Буран 4T
725 см3 (27 л.с.) 289 кг
цена: 220 000 руб.
Сорок два года назад Рыбинский моторный завод начал выпускать снегоход «Буран», предназначенный для необъятных просторов СССР. За это время предприятие сменило форму собственности и называется теперь «компания «Русская механика». Ушла в историю и страна, для которой делался аппарат. Прототип первого советского «снежика», Ski-Doo Valmont 640, теперь можно найти только в музее. А «Бураны» по-прежнему с характерным тарахтением выезжают из ворот сборочного цеха в Рыбинске.
Несмотря на моральное и физическое увядание «Бурана», ценовой фактор продолжает оставаться главным для потребителя этого продукта, словно сошедшего с архивных рекламных буклетов компании Bombardier. За сорок лет в России сформировалась целая культура «бурановодов», а навыки обслуживания и ремонта этих машин передаются от отца к сыну. В общем, предложение отдать «Буран» на сервисное обслуживание у северян ничего кроме недоумения не вызывает... Эти парни могут при необходимости перебрать двигатель прямо в тундре, при –30 °С. Были бы запчасти, а уж заменить порвавшийся ремень вариатора для них так же просто, как прикурить «беломорину» на ветру. Кстати, о запчастях. Предприятие по-прежнему исправно поставляет их на рынок. Мало того, на прилавках полно подделок от различных «фирмочек» и кустарей. Что же, и такой бизнес сегодня, как ни странно, востребован.
Однако после распада империи рыночная ситуация несколько изменилась. Оказалось, что далеко не все ее жители настолько суровы, что готовы продолжать ездить на легенде. Те, кому не хватало комфорта, пересели на более совершенные модели. Импортных новинок стало столько, что возникла другая проблема: как подобрать себе нужный аппарат из имеющегося многообразия. Были бы деньги... Рыбинский завод, понимая, что ставка на «ретро» чревата последствиями, тоже сформировал современный модельный ряд снегоходов. Но выпуск «Бурана» не прекратил...
Непокорный курок
Нам довелось попробовать «Буран» в деле на его родине, около Рыбинска. Внешний облик машины немного изменился. Обновились обводы пластикового корпуса и фара. Все это несколько облагородило внешний вид и сделало его чуть более современным — но не более того. Заводчане объясняют такое положение дел тем, что любое серьезное изменение конструкции повлечет увеличение стоимости, а она и без того далеко не бросовая. 190 000 руб. — это не так уж и мало, о собенно если учесть, что стоимость ближайшего по ценовой планке Yamaha VK TP 540 составляет 309 000. Помимо «классического» двухтактника РМЗ в настоящее время производит еще и 4-тактную версию с силовой установкой американской компании Kohler. Такой снегоход стоит уже 220 000 руб. От четырех тактов на утилитарной машине можно ожидать, прежде всего, экономичности, а она в свою очередь влияет не только на состояние кошелька, но и на автономность. Бензоколонки-то в тундре встречаются крайне редко... Правда, импортному двигателю явно не хватает мощности. 27 л.с. против 34 л.с. 2-тактного мотора ощущаются очень сильно. Добавьте еще такой маленький нюанс: тугой курок газа превращает длительную езду на снегоходе в мучение. Мой палец стало сводить судорогами километра через три, и отнюдь не по причине изнеженности. Такого со мной никогда не случалось ни на квадроциклах, ни на снегоходах, даже после пробегов под 200 км в день. Когда начали разбираться, в чем проблема, то заводчане признались, что не мы первые такие «неженки», а курок действительно очень тугой. Все попытки завода устранить этот недостаток ни к чему не привели. Конструкторы пытались удлинять рычаг и даже переворачивать его наружу, чтобы водитель мог газовать всей пятерней. Как вариант на заводе рассматривают замену силового агрегата целиком. Вот такая, казалось бы, мелочь может легко отвернуть потенциального покупателя. В сравнении с четырехтактной версией 2-тактник более «человечен» по отношению к своему хозяину и бороться с ним гораздо проще.
Лесные разочарования
Раньше мне не доводилось ездить на «Буране». Зато я много читал и слышал о преимуществах двух широких гусениц и одной лыжи. Считается, что такая схема позволяет не застрять в самом густом лесу и не утонуть в самом глубоком снегу. В общем, седлал я своего белого коня с воодушевлением... Увы, все оно улетучилось едва ли не после первых сотен метров поездки. Эта машина требует совершенно особой техники поворотов, и чтобы заставить ее изменить направление движения, надо приложить немало усилий. Если честно, то заезжать в густой лес, дабы испытать там легендарную юркость «Бурана», мне как-то сразу расхотелось. И пусть апологеты модели воткнут мне нож в спину за такие слова, но лично я не готов овладевать тонкостями управления этим «болидом», испытывая себя на стойкость и мужество. С эргономикой у «Бурана» тоже не лады. Я со своим средним ростом мог чувствовать себя более или менее комфортно только в положении стоя. Сидя ехать было неудобно: и ноги затекали, и ботинки на подножках скользили. О подвеске тоже ничего хорошего не скажешь. Ход в 50 мм — далеко не самая жизнеутверждающая цифра...
«Буран» в России по-прежнему продают и покупают. Причин этому много: и история, и традиция, и безденежье. Люди, которым он действительно нужен, еще кое-как могут собрать 200 000 руб., а 300 000 — уже никак. Еще есть госзакупки. Машину покупают даже для МЧС. Однако некоторые специалисты этой системы, с которыми я знаком лично, предпочитают спасать людей на своих личных снегоходах других марок. Получается и быстрее, и удобнее. И только в случае приезда начальства и учений из ангаров извлекается казенная техника. Вот такая «снежная» правда жизни.
Технические характеристики | |
---|---|
МАССО-ГАБАРИТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |
Длина/ширина/высота, мм | 2270/900/1320 |
Снаряженная масса, кг | 289 |
Количество посадочных мест | 2 |
Емкость топливного бака, л | 28 |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Тип | Kohler 4-тактный воздушного охлаждения |
Количество цилиндров/рабочий объем, см3 | 2/725 |
Мощность, л.с. | 27 |
Система питания | Карбюратор |
Система пуска | Электростартер |
Трансмиссия | Клиноременный вариатор |
Рама | Стальная |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |
Гусеница, длина/ширина/высота лопатки, мм | 2х2878,0/380,0/17,5 |
Передняя подвеска | Эллиптическая рессора |
Ход передней подвески, мм | 50 |
Задняя подвеска | Независимая, пружинно-балансирная |
Ход задней подвески, мм | 50 |
Тормозная система | Гидравлическая дисковая |
Цена, руб. | 220 000 |
текст: Владимир БЕЗРУКОВ
фото: Дмитрий КУЗЬМИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.