Потаенное место

Снегоходный экспириенс за Полярным кругом

Мы отправляемся в Салехард, суровый город за Полярным кругом, в котором проведем не более суток. Главная наша цель находится еще дальше. Название окончательного места прибытия организаторы снегоходного экспиренса из компании Yamaha Motor CIS нам так и не сказали.

Точка в тундре, в которой нас высадил вертолет, действительно не имела никакого названия. Географические координаты, не более того. Час полета — и мы на месте. Вокруг — только суровая, покрытая бескрайними снегами тундра, трескучий мороз да редкая растительность, пробивающаяся сквозь корку снега. Дада, основное состояние снега в этих местах — это именно жесткий наст толщиной от 5 см. Свежий пухляк бывает здесь лишь два-три дня после выпадения. Мороз с ветром моментально укатывают его до состояния бетона.

Нам предстояло провести два дня на снегоходах Yamaha VK540 Tough Pro и оценить их возможности в суровых условиях Крайнего Севера, для которых эта машина, собственно, и создавалась. И, конечно же, посмотреть, как живут люди в тундре.

Высадка с вертолета произошла стремительно. Работающие винты моментально смели с нас остатки тепла, и машина ушла в небо, как только из ее чрева была выброшена последняя сумка со снаряжением. Когда стих шум винтов, на нас накатила трескучая тишина. На термометре — минус 35 °С. При ярком солнце, низкой влажности и о тсутствии ветра такую температуру не воспринимаешь как страшный холод, даже руки из перчаток вынимать не страшно. Но мороз постепенно пробирается под «гражданскую» одежду жителя средней полосы России. И легкий кросс до места нашего ночлега оказался весьма полезным занятием.

Снегоход, который нам предстояло опробовать, это максимально упрощенная и малобюджетная версия производимого более 20 лет Yamaha VK540. Японские инженеры действовали, как скульпторы: отсекли от «древнего мрамора» все лишнее. Что именно показалось им избыточным? Электростартер, система раздельной смазки, пассажирские ручки и спинка сиденья, а также такой «гламур», как наклейки на капоте. Из новшеств снегоход обзавелся брутальным передним бампером, за который можно смело цепляться при буксировке и которым можно валить деревья. По крайней мере здешние, вырастающие лишь чуть выше травы. Более подробно об этом снегоходе вы можете прочитать в ОРД №10 за 2013 год, на стр. 38.

Не подумайте, что нас выбросили в голую тундру и поселили журналистскую бригаду в одном чуме. И на бескрайних просторах есть места, вполне пригодные для жизни. Нам такое место было предоставлено в виде охотничьей базы с теплыми домиками, жаркой баней и гостеприимными хозяевами. Утро первого дня порадовало ярким солнцем и вполне комфортной, по здешним меркам, температурой. «Минус 30, потеплело, — сказал наш проводник. — Ночью было минус 38». Снегоходы, в отличие от нас, ночевали на улице, а посему заводились неохотно. Но завелись все! Главное в этом деле — освоить технологию пуска. Она заключается в нужном количестве магических проворотов коленвала, после чего можно закрыть дроссельную заслонку и включить зажигание. Если нарушить нужную последовательность, то обязательно зальешь свечи и снегоход не заведется. Первый признак того, что вы ошиблись и события по шли по этому сценарию, взмокшая от пота спина на лютом морозе. Но это не страшно. Свечи легко выворачиваются, сушатся на открытом огне — и они снова готовы к работе. В общем, если вам доведется заводить снегоход в таких условиях, не стоит кутаться в теплую одежду. Все равно пропотеете до нитки, а проворачивание застывшего мотора разогреет вас не хуже бани. Окончательно утепляться стоит лишь после того, как вы успешно запустили и прогрели двигатель.

И вот наша колонна, окутанная белыми клубами выхлопа, тронулась покорять Заполярье. Я уже писал об особенностях здешнего «снегобетона». Так вот, его плотность на открытых поверхностях такова, что после проезда снегохода остается только след коньков без отпечатка гусеницы. Падать в такой снег не очень приятно — больно же! Кстати, после прогрева повторный пуск снегохода уже не вызывает никаких затруднений. Единственным эргономическим недостатком модели (особенно памятуя о ее бюджетной сути) я бы назвал низкий руль. И вот почему. Несмотря на плотный белый снег, тундра — это не ровное соляное озеро. Ее рельеф постоянно меняется, и быстрая езда чаще всего подразумевает положение ездока либо стоя, либо с опорой одним коленом о седло. С низким рулем ездить таким образом не слишком удобно. Общение с местными снегоходчиками, наматывающими за сезон больше километров, чем среднестатистический городской житель на своем авто, показало, что главным фактором, которым они руководствуются при выборе своего снегохода, является надежность. Ну а выбор конкретной модели зависит от емкости кошелька.

Не буду описывать природные красоты снежного царства, вы видите их на фото. Хочется сказать слово о людях. В поездках за «край географии» меня всегда приятно удивляли те из них, кто живет вдали от цивилизации. Человечество осваивает космос и океанские глубины, создает все более совершенные механизмы и концентрируется в огромных городах, мешая жить самому себе. Мы проводим годы жизни в пробках, зарабатываем нервные срывы и тратим деньги на лекарства от физических и душевных болезней. При всей этой нервозной густозаселенной жизни, попадая в отдаленные места с суровым климатом, мы искренне восхищаемся: как это люди умудряются там выживать? Их будни кажутся нам ежедневным подвигом. Однако они думают о нас примерно то же самое. Оленеводы, к которым мы приехали в гости, совсем не страдают от отсутствия благ цивилизации. Они ими, конечно же, пользуются, но зависят от них в меньшей степени, чем изнеженные горожане. Живут так, как жили их предки, и просто радуются жизни. Я не призываю все бросить и уехать в тундру. Просто желаю по мере возможности периодически выбираться в такие места. Это способствует переоценке ценностей. После таких поездок начинаешь смотреть на мир шире. Что для этого надо? Как минимум, путешествовать не по пляжным курортам. Лезть в горы пешком, на снегоходе, мотоцикле. Встречать рассветы и провожать закаты, знакомиться с новыми людьми. Пусть не каждый день, но раз в году обязательно нужно делать такой шаг. Ведь как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».

Салехард

Город расположен на Полуйской возвышенности Западно-Сибирской равнины, при впадении реки Полуй в Обь, вблизи Полярного Урала. Расстояние от Москвы — 2436 км. Салехард — единственный город в мире, расположенный непосредственно на Полярном круге, на границе субарктического и умеренного климатических поясов. Изотермы января –25 °C, июля +15 °C. Число дней с устойчивым снеговым покровом и морозами — до 200 в году!

текст: Владимир БЕЗРУКОВ
фото: Роман РОМАНИШИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2013

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты