Маршрут через легенду

По горам Адыгеи на Land Rover Discovery 4

У Кавказских гор — множество лиц. Кавказ — это и плодородные долины Армянского нагорья с гигантскими конусами умолкших вулканов, и грозные пики Приэльбрусья, где одни названия стали легендами: Ушба, Шхельда, Донгузорун-Чегет-Карабаши. Это окруженные курортами с мировой славой купола Машука и Бештау, и реликтовые горные леса Кавказского биосферного заповедника. Кавказ прекрасен, с какой стороны к нему ни подойди — со стороны теплого Черного моря или со стороны кубанских степей. Именно поэтому люди всегда будут стремиться на Кавказ, чтобы наполнить души этой красотой.

Наша экспедиция началась весьма обыденно: толкотня аэропорта, недлинный перелет — и мы в Краснодаре, где нас уже ожидали автомобили. Какие? Странный вопрос. Естественно, Land Rover, и естественно, Discovery. Потому что именно представительство Land Rover, верное своей политике продавать в комплекте с транспортным средством образ жизни и немного легенды, организовало серию экспедиций под общим названием «Открывая Россию». Изумительных мест, которые стоит открыть для себя, у нас в стране достаточно, а Discovery c английского языка так и переводится — «открытие». Распределились по экипажам и стартовали. Каких-то два часа — и мы добрались до поселка Гуамка. Вообще-то наша экспедиция называется «Адыгея-2013», но пока что это еще Краснодарский край. Впрочем, по дороге мы уже дважды заезжали на территорию Адыгеи, причем первый раз — буквально сразу после выезда со стоянки аэропорта «Пашковский». Уж больно причудливые очертания имеет эта автономная республика на карте...

Не знаю, как подошли бы к организации аналогичной поездки специалисты других компаний. Но Land Rover давно воспринимается как синоном слова «приключение», так что наш маленький конвой смело свернул с асфальта на горную грунтовку. Кстати, лишь две из семи машин могли похвастаться наличием хоть какого-то дополнительного оснащения, а именно лебедками, экспедиционными багажниками, «люстрами» и шинами с чуть более «злобным» рисунком протектора. Остальные пять были обуты в шоссейную резину, а их внедорожная подготовка ограничилась шноркелями и наклейками с логотипом экспедиции. Если честно — меня это несколько напрягало. В 2004 году мне уже доводилось кататься по Кавказским горам, причем примерно в этих местах. Я тогда на всю жизнь прочувствовал, что такое «лесовозная колея на горном серпантине».

И сразу начинается этакий легкий рок-кроулинг. Паводковые воды постоянно смывают грунт с ведущей вверх дороги, обнажая ступени скальных выходов. Не дожидаясь команды инструктора, перевожу селектор Terrain Response в режим «камни» и аккуратно кручу баранку, стараясь не пропускать верхушки каменных лбов между колесами. Вот и первая остановка. Отсюда открывается фантастический вид на Гуамское ущелье, петляющую внизу узкоколейку, небольшое кафе, носящее название «Домик космонавтов». Между прочим, когда-то сюда действительно привозили космонавтов для прохождения реабилитации после длительных полетов в невесомости. Воздух тут — просто целебный. Хребты УнаКоз и Азиш-Тау принимают на себя господствующие юго-западные ветра, и воздушные массы, уже насыщенные озоном в смолистых хвойных лесах и разнотравье альпийских лугов, скатываются в долину, которая образует гигантский природный кондиционер.

Узкоколейка была построена в 30-х годах руками заключенных. Они же работали на лесоповале, добывали ценную древесину, которую по этой дороге и вывозили. Меня очень заинтересовало, откуда взялось такое странное название: «Гуамка». Гуам — это ведь остров в Индийском океане? Оказалось, существует сразу три версии. Первая — что название восходит к двум адыгским словам: «гъо» — «омела» и «мэ» — «запах», т. е. «место, где пахнет омелой». По другой легенде, здесь, в этом ущелье, в 1717 году произошла битва между адыгами и войском крымского хана Давлет-Гирея III, в которой адыги одержали победу. А командовал ими якобы храбрый воин по имени Гуам. Третья версия гласит, что была битва и была победа, но она оказалась столь кровавой, что ущелье было названо «Гуама» (по-адыгейски — «место, неприятное сердцу»). Горы не могут не рождать легенды...

Вся местная топонимика

Наутро мы сначала отправились в место, известное у местных жителей как «Лысая гора». Здесь проходят слеты любителей бардовской песни... и шабаши колдунов и ведьм. Отсюда открывается панорама одновременно и Гуамского хребта, и плато Лаго-Наки, и горы Фишт... С этими названиями опять же связано немало легенд. Большинство сходится лишь в том, что Лаго — это имя юноши, а Наки — девушки, которую он любил. Но вот сюжеты у легенд очень разные. Мне понравился такой вариант: княжеская дочь Наки и пастух Лаго сбежали в горы от гнева отца девушки. Там они нашли трех окаменевших великанов-нартов по имени Фишт, Оштен и Пшехо-Су, погибших в битве с драконом (дракон, кстати, тоже окаменел и превратился в окрестные горы), и водопады с живой и мертвой водой. Лаго и Наки сумели оживить великанов, но послушав рассказы о жизни людей, они решили остаться скалами, стерегущими хребты, в которые превратились три головы дракона. Между прочим, у каждого из великанов-нартов было по сестре. Их звали Бэла, Пшеха и Курджипс. После гибели любимых братьев они превратились в горные реки, которые до сих пор не могут успокоиться, бьются и плачут на камнях и перекатах... Вот так, в одной легенде — вся местная топонимика!

Дальше наш путь лежал в поселок Азиш-Тау. В принципе, туда идет вполне приличная (по крайней мере, по местным меркам) дорога. Но чтобы не съезжать с асфальта, нам понадобилось бы сделать изрядный крюк. Но мы ведь не на чем-нибудь ехали, а на Land Rover Discovery 4! И конвой бодро свернул на уходящую в лес грунтовую дорогу, имеющую явно лесовозное происхождение. Вот тут в первый раз нам понадобилось включить весь арсенал — и понижающий ряд, и режим «грязь/колея». На самом деле я получал от вождения настоящее удовольствие: хотя временами колеса вывешивались чуть ли не на метр над землей, двигались вперед мы вполне уверенно.

Когда мы разместились на горнолыжной базе «Азиш-Тау», участники экспедиции отправились на экскурсию в пещеру Озерная. А я отказался и правильно сделал. Там была пара вполне приличных «шкуродеров», и у меня были все шансы сыграть в Винни-Пуха в гостях у Кролика, а у всех остальных коллег — сидеть в темноте и ждать, пока я похудею.

Но настоящие внедорожные приключения ждали нас на следующий день. То, что будет весело, я понял еще утром, когда команда инструкторов дружно занялась откручиванием пластиковых щитков в колесных нишах. На самом деле план был такой — мы собирались двигаться к поселку Каменномостский, но не по дороге, а через горный широколиственный лес и выйти на окраину со стороны горы Батарейной.

У этого названия тоже есть своя история. Во времена Кавказской войны на месте поселка Каменномостский был горный аул Хаджох («место, где живут ходжи, люди, совершившие паломнический хадж в Мекку»). Сюда, в Хаджох, Шамиль направил своего наиба (военачальника) Мухаммеда Амина, который сумел превратить аул в неприступную крепость. И главным укреплением этой крепости стали редуты на горе, которая и получила у казаков имя «Батарейная». В итоге Хаджох пал последним из всех укреплений горцев и с его взятием закончилась затяжная Кавказская война.

На грунтовку мы свернули, чуть не доезжая до урочища Скала, какое-то время ехали прямо по руслу горного ручья Руфабзо (никаких трудностей это не составило), пересекли ручей Бачурина… а потом и началась та самая лесовозная колея в горном широколиственном лесу. И глина, адски липкая и скользкая глина, которую председатель сочинского внедорожного клуба Артур Яйлян с неподражаемым кавказским акцентом ласково называл «шьоколат ». А резина-то дорожная, возможности ее к самоочистке стремятся даже не к нулю, а к величине отрицательной! Но глаза боятся, руки делают, а Discovery — ползут! Хотя если чуть зевнешь — сядешь обязательно. Честно говоря, один раз я все-таки подсел, правда, не очень серьезно. Отклонился от запланированной траектории на какие-то сантиметры — и машину тут же стащило в колею. А вот последний спуск и подъем, ведущий к подножию Батарейной, своим ходом сумели преодолеть лишь две машины: идущая первой техничка с лебедкой и та, за рулем которой был нескромный автор этих строк. А чего тут скромничать, если сам я был абсолютно уверен, что вот тут уж точно сяду, причем капитально? Абсолютно стандартный, я бы даже сказал, цивильный внедорожник, кожаный салон, музончик играет, кондиционер кондиционирует... А машина-то лезет, и как лезет!

В итоге все семь Discovery благополучно выкатились на окраину Каменномостского, правда, последний подъем занял больше часа. Но день еще не закончился, и мы направились к подножью горы Физиабго, в гости к монахам Михайло-Афонской пустыни. История этого монастыря драматична и поучительна. Но больше всего меня поразила картина: человек с очень умным и интеллигентным лицом, в монашеском одеянии с энтузиазмом рассказывает об аммонитах и белемнитах, головоногих моллюсках, обитавших в древнем море Тетис.

Оставался последний день нашего путешествия. Организаторы не стали планировать никаких внедорожных участков, но мы все же совершили интереснейшую экскурсию контору Кавказского биосферного заповедника, расположенную в поселке Гюзерипль. Полюбовались огромным мегалитическим сооружением — дольменом. Их здесь немало, и до сих пор никто не знает, как и, главное, зачем древние люди их возводили. Известный российский археолог Формозов писал: «Там, где еще не было городов для живых, возникли причудливые города для мертвых, дольменные некрополи, утверждая права на землю предков...» Но вот ведь в чем проблема: ясно, что это были культовые сооружения, но совершенно не факт, что дольмены представляют собой могилы или мавзолеи. В общем, и сами дольмены, и создавшая их культура — до сих пор тайна.

А еще меня, как биолога по образованию и человека, много лет проработавшего «в поле», буквально потрясла аллея, тянущаяся от ворот к музею. Каждое дерево посвящено одному из погибших сотрудников заповедника. У каждого табличка: «застрелен браконьерами», «утонул при переправе», «погиб под обвалом»... Да, наша природа — хрупка и уязвима. И очень хорошо, что есть люди, которые с риском для жизни пытаются сохранить ее для потомков, причем за крохотную, в сути, зарплату.

Мы ехали в Краснодар. Я вспоминал четыре дня, проведенных в Адыгее, и прикидывал, что же я везу домой, кроме сыра и сувениров. А очень многое. Радость преодоления кажущихся непроезжими участков. Ощущение прикосновения к истории. Ну и память, конечно. Величественные скалы, пятна снежников на фоне зелени альпийских лугов, буйство зеленых красок горного леса — все это останется теперь со мной. Так что поезжайте в Адыгею. Тамошней красоты хватит на всех.


Михайло-Афонская пустынь

После окончания Кавказской войны нужно было налаживать мирную жизнь, и монастырское строительство виделось таким же важным ее элементом, как создание казачьих поселений. Весной 1877 года иеромонах Афонского монастыря отец Мартирий встретился с выходцем с Кубани схимонахом Виталием, совершавшим паломничество на гору Афон. Воспламененный рассказами о красоте Кавказа, он отправился в Россию, заручился поддержкой казаков, готовых пожертвовать 470 десятин земли на плато у горы Физиабго, и получил аудиенцию у царского наместника на Кавказе — великого князя Михаила Романова. Великий князь согласился быть ктитором (старостой) нового монастыря. Началось активное строительство, и к 1883 году в обители жило уже 180 монахов. Постепенно трудами братии были возведены пять храмов, в том числе Успенский, самый большой на Северном и Западном Кавказе. Он вмещал более тысячи молящихся. В обители построили странноприимный дом, больницу, кирпичный и сыроваренный цеха, открыли церковно-приходскую школу, работали иконописная, токарная, слесарная, кузнечная, малярная, кровельная, портняжная и сапожная мастерские. Монахи разводили скот, выращивали в прудах рыбу, занимались пчеловодством. Ежегодно обитель посещали более 100 тыс. паломников. Прихожане называли обитель «Казачьей лаврой» и очень ею гордились. Конец этой благостной картине положила Гражданская война. В 1920 году у монастыря конфисковали землю. В 1926—27-м на территории обители разместился дом отдыха ГПУ и коммуна «Владилен». С началом Второй мировой войны здесь организовали Дом инвалидов, 77 обитателей которого фашисты расстреляли в период оккупации. Теперь жертвы покоятся в братской могиле... В 1944 году в монастыре разместили колонию для малолетних преступников, а для строительства школы использовали камень взорванного в 1946 году Успенского собора. В 1952-м был взорван и храм Преображения на горе Физиабго. В 1972 году остатки зданий были переданы для организации конной турбазы. После распада СССР началась борьба за возвращение СвятоМихайловской пустыни церкви, но лишь в 2001 году в монастыре поселилось четыре монаха. С тех пор обитель неуклонно восстанавливается, хотя борьба еще не окончена: на территории до сих пор действует муниципальная школа, в которой учится всего шесть детей. Однако число братии возросло до тридцати человек. Помимо обычной религиозной, монахи занимаются и просветительской деятельностью. Например, они собрали неплохой палеонтологический музей, а теперь готовятся открыть музей народных промыслов и краеведения.


Река Белая

Белая — левый приток Кубани, крупнейшая река Адыгеи. Адыгейское название реки — Шхагуаше, что в переводе означает «владычица оленей». Легенда гласит, что, когда дочь адыгейского князя Сюка осмелилась полюбить пастуха Абаго, князь проклял их и приказал бросить в реку в мешке. Но река вынесла влюбленных на отмель. Они спаслись и долго прятались в горах. Затем князь заболел, и спасти его могло только молоко оленя, которое и послала ему его дочь, представившаяся Шхагуаше. Есть легенда и про русское название. В ней действует другой адыгейский князь, Даго. Во время набега на Грузию он похитил красавицу Бэлу, убив при этом ее родителей. Бэла согласилась стать наложницей князя, но когда ее привели в его покои, она выхватила спрятанный кинжал и убила обидчика. Нукеры князя бросились за ней в погоню, но схватить Бэлу не смогли — девушка спрыгнула со скалы в бурлящую реку. Впоследствии название «Бэла» казаки трансформировали в «Белая». Впрочем, легенда — она и есть легенда. Тот, кто видел, как выглядит горная река на порогах, не станет отрицать, что имя «Белая» ей вполне подходит.


Казачий камень

Нередко пишут, что когда-то камень откололся от скалы и скатился в долину, но геологи с этим не согласны: окрестные горы сложены из совершенно других пород. А где тайна, там и легенды... Рассказывают, что когда-то в ауле неподалеку жила девушка, которая больше всего любила носиться по горам на коне по имени Ветер. В те времена существовала традиция: молодые джигиты должны были подняться на коне на вершину камня. Так случилось, что в тот день шел дождь и никому это не удавалось. Вдруг откуда-то появился совсем молоденький наездник. Он взлетел по каменной круче и застыл на самом верху. Но ветер сорвал с него папаху, и все увидели, что героем дня стала девушка! С тех пор родилась традиция: проезжая мимо, обязательно посетить камень, прикоснуться к нему или взобраться на вершину и тогда загаданное желание непременно сбудется.

текст / фото: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№6 июнь 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты