Такое может случиться с каждым! Рассказ о таинственной неисправности, подкараулившей меня в дороге и напавшей на легендарный мостовой внедорожник где-то на пути из Москвы в Москву через Беломорск.
«Лёня, у нас сегодня большой перегон?» — «Да нет, еще час езды и мы на месте, там красотища, тебе понра… ОБАЛДЕТЬ! ЧТО ЭТО БЫЛО?!» Примерно такой диалог состоялся в нашем экипаже, но чтобы внести некую ясность в произошедшее, пожалуй, стоит описать ситуацию подробнее.
Осень. Наше традиционное клубное путешествие по Карелии, то самое, которое описано в рубрике «Большая прогулка» этого номера. Так вот, выехали мы с утра пораньше из Петрозаводска и направились в сторону Гирваса. Там езды-то километров сто. Чтобы немного растянуть удовольствие от поездки, мы свернули с основной трассы на старую дорогу, которая идет по озам (возвышенностям ледникового происхождения) среди озер. Единственным недостатком сего тракта является асфальт: он положен заботливыми кривыми руками и потому ровные участки встречаются на нем крайне редко, зато колдобины, на которых приходится оттормаживаться до 20 км/ч, — сплошь и рядом. И вот едем мы с любимой, мило беседуем, постепенно приходим в себя после вечерних посиделок в «Карельской горнице», и тут на очередном искусственном трамплине с машиной начинает твориться что-то неимоверное. Руль колбасит из стороны в сторону и практически вырывает из рук, вся машина трясется, как вибромассажер, и частота колебаний нарастает. Я торможу «в пол». Вибрация исчезает без следа. Если наложить описанные выше события на диалог в начале повествования, то цыганочка в исполнении рулевого управления приходится на многоточие в середине предложения, а громкий вопрос следует сразу после торможения.
Что это было, Пух?
Сбавив скорость, я продолжил движение и пусть внешне выглядел спокойным и уравновешенным, мой внутренний голос тембром Пятачка вопил: «ЧТО ЭТО БЫЛО?! БЫЛО ЭТО ЧТО?!». Снаружи звучали те же вопросы. «Что это было?» — тихо спросила любимая. «Немодный, что это было?» — вопрошала радиостанция голосом Сотки. «А что было-то?» — вторил эфир голосами экипажей, едущих за Соткой и не видевших случившегося. Машина же продолжала бодро катиться дальше, не проявляя никаких признаков рулевых танцев. «Наверное, показалось», — сказал себе я. «Ты дурак, что ли?! Как такое может показаться?» — возопил внутренний голос. «Я сказал: показалось, значит так и есть! Все, продолжаем движение». Внутренний голос подзаткнулся, внешние тоже умолкли. Я улыбнулся открытой улыбкой человека, победившего обстоятельства. В этот момент машина снова прыгнула на кочке, и пляска святого Вита повторилась с новой силой.
— Мда… Не показалось…
— Ты что-то говоришь, милый?
— Я говорю, приехали.
И нажав тангенту: «Ребята, останавливаемся, у меня что-то с машиной».
На небольшой площади посреди деревни, где мы совершили вынужденную посадку, состоялось обычное для подобных ситуаций культмассовое мероприятие под названием «Ты стой, переживай и ничего не делай, а мы тебе сейчас все починим», в ходе которого водитель (в данном случае ваш покорный слуга) молча морщит лоб, замерев неподалеку от машины, а вся команда, вооружившись гаечными ключами, монтировками, фонариками и серьезными мордами, ныряет под машину и начинает ее отчаянно трясти, качать, дергать за всякие тяги и, вертя рулем, прислушиваться к стукам и скрипам. Сколько раз я сам так же, с ключами в обнимку, устремлялся под машины друзей, радуясь двум вещам: тому, что могу быть полезным своей команде, и тому, что сломалась не моя машина.
Мистика, да и только
После двадцатиминутного обследования народ пришел к выводу, что видимых повреждений подвеска и рулевое управление не имеют. В конце концов мы решили поменять местами колеса по левой стороне, греша на сбитый баланс на переднем. Я знаю, что скажет уважаемый читатель: если бы был дисбаланс, то колесо било бы на определенной скорости, а не эпизодически после кочек. Как говорил в таких случаях один робот из мультика по Алису Селезнёву: «Оставайтесь, будете нашим гениальным механиком!» Это я в том смысле, что, сидя в кресле с журналом, все сильны в матчасти, а когда стоишь около сломанной машины и не понимаешь, что с ней произошло, «часть» куда-то исчезает и остается один «мат».
В общем, поменяли мы колеса и поехали дальше. Машина шла ровно и уверенно… до первой кочки. Больше мы не останавливались. Во-первых, не было смысла еще раз менять колеса, а во-вторых, до места ночевки оставалось около 50 км, а оттуда рукой подать до шиномонтажа. Я уверовал в то, что все колеса на моей машине разбалансированы и как только я навешаю на них дополнительных грузиков, жизнь сразу наладится. Почему я так решил? Да потому что я здравомыслящий человек, не верящий в гномов, пришельцев, духов леса и прочую мистику, с помощью которой только и оставалось объяснять происходящее с автомобилем, ибо другие гипотезы сошли на нет.
Спасибо тебе, о фейсбук!
Дорога до лагеря заняла в 2 раза больше времени, чем должна была, потому как приходилось оттормаживаться после каждой кочки. Опять же взлетная полоса близ Пальеозера нас задержала, мы просто были вынуждены устроить соревнования по драгрейсингу среди атмосферных дизелей на булькающий приз «Немодного клуба».
Как только лагерь был разбит, я ланью метнулся в шиномонтаж, где отбалансировал все колеса кроме запасного. Единственным изменением, последовавшим за этим действом, стало облегчение моего бумажника на 600 рублей, машина же по-прежнему сходила с ума на каждой кочке.
У меня оставался только один выход. Я достал планшет, нащупал им Интернет и телеграфировал в недра социальной сети следующее сообщение: «Требуется мозговой штурм. Ни с того ни с сего начались биения на руле. Причем на ровной дороге все нормально, но стоит подпрыгнуть на кочке, руль долбит со страшной силой. Замедляюсь, биение исчезает, снова набираю скорость и еду как ни в чем не бывало до следующей кочки. Колеса затянуты, люфтов нет нигде, рулевая в порядке, ступицы тоже, вызывает вопросы только состояние демпфера, но имхо от него тут ничего не зависит. Пробовали менять переднее и заднее колеса местами — биение не уходит. Доехал до шиномонтажа — дисбаланс смешной — в 20–50 г. Что с машиной, ума не приложу. Биение такой силы, что рвет руль из рук, а со стороны складывается впечатление, что колесо сейчас отвалится. Особенно колбасит левое. Нужен грамотный совет».
Буквально в течение получаса я испытал на себе всю силу фейсбука как проводника информации. Мои друзья (также в массе своей люди, ударенные по голове офф-роудом) надавали мне кучу советов, многие из которых оказались по теме. Я не буду сейчас приводить их все, но в качестве благодарности считаю своим долгом опубликовать те, которые разрешили мою проблему.
Сергей Шеханов: «Это эффект шимми. Проверь сайлент-блоки рычагов и тяги Панара, а также рулевые наконечники».
Виктор Жигалкин: «Согласен с Сергеем полностью, пережил то же самое. В пути подспустил колеса и поехал увереннее, дома заменил наконечники на колесе, которое било, и эффект исчез».
Odissey Kiev: «Уже написали, но повторюсь: сбрось давление в передних колесах».
Сергей Шеханов: «Добавлю про «шимми». Тяга Панара при колебаниях описывает дугу, тем самым водит мост туда-сюда в поперечной плоскости, при этом точка центра контакта шины с дорогой находится на 1–2 см впереди относительно этого усилия из-за кастора».
Константин Седов: «Подобное наблюдалось у меня после ЮА трофи и у Ромы Брокера во время Кордона. Решилось заменой втулок в тягах Панара. Снаружи оно не видно, но если взять монтировку и как следует пошатать, то сразу понятно, что втулкам каюк».
Михаил Толмазов: «Лёнь, привет. Позвони, постараюсь помочь».
Александр Федин: «Лёнечка, это «шимми». Посмотри все по «шимми» на Jeep.avtograd.ru».
Вадим Геворкян: «Мост ходит вправо-влево. Рулевая сошка этого не понимает и продольной тягой маслает руль. Дальше резонанс. Такой же эффект дают амортизаторы, рассогласованные с пружинами, но, я так понимаю, у тебя сток»
Вот так все и прояснилось. За десять лет в офф-роуде мне ни разу не приходилось сталкиваться с подобным явлением. Ему подвержены машины с неразрезным передним мостом, коих у меня было немало, но сия чаша, миновавшая меня до поры до времени, все же настигла в осенней Карелии.
Пока команда зажигала на берегу Пальеозера, я взял свой верный дефлятор и скинул давление в передних колесах до полутора атмосфер. На следующий день от эффекта шимми не осталось и следа. Мы прошли весь север Карелии, грейдеры, проселки, бездорожье и снова выехали на асфальт уже близ Пудожа. Все принялись качать колеса, ну и я тоже. Правда, увлекся и вместе с задними зачем-то накачал и передние. И что вы думаете? Эффект шимми (он же «воблинг») вернулся ко мне незамедлительно. Пришлось останавливаться и снова скидывать давление до полутора атмосфер. И жизнь тут же наладилась. Добрался до дома без приключений. Так закончилось мое знакомство с коварным Шимми и его эффектом.
текст: Лёня НЕМОДНЫЙ
рисунки: Катя ЧУДНОВСКАЯ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.