Невский пятачок

Как найденный ВТ-5 оказался на дне Невы? История попытки прорыва блокады Ленинграда

Мы подозреваем, что после ознакомления с репортажем о подъеме танка со дна Невы у многих читателей может возникнуть закономерный вопрос: «А как он там оказался? Понятно, что утонул, но куда и зачем он направлялся?» Вот очень краткая история событий, происходивших во время блокады Ленинграда в 30 км восточнее города на плацдарме, получившем из-за своих малых размеров название Невский пятачок.

К августу 1941 года моторизованные корпуса четвертой танковой группы Гепнера прошли 750 км по земле Прибалтики и оказались практически у стен Ленинграда, предвкушая достаточно скорый его захват. В тот момент немцам даже не могло прийти в голову, что сражение за город на Неве отвлечет на себя почти пятую часть сил вермахта, продлится полтора года, и в итоге будет проиграно.

Окружение

Рекордные по сравнению с другими ударными немецко-фашистскими группировками темпы наступления армий «Север» имели и обратную сторону. Боевые подразделения опасно оторвались от тылов, и перед нанесением последнего удара им требовалась передышка. Гитлеровское командование прекрасно понимало, что взять штурмом огромный город с отступившими к нему частями Красной армии не удастся. Поэтому основной удар наносился в обход, между озером Ильмень и Нарвой в расчете на соединение с финской армией. В этом случае прекращение связи с остальной страной делало капитуляцию 2,5-миллионного города неизбежной. Срок немецкого наступления несколько раз переносился, однако дальше тянуть было нельзя: советские войска, получив временную передышку, спешно укреплялись на Лужском рубеже.

Операция началась 8 августа. Но поначалу немецкие дивизии продвинулись лишь на 3-5 км, где и были остановлены. Только через сутки боя 1-я и 6-я танковые дивизии прорвались в глубину обороны в направлении Красногвар-дейска. А 10 августа последовал удар немецкой пехоты на Новгород. Атака дивизии СС «Полицай» на Лугу успеха не принесла. Более того, ее командир генерал Мюльферштедт пытался личным примером воодушевить солдат на поле боя и был немедленно убит. Находясь под постоянным давлением со стороны противника, 22 августа советские части получили приказ на отход. Окончательно кольцо замкнулось 8 сентября, когда немцы захватили Шлиссельбург на берегу Ладоги, на два дня опередив контрудар 54-й армии.

Первая попытка прорыва окружения последовала в ночь на 20 сентября. Подразделения 115-й стрелковой дивизии и 4-й бригады морской пехоты переправились через Неву в районе Московской Дубровки и захватили небольшой плацдарм на левом берегу (протяженность - 4 км, глубина - до 800 м). При этом они перерезали шоссе Ленинград -Шлиссельбург. Через 10 дней вместе с подразделениями 10-й стрелковой бригады на плацдарме появилось шесть танков БТ-7. К этому времени под ударами врага участок сократился до двух километров по фронту, но все же был удержан. И именно в это время на рабочих картах командования появился клочок земли, названный позднее Невским пятачком.

В обороне

Советское командование решило усилить занявшие плацдарм стрелковые части боевой техникой. Перед танкистами стояла совершенно нетривиальная задача. Нева в этом месте имела ширину около 400 м, а немецкая артиллерия, находясь на более высоком берегу, немедленно открывала огонь при каждой попытке установить переправу... Прежде всего ленинградские метростроевцы совместно с инженерными частями подготовили площадку; для скрытного подхода машин к воде был прорыт котлован. Паромы смонтировали из металлических контейнеров, доставленных с Балтийского завода. Понтонеры 42-го батальона закрепили канат на противоположном берегу, и началась погрузка первого танка - 52-тонного КЕМ. Его водитель - сержант Василий Чернов - добровольно вызвался идти в первый рейс... На фоне водной глади танк маскировать было уже нечем, и, как только он вошел на паром, вблизи начали рваться снаряды. Получивший повреждения паром стал оседать набок. Чтобы он не перевернулся, Чернов дал задний ход и по мелководью вывел танк обратно на берег. До двух часов ночи удалось переправить три машины, но во время погрузки следующей снаряд попал прямо в «пристань». Пришлось строить новую в стороне. Таким образом, накапливая силы на плацдарме, командование Невской оперативной группы (НОГ) рассчитывало нанести удар на соединение с основными силами Красной армии, но каждый раз резервы буквально сгорали в огне.

Первая попытка прорыва в сентябре не принесла успеха. Следующую предприняли только в конце ноября. Но в связи с обострившейся обстановкой под Тихвином она также была прекращена. Гитлеровцы все это время не оставляли попыток сбросить защитников Пятачка в реку. В иные дни количество атак на позиции доходило до 12-16. Снаряды разбивали лед бесчисленное количество раз, люди и машины уходили в стылую невскую воду. Даже сейчас, через столько лет после войны, магнитометры реагируют на сплошные полосы из кусков металла, пересекающие речное дно. Немецким пушкам отвечала и наша артиллерия из-за реки. Кстати, в этой дуэли участвовал и бронепоезд «Сталинец-28» (построен в Ленинграде осенью 1941 года). Он курсировал по ветке, проложенной до Невской Дубровки, почти до весны следующего года, поддерживая защитников Пятачка огнем 100-мм морских орудий.


СТАТИСТИКА

Плацдарм просуществовал 12 месяцев с небольшим перерывом. За это время на нем воевало 9 стрелковых дивизий и 4 отдельные бригады, а также более 140 других подразделений. Общие потери советских войск, по официальным данным, составили 200 тыс. человек (более четверти из них -безвозвратные). Немецкие потери в этом районе оцениваются в 35-40 тыс. солдат и офицеров.

Танки БТ на Ленинградском фронте летом–осенью 1942 года
106-й ОТБ 23-й армии15 БТ-2
3-й ОТБ 42-й армии15 БТ-2, 2 БТ-5
86-й ОТБ 55-й арми10 БТ-2, 6 БТ-5


Первая зима блокады

Зимой советское командование неоднократно пыталось расширить плацдарм. Но на местности, лишенной каких бы то ни было укрытий, танки быстро подбивались противником. А в начале декабря произошел случай, уникальный по любым меркам. Т-34 из 107-го танкового полка, находясь на острие атаки, подорвался на мине у переднего края немцев. Пришедшие в себя танкисты разглядели неподалеку еще пару замерших «тридцатьчетверок» (третья горела). Помощи ждать не приходилось. Немецкую пехоту несколько раз отгоняли пулеметным огнем. К ночи бой стих, и экипажу удалось осмотреть повреждения танка снаружи. Левая сторона оказалась сильно повреждена: оторван ленивец, разбиты ведущее колесо и один из катков. Справа просто разорвало гусеницу. Связь со штабом отсутствовала. Наводчик орудия Логинов предложил товарищам остаться в танке и поддержать своих огнем при повторной атаке. Стрелок-радист Юденко и получивший ранение механик-водитель Котов согласились. Ночью неподалеку велась стрельба, но к танку никто не подходил. Как потом выяснилось, командир полка послал группу из трех человек выяснить судьбу экипажа, но они наткнулись на немцев, пришедших с теми же целями. Поскольку танкисты никак не отреагировали на стрельбу, разведчики сочли их погибшими, а немцы приняли бойцов за отходящий экипаж и тоже потеряли интерес к подбитой машине.

В итоге насквозь промороженный танк простоял перед вражеской линией обороны 77 часов! У трех танкистов не было ни еды, ни воды. На третью ночь экипажу удалось закончить ремонт одной гусеницы, и наутро они предприняли попытку вернуться к своим. На рассвете дизельный двигатель прогрели факелами. Когда же он завелся, Логинов открыл стрельбу в упор по блиндажам и орудийным позициям (он успел хорошо изучить их расположение). А поскольку у немецких орудий в столь ранний час даже не было расчетов, танкист безнаказанно перестрелял их, как мишени в тире. Наконец двигатель прогрелся, и механик-водитель стронул танк с места. Обратный путь длиной всего в полтора километра занял несколько часов. С нашего переднего края заметили странное движение танка зигзагами и, поняв, что происходит, вызвали заградительный огонь по траншеям противника. После возвращения к своим танкистов наградили орденами. Удача не покинула их и позже: все трое продолжили воевать и встретили Победу.

Неоднократно танки на Пятачке оказывались крайним средством, решавшим исход боя в нашу пользу. В конце февраля гитлеровцы дважды безуспеш-но пытались прорвать оборону в центре позиций. Ничего не добившись, они попробовали пройти вдоль берега, но наткнулись на только что переправившиеся машины. Маневрировать на узкой полосе прибрежного песка было очень неудобно, два танка провалились в промоины или воронки чуть ли не по башню. Тем не менее танкистам удалось отогнать противника.

Воспользовавшись неожиданно начавшимся ледоходом, унесшим все переправы, фашисты пошли на штурм. Через двое суток непрерывного боя линия фронта исчезла, позиции противников перемешались. Обе стороны не считались с потерями, земля буквально горела. Обладающим численным перевесом немцам удалось ликвидировать плацдарм 29 апреля. Оставшиеся в живых защитники Невского пятачка пытались пробраться на правый берег по плывущим льдинам под пулеметным огнем. Сумели это сделать немногие.

Возвращение на плацдарм

Окончательно решение о взятии Ленинграда Гитлер оформил в приказе от 23 июля. Группе армий «Север» предписывалось завершить штурм города к началу сентября 1942 года. План под названием «Северное сияние» предполагал отсечение города от войск в районе Невы и Ладожского озера. (После завершения штурма Севастополя под Ленинград была переброшена 11 -я армия под командованием Эриха фон Манш-тейна.) Советская сторона также стремилась взять инициативу в свои руки и готовила прорыв к городу по кратчайшему расстоянию через Синя-вино. В этом районе позиции Ленинградского и Волховского фронтов разделяла полоса шириной всего 16 км. Советские войска под командованием Мерецкова сделали первый ход почти за месяц до начала немецкого наступления. Штурмовые группы 2-й ударной армии медленно продвигались сквозь плотную оборону противника. К началу сентября до Невы оставалось лишь несколько километров. Навстречу из кольца ударили войска Ленинградского фронта, вновь захватившие на левом берегу два плацдарма: один практически на том же месте, где он был в прошлый раз, а второй - ниже по течению, у поселка Анненское.

В районе Пятачка Неву форсировали три стрелковых дивизии и отдельная бригада, которым для усиления придали 86-й и 118-й отдельные танковые батальоны (ОТБ) смешанного состава (Т-26, БТ-2 и -5, Т-34, КВ-1) и батальон легких плавающих танков Т-37 и Т-38 (ОЛТБ). В ночь на 26 сентября к переправе подошли первые десять танков из ОЛТБ. Из-за поломок три остановились у воды, а к противоположному берегу устремились семь машин. Немцы осветили реку ракетами и открыли огонь. До правого берега добралось лишь три танка, но и их быстро подбили. За четыре последующих ночи удалось переправить 16 плавающих машин, семь легких Т-26 с пушечным вооружением, а также пару Т-26 и один БТ-2 с пулеметами в башнях. Берег был заболочен и захламлен остатками разбитых лодок и бревнами, затруднявшими выход с понтона. Передвигаться на открытой местности можно было лишь с большим трудом, поскольку всю землю изрезали траншеи и воронки от снарядов и бомб. Под постоянным артогнем и налетами авиации количество боеспособных танков уменьшалось на глазах. В итоге к 5 октября на ходу осталась лишь... одна машина. В этот день, воспользовавшись недостаточным обеспечением стыка 70-й и 86-й стрелковых дивизий, около 40 немецких солдат «просочились» вдоль узкоколейки почти к самому берегу. Часть наших пехотинцев поддалась панике и побежала. Два танка, стоявшие на огневых позициях (один из них просто завяз в болоте, а другой был поврежден), открыли огонь из пулеметов. Группа из командиров и бойцов-танкистов взяла два ящика гранат и забросала ими немцев. Бой перешел в рукопашную схватку. Механик-водитель ОЛТБ Бай-да заколол немецкого офицера ножом, а другой водитель - Рожков - убил нескольких немцев из нагана.

В ночь с 6 на 7 октября через Неву переправились две ремонтные бригады, в течение следующего дня вернувшие подвижность пяти машинам и подготовившие их к эвакуации. Но противник снова разбил их артогнем, а БТ-2 сгорел от прямого попадания при подходе к парому. Вывести с плацдарма удалось лишь один Т-26.

Утраченные иллюзии

Вместо штурма города Манш-тейну пришлось организовать импровизированное контрнаступление. Шесть пехотных дивизий и одна танковая при поддержке батальона новейших танков «Тигр» и батальона самоходок ударили с разных сторон в основание вбитого в немецкую оборону клина. В результате 2-я ударная снова попала в окружение. После создания «котла» часть немецких сил развернулась к Неве. 29 сентября 28-я егерская и 12-я танковые дивизии ликвидировали плацдарм у Ан-ненского. Невский пятачок снова устоял.

Тем временем Гитлер требовал как можно быстрее начать наступление на Ленинград. К «котлу» перебросили тяжелую артиллерию, предназначенную для обстрела города. К середине октября сопротивление было подавлено, и противники, понеся многотысячные потери, оказались вновь на позициях месячной давности. Но начавшиеся проливные дожди размыли немногочисленные дороги и тем самым положили конец масштабным операциям. Вскоре армию Манштейна перебросили под Великие Луки, а потом на Дон. Угроза прямого штурма города окончательно миновала.

Операция «Искра»

Новый план снятия блокады командование фронтов стало разрабатывать сразу после завершения осенних сражений. С декабря войска начали готовиться к прорыву на специально построенных по типу немецкой обороны полигонах в тылу. Бойцы должны были пробежать по льду Невы за семь с половиной минут. Стрелковые части обучались одновременно с теми танковыми подразделениями, с которыми им предстояло вместе идти в бой. К январю удалось собрать в месте наступления резервы со всего фронта. Соединение имело численный перевес над противником по пехоте в 4,5 раза, по артиллерии -в 6-7 раз, а по танкам - в 10 раз.

Утром 12 января войска пошли на прорыв после артиллерийской подготовки. Первой на лед спустилась пехота, танки переправились только на третьи сутки боя по укрепленным переправам. Наступавшая с Пятачка 45-я гвардейская дивизия выбила немцев из первой траншеи, но под сильным огнем дальше продвинуться не смогла. Соединение двух фронтов произошло утром 18 января в районе 1-го Городка.

Конечно, о событиях на Невском пятачке нельзя судить упрощенно и односторонне. Огонь, целый год бушевавший над этим клочком нашей земли, высветил слишком противоречивую для однозначных оценок картину. Здесь было все: и самый настоящий героизм бойцов, стоявших насмерть, и неоправданные приказы командиров, бесцельно губившие людей, и печально знаменитые заградотряды НКВД. Более того, эти бои стали одним из самых кровавых эпизодов не только в битве за Ленинград, но и во всей Второй мировой войне.




В 60-е годы прошлого века поисковики провели следующий эксперимент: они просеяли грунт, взятый с одного произвольно выбранного квадратного метра Невского пятачка. Оказалось, что в нем находится около 10 кг осколков и 38 пуль! Как вы догадываетесь, такие находки не редкость здесь и по сей день...


текст: Андрей АКСЕНОВ
фото: из архива


№9 сентябрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты