«Нет, ты только глянь... Как можно было так испортить приличную машину!» — ворчит редактор «Тюнинга автомобилей» Дима Колотилин. Мы с ним движемся по открытой экспозиции выставки SEMA Show в Лас-Вегасе. А Лас-Вегас, как известно, город контрастов...
Когда 9 лет назад, в 2004-м, я впервые оказался на SEMA Show, эта выставка меня просто потрясла. Я был оглушен, опрокинут, раздавлен, вознесен на небеса, брошен в третий круг ада Кримибходжана и вновь поднят в облака... Это тебе не какая-нибудь Женева. Тысячи компаний-производителей. Сотни тысяч экспонатов, которые позволяют человеку, решившему преобразить своего четырехколесного друга, реализовать свои самые разнузданные фантазии. Гигантская территория. И тысячи автомобилей, ставших топ-моделями, на которых американские производители афтермаркета примеряют свои творения «откутюр» и «прет-а-порте». Это 126 тыс. посетителей, заблаговременно зарегистрировавшихся и получивших бейджики с надписью «покупатель» (да-дада, организаторы признают только три категории людей: продавцов, покупателей, ну и журналистов). Вот что такое SEMA Show, выставка, проводимая Ассоциацией производителей специального автомобильного оборудования, объединившая более 6500 компаний, общий оборот которых превышает 32 млрд долларов.
Девять лет — приличный срок. За это время немало денег утекло через кассы сверкающих казино Лас-Вегаса. Ассоциация SEMA успела хлебнуть горя в период кризиса, но все же сумела выкарабкаться и даже освоить новые горизонты. Например — заняться экспансией на внешние рынки. И именно по этой причине я хожу по выставке не как неофит с широко открытым ртом, а как придирчивый член международного журналистского жюри. Из России нас тут трое: Дмитрий Колотилин из «Тюнинга автомобилей», Пётр Лихолитов из «Полного привода» и ваш покорный слуга. Наша задача — выбрать для награждения экспонаты, которые могли бы иметь успех в нашем краю вечнозеленых помидоров... Если честно — то это совсем не просто. Даже отдельно собранные новинки занимают целый зал. Вот отличная разработка... Но она рассчитана исключительно на Dodge Ram 1500, а у нас их раз, два и обчелся. Значит — проходим мимо... Я постарался выбирать изделия, которые мог бы использовать владелец автомобиля любой марки. Например — универсальную видеокамеру заднего вида. Или надувной гараж. Или держатель, который ставится в подстаканник и позволяет использовать для навигации большой десятидюймовый планшет... Но вот список из десяти кандидатов составлен и отдан организаторам. Можно просто походить по выставке, присмотреться к тенденциям.
Сразу скажу — наблюдения мои касаются прежде всего экспонатов «Южного зала», где было сконцентрировано все, что относится к офф-роуду. По остальным залам я буквально пробежался, не останавливаясь для подробного рассмотрения и разговоров. И первое, что бросилось в глаза, — обилие стендов, принадлежащих компаниям из Поднебесной. Девять лет назад товаров, изготовленных в Китае, тоже хватало, но тогда они в основном прятались под американскими торговыми марками. Особого ажиотажа около стендов китайских компаний нет, но «каждая дорога в тысячу ли начинается с первого шага»... Несколько уменьшилось количество представленных на выставке спортивных болидов, предназначенных для пустынных гонок и рок-кроулинга. Похоже, фокус интереса сместился в сторону подготовки внедорожников для экстремального туризма. Куда больше внимания уделено UTV класса «сайд-бай-сайд». Девять лет назад главной моделью выставки был Hummer H2. Теперь на первые роли выдвинулся Jeep Rubicon Unlimited. По-прежнему много пикапов (что и неудивительно), зато куда меньше стало «монстр-траков». Но хот-роды по-прежнему занимают отдельный и вполне обширный сектор, да и «лоу-райдеры» представлены в достаточно большом количестве. Правда, смысл этого увлечения от меня, мягко говоря, ускользает.
Выставка SEMA Show многолика и противоречива, как сама жизнь в США. Здесь можно найти образцы изящнейшего решения сложнейших инженерных проблем, эффективные ответы на практические задачи, которые ставит жизнь, и рядом — образчики настоящего дурновкусия. SEMA Show может многое. Одного она не может сделать — она никого не может оставить равнодушным.
текст: Андрей СУДЬБИН
фото автора и фирм-производителей
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.