Subaru Forester
2,5 л (171 л.с.) CVT
цена: 1 590 000 руб.
Jeep Compass
2,4 л (170 л.с.) 6AT
цена: 1 452 000 руб.
Большинство кроссоверов носит довольно абстрактные имена. А вот названия участников этого теста недвусмысленно говорят об их предназначении. Мы попытаемся выяснить, кто из них — Subaru Forester или Jeep Compass — на все сто процентов оправдывает полученное наименование.
Вероятно, очень многие помнят слова песенки из одного знаменитого мультфильма: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!». Моряки — люди суеверные, и недаром названия судов «Смелый», «Быстрый», «Верный» уже стали стереотипами. А как обстоят дела в мире машин? Безусловно, и здесь собственные имена играют не последнюю роль. Наиболее выразительные, пожалуй, встречаются в классах автомобилей повышенной проходимости. Однако в среде современных кроссоверов, с этой точки зрения, все не так однозначно. Имена, данные автомобилям этого сегмента, должны говорить не только о проходимости, которую у некоторых особей, честно говоря, назвать серьезной язык не поворачивается. Поэтому одни из них намекают на спорт, другие просто на активность, а третьи вовсе ограничиваются буквой X в индексе модели. Участники нашего теста имеют вполне однозначные имена. Например, Forester в переводе на русский означает «Лесник», а Compass и вовсе в переводе не нуждается, намекая на любые направления, связанные с путешествиями и приключениями. Причем оба из этой парочки далеко не новички в классе, да и поколения, с которыми мы имеем сегодня дело, у этих машин далеко не первые. Так что, судя по всему, их «плавание» можно считать вполне состоявшимся.
Амбиции не порок
Свою эволюцию Subaru Forester начинал чуть ли не с обычного легкового универсала с полноприводной трансмиссией. С третьего поколения автомобиль стал раздаваться в габаритах и прибавлять в дорожном просвете. На сегодняшний день модель можно смело причислить к клану типичных кроссоверов. Причем, как и вся линейка Subaru, современный Forester больше радует внешним дизайном, чем его предшественники. Впрочем, здесь удивляться особо нечему — конкуренция в сегменте кроссоверов в настоящее время настолько велика, что, не имея привлекательной внешности, модель просто обречена на провал. Вот «Лесник» и обзавелся эффектными внешними элементами.
Jeep Compass имеет менее богатую историю, но зато очень хорошую родословную. На что, в принципе, и старались сделать упор создатели, придав передней части первой генерации внешнее сходство со своей легендарной моделью Wrangler. Однако в середине двухтысячных, когда Compass только появился на нашем рынке, его дизайн вызвал немало споров. Сегодня эта тенденция уже в прошлом, и благодаря новым корпоративным веяниям компании современный Compass имеет более органичное, в духе флагмана марки Grand Cherokee, оформление передка. И, надо отметить, это явно пошло ему на пользу. Правда, былая визитная карточка в виде стилизованного под решетку радиатора с круглыми фарами от Wrangler изображения сохранилась на некоторых элементах декора. Например, увидеть ее можно в отражателях фар ближнего света или на обрамлении селектора АКП. Такой вот трогательный символ бренда. А между тем нелишним будет напомнить, что Jeep Compass — это все-таки «младшая» модель в линейке Jeep. И в его семье предостаточно по-настоящему внедорожных представителей. Так что, скорее всего, его основная задача — обеспечить присутствие марки в сегменте кроссоверов. И это заметно по его не самым выдающимся внедорожным показателям, включая и геометрическую их составляющую.
Зато Subaru Forester младшим в семье никак не назовешь. И эта модель явно более амбициозна, учитывая рост ее габаритов даже по отношению к предыдущему поколению. К амбициям можно отнести и неплохо проработанные параметры геометрической проходимости. Forester превосходит своего соперника в большинстве просветов, за исключением низко расположенных задних рычагов подвески: попадись на пути колея, они будут скрести по ее внутренним краям, словно вы едете на обычной легковушке. Compass же уступает в угле въезда, зато радует углом съезда благодаря короткому заднему свесу, что, впрочем, говорит о небольшом объеме багажника. Углы у Forester одинаковые спереди и сзади, а свесы довольно длинные, и это еще раз напоминает нам об увеличенных габаритах.
Возможно, создатели нынешней, четвертой, генерации Forester немного перестарались с ростом в ущерб пропорциям, зато угодили внутреннему пространству. Простор салона — это, пожалуй, одна из ключевых особенностей нового «Лесника», что лучше всего понимаешь, попробовав устроиться на заднем сиденье. Например, мне при росте 188 см не только удалось усесться «за собой» с комфортом, но еще и до спинки переднего сиденья от коленей оставалась примерно ширина ладони. В Jeep Compass сзади не так просторно. Нельзя сказать, что здесь тесно, вполне можно выдержать и длительную поездку, но просто после Forester объем салона не может так впечатлить.
Немного скрадывает внутреннее пространство и меньшая площадь остекления Compass. Однако, сидя спереди, этого уже почти не ощущаешь. Все видно прекрасно, да и боковые зеркала достаточно крупные. Правда, обзор назад через салонное зеркало «Компаса» заслуживает серьезной критики, поскольку добрую половину изображения перекрывают подголовники задних сидений. И при таком положении дел особенно удивительно, что в нашей, весьма богатой комплектации Compass, нет ни камеры заднего вида, ни парковочных датчиков. Дисплей же на центральной консоли есть, причем довольно крупный, а как правило, эта опция поставляется вместе с камерой. Subaru Forester камерой не обделен, однако экран на передней панели не такой большой, как у Compass, а парковочных радаров у «Лесника» тоже нет. Поэтому парковка задним ходом на обоих автомобилях требует определенной осторожности
Интересных графических «фишек», которые можно увидеть на дисплее, у Forester предостаточно. Следуя модному нынче тренду, вся индикация на этом небольшом экранчике сделана анимированной. Сменяя одной лишь клавишей режимы отображения, можно наслаждаться замысловатой шкалой экономайзера, графиком расхода топлива или красочным схематическим изображением работы полного привода. Ну а когда наиграетесь, начинаете искать что-либо полезное. Самое подходящее — это, пожалуй, отображение настроек двухзонного климат-контроля. Навигации в тестовом исполнении «Лесника» не предусмотрено, она есть в более дорогой комплектации за 1 650 000 руб. Jeep Compass здесь переиграл своего японского конкурента: при меньшей стоимости тестового экземпляра он оснащен мультимедийной системой с функцией навигации. Правда, Forester привлекает другой интересной функцией — автоматическим приводом двери багажника. Ее можно открыть кнопкой из салона или дистанционно с ключа, а для закрытия предусмотрена клавиша на торце двери. Зато у Compass с внутренней стороны двери багажника установлены откидные динамики — весьма интересное решение.
В остальном же комплектации участников теста схожи. Оба оснащены электроприводами стеклоподъемников, боковых зеркал и водительского сиденья, что при их стоимости не удивительно. Однако водительская эргономика все же немного лучше в Subaru Forester, поскольку его рулевая колонка регулируется в двух плоскостях, а у Jeep Compass — только по высоте. Но некоторая простота в оформлении играет в пользу «Компаса». Лаконичность приборов и сосредоточенность индикации на одной лишь приборной панели способствуют лучшей читаемости. У Forester излишняя разбросанность информационных элементов требует привыкания. Так что, несмотря на превосходство в опциях, «Лесник» имеет ряд недостатков по сравнению с соперником.
Поменяться местами
У предыдущих поколений наших оппонентов расстановка трансмиссий, если так можно выразиться, была ровно противоположной. То есть Jeep Compass оснащался бесступенчатым вариатором, а на Subaru Forester устанавливался гидромеханический автомат. Теперь же все поменялось с точностью до н аоборот. Новому Forester такое новшество, пожалуй, пошло на пользу. Вообще вариатор — довольно противоречивая трансмиссия. В теории, в силу отсутствия фиксированных передаточных отношений, эта трансмиссия должна быть более эффективной, так как способна подстраивать передаточное число под любой режим работы двигателя и любую скорость. Это должно положительно сказываться и на экономичности, и на разгонной динамике. Но на деле далеко не каждый вариатор настроен должным образом, и чаще всего отзывчивость бесступенчатой трансмиссии оставляет желать лучшего. Но это абсолютно не относится к вариатору нового Subaru Forester. Пожалуй, данный случай один из немногих встречавшихся мне, когда бесступенчатая трансмиссия действительно превосходит обычный автомат по реакциям на действия водителя. Любое нажатие на педаль акселератора сразу находит отклик, и машина способна быстро менять скоростной режим. Иногда нужно ускорение, пусть и слабое, но незамедлительно, и в этом «Лесник» не отказывает водителю. К тому же интенсивность отклика можно менять благодаря системе SI-Drive, которой оснащаются некоторые модели Subaru. Доступны три режима: Normal, Intelligent или Sport. Intelligent — наиболее экономичный, а Sport — самый резкий. Вопреки бытующему мнению об этой системе SI-Drive не «переключает мощность» двигателя, а всего лишь меняет характеристики взаимодействия электронной педали газа и системы подачи топливной смеси.
Что же касается Jeep Compass, то его шестиступенчатая автоматическая коробка передач настроена на комфортную и спокойную езду. За ускорение автомобиль принимается не настольк о рьяно, как его соперник. Здесь, безусловно, сказывается и чуть меньший объем двигателя Compass. И хотя его мощность отличается от оппонента всего на одну лошадиную силу, крутящий момент заметно меньше. К тому же передачи довольно длинные. Все это способствует плавному разгону без ощутимых рывков при переключении, но и сглаживает динамику. Режим ручного переключения, которым оснащен автомат Compass не сильно меняет ситуацию. Надо заметить, что есть ручной режим и у Forester. Точнее, его имитация. Активировав его, можно подрулевыми «лепестками» сменять фиксированные диапазоны, имитирующие передачи. Но, сказать по правде, этот режим, скорее всего, вам не пригодится: вариатор и самостоятельно прекрасно справляется со своими задачами.
Силовой агрегат Jeep Compass размещен спереди поперечно. Между передними и задними колесами установлены простые симметричные дифференциалы (Д). За отбор мощности к колесам задней оси отвечает многодисковая фрикционная муфта (М). Картер межосевой муфты агрегатирован с картером заднего моста. При прямолинейном равномерном движении диски муфты разомкнуты. При динамичном разгоне или в случае, если одно из передних колес попадает на скользкую поверхность, диски муфты сжимаются и часть тяги передается на колеса задней оси. У водителя есть возможность заблокировать межосевую муфту для принудительного распределения крутящего момента по осям в соотношении 50:50. Чтобы активировать эту блокировку, достаточно нажать клавишу, расположенную на центральном тоннеле. Для повышения свойств автомобиля на бездорожье водитель может отключить систему динамического контроля курсовой устойчивости — соответствующая клавиша размещена на центральной панели. Помимо отключения системы динамической стабилизации и контроля тяги водитель может активировать режим ручного переключения передач, зафиксировав тем самым нужное передаточное соотношение в трансмиссии.
Рулим вничью
Может, Subaru Forester своими претензиями на лидерство и впечатляет, но тест на управляемость не выявил явного фаворита. При выполнении упражнения «переставка» оба автомобиля проявили достойную отзывчивость рулевого управления и хорошо удерживали траекторию. У Jeep Compass подвеска заметно мягче, что способствует более комфортной езде, но при этом он ничуть не уступил сопернику на испытании. Forester, конечно, дает более яркие ощущения: откликается на малейший поворот руля, меньше кренится, словом, проявляет более спортивный характер. Но это практически не сказывается на эффективности управления. Более того, есть один существенный недостаток: характеристика усилителя руля Forester почти не меняется с увеличением скорости. И даже когда стрелка спидометра подбирается к отметке 100 км/ч, баранка не тяжелеет, а остается довольно легкой, как при маневрировании на парковке. Такое свойство не добавляет уверенности и заставляет водителя постоянно оставаться в некотором напряжении. Ведь в силу достаточно жесткой подвески вас частенько потряхивает на неровностях, а даже при небольшой встряске рука самопроизвольно может слегка отклонить руль. Чуткий автомобиль сразу реагирует изменением направления, и приходится подруливать. На Jeep Compass вы с такой проблемой не столкнетесь, здесь реактивное усилие на руле возрастает, как и полагается, пропорционально скорости.
Схожи шансы участников нашего теста и вне асфальта. Да, у Forester побольше просветы. И да, в его арсенале есть внедорожная система X-Mode. Но это не что иное, как дополнительный режим работы системы стабилизации и контроля тяги. А системы полного привода обоих автомобилей имеют один и тот же принцип — автоматическое подключение задней оси посредством многодисковой муфты. Межколесных блокировок, как водится, нет, их заменяет электроника, словом, все это лишь небольшое внедорожное дополнение к основному функционалу. Так что, прошу простить за каламбур, «Леснику» в лес углубляться не стоит. Как, впрочем, и его оппоненту «Компасу» стоит быть осмотрительней в выборе направлений.
Вот для путешествий, пожалуй, предпочтительней Forester. Но причиной тому не ходовые качества, а преимущество во внутреннем пространстве. А Jeep Compass в силу чуть меньших габаритов подойдет в качестве городского кроссовера. Но нет ничего идеального: жестковатая подвеска «Лесника» может утомлять в дороге, а недостатки обзора у «Компаса» могут обернуться сложностями в городских условиях. А названия наших героев, хоть и не в полной мере отвечают характеру, создают вполне удачный имидж, который, в конечном счете, и помогает им обретать хозяев.
Силовой агрегат Subaru Forester четвертого поколения размещен продольно. Традиционно японская марка предлагает потребителю оппозитные двигатели, обеспечивающие автомобилю достойную динамику и хорошую устойчивость благодаря низкому центру тяжести. В зависимости от модификации применяется один из двух типов полноприводных трансмиссий. В версиях Forester с механической коробкой передач между мостами момент распределяет свободный симметричный конический дифференциал. В случае, если одно из колес начинает вращаться с большей угловой скоростью, чем другие, в действие вступает вязкостная муфта, блокирующая дифференциал. На автомобилях с автоматическими коробками передач между мостами момент распределяет многодисковая фрикционная муфта (М), работающая в масле. В отличие от большинства кроссоверов, где картер муфты агрегатирован с картером заднего моста, у автомобилей Subaru эта муфта объединена с коробкой передач. На обоих типах трансмиссий в переднем и заднем мостах кроссовера устанавливаются свободные конические дифференциалы (Д). Их блокировка имитируется работой тормозных механизмов, управляемых новой более эффективной внедорожной системой X-Mode.
Результаты геометрических и весовых измерений, произведенных экспертами редакции в условиях автополигона | ||||
---|---|---|---|---|
Jeep Compass | Subaru Forester | |||
C | Просвет под передним мостом по центру, мм | 214 | 223 | |
Просвет под передним мостом в плечевой зоне, мм | 221 | 244 | ||
Просвет под задним мостом по центру, мм | 247 | 260 | ||
Просвет под задним мостом в плечевой зоне, мм | 210 | 213 | ||
D | Просвет минимальный внутри базы, мм | 225 | 228 | |
Просвет под рамой или лонжероном, мм | 247 | 260 | ||
Просвет под топливным баком, мм | 250 | 270 | ||
B1 | Ширина салона спереди, мм | 1332 | 1360 | |
B2 | Ширина салона сзади, мм | 1323 | 1355 | |
B3 | Ширина багажника мин./макс., мм | 985/1180 | 1075/1305 | |
V | Полезный объем багажника (5 чел.), л | 268 | 328 |
Технические характеристики автомобилей | ||
---|---|---|
Jeep Compass | Subaru Forester | |
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4448/1812/1718 | 4595/1795/1735 |
Колесная база, мм | 2635 | 2640 |
Колея спереди/сзади, мм | 1520/1520 | 1545/1550 |
Масса снаряженная/полная, кг | 1651/1980 | 1513/1850 |
Максимальная скорость, км/ч | 187 | 196 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 10,7 | 9,9 |
Диаметр разворота, м | 11,3 | 10,6 |
РАСХОД ТОПЛИВА | ||
Городской цикл, л/100 км | 12,0 | 10,9 |
Загородный цикл, л/100 км | 7,1 | 6,7 |
Смешанный цикл, л/100 км | 9,0 | 8,2 |
Топливо/объем топливного бака, л | АИ-95/51 | АИ-95/60 |
ДВИГАТЕЛЬ | ||
Тип двигателя | Бензиновый | Бензиновый |
Расположение и количество цилиндров | R4 | H4 |
Рабочий объем, см3 | 2360 | 2498 |
Мощность, л.с./кВт при об/мин | 170/125 при 6000 | 171/126 при 5800 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 220 при 4500 | 235 при 4100 |
ТРАНСМИССИЯ | ||
Коробка передач | 6АТ | CVT |
Понижающая передача | - | - |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | ||
Подвеска спереди | Независимая пружинная | Независимая пружинная |
Подвеска сзади | Независимая пружинная | Независимая пружинная |
Рулевой механизм | Реечный | Реечный |
Тормоза Спереди | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Тормоза Сзади | Дисковые | Дисковые |
Средства активной безопасности | ABS, ESP, BA, TC | ABS, EBD, BA, VDC, X-Mode, HDC |
Размерность шин | 215/55 R18 (27,3”)* | 225/55 R18 (27,7”)* |
РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ | ||
Примерные расходы за год и 20 тыс. км, руб. | 148 479 | 148 624 |
В расчете учтены | ||
Стоимость полисов ОСАГО+КАСКО**, руб. | 64 729 | 71 374 |
Дорожный налог в Москве, руб. | 7650 | 7695 |
Базовая стоимость ТО***, руб. | 10 500 | 8252 |
Стоим. первой замены масла***, руб. | – | 4185 |
Периодичность ТО, тыс. км | 12 | 15 |
Расходы на горючее по смешанному циклу, руб. | 57 600 | 52 480 |
ГАРАНТИЙНЫЕ УСЛОВИЯ | ||
Длительность гарантии, лет/тыс. км | 2/без ограничения | 3/100 |
СТОИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ | ||
Тестовая комплектация****, руб. | 1 452 000 | 1 590 000 |
Базовая комплектация****, руб. | 1 354 000 | 1 148 000 |
Экспертные оценки по итогам испытаний | ||||
---|---|---|---|---|
Показатель | Макс. балл | Jeep Compass | Subaru Forester | Позиции в рейтинге |
Кузов | 25,0 | 14,4 | 19,9 | |
Место водителя | 9,0 | 5,2 | 7,3 | В номинации «Кузов, эргономика и комфорт» Subaru Forester демонстрирует явное лидерство. Львиную долю отвоеванных баллов принесли ему место водителя и место за водителем благодаря размерам салона. Jeep Compass подвела еще и оценка EuroNCAP всего в две звезды, которую он получил в 2012 году. У четвертого же поколения Forester с краш-тестом было все в порядке, и балл за эту позицию — максимальный. Таким образом, с результатом 42,0 балла новый «Лесник» занимает 23-е место, оказавшись рядом с Volvo XC60 и опередив на 0,1 балла Chevrolet Tahoe. Что же касается Jeep Compass, то его результат в данной номинации заметно скромнее — всего 35,8 балла, поэтому занимаемая им 84-я позиция вполне ожидаема. Compass расположился по соседству с Subaru Tribeca с таким же количеством баллов и Mitsubishi ASX, результат которого на 0,7 балла меньше. |
Место за водителем | 7,0 | 5,4 | 6,4 | |
Багажник | 5,0 | 2,0 | 2,2 | |
Безопасность | 4,0 | 1,8 | 4,0 | |
Эргономика и комфорт | 25,0 | 21,4 | 22,1 | |
Органы управления | 5,0 | 4,5 | 4,8 | |
Приборы | 5,0 | 4,8 | 4,7 | |
Климат-контроль | 4,0 | 3,5 | 3,5 | |
Материалы салона | 1,0 | 0,6 | 0,7 | |
Свет и обзорность | 5,0 | 3,8 | 4,1 | |
Опции | 5,0 | 4,2 | 4,3 | |
Внедорожные качества | 20,0 | 12,1 | 13,2 | |
Просветы | 4,0 | 2,8 | 3,2 | Разрыв между участниками теста во внедорожных качествах не так велик, как в предыдущей номинации. Subaru Forester, набрав 13,2 балла, занял 42-е место. «Соседом сверху» у Forester стал Volkswagen Touareg, а на позицию ниже находится Great Wall Hover H5. Интересно, что Jeep Compass от соперника по тесту отделяют всего две позиции. Кроссовер от Jeep с результатом 12,1 балла расположился на 45-м месте, между Cadillac Escalade и Toyota Highlander.. |
Углы | 5,0 | 3,5 | 4,3 | |
Артикуляция | 3,0 | 1,7 | 1,7 | |
Трансмиссия | 4,0 | 2,3 | 2,3 | |
Защищенность | 2,0 | 1,1 | 0,9 | |
Колеса | 2,0 | 0,7 | 0,8 | |
Экспедиционные качества | 20,0 | 15,7 | 16,5 | |
Управляемость | 3,0 | 2,8 | 2,8 | В номинации «Экспедиционные качества» по-прежнему лидирует Subaru Forester. Jeep Compass показал схожую управляемость и немного превзошел в ездовом комфорте благодаря большей плавности хода. В основном разницу определил запас хода: здесь «Лесник» отыграл целых полбалла благодаря большему объему бензобака. Итак, Subaru Forester получил 16,5 балла, расположившись на 61-м месте, по соседству с Mitsubishi Outlander XL предыдущего поколения и Ssang Yong Kyron. Jeep Compass получил более солидных соседей — Lexus LX570 и Chevrolet Captiva, но только на 88-й позиции с результатом 15,7 балла. |
Ездовой комфорт | 3,0 | 2,6 | 2,5 | |
Разгонная динамика | 3,0 | 2,8 | 2,9 | |
Расход топлива (смешанный цикл) | 3,0 | 2,8 | 2,9 | |
Запас хода по шоссе | 2,0 | 1,0 | 1,5 | |
Грузоподъемность | 2,0 | 1,1 | 1,1 | |
Длина разложенного багажника | 2,0 | 1,5 | 1,7 | |
Запасное колесо | 2,0 | 1,1 | 1,1 | |
Расходы | 10,0 | 7,7 | 7,7 | |
Цена в тестовой комплектации | 4,0 | 3,1 | 3,1 | По части расходов у наших участников теста полный паритет. По всем позициям они получили одинаковое количество баллов. Итоговая сумма оценок в этой номинации у обоих составляет 7,7 балла. Это соответствует 51-й позиции в рейтинге ORD. |
Эксплуатационные расходы | 4,0 | 3,6 | 3,6 | |
Перспективы перепродажи | 2,0 | 1,0 | 1,0 | |
Итого | 100,0 | 71,3 | 79,4 |
Jeep Compass | Subaru Forester | |
---|---|---|
Плюсы | Удачная эргономика, комфортный салон и стильный интерьер | Просторный салон, отличная управляемость, адекватно настроенный вариатор |
Минусы | На бортовую электроник у Недостатки обзорности, медлительный автомат, маловат багажник, малая емкость бензобака | Жестковата подвеска, недостаток обратной связи на руле |
Вердикт | Кроссовер для города, несущий на себе имидж знаменитой марки | Универсальный кроссовер, способный угодить как любителям драйва, так и заядлым путешественникам |
текст: Денис ЗВОНИЛИН
фото: Роман ТАРАСЕНКО
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.