Ты помнишь, как все было десять лет назад?

24-й Международный внедорожный салон в Валь-д'Изере. Франция

Ранний подъем в напрочь промерзшей к утру машине, первые лучи солнца, играющие бликами на снежниках окрестных вершин, мягкая зелень покрытой росой травы, резкий ветер и шум стекающего рядом ручья… Умываюсь ледяной водой и окончательно возвращаю сознание в реальность. Итак, я в центре Европы. В Альпах, на границе Италии и Франции. Пора садиться за руль, съезжать на асфальтовый серпантин и продолжать спуск с Малого Сенбернарного перевала. Спускаться, чтобы через пару часов очутиться в Валь-д’Изере и успеть к открытию международного офф-роуд салона. Для тех, кто не в курсе: вот уже почти четверть века в конце июля – начале августа этот маленький горнолыжный городок на десять дней становится крупнейшим в Старом свете внедорожным центром.

Спускаясь по серпантину, я вспоминал обрывочные рассказы бывавших тут в прошлые годы. Воображение рисовало кочевой город джиперов - этакую моторизированную вольницу, раскинувшуюся на склонах гор.

Реальность оказалась куда проще. Очередной тоннель, въездной знак «Валь-д'Изер», и вскоре показались островерхие шатры выставочных стендов. Не успел я сообразить, где лучше припарковаться, как шатры закончились, а сама дорога превратилась в курортную улицу с магазинами, ресторанами и отелями в стиле шале.

Я ожидал увидеть город, заполненный «боевыми» внедорожниками, флагами офф-роудных клубов и плотно уставленные энду-ро мотоциклетные стоянки перед барами. Но все было чинно и тихо. Концентрация внедорожных транспортных средств была лишь немногим выше среднеевропейской и при этом совсем ненамного превосходила неожиданно высокую концентрацию... спорткаров.

Выставочная площадка вытянулась вдоль речки Изер, сбегающей по камням откуда-то со стороны Изерского перевала в озеро Шевриль. Не останавливаясь у стендов, где вовсю еще кипели монтажные страсти, я обошел территорию от силы за десять минут. Неужели легенды так искажают реальность?.. Время шло к открытию, и вскоре по громкой связи журналистов попросили собраться на пресс-конференцию. Но странное ощущение не покинуло меня и там: вся информация - печатная и устная - была исключительно на французском. А как же международный статус?!

Скажи, куда ушли те времена

«...Ты помнишь, как все было десять лет назад...» Так уж случилось, что после первого же общения с организаторами и старожилами салона именно этот рок-н-ролл питерской группы «Зоопарк» Майка Науменко накрепко засел в моей голове. И повод был. Организаторы буквально в один голос сетовали на то, что нынешняя выставка вышла самой маленькой и слабой за все время ее существования. Почему? Не думаю, что это каким-то образом оказалось связано с моим приездом...

Одни недобро косились на мэрию, начавшую вдруг вставлять палки в колеса местному внедорожному клубу, проводящему салон. (И действительно, в результате «подрывной деятельности» градоначальства этом году площадь экспозиции урезали, а фуникулер, ведущий на тестовую площадку в горы, отключили.) Другие жаловались, что выставка в последние годы стала повторять сама себя: те же стенды, те же лица. Третьи замечали, что настоящие внедорожники в Европе больше никому не нужны, и всюду царствует «паркет». Чуть ли не хором они жаловались: «Видел бы ты Валь-д'Изер десять лет назад!»

Но мне довелось лицезреть лишь нынешний. На поверку экспозиция оказалась отнюдь не так бедна, как думалось вначале. И хотя ожидаемых зарубежных стендов, не считая французские представительства автомобильных марок, не наблюдалось, страшного в этом ничего не было. Просто в этот раз «Валь-д'Изер» был скорее внутрифранцузским. Это как с московскими автосалонами, которые попеременно бывают то международными, то внутренними. Схожесть усиливало ощущение прагматизма. Апогея меркантильности достиг стенд Nissan. Спрашиваю: «Когда можно будет опробовать новый X-Trail на горных тропах?» Отвечают: «В этом году у нас тестовые поездки по улицам. Но только для тех, кто собирается купить машину и готов заплатить прямо тут». И это на прославленном внедорожном фестивале?!

По счастью, с другими марками такого не было. Но все они тем не менее были настроены именно на торговлю «с лотка». В каждом «автомобильном» шатре на видном месте лежал прайс-лист со специальными ценами, действующими только «здесь и сейчас». И, по моим ощущениям, добрая половина посетителей салона приехала в Альпы прежде всего за тем, чтобы этими ценами воспользоваться.

Никто из нас не был богат

Шатры производителей и импортеров аксессуаров то и дело вклинивались в стройные ряды новеньких SUV. Самый заметный среди них принадлежал нашим хорошим знакомым - фирме Outback Import. Там тоже шла бойкая торговля. «Появилось что-нибудь новенькое?» «Пока нет, ты у нас на складе все видел. Разве что вот-копейки стоит!» И мне показали на «фарм-джек», выкрашенный синей краской, с ценником «60 евро».

Разумеется, на выставке было множество интересных и полезных товаров - от пластиковых кузовных панелей для «постройки» ралли-рейдового «снаряда» до устанавливаемых на крышу палаток, от бортовых преобразователей напряжения до амортизаторов и пружин... Но настоящих новинок было мало. С другой стороны, разнообразный офф-роуд-ный инвентарь всевозможных производителей был собран на компактной территории и доступен взгляду. Если что-то надо было сравнить воочию, то это можно было сделать.

По соседству расположились «офисы» турфирм, предлагающих поездки разной степени... внедорожности. По Африке, Канаде и Латинской Америке. Во многих мне говорили: «Мы хотели бы развиваться и делать поездки по России. Кстати, а ваши туристы не хотят воспользоваться нашими маршрутами?..» Да и в других палатках, представляющих самые разные сегменты «околооффроудного» бизнеса, буквально через несколько минут после начала разговора просыпался неожиданный интерес к выходу на российский внедорожный рынок.

Звезды рок-н-ролла

Что было мне наиболее интересно в Валь-д'Изере, так это сами автомобили. Звездой салона в моих глазах стала обновленная... седьмая серия Toyota Land Cruiser! Сейчас она проходит процедуру сертификации на «Евро-4», чтобы на законных основаниях импортироваться в Европу. Правда, занимается возобновлением поставок внедорожной классики не сама фирма Toyota, а французская компания Equip Raid, основная сфера деятельности которой - оборудование для бездорожья и подготовка «боевых» машин. Именно она представила на своем стенде белый десятиместный пятидверный универсал с индексом 76. В новом дизайне, но на классическом шасси и с рядной дизельной «шестеркой». То, что эти машины вскоре будут доступны европейцам, сомневаться не приходится. Уже официально объявлена цена: 42 тыс. евро за «пятидверку» и 38 тыс. за «трехдверку» или пикап. При этом все машины будут только длин-нобазными. (Более подробный рассказ о новой модели читайте в следующем номере.)

Очень много интересного в плане подготовки экспедиционных автомобилей и организации их внутреннего пространства можно было почерпнуть, общаясь со специально ' приглашенными автопутешественниками-марафонцами и глядя на их технику. Встречались самые разные концепции «домов на колесах». Но было и одно общее-основа: прочный внедорожный фундамент в виде Land Cruiser, Defender или вообще полноприводного грузовика. Что еще удивило, так это обилие серьезно подготовленных LR Discovery 3. Это у нас такой автомобиль вос-принимается как сугубо городской. А во Франции на базе последнего Disco 3 активно «строят» монстров для бездорожья! Оказывается, существуют даже электронные блоки, внедряемые в «мозг» хитроумной пневмопод-вески этого автомобиля, чтобы подчинить ее работу воле опытного водителя. В общем, интересных конструкций здесь хватало. Взять хотя бы «построенный» для себя Патрисом Райдером (глава Outback Import) Defender 130 -полноуправляемый экспедиционный хардтоп с радиусом разворота, как у машины с 90-дюймовой базой. (Рассказ об этом автомобиле читайте в следующем номере.)

Утро как подарок

На второй день работы выставки я перезнакомился почти со всеми ее участниками, и вскоре меня уже по-приятельски зазывали на стенды независимо от профиля экспонентов. Но моя душа уже рвалась в горы... Здесь, на «равнине», расположенной на высоте 1890 метров, я все повидал, со всеми пообщался и даже успел договориться о специальных тестах и фотосессиях.

На третий день пребывания в Валь-д'Изере пришла пора открыть для себя внедорожный полигон местного клуба. Он расположился в километре от городка (имеется в виду вертикальный отсчет...) на скалистом плато. Но поскольку фуникулер был отключен, у лишенных полноприводного транспорта посетителей салона было три возможности там оказаться. Первая - записаться в пассажиры на каком-нибудь из стендов, отправляющих свои автомобили на плановые тест-драйвы в горы. Вторая - нанять (обычно - в складчину) специальное офф-роудное такси ( Hummer Н1, гибрид Citroen 2CV и Samurai или какой-нибудь лифтованный тро-фийный монстр). Третья - пойти пешком. Но сперва я выбрал четвертую - служебное положение позволило подойти к организаторам с вопросом, не собирается ли кто из них на верхнюю площадку и не будет ли этот кто-то любезен настолько, что захватит меня и по пути расскажет о салоне, тестах и клубе. Конечно же, такой человек очень скоро нашелся: Пим, один из самых уважаемых «валь-дизерских орлов». Его машину я приметил еще внизу. Длинный, широкий и плоский открытый кузов, напоминающий Jeep, носился на больших колесах по городку, издавая грозный рык бензиновой «восьмерки» с прямоточным глушителем. Машина на шасси «квадратного» Range Rover с невесомым удлиненным кузовом CJ7 оказалась отлично приспособленной для скалолазания.

Но, как вы уже поняли, на этот раз мы отправились не для «покататься». Нашей целью было посмотреть, как это делают другие... Здесь, на жестком скалистом офф-роуде, шли показательные тест-драйвы. Глядя на то, что вытворяют на камнях совершенно стандартные Toyota Hi-Lux, Hyundai Santa Fe, LR Freelander и другие, я просто диву давался: неужто во Франции потенциальные покупатели внедорожников умеют так водить? Оказалось, что... нет. На тропках клубного полигона «потенциальных» джиперов из-за руля все-таки высаживали джиперы «кинетические». То есть инструкторы, набранные среди активных участников французских офф-роудных клубов.

Буги-вуги каждый день

Неподалеку через камни и склоны растянутой цепью двигался караван разномастных и по большей части неновых машин. «Обзорная экскурсия, - сообщил Пим, - любой на своей машине может с утра записаться и отправиться по нашему клубному маршруту. В голове и хвосте колонны - наши ребята». Уровень подготовки машины и водителя в такой поездке не важен. Маршрут проложен так, что при грамотном пилотировании его одолеет любой стандартный внедорожный автомобиль. Правда, местами, глядя на какой-нибудь очередной подъем, я так не думал. Но на этот случай и нуж-ны инструкторы-экскурсоводы. Перед препятствиями они терпеливо рассказывали новичкам, как надо проходить сложный рельеф. А если надо, то готовы были даже подсесть в машину, чтобы помочь советом уже в процессе преодоления.

«А что если кто-то опытный на серьезной машине захочет попробовать ее возможности на участках, которые караван объезжает?» «Если есть свободные инструкторы, это можно решить в индивидуальном порядке. Раньше у нас в рамках салона была еще школа вождения. В этом году пришлось от нее отказаться». Меж тем в любое время, кроме десяти дней салона и снежного периода, каждый любитель бездорожья может кататься по клубной территории на свой страх и риск. Но при этом нужно не забыть принести «Вальдизерским орлам» 50 евро годового взноса и получить соответствующую наклейку.

P.S. В Валь-д'Изере по ходу общения постоянно всплывала тема России. Одних интересовали маршруты, других - какую технику «строят» наши умельцы. Третьи искали бизнес-контакты. Коллеги-журналисты предлагали обмениваться материалами. В конце концов мне «намекнули», что заслуженному салону не хватает какой-то радикальной новизны, чтобы вернуть ушедший дух праздника. Может быть, именно российские стенды оживят следующий, юбилейный салон? Возможно, что и так. В любом случае для представителей российского офф-роуда это будет полезно. Будет и на что посмотреть, и что показать.

текст и фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты