БТ-5: единство и борьба противоположностей

Американский легкий танк на службе Красной армии

Расcказ о подъеме со дна Невы танка (см.: Возвращение с войны. С.16) был бы неполным без подробного знакомства с историей возникновения и техническими особенностями поднятой боевой машины. Итак, сегодня мы расскажем вам о БТ-5 – быстроходном советском танке с богатым американским прошлым.

В конце 20-х годов прошлого века армии ряда европейских государств, США и СССР, «творчески переосмыслив» опыт Первой мировой войны и последовавшей за ней Гражданской войны в России (с участием множества иностранных «доброжелателей»), принялись готовиться к следующему масштабному конфликту (результаты предыдущих неоднозначно оценивались всеми заинтересованными сторонами). Но, поскольку в СССР тяжелая промышленность тогда только создавалась, а конструкторских школ надлежащего уровня просто не было, взоры больших начальников обратились к недавним противникам. И что же вы думаете? Несмотря на пропагандистский треск с обеих сторон о непреодолимых противоречиях между социализмом и капитализмом, отношения в военной сфере стали быстро крепнуть. В полном соответствии с передовой теорией Карла Маркса у представителей буржуазной науки стали скупать лицензии, оборудование для производства и экспериментальные образцы военной техники. Причем продавцов, кажется, совершенно не смущало, что это оружие может быть повернуто против них самих. «Капиталист готов продать веревку, на которой его же повесят», - так; кажется, было у «классика».

В июле 1929 года советским правительством была утверждена первая программа развития танковых войск, разработанная военными. Но уже к ноябрю выяснилось, что собственными силами ее не выполнить. И вот за сутки до наступления нового, 1930, года комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации Рабоче-крестьянской Красной армии (УММ РККА) И.А. Халепским отправилась в зарубежное турне. Комиссия побывала в Великобритании, Германии, Франции и Чехословакии. В результате у англичан была куплена лицензия на производство танкеток Carden-Uoyd и танков Vickers 6 tons (островитяне классифицировали свои танки по весу). С немцами сотрудничество оказалось еще более плодотворным: укрываясь от ограничений Версальского договора, к нам приехали работать целые группы конструкторов.

Затем комиссия отправилась за океан, где и познакомилась с инженером Уолтером Кристи, строившим экспериментальные колесно-гусеничные машины аж с 1919 года. Его новейшая «Модель 1928» резко отличалась от современных ей танков огромными по тогдашним понятиям колесами и одной удивительной особенностью: для совершения скоростных маршей (мощный авиационный мотор обеспечивал невиданную удельную мощность более 30 л.с. на тонну) гусеницы могли сниматься и укладываться вдоль бортов. Привод от двигателя на задние ведущие колеса осуществлялся через шестеренчатые редукторы. Скорость машины при движении со снятыми гусеницами достигала 70 км/ч, что было втрое быстрее, чем у гусеничных конкурентов. Плавность хода обеспечивала пружинная подвеска колес, первая пара которых была управляемая.

По достоинству оценив революционный дизайн, комиссия немедленно начала переговоры о закупке прав на серийное производство, завершившиеся подписанием договора 28 апреля 1930 года, согласно которому U.S. Wheel Track Layer Corp. через четыре месяца после даты подписания обязалась поставить два танка усовершен ствованной «Модели 1940» за $60 000, запчасти к ним еще на $4000, а также «права на производство, продажу и использование танков внутри границ СССР сроком на десять лет» за $100 000. Сам Кристи готовился выехать в Россию для помощи в организации серийного производства. Комплект чертежей новой машины американцы передали уже в августе, а вот с постройкой задержались, сдав машины вместо сентября только в самом конце года. Кроме того, вопреки договору, танки не имели башен, что, естественно, было учтено при расчете: удалось сэкономить $25 000. Кристи от такого поворота событий впал в пессимизм и отказался ехать в страну, населенную жадными людьми.

Танки для диктатуры пролетариата

Прибывшим в СССР образцам техники были присвоены названия «Оригинал I» и «Оригинал II». Американские танки прошли испытания на полигоне под Воронежем, в ходе которых машины начали быстро «осыпаться»... Например, то и дело ломались кронштейны крепления колес, а во время движения периодически «выбивало» вторую и третью передачи. Достигнутые скорости тоже оказались существенно ниже заявленных. Не все ладно было и с управляемостью - на ровной дороге танк все время приходилось «ловить» рулем, а на неровностях баранку просто вырывало из рук водителя. Вскоре начались проблемы и с пуском двигателя -мощности аккумуляторов оказалось не достаточно, чтобы провернуть остывший мотор, и танки приходилось заводить с помощью буксира. Тем не менее заключение по результатам пробегов было скорее положительным, и на повестке дня встал вопрос о начале серийного производства. Первоначально планировалось организовать выпуск машин на ленинградском заводе «Большевик», но к началу мая 1931 года Комиссия обороны (КО) СССР склонилась к решению в пользу Харьковского паровозостроительного завода. В серию запускалась точная копия «американца», а все доработки должны были вноситься по ходу дела. Первые 100 танков планировалось получить к середине февраля 1932 года, а к декабрю военные рассчитывали иметь уже две тысячи машин, получивших индекс БТ («быстроходный танк»). Такая потребность в технике объяснялась начавшейся в 1930 году масштабной реорганизацией РККА.

Так закалялась сталь

Надо ли говорить, что жизнь превзошла даже самые смелые ожидания... пессимистов. Харьковский завод оказался не готов к осуществлению задачи ни технически, ни политически, и навязанную «сверху» машину руководство предприятия встретило в штыки. Это тем более понятно, если вспомнить, что примерно тогда же в Харькове готовились к производству танка Т-24 собственной разработки. И если первая часть проблем решалась строительством новых цехов и закупкой за рубежом металлообрабатывающих станков, то на людей пришлось давить всей мощью государственного аппарата вплоть до специальных «разъясняющих» постановлений правительства. Смежники тоже «старались» как могли. Например, Краматорский металлургический комбинат, поставщик стали для гусеничных траков, гнал брак в течение года (!), конические пары шестерен КПП отличались очень низким качеством, а в Мариуполе никак не могли отладить технологию сгибания броне-листов цилиндрических башен (все изделия завода имели трещины). Кстати, с последней проблемой справились только через год экспериментов, после замены состава стали, что несколько улучшило положение. По крайней мере из 12 тонн произведенной брони в брак ушло всего лишь... 11. Кстати, именно из-за этого первые БТ комплектовались башнями из мягкой стали, которые были заменены на броневые только через два года.

Неожиданные проблемы доставили двигатели. 400-сильные Liberty и в оригинальном исполнении были весьма капризны: моторы требовали постоянной регулировки клапанов, с трудом запускались, работали только на очищенном бензине и отличались большим расходом масла. А теперь представьте, как работали их лицензионные аналоги М-5, сделанные с учетом тогдашней «культуры производства»... Кроме того, выпуск этих двигателей прекратился практически одновременно с началом серийного изготовления БТ в связи с переходом на более перспективные образцы. То есть для поддержания темпа выпуска танков пришлось засылать в Штаты специальных торговых агентов, скупавших моторы б/у сотнями. Не меньше забот было и с вооружением. И именно поэтому 37-мм пушки получили не все машины. Некоторые взамен штатных орудий оснащались спаркой пулеметов Дегтярева винтовочного калибра.

Жизнь-то налаживается

Только с февраля 1933 года харьковские танки стали официально называться БТ-2 (название БТ-1 закрепилось за американскими «Оригиналами»), к этому времени цеха покинуло 600 машин. Одновременно с началом серийного производства на заводе был создан опытный отдел, участвовавший в испытаниях танков вместе с военной приемкой. КБ завода планомерно вело работу по устранению конструктивных дефектов и внедрению улучшений в производство. К осени 1932 года была разработана модификация БТ-3, чертежи которой полностью перевели из дюймовой в метрическую систему.

Собственно, именно эта модификация дальше и выпускалась, но название почему-то не прижилось. БТ-4, наоборот, остался в числе опытных образцов. Его главным отличием была технология изготовления корпуса: сварка заменяла привычную клепку.

Прогресс был налицо - если в 1931 году в КБ работало только 22 человека, большинство из которых не имело инженерного образования, то уже через год ситуация стала меняться в лучшую сторону. Более того, забегая вперед, скажу, что именно конструкторы Харьковского завода всего лишь через семь лет создадут танк, который станет символом нашей Победы в Великой Отечественной, легендарный Т-34.

Кто нам меч продаст, тот от меча и...

Но вернемся в начало тридцатых... Вскоре объем доработок позволил приступить к производству следующей модификации. Названа она была БТ-5. Переход на выпуск новой модели планировали осуществить 1 янва-ря 1933 года, но ХПЗ еще два с лишним месяца рассчитывался с долгами по БТ-2. Первые 50 экземпляров БТ-5 собирали под особым контролем, ведь они должны были стать участниками первомайского парада в Москве. Помимо множества улучшений в конструкции главным внешним признаком БТ-5 считалась эллиптическая башня с новой 45-мм пушкой 20К. Такая башня стала стандартной также для танков поддержки пехоты Т-26 и тяжелых бронеавтомобилей БА-3/-6. Танковый вариант орудия создали на основе противотанковой «сорокапятки». Ее предшественницей, кстати, была «крупповская» 37-мм РаК 35/36, лицензию на которую СССР купил у немцев. Вся разница в том, что наши военные почти сразу потребовали увеличить калибр, а в вермахте пушка оставалась неизменной вплоть до 1941 года, когда и выяснилась ее полная беспомощность против новых русских танков. В общем, кто нам меч продаст, тот от меча и погибнет...

И вот еще характерная деталь. БТ-5 - первый из отечественных танков, на котором стали появляться радиостанции: почти пятая часть машин выпущена в варианте «танков управления», а остальные получали радиостанции в ходе ремонтов и модернизации (правда, качество связи можно охарактеризовать как «тугое на оба уха»).

Всего за два года выпустили 1884 танка БТ-5. В войсках они заслужили достаточно теплые отзывы, и в первую очередь - из-за своей надежности. Кстати, популярные в те годы пробеги совершались и на танках. Так, в октябре 1933 года пять БТ-5 прошли на колесах 795 км от Харькова до Москвы за 57 часов (время движения составило 22 часа 53 минуты). Можно было приступать к формированию крупных танковых подразделений -механизированных корпусов, способных прийти на смену кавалерии.

Гримасы капитализма

Тем временем Уолтер Кристи не оставлял попыток заинтересовать собственное военное ведомство очередными клонами своей конструкции. Спустя некоторое время «Модель 1931» прошла исследования на полигоне в Форт-Беннинге и получила высокую оценку американских танкистов. Тем не менее департамент вооружений удалось «раскрутить» на закупку только трех Medium Т.З для дальнейших испытаний в пехотных частях и четырех Combat Car Т.1 в кавалерийских. В 1932 году отношения конструктора и военных чиновников, остававшиеся прохладными еще со времен Первой мировой, окончательно остыли.

Утратив таким образом последние «путы реальности», бойкий разум изобретателя предложил совершенно футуристическую концепцию. .. летающего танка, вообще не ограниченного в передвижении по земной поверхности. Подобно стаям саранчи эти машины быстро перебрасывались по воздуху и наносили удар в совершенно неожиданном месте. Идея постепенно разделилась на два варианта. Согласно первому танк оснащался приводом от двигателя к пропеллеру и съемными крыльями, а по второму танк перевозился под фюзеляжем специального самолета-носителя и сбрасывался на доста-точно ровную площадку с малой высоты. Кристи даже построил концепт-кар из дюралюминия и стали, достигший на колесном ходу скорости 190 км/ч!

Но финансовые трудности вновь заставили его пойти на сотрудничество с Советами и продать в Россию шасси и комплект документации следующей «Моде-ли 1932». Возможность серийного производства в контракте не предусматривалась, машину брали именно «для изучения новых достижений в конструкции» различных агрегатов. Именно эта сделка почему-то вызвала скандал в военном министерстве США. Вероятно, тысячи серийных танков, отделенных океаном, выглядели не столь пугающе, как гипотетическая возможность перелетать на любые расстояния. Испытания на ХПЗ осенью 1932 года не выявили каких-либо особых технологических достижений, а изобретателей-экстремистов у нас и своих хватало. В общем, когда наркомвоен-мор тов. Ворошилов обратился к председателю КО тов. Молотову за деньгами на покупку очередной «Модели 1933», ему было отказано.

Практически параллельно с нашими специалистами к Кристи наведывались и поляки. Одно время они даже всерьез собирались купить «Модель 1931», да в цене не сошлись. Под разговоры Кристи демонстрировал им производство и опытные танки. Увидев достаточно, поляки затеяли делать колесно-гусеничную машину сами, не заплатив ни гроша, тем более, что успехи восточного соседа в этой области выглядели просто пугающими. До начала Второй мировой им удалось построить один опытный образец и испытать его, но начавшаяся война прекратила дальнейшие эксперименты.

Другими поклонниками таланта изобретателя стали англичане. Причем ускорение контактам в первую очередь придали визиты военных атташе на крупномасштабные учения в Советский Союз и вид полчищ стремительных танков. В 1936 году Кристи продал образец танка и прибыл с ним в Англию для оказания помощи в производстве. Двойной движитель англичане сочли излишеством и оставили лишь гусеничный ход; а сам тип пружинной подвески, получившей имя изобретателя, был воплощен практически во всех английских крейсерских танках и в неизменном виде пережил войну. Что же до СССР и Германии, то еще в конце 30-х годов они стали склоняться к переходу на торсионную подвеску, чему мешал лишь общий довольно низкий уровень развития промышленной базы. Американцы, вдоволь наигравшись с разнообразнейшими сочетаниями спиральных пружинок и листовых рессор, под конец войны тоже пришли к аналогичному решению.

Русифицированная версия

Надо сказать, что БТ-5 в принципе мало чем отличался от своего заокеанского прародителя. Тот же корпус из плоских листов, скрепленных заклепками на каркасе из уголка, и клиновидная передняя часть. Вертикальные пружины подвески размещались между двойными бортами, причем внутренние стенки выполнялись из мягкой стали. Двигатель и КПП размещались в корме, выхлопные трубы блоков двигателя выводились через кормовой лист в общий глушитель. Кстати, БТ-5 остался в истории в том числе и как последний советский относительно крупный танк, оснащенный глушителем. Уже по опыту реальных боев эта деталь была признана слишком уязвимым элементом конструкции, требовавшим к тому же определенных затрат на свое изготовление. На танках, прошедших через капремонт, его, как правило, снимали, после чего выхлопные трубы выводились по типу следующей модификации БТ-7, то есть через крышу корпуса. Ходовая часть состояла из четырех сдвоенных катков на борт. К моменту начала производства БТ-5 удалось наладить штамповку колесных дисков, дававших ощутимыи выигрыш по массе в сравнении слитыми дисками БТ-2. При этом многочисленные отверстия в бандажах колес служили для охлаждения резины, достаточно сильно гревшейся при движении танка на больших скоростях. Ее качество также оставляло желать много лучшего, особенно в сравнении с американскими «Оригиналами», которые без особых проблем прошли более тысячи километров на испытаниях. Каждая гусеница БТ-5 состояла из 23 плоских траков и 23 - с направляющим гребнем, за который зацеплялись ролики ведущего колеса. Внешняя поверхность траков была гладкой, а роль грунтозацепов выполняли утолщенные петли. При переходе на колеса гусеница разбиралась на четыре секции, которые укладывались вдоль бортов. Тренированный экипаж из трех человек мог справиться с этой работой буквально за полчаса.

Дыхание войны

Танки БТ приняли участие во всех конфликтах 30-х годов от Испании до Монголии. По иронии судьбы, большая часть маршей в Европе совершалась на гусеницах, зато в Монголии, где дорожной сети в современном понимании нет до сих пор, танкисты проходили по 150 км в сутки в условиях сорокаградусной жары, используя колесный движитель. В целом же можно сказать, что техника не подвела, за исключением войны с Финляндией. В глубоком снегу БТ на гладких гусеницах оказались абсолютно беспомощными. Ma-шины могли двигаться только по укатанным дорогам или по проложенной колее. Это обстоятельство в сочетании с неверными решениями командования приводило к катастрофическим последствиям. Например, 34-я легкотанковая бригада, переброшенная из Мос-ковского округа, удачно прорвала оборону и пошла в тыл финских частей, расположенных на Карельском перешейке. Несколькими контрударами финны смогли расчленить колонну техники. Бригада дралась в окружении месяц, потеряв более трети состава и 80% техники. В то же время 1-я ЛТБР, основу парка машин которой составляли БТ-2 и БТ-5, сражавшаяся в не менее сложных условиях, при полном отсутствии тягачей-эвакуаторов за все время боевых действий потеряла всего два танка! Поврежденные машины ремонтировались на месте или отправлялись в тыл. Гораздо больше проблем доставлял выход из строя танков по техническим причинам ввиду их крайней изношенности. Это были жестокие уроки, а учиться нужно было очень быстро: большая война была уже на пороге.

Последний в поколении

С начала 1932 года КО рассматривала вопрос о перевооружении БТ более мощным орудием. Одновременно конструкторы экспериментировали с различными типами двигателей, готовя замену устаревшему М-5. Совместная работа в итоге привела к созданию самой совершенной модификации - БТ-7 (ее производство началось в конце 1935 года). Внешне корпус изменился незначительно, но теперь его детали соединялись сваркой. Двигатель М-17 при той же мощности имел на четверть больший крутящий момент, почти вдвое увеличилась и емкость топливных баков. С 1937 года на танках появилась усовершенствованная коническая башня и мелкозвенча-тые гусеницы. В том же году изготовили 155 «артиллерийских танков» БТ-7А с 76,2-мм пушкой КТ-28 в увеличенной башне. С конца 1939 года танки получили дизельные двигатели В-2, чьи потомки с возросшей втрое мощностью служат и сейчас на современных Т-72 и Т-90. Улучшения в конструкции танка внедрялись и на предыдущих моделях - БТ-2 /-5 во время капре-монтов.

В итоге к началу Великой Отечественной в советских войсках находилось примерно 5,5 тыс. танков БТ разных типов, значительная часть которых требовала ремонта. Наряду с другими они-то и приняли на себя первый удар немецких танковых клиньев, подмявших под свои гусеницы чуть ли не всю Европу. В результате большинство БТ было потеряно уже в первый год войны, всего несколько сотен дошли до Победы, а до наших дней «дожило» не больше десятка «быстроходных танков» - БТ. Сейчас их стало на один больше...

Тактико-технические характеристики танка БТ-5
Экипаж, чел.3
Боевая масса,т11,9
Вооружение
пушка20К обр. 1932 калибра 45 мм
дальность прямого выстрела, м3600
пулемет ДТ. калибра, мм7,62
Боекомплект
для пушки на линейных танках, шт.115
для пушки на танках с радиостанцией75
для пулемета2709 патронов в 43 дисках
Углы склонения орудия, град.-S/+25
Двигатель, типавиационный (/-образный карбюраторный четырехтактный
Число цилиндров12
Мощность, Л.С.400 при 1650 об./мин
Рабочий объем двигателя, л27
Напряжение бортовой сети, В12
Бронирование, мм
лоб корпуса13
борт13
корма10
крыша10
днище10
башня13
Клиренс, мм350
Запас топлива (во внутренних баках), л360
КППмеханическая, 4+1
Скорость, км/ч
на гусеницах52
на колесах72
Запас хода, км
на гусеницах150
на колесах200
Преодолеваемые препятствия
угол подъема, град.37
высота стенки, м0,55
ширина рва, м2
глубина брода, м до модернизации0,9
       после модернизации1,2
Длина опорной поверхности, м3
Удельное давление на грунт, кг/см;
на гусеницах0,65
на колесах5,65

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала заместителя директора по научной и исследовательской работе музейного комплекс

текст: Андрей АКСЕНОВ
фото: Алексей ГОСС
Андрей АКСЕНОВ
из архива автора

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты