Похоже, что слава «Дакара» просто не дает покоя организаторам внедорожных мероприятий. Но все что-то не складывается… Казалось бы, имелись все условия для проведения соревнования Astana Challenge. Во-первых, на бескрайних просторах Казахстана при средней плотности населения в шесть человек на квадратный километр есть, где проложить маршрут, во-вторых, появились серьезные спонсоры, в-третьих, местных поклонников езды по бездорожью просто не счесть, а в-четвертых, некоторым из них (поклонников) удалось заручиться государственной поддержкой. Вроде бы налицо тот случай, когда желания совпали с возможностями. Но для того, чтобы грамотно распорядиться этим потенциалом, требуется опыт. В общем, не будем судить строго первую попытку провести международный ралли-рейд в Казахстане. Главное, чтобы организаторы сделали правильные выводы, и тогда и они смогут рассчитывать на включение гонки в календарь Кубка мира FIA.
Первый раз с внедорожным автоспортом в Казахстане предметно познакомились еще в сентябре 1992 года, когда территорию этой страны пересек супермарафон «Париж - Пекин». Затем, с 1995 по 1997 год, сюда транзитом заворачивал в то время конкурировавший по популярности с «Дакаром» марафон «Мастер-ралли». И вот десять лет спустя в Казахстане прошел свой собственный ралли-рейд. Причем идейным вдохновителем действа выступил активист местного трофи-движе-ния Сергей Красюков. Заметим, что в отличие от России, где массовому развитию трофийной дисциплины предшествовали ралли-рейды (первый этап российского чемпионата проходил в 1997 году на финальной части маршрута «Мастер-ралли» от Байконура до Москвы), в Казахстане сперва получили распространение трофи (в силу особенностей рельефа это достаточно скоростной вариант с эле-ментами триала). Так или иначе серьезных внедорожных ралли до настоящего момента еще не наблюдалось.
Потребовались «варяги». И их, разумеется, нашли. Только не на Скандинавском полуострове, а в России. Хотя, говоря по совести, у нас самих только сейчас стали предпринимать робкие попытки преобразовать кольцевые бахи в линейные гонки (это когда весь караван ежедневно перемещается в новый пункт). Подобный формат предполагает мобильность организационного механизма, а успех предприятия зависит прежде всего от четкости логистики. Не случайно на большинстве международных гонок (в том числе и на «Дакаре») связь, безопасность и навигацию обеспечивают одни и те же структуры, специалисты которых вместе с оборудованием (в частности приборами слежения за движущимися объектами е-Тгаск) были задействованы и на Silk Road Rally.
Но импортного оборудования на всех не хватило... На старт гонки вышли две дюжины автомобильных экипажей из России, Казахстана, Украины и даже США. И это не считая девяти участников моозачета. Среди них были лидеры российского чемпионата: экипажи Леонид Новицкий - Олег Тюпен-кин, Алексей Беркут - Антон Николаев, чемпион Украины Богдан Сухецкий и команда « КАМАЗ-Мастер» в составе двух гоночных грузовиков. Одним из них управлял гонщик-любитель бизнесмен Булат Янборисов, а вот новую «да-каровскую» модификацию КамАЗа приехал тестировать Владимир Чагин. Это стало сенсацией - первое выступление пятикратного победителя «Дакара» после долгой реабилитации от травм, полученных в минувшем январе. Что же до техники, подготовленной итальянской гоночной структурой Tecnosport, то на этот раз ее осваивали два казахстанских экипажа, готовящихся к «Дакару»: Ай-дын Рахимбаев - Жусуп Аяпов и Бауыржан Исабаев - Константин Орлов.
Happy Birthday, Нурсултан
Торжественный старт с центральной площади Астаны был приурочен к празднованиям дня города и дню рождения президента республики Нурсултана Абишевича Назарбаева. Зрелищности мероприятию добавили и участники параллельно проводившегося широко разрекламированного местными СМИ рейда Dakar-KZ. А вот запланированный здесь же «пролог» в дрэг-рейсинговом стиле по соображениям безопасности пришлось заменить демонстрационным проездом по асфальту. Что же до наблюдателя FIA ирландца Фреда Галахера, присутствие которого было обозначено соответствующим официальным оформлением выделенного ему транспортного средства, то его появление вполне закономерно, ведь гонка значится в международном календаре. Однако знаменитый в прошлом штурман настаивал на своем неофициальном статусе... Впрочем, это не мешало ему с пониманием отнестись к проблемам становления нового ралли, в частном регламенте которого появилась непривычная категория Т2 (Trophy) - серийные автомобили, подготовленные для трофи-рейдов.
Процедура технической проверки, мягко говоря, не отличалась особой придирчивостью. И в самом деле, как можно было не допустить до старта обаятельнейший женский экипаж! И какое кому дело (в том числе и комиссарам по безопасности), что на изящных девичьих телах отсутствовали комбинезоны, а их автомобиль не был оборудован сертифицированным каркасом безопасности...
Ах, спаси, Аллах!
Поскольку пролог не состоялся, на первый СУ 333-километрового этапа до Караганды участники отправлялись в порядке стартовых номеров. В итоге первыми дистанцию прошли экипажи Новицкого и Беркута, следом, всего в двух минутах от них, финишировали КамАЗы.
Несмотря на местами достаточно глубокие броды (нынешнее лето выдалось очень дождливым) и 173-километровую дорожную связку, в столицу Центрального Казахстана большинство экипажей въезжало засветло. Гонщики подтягивались в зону сервиса, которая вместе со штабом укромно разместилась в таксопарке.
Но руководство гонки не торопилось предавать гласности хотя бы предварительные результаты, а неблагодарные журналисты, не получившие еще и стартовой ведомости, и вовсе принялись капризничать, требуя «хлеба и зрелищ». И, между прочим, они (точнее говоря, «мы») были в чем-то правы. Например, пишущая братия отчаялась найти хотя бы намек на обещанный «медиа-центр с доступом в Интернет», а снимающая сокрушалась по поводу отсутствия «улетных кадров». Кстати, на последнем хочется остановиться особо... Выделенные организаторами для представителей СМИ транспортные средства, мягко говоря, не отличались проходимостью. Спасительной соломинкой для телеоператоров стал вертолет.
Что же до нашего журнала, то волей случая мы (а вернее, «я») оказались просто-таки в идеальных условиях: подготовленным к трофи-рейдам Prado управляла спортсменка, студентка и просто красавица - алмаатинка Саша, а штурманское место заняла выписанная организаторами из Парижа фотограф Даниэла (я заметил, что она почти не изменилась со времени нашего шестилетней давности совместного пробега по Италии). Так мне и приходилось работать - в окружении двойной красоты. А если серьезно, то именно благодаря таким волонтерам, как Александра и ее мама, совершенно бескорыстно на своих собственных автомобилях возившим прессу, и стал возможен этот репортаж.
Коварный такыр
Большая протяженность дистанции следующего специального участка (430 км) на этапе от Караганды до бессточного водоема Ак-Денгиз и сложная навигация по разбегающимся в разные стороны степным дорожкам делали его сопоставимым с традиционными «дакаровскими» СУ. Бивуак ждал участников на пресной стороне Белого моря (именно так переводится казахское название озера Балхаш), причем ждал достаточно долго. Первым финишировал Mitsubishi Новицкого. А вот пришедший вторым экипаж Олега Николаева и Дмитрия Артамонова, выступавших на серийном Mitsubishi Pajero, появился почти через два часа. Затем с приблизительно равными интервалами линию финиша пересекли Сухецкий ( Toyota Land Cruiser Prado), Передников ( Toyota LC 100) и Исабаев ( Nissan Pathfinder). Вскоре стало известно, что перевернулся Mitsubishi MPR98 Беркута. Уже затемно финишировали... КамАЗы. Оказалось, что Ча-гину, доехавшему почти до финиша, пришлось повернуть назад, чтобы вызволить из солончака грузовик Булата Янборисова. Что поделать, такырный рельеф отличается особым коварством: при высыхании тонкого слоя воды образуется корка, разбитая трещинами, внешний вид которой кого угодно может ввести в заблуждение.
В дакаровском темпе
От Балхаша караван взял курс на Алма-Ату через песчаный массив Жаманкум. Протяженность участка составила порядка 400 км, а температура воздуха зашкаливала за отметку в 40 градусов. И снова финишный створ первым пересек экипаж Новицкого. Кстати, приехал он без единой «запаски», но не потому, что пришлось менять пробитые колеса: ритма не выдержали крепления. Чуть более часа уступил ему выступавший в категории серийных автомобилей Андрей Чередников. А вот Беркута продолжали преследовать неполадки - лопнула ступица. Проблемы были и у казахстанских экипажей: на Nissan Рахимбаева перегрелся двигатель, и 60 км до финиша он двигался со скоростью 30-40 км/ч. Более того, многие участники не рассчитали расход топлива и встали в полусотне километров от финиша. Например, уже ночью руководителю гонки пришлось отправиться на поиски лидера мотозачета Вадима Приту-ляка, оказавшегося без топлива в барханах. И это при наличии автомобилей-подметальщиков... Что же касается Чагина, то он настолько усердно тестировал новую модификацию КамАЗа, что ближе к финишу сломалась педаль газа, и ему пришлось дожидаться второго экипажа, у которого была сварка.
И вот еще что интересно. Обычно на ралли-рейдах продолжительностью менее недели день отдыха не практикуется, но в данном случае передышка на берегу Кап-чагайского водохранилища, одного из крупнейших в Казахстане (длина-180 км, наибольшая ширина - 22 км), оказалась совсем нелишней. Во всяком случае местные спортсмены имели возможность привести в порядок технику перед заключительной фазой соревнования, а гости - познакомиться с достопримечательностями южной столицы Казахстана. Похоже, расслабились и организаторы, допоздна обсуждавшие героическую тему «о бессонных ночах». А ведь гонка еще не закончилась...
К полудню, растворясь от зною...
Конфигурация предпоследнего кольцевого СУ, растянувшегося на 450 км, питала призрачную, как мираж, надежду изменить status quo. Причем речь шла, скорее, не о борьбе за первое место (здесь отрыв Новицкого был неоспорим, и соперникам можно было надеяться только на поломку его автомобиля), а о положении в остальных зачетах. И вновь, как и накануне, серьезным испытанием для гонщиков, находившихся на трассе более восьми часов, стала аномально высокая температура воздуха. К счастью, обошлось без атмосферно-оптиче-ских явлений, равно как и тепловых истощений. Действительно, немногим более половины участников уложились в норматив (то есть максимально разрешенное время прохождения СУ).
Оставался завершающий 50-километровый СУ в районе Кап-чагайского водохранилища. Но он вряд ли мог изменить ситуацию. Впрочем, о победе в ралли-рейдах не принято говорить до последнего метра дистанции. Брифинг перенесли на утро, а утром зарядил дождь. В общем, стало ясно, что зрелищного финала не будет. Ситуацию спасли организаторы рейда Dakar-KZ. Они пригласили всех желающих на пляжную гонку, воссоздавшую в миниатюре традиционный финиш «Дакара» на берегу Розового озера. Награждение состоялось здесь же. Поздравления с победой в «Абсолюте» принимали Леонид Новицкий и Олег Тюпен-кин ( Mitsubishi L-201). Более чем на пять часов они опередили ближайших соперников - казахстанский экипаж Бауыржана Исабае-ва и Константина Орлова ( Nissan Pathfinder). Третье место в абсолютном зачете и первое в категории Т2 занял дуэт из России Владимир Макаренко - Виталий Ев-техов ( Mitsubishi Pajero).
РS. Чтобы претендовать на кубковый статус, организаторам казахстанской гонки предстоит еще поработать. Одно ясно - ее трассы стали неплохой тренировкой для тех, кто в январе готовится выйти на старт африканского супермарафона.
текст и фото: Константин КОМКОВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.