопасности | ABS, TRC, EBD, EBS, BAS, VSC+, DAC | ABS, ESP, ASR, EDS |
Размерность шин | 225/65 R17 (28,5")* | 235/55 R18 (28,2")* |
РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ | ||
Примерные расходы за год и 20 тыс. км, руб. | 212 981 | 182 345 |
В расчете учтены | ||
Стоимость полисов ОСАГО+КАСКО**, руб. | 121 336 | 91 632 |
Дорожный налог в Москве, руб. | 9000 | 10 000 |
Базовая стоимость ТО***, руб. | 23 500 | 12 150 |
Стоим. первой замены масла***, руб. | 5000 | 5500 |
Периодичность ТО, тыс. км | 10 | 15 |
Расходы на горючее по смешанному циклу, руб. | 54 145 | 63 063 |
ГАРАНТИЙНЫЕ УСЛОВИЯ | ||
Длительность гарантии, лет/тыс. км | 3/100 | 2/без ограничения |
СТОИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ | ||
Тестовая комплектация****, руб. | 1 543 000 | 1 519 480 |
Базовая комплектация****, руб. | 1 470 000 | 1 323 000 |
Экспертные оценки по итогам испытаний | ||||
---|---|---|---|---|
Показатель | Макс. балл | Toyota RAV4 | VW Tiguan | Позиции в рейтинге |
Кузов | 25,0 | 18,9 | 19,0 | |
Место водителя | 9,0 | 6,6 | 7,1 | За достижения в области заботы о водителе и пассажирах Toyota RAV4 набрала суммарные 39,8 балла и заняла место в четвертом десятке рейтинга «Кузов, эргономика и комфорт», расположившись между достаточно крупной Toyota Highlander и компактным Mercedes-Benz GLK 280. Ее предшественница, относящяся к третьей генерации, кстати, смогла набрать только 36,6 балла, что лишний раз свидетельсвует о прогрессе кроссовера четвертого поколения. Сильные стороны машины — место за водителем и багажник. Volkswagen с итоговыми 40,8 балла забрался в третий десяток рейтинга ОРД и занимает строчку между Mitsubishi Pajero и Audi Q3. При практически аналогичной ширине салона на уровне плеч, он предлагает чуть больше запаса места над головой и, главное, внушительную продольную регулировку сиденья водителя. |
Место за водителем | 7,0 | 6,2 | 5,9 | |
Багажник | 5,0 | 2,1 | 2,0 | |
Безопасность | 4,0 | 4,0 | 4,0 | |
Эргономика и комфорт | 25,0 | 20,9 | 21,8 | |
Органы управления | 5,0 | 4,6 | 5,0 | |
Приборы | 5,0 | 4,3 | 4,8 | |
Климат-контроль | 4,0 | 3,1 | 3,2 | |
Материалы салона | 1,0 | 0,6 | 0,9 | |
Свет и обзорность | 5,0 | 3,9 | 3,9 | |
Опции | 5,0 | 4,4 | 4,0 | |
Внедорожные качества | 20,0 | 10,0 | 10,4 | |
Просветы | 4,0 | 2,1 | 2,3 | Скромные 10,0 балла за внедорожный потенциал и, как следствие, позиция в седьмом десятке рейтинга «Внедорожные качества» у RAV4 объяснимы. Сомнительные компоновочные решения под днищем и слабая агрегатная защита, малые ходы подвесок до вывешивания колеса и типично «паркетная» трансмиссия уготовили ей строчку рядом с Nissan Murano и BMW X3 в седьмом десятке рейтинга. RAV4 прошлого поколения был близок — 10,4 балла. Tiguan с его 10,4 балла в шестом десятке |
Углы | 5,0 | 3,1 | 2,8 | |
Артикуляция | 3,0 | 1,8 | 1,9 | |
Трансмиссия | 4,0 | 0,9 | 1,1 | |
Защищенность | 2,0 | 0,7 | 1,3 | |
Колеса | 2,0 | 1,4 | 1,0 | |
Экспедиционные качества | 20,0 | 17,1 | 16,3 | |
Управляемость | 3,0 | 2,5 | 2,5 | Позиция во втором десятке рейтинга «Экспедиционные качества» за 17,1 балла — прекрасный результат для небольшого кроссовера! Отличный баланс ездовых и потребительских качеств Toyota RAV4 подтверждает и тот факт, что она занимает место рядом с полноразмерной Honda Pilot и Subaru Forester. Но «прошлый» паркетник был чуточку лучше с точки зрения бросков на дальние расстояния и опережал преемника на 0,2 балла. Volkswagen Tiguan подвела докатка вместо полноразмерного запасного колеса и топливная экономичность. В результате он довольствуется строчкой в шестом десятке рейтинга по соседству со Skoda Yeti. |
Ездовой комфорт | 3,0 | 2,4 | 2,5 | |
Разгонная динамика | 3,0 | 2,9 | 3,0 | |
Расход топлива (смешанный цикл) | 3,0 | 2,9 | 2,7 | |
Запас хода по шоссе | 2,0 | 1,4 | 1,3 | |
Грузоподъемность | 2,0 | 1,3 | 1,6 | |
Длина разложенного багажника | 2,0 | 1,7 | 1,6 | |
Запасное колесо | 2,0 | 2,0 | 1,1 | |
Расходы | 10,0 | 7,6 | 8,3 | |
Цена в тестовой комплектации | 4,0 | 3,1 | 3,1 | RAV4 оккупировал место в пятом десятке рейтинга «Расходы». Мы сознательно оценили перспективы перепродажи в невысокие 1,4 балла, так как статистики по модели пока нет. Tiguan — в третьем десятке рядом с Mitsubishi Outlander. |
Эксплуатационные расходы | 4,0 | 3,1 | 3,7 | |
Перспективы перепродажи | 2,0 | 1,4 | 1,5 | |
Итого | 100,0 | 74,5 | 75,8 |
Toyota RAV4 | VW Tiguan | |
---|---|---|
Плюсы | Просторный салон, слаженная работа силового агрегата, отличная траекторная стабильность, эффектный стиль | Качественный, эргономичный интерьер, высокий уровень ездового комфорта, превосходная связка «мотор–АКП» |
Минусы | Отсутствует оборудование, которого ожидаешь по умолчанию, высокая цена топовых версий, слабая защита днища | Интерьер и экстерьер чересчур сумрачные и строгие, специфика посадки ввиду немного отлогой установки руля |
Вердикт | RAV4 переписывает биографию. Первая глава — о хороших потребительских качествах и немного об офф-роуде... | Один из самых сбалансированных компактных кроссоверов. На асфальте способен на многое, неплох на проселке |
текст: Асатур БИСЕМБИН
фото: Роман ТАРАСЕНКО
Обсудить на форуме