Самурай в спасжилете

AmphiJeep — боевая машина голландского гидролога

Ученые утверждают: человечество гораздо лучше знакомо с тем, что происходит за пределами земной атмосферы, чем с тем, что таится в морских глубинах. Во всяком случае, на сегодня существуют куда более подробные карты поверхностей Луны и Марса, нежели дна Мирового океана. Впрочем, для того чтобы найти интереснейший предмет для изучения, совсем не обязательно погружаться столь глубоко. Это вам скажет любой гидрограф.

Люди, выбравшие свое й профессией гидрографию, конечно же, не боятся воды, однако о том, с какими трудностями им приходится сталкиваться в ходе работы, эти «водяные волки» могут рассказывать часами. Но, похоже, 54-летний голландец Крис Дерксен всетаки придумал, как несколько облегчить их жизнь, и внедорожник Suzuki играет в его планах самую что ни есть ключевую роль. Профессия регулярно отправляет его путешествовать за границу, но все-таки основное время он проводит в Голландии. Собственно, в пронизанной каналами и реками стране работы для гидролога всегда хватает.

То, чем он занимается, очень похоже на работу топографа, только предмет его изучения лежит под водой. В настоящее время большая часть исследований проводится акустическими методами: каждую секунду прибор излучает целый пучок звуковых лучей, а полученное эхо позволяет составить трехмерную модель профиля дна. Естественно, при этом требуется точная фиксация географического положения и аккуратная привязка полученных данных к карте. Ну а результаты таких исследований (вкупе с данными о характеристиках самих водных ресурсов) нужны и частным компаниям, и правительственным организациям. Кому-то надо оценить качество мест массового купания и отдыха, кому-то — уровень химических загрязнений...

Получить профиль дна не так-то просто. Чаще всего проблемой становится вовсе не глубина: небольшая лодка, комплект нужной аппаратуры — и дело в шляпе. Наоборот, чем мельче водоем, тем сложнее собрать данные. Приходится надевать сапоги, громоздить аппаратуру на спину — и вперед, в воду! Но иногда у берега идет мелководье, а затем глубина растет. Сапог в таком случае уже недостаточно — приходится надевать гидрокостюм. Не слишком большая проблема в летнее время, но вспомните, так ли уж долго температура воды в Голландии (да и в других европейских странах) остается комфортной для пребывания в ней теплокровных живых существ? Определенно — совсем недолго, а уж зимой бродить по шею в воде и вовсе занятие невеселое. Вот Крис и его коллеги и искали решение для таких ситуаций, причем им в голову временами приходили очень странные идеи, например, заезжать в воду на лошади. При этом в руках у всадника должно быть что-то вроде огромной удочки, на конце которой закреплен кабель с микрофоном и излучателем. Естественно, Крис рассказывает об этом с очень ехидной ухмылкой на лице.

Вопрос решит амфибия?

Около четырех лет тому назад он решил попробовать приобрести для этих целей автомобиль-амфибию. Такая техника действительно могла бы решить задачу, но при одном условии: аппарат должен обладать недюжинными внедорожными способностями. Ведь на дне водоемов нет асфальтированных дорог, нет их и на берегах рек и озер. Так что любому читателю этого журнала понятно, что автомобиль для гидрографа должен быть полноприводным.

Нужно сказать, что конструкторы научились создавать плавающие автомобили достаточно давно, однако попробуйте найти такую амфибию на рынке! В свободной продаже их прак тически нет. Проще всего поискать чтото подходящее среди списанной военной техники, но амфибии военного назначения чаще всего слишком велики, тяжелы и неуклюжи для решения стоявших перед Крисом задач. Ну а большинство гражданских амфибий имеет привод только на одну ось и, скорее, представляет собой катер, способный самостоятельно перемещаться по асфальту.

Из известных мне образцов подошел бы французский Hobbycar, очаровательное транспортное средство, выпуск которого, к сожалению, был прекращен в 1995 году. Мне доводилось сидеть за рулем немецкой амфибии Amphi-Ranger, представлявшей собой набор узлов разных автомобилей, смонтированный в водоизмещающем фибергласовом кузове. В Соединенных Штатах есть несколько мелких фирм, выпускающих малыми сериями гражданские полноприводные амфибии. Большинство из этих моделей никогда не было особенно успешным на рынке по причине высокой цены, так что «серийное производство», как правило, заканчивалось после выпуска однойдвух штук. Пожалуй, этим мой объем знаний по данному вопросу и ограничивается... Но Крис умудрился, проведя немало времени в дебрях Интернета, найти в Англии компанию под названием Dutton.

Водоплавающие из Британии

Ее владелец, Тим Даттон, получил определенную известность, выпуская киткары — наборы для самостоятельной постройки спортивных машин. В конце восьмидесятых Тиму пришлось продать компанию, но перестать конструировать и строить автомобили он уже не мог. В итоге в 1995 году он взялся за разработку автомобиля-амфибии. В настоящее время компания Даттона выпускает две модели, Commander и Lakelander (обе — на агрегатах Suzuki Jimny). Но по заказу он может собрать и плавающий автомобиль на базе Samurai, получивший имя AmphiJeep. Вы можете заказать у Даттона готовый автомобиль, а можете получить набор для самостоятельной постройки. Но нужно учитывать, что если вы доверите постройку под ключ фирме Dutton, то она сначала приобретет новенький Jimny, разберет его до винтика, а затем из груды деталей будет строить вам амфибию. Крис не был автомобильным инженером, но деньги считать умел. Так что он начал искать подержанный Suzuki Samurai, чтобы удержать бюджет проекта в разумных рамках. То что нужно он нашел в Бельгии. Это была машина с удлиненной базой, 1,9-литровым дизелем Renault и пробегом всего в 50 тыс. км.

Садок для эхолота

Итак, Крис заказал постройку амфибии фирме Dutton, но попросил внести в типовой проект некоторые изменения. В частности, его AmphiJeep получил в нижней части кузова некую полость размером 65х45 см. Аналогичные емкости можно найти на некоторых рыбачьих лодках и катерах. Емкость соединяется с забортным пространством таким образом, что помещенная туда рыба удрать не может, но остается живой, а значит свежей. Голландские рыбаки называют такое устройство beun, ну а в русском или английском языке отдельного названия для него просто нет. Вот Крису и пришлось назвать свой «забортный ящик» рыбацким словечком beun. В емкости предусмотрено несколько креплений для датчиков измерительной аппаратуры, от которых идут провода к компьютеру, размещенному на «верхней палубе». Так что если кому-то из исследователей придет в голову воспользоваться услугами амфибии Криса, но поработать со своей собственной аппаратурой, ему придется учитывать ограничения, накладываемые размерами «измерительного садка».

По матушке земле амфибия движется, естественно, при помощи колес, а вот на плаву ее приводит в движение соединенный с раздаточной коробкой водомет. Подключается он при помощи короткого рычага, размещенного между передними сиденьями. Для изменения направления движения на обратное перед соплом сделан специальный клапан. Кстати, примерно так устроен водометный тракт на ставших привычными всем гидроциклах.

Больше всего изменений, как ни странно, потребовала система охлаждения двигателя. На обычных катерах мотор, как правило, охлаждается забортной водой. Но для плавающего автомобиля, включая амфибию Криса, такой вариант не подходит категорически. При выезде на берег вам сначала довольно долго придется двигаться по мелководью. Грязь и ил — это совсем не подходящие субстанции для попадания в рубашку охлаждения цилиндров. Ну а Крису нередко нужно работать именно в прибрежной полосе...

По этой причине радиатор поместили позади двигателя, соединив его с рубашкой двумя толстыми патрубками, проходящими в нижней, выступающей части кузова. Такое решение дало дополнительное охлаждение циркулирующей жидкости забортной водой. Еще один радиатор разместился на вполне традиционном месте. Он используется только при движении по суше: на плаву скорость движения слишком мала, чтобы обеспечить эффективный обдув радиатора, тем более в герметично закрытом снизу пространстве. Теперь становится понятен смысл широкого наклоненного назад брызгоотбойника. Под ним разместилась крыльчатка мощного вентилятора, который засасывает наружный воздух и прогоняет его через оба радиатора. Правда, по словам Криса, при длительном движении с установленной крышей в салоне может быть жарковато. Ничего удивительного — ведь моторный отсек и салон представляют собой фактически единое пространство!

Все под контролем

Тем не менее, чтобы держать важнейшие параметры под контролем, приборную панель пополнили датчики температуры масла и охлаждающей жидкости. Кроме того, появился тумблер включения осушающей помпы (ведь «вода дырочку найдет», так что откачивать ее из-под пайол нужно даже на лучших лодках); тумблер, полностью отключающий все электропитание; и выключатель навигационных огней. Есть и эхолот. Скорость на воде составила чуть выше пяти узлов, или 10 км/ч. Но проблема состояла в том, что проходимость на колесах не слишком хорошо соответствовала стоящим перед Крисом задачам.

Как уже было сказано, ему часто приходится работать вблизи берега и на мелководье, когда автомобиль еще находится на плаву, но уже касается колесами дна. Сцепление колес с грунтом в таких ситуациях оказывается явно недостаточным. Проблему решило использование гусеничного комплекта компании American Mattracks.

Тест, проведенный в гавани Роттердама, подтвердил правильность всех инженерных решений. Присутствовавших впечатлили и маневры машины на водной глади, но когда амфибия выбралась на берег и медленно и уверенно вскарабкалась на крутой песчаный холм на первой пониженной передаче, их восторгам просто не было предела. А вот вопрос, сможет ли Крис извлечь реальную выгоду из обладания такой техникой, зависит от того, насколько часто и интенсивно он будет ее использовать. Мне кажется, что особых проблем тут не возникнет. AmphiJeep позволит ему затратить на выполнение той же самой работы почти в 3 раза меньше времени, чем если бы ему приходилось передвигаться на своих двоих. Кроме того, Крис уже связался со своими коллегами из-за рубежа, и многие из них были бы не прочь купить такую же машину или получить ее в аренду. Но даже если он и не сумеет извлечь из AmphiJeep каких-либо финансовых выгод, сама работа над автомобилем оказалась столь увлекательным занятием, что финансовый аспект как-то сам собой отошел на второй план. Впрочем, Крис не отрицает, что совершенно не был бы против того, чтобы его инвестиции в проект вернулись с прибылью.

AmphiJeep обладает потрясающей способностью притягивать всеобщее внимание. После фотосессии в порту мы с «капитаном Крисом» отправились на большое озеро в центре Голландии. Корпус AmphiJeep, выклеенный из пластика толщиной в 8 мм, не только красив, но и очень прочен. Любой, даже не слишком посвященный в технические детали и не слишком опытный, человек занимает место на борту безо всякого опасения. В нашем случае я, если честно, боялся промочить не костюм, а дорогую фотоаппаратуру, которой у меня с собой был полный кофр. Но опасения рассеялись очень быстро. Нужно было видеть лица посетителей небольшого прибрежного ресторана, когда наша амфибия выбралась на берег около заведения и мы вышли, чтобы промочить горло. Официантка Рина буквально засыпала нас вопросами: за годы работы к ним в марину заплывали самые разные плавсредства, но такой штуки ей еще видеть не приходилось! И знаете что? Мы ей поверили, сразу и безоговорочно.


Что еще

Долгое время Amphicar был единственным серийным автомобилем-амфибией гражданского назначения. Выпуск прекращен в 1968 году. Пожалуй, более желанной добычей для коллекционера является только Volkswagen TYP 166 (Schwimmwagen) — плавающий полноприводный автомобиль военного назначения, выпускавшийся с осени 1942 года до лета 1944 года для вермахта и войск СС. Другой плавающий автомобиль военных времен, Ford GPA Seep, куда менее редок — их произвели более 12 000 штук. Но для нужд Криса эта машина оказалась слишком большой и неуклюжей. А вот современный Gibbs Aquada, безусловно, является образцом инженерного искусства. Но способность глиссировать и развивать на воде до 80 км/час — это совсем не то, за что Крис готов был бы платить деньги.


текст / фото: Мартин БРИНК (Martin BRINK)
перевод: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 январь 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты