Жители поселков, расположенных на берегах Невы, уже привыкли к «осколкам прошлого»: время от времени здесь появляются то корпус мины, то каска, то листы понтона или россыпь проржавевших патронов… За подобными «сувенирами» давно уже перестали нагибаться, но для того чтобы добраться до действительно исторически ценных реликвий, хранимых рекой, надо приложить немалые усилия. Танк, о котором пойдет речь, был обнаружен специалистами «Балтийского морского общества» при сканировании дна реки в районе бывших переправ Невского пятачка (см.: Невский пятачок. С. 84).
Водолазы впервые пошли на дно для проверки находки в последние дни мая. Спуски проводили совместно с МЧС Ленобласти и ЗАО «Искатель» (эта организация занимается достаточно специфическими работами, в частности очисткой акватории от взрывоопасных предметов). Первый же спуск принес удачу: это действительно был танк, стоявший на дне, на глубине около 14 м, на собственных гусеницах. Благодаря торчащим из кормы выхлопным трубам его первоначально опознали как советский «быстроходный танк» - БТ-7. Если судить по расположению объекта, перед затоплением танк шел перпендикулярно речному руслу от правого берега к левому. В результате течение реки шлифовало его левый борт, одновременно нанося холм из песка в гидродинамической «тени» у правого.
Гидролокатор бокового обзора (ГБО) формирует изображение справа и слева от приемника при его движении вдоль дна. То есть ГБО посылает ультразвуковой импульс и затем принимает отраженный сигнал. Таким образом производится ультразвуковое сканирование, по данным которого составляется изображение, похожее на телевизионное. Благодаря слабому затуханию акустических волн в воде полоса обзора акустической съемки может превышать 1 км. Прозрачность воды при этом не имеет значения.
Подготовка
Для начала водолазам пришлось размывать донные отложения вокруг танка и значительный слой «балласта» на дне корпуса машины (нанесен за 65 лет через открытые люки). В общей сложности было удалено около трех кубометров песка. Причем если предыдущие найденные машины просто с помощью лебедок вытащили на берег, то в данном случае крутой склон и сплошная застройка вынудили отказаться от этого варианта. Пришлось обратиться за помощью на Невский судостроительный завод (НССЗ) с просьбой предоставить плавучий 16-тонный кран. Тросы для подъема опустили на дно, и водолазы пропустили их под осями ведущих и направляющих колес танка (случаи обрыва штатных буксирных крюков, изъеденных коррозией, уже бывали). В общей сложности подготовка заняла около двух недель. За это время водолазы провели под водой почти сутки. Но это и понятно: под толщей быстротекущей воды абсолютно простые и понятные операции оказались сильно растянутыми во времени.
Знаете, чем отличаются водолазы от дайверов? Водолазы погружаются не ради развлечения... Их будни -это тяжелая, кропотливая работа, а не разглядывание рыб на Красном море. Отсюда и отличия в подводном снаряжении. Дело в том, что водолазы зачастую работают в сильных течениях, в которых плавать практически невозможно. Например, на фарватере Невы, в месте, где лежал танк, скорость течения составляла 2 м/с. Именно поэтому на водолаза навешивается большое количество грузов и надеваются тяжелые водолазные боты для уверенного хождения по дну. Газовые смеси подаются с поверхности по шлангу из баллона, подключенного к компрессору. За спиной у водолаза только маленький семилитровый баллон на случай поломки компрессора. Через второй шланг поступает питание для источника света, а третий служит для двухсторонней голосовой связи с руководителем спусков. Этот жгут из трех силовых кабелей и является страховочным концом водолаза, за который его поднимают на поверхность и который гарантирует, что человек не окажется по воле стихии под винтами проплывающего рядом судна. Глубина залегания танка была всего 15 метров. С одной стороны, это совсем немного. Но если помножить эти метры на дикое течение, видимость до 40 сантиметров (практически все делается на ощупь), вертиго из-за отсутствия визуальных ориентиров, работу с размывочным насосом, понимаешь, какой это титанический труд и какое мужество требуется, чтобы провести в таких условиях больше суток. В общем, это была отлично выполненная работа профессиональных водолазов. Более того, по признанию руководителя водолазных спусков Айвара Степанова, команда совершала погружения с удовольствием.
Крановое хозяйство
Стандартная методика работы плавучего крана на акватории предполагает подводку подъемного механизма буксиром на место работы, его якорение и соответственно сами работы. В первый день именно так и пытались поступить. Но неустойчивая погода в верховьях Невы внесла свои коррективы - когда кран уже стоял над танком, усиливающийся с каждой минутой ветер прервал операцию (к тому моменту, когда кран сорвало с якорей, Нева напоминала отрезок разбушевавшегося моря с белыми барашками пены на сизых волнах). Ветер стих только к вечеру, и на следующий день солнце сияло посреди чистого небосвода. Но... кран ушел разгружать севшую на мель баржу. Следующую попытку поднять танк предприняли 18 июня. На этот раз все было по-другому - руководитель водолазных спусков проекта Айвар Степанов предложил новый план подъема без закрепления крана. Подъем начался рано утром. Водолазы снова спускались на грунт для прикрепления троса лебедки судна «Искатель» к лежащим на дне тросам («Искатель» удерживался на месте работой винтов). Лебедка подняла тросы вертикально вверх, и они были зацеплены за крюк подошедшего подъемного крана (для сопротивления ветровой нагрузке на нем закреплен «болван» массой в одну тонну). При этом не и-меющий собственных ходовых винтов кран мог перемещаться с помощью буксира.
На пределе возможностей
Вообще надо сказать, что операция по подъему танка была грамотно организована на всех уровнях: от Ладожского технического участка водных путей, обеспечивавшего управление движением по реке, не прерывавшимся, кстати, ни на минуту, до крановщика, оказавшегося на вершине этой «пирамиды» из людей и техники. Уникальность операции заключалась в том, что кран весом 50 тонн маневрировал малым ходом на расстоянии 2-3 метров от легкого водолазного бота. Малейшее неправильное движение, и бот или водолаз были бы раздавлены. Особую остроту моменту придавал и тот факт, что танк весил более 12 тонн, а кран 16-тонный. То есть, учитывая вес песка в танке и необходимость оторвать танк от грунта, подъем проводился на пределе возможностей механизма. Как только кран приподнял танк над поверхностью дна, буксир застопорил машину, и вся связка тихо пошла по течению. Таким образом давление воды на танк было снято, и крановщик вновь начал подъем.
Сюрприз из прошлого
Как ни готовились к этому моменту, но все равно миг, когда башня показалась из воды, стал неожиданностью. И только спустя несколько секунд раздались крики и аплодисменты людей, наблюдавших за подъемом танка с бортов кораблей и берега. Крановщик дал стечь воде, и вот уже танк завис над настилом палубы крана. После проверили хронометраж по видеосъемке: чистое время подъема - 50 секунд.
После первичного осмотра на воздухе стало ясно, что поднятый танк даже более уникальный, чем считалось. Нельзя сказать, что у нас в стране изобилие БТ-7, но по всем музеям с десяток наберется. Поднятая же машина относится к предыдущей модификации - БТ-5 (см.: БТ-5: единство и борьба противоположностей. С. 56), к тому же, судя по всему, она прошла модернизацию после 1938 года. Обычных «пятерок» сохранилось всего три (по одному в подмосковной Кубинке - в музее БТВТ, в Испании и Монголии), а таких версий просто больше нет. Одно плохо - серийный номер или документы машины найти не удалось, и поэтому часть, к которой был приписан танк, и фамилии членов экипажа остаются пока неизвестными.
Внутри танка
Первым внутрь БТ-5 забрался сотрудник МЧС Валентин Рыбаков. Оказалось, затвор орудия сохранил работоспособность, а в укладках стоят снаряды (на вид - почти как новые). Реакция зрителей была весьма предсказуемой: «Наверное, и выстрелить можно!» Но меланхолично соскабливавший саперной лопаткой ил с башни сотрудник спецотдела милиции сказал в сторону: «Уже нельзя». Сказал тихо, но все услышали... Снарядов, кстати, оказалось больше, чем положено, -125 штук. Видимо, экипаж перед переправой запасся по максимуму. К сожалению, группа разминирования МЧС по прибытии на завод мгновенно изъяла для уничтожения все боеприпасы, включая действительно редкие образцы, которых нет и в коллекциях центральных музеев. С другой стороны, саперов тоже можно понять: при долгом контакте взрывчатки с металлом образуются неустойчивые соединения, детонирующие совершенно непредсказуемо. Прецеденты, увы, бывали...
PS. Поднятый танк сохранился достаточно хорошо. Боевых повреждений нет, да и ржавчина не успела проесть броню машины до дыр. После восстановительного ремонта на территории НССЗ он снова отправится в путь - осенью БТ-5 предстоит стать пятой боевой машиной в коллекции музея «Прорыв блокады Ленинграда».
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Бориса СЕРГЕЕВА (клуб «Белый тюлень») и Андрея ГЕРАСИМЕНКО (студия «Открытое море»)
текст: Андрей АКСЕНОВ
Виктор ЛЯГУШКИН
фото: Андрей АКСЕНОВ
Виктор ЛЯГУШКИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.