Соревнования по ориентированию на автомобилях в нашей стране очень быстро набрали популярность, что подтверждено количеством участников, которое они собирают. Это и не удивительно, ведь для участия в таких мероприятиях необходимы лишь минимальная подготовка автомобиля, элементарное умение работать с навигатором и способность читать карту. Одним из самых популярных соревнований в таком формате стало традиционное весеннее ориентирование Crazy Shturman.
Crazy Shturman сильно отличаются от мероприятий, к которым привыкли большинство любителей внедорожного спорта. Это не передвижение от одной «засады» до другой по карте, это ориентирование ради самого ориентирования. И процесс этот совсем не прост, хотя и очень интересен. Размер колес и внедорожная подготовка здесь не играют решающей роли, а самый короткий путь вовсе не всегда оказывается самым быстрым. Побеждает экипаж, который выбрал верную стратегию прохождения трассы и правильно решил все задания.
Апрельская погода непредсказуема и доставляет немало хлопот организаторам и участникам. В этом году снег начал таять буквально за неделю до соревнований, а часть дистанции размечалась на лыжах по метровым сугробам. А в 2011 году, например, в ночь перед стартом начался сильнейший снегопад и весь лес покрылся толстым слоем снежной каши. Организаторы думали, что многие испугаются и не приедут, но не тут-то было — на поляну, хотя и с трудом, пробрались 180 машин. Пришлось задержать старт, снять несколько КП и выпускать участников с минутным интервалом, но даже это не помогло избежать пробок на дистанции.
По сравнению с прошлым годом весенний Crazy Shturman собрал несколько меньшее количество спортсменов — на старт вышло 85 экипажей, но согласитесь, маленьким такое количество назвать никак нельзя. Самая нешуточная борьба развернулась в группе «Про» — такой сильный состав подобрался, пожалуй, впервые за десять лет. Этому есть свое объяснение — для зачета «Про» Crazy Shturman в этом году стал вторым этапом Кубка внедорожного ориентирования «БезАсфальта».
На старте экипажи получили комплект спортивных карт района, на которых обозначены открытые КП. На каждом из них были нарисованы фрагменты карты для поиска еще двух контрольных пунктов. Для зачета «Про» были предусмотрены дополнительные задачи на GPS-ориентирование, и здесь участников ждал сюрприз от организаторов в виде ложных реперов, на которые многие и купились. Впрочем, не только это повлияло на результат — кого-то подвела техника, а кто-то допустил стратегические просчеты.
Старт по первой отметке КП позволил избежать пробок на выезде и дал штурманам множество вариантов прохождения трассы — можно было заниматься разведкой и только потом начинать отмечать контрольный пункты. Впрочем, никто не мог заранее сказать, какая стратегия окажется выигрышной. Весенние заезды — это своего рода лотерея: никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Только чутье штурмана и мастерство пилота позволяют выбрать верный путь, и для каждого он свой.
Стремительно растаявший за неделю снег оставил на лесных дорожках не то глубокие лужи, не то мелкие броды, съезды с асфальта не всем давались без потерь, а раскисшие поля манили многих любителей офф-роуда. Иногда до точки было быстрее добежать, чем доехать, но некоторые хотели проверить внедорожные качества своих автомобилей и потом долго и упорно выковыривали их из грязевого плена. Потерянные номера, оторванные бамперы, разбортированные колеса — обычные явления на таких трассах. Надежность и готовность техники на подобных соревнованиях не менее важны, чем опыт и мастерство экипажа.
В группе «Стандарт» в этом году произошло своего рода знаковое событие — первыми приехали участники на абсолютно штатном кроссовере Subaru Forester (ну, если не считать грязевую резину). И это еще раз подтверждает, что главное — штурманская работа и слаженный экипаж. Нет, неподготовленные машины и раньше бывали в призерах, ведь трассы всегда ставятся в расчете на стандартную «Ниву» (естественно, с толковым водителем!), но Subaru среди них до сих пор замечены не были.
Со времени его возникновения в далеком, 2004, году организаторы постоянно совершенствовали формат проведения соревнования. Появлялись новые виды заданий, а переход на систему электронной отметки несколько лет назад позволил дать экипажам интереснейшие стратегические задачи. За неполных десять лет соревнование Crazy Shturman стало настоящим флагманом в мире автоориентирования и хорошей школой для многих штурманов. При этом организаторам, Дмитрию и Ирине Воробьёвым, удавалось все эти годы сохранять теплую, дружественную атмосферу мероприятия. На соревнования хотелось приезжать еще и еще. Мы тоже когда-то приехали впервые.... и с тех пор не пропустили ни одного старта. Но все хорошее когда-нибудь кончается, и этот апрельский «Крейзик» тоже ушел в историю и больше не будет проводиться в его привычном формате…
Алексей Вихарев,
штурман экипажа № 6
Могли бы проехать и лучше, но 2 часа ушло на отказавший генератор, спасибо участникам, которые не отказывали в помощи на трассе
Дмитрий Воробьёв,
основатель Crazy Shturman
Мы рады, что то, чему наша семья посвятила 10 лет, приглянулось стольким хорошим людям. Очень благодарен всем участникам, да что там говорить, друзьям за радость общения, которую они нам подарили. Живите, участвуйте, дерзайте и... берегите лес! Мы освободили колею, но... В мозгу бьется строка: «Облегченно вздыхают враги, а друзья говорят: «Устал»... Ошибаются те и другие — это привал...».
Результаты соревнований | ||
---|---|---|
ПРО | ||
1 | Кленов Денис Васильева Екатерина | Mitsubishi Pajero Sport |
2 | Матюшин Илья Матюшина Оксана Максимов Андрей | УАЗ 3160 |
3 | Павлов Борис Вихарев Алексей Range | Rover Classic |
СТАНДАРТ | ||
1 | Железнов Максим Изотов Григорий | Subaru Forester |
2 | Иванов Иван Иванов Сергей | УАЗ Patriot |
3 | Цыганов Андрей Ракицкая Анна | Toyota Land Cruiser 80 |
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.