Билет в один конец

От Питера до Москвы по бездорожью. «Рейд двух столиц» – многодневное трофи для всей семьи

В последнее время все чаще приходится слышать об «утраченном духе офф-роуда». Нет, спортивных и околоспортивных мероприятий хватает, да и с экспедициями тоже все более-менее в порядке, а вот дружеских путешествий, куда люди могли бы съездить отдохнуть всей семьей, пусть и на подготовленных, но городских автомобилях, увы, практически не осталось.

Для начала я хочу рассказать краткую предысторию. В середине 90-х годов прошлого века, на заре российского офф-роуда, появилась идея объединить питерских и московских любителей бездорожья в рамках одного мероприятия. Задумано это было таким образом, чтобы участникам из обеих столиц не пришлось на «уставшей» после рейда машине (техничек и автовозов тогда не было) пилить еще 700 километров до дома. Как это сделать? Ответ очевиден: нужно организовать два старта! То есть московские экипажи стартовали из Петербурга в сторону Москвы, а жители Северной столицы - наоборот, из Москвы в Петербург. Встречались они посередине. Ну и, конечно, главное: весь путь требовалось преодолеть, не выезжая на федеральную трассу и используя как можно меньше асфальтированных дорог. Рейд был проведен несколько раз, после чего это, вне всяких сомнений, очень интересное мероприятие, увы, прекратило свое существование.

Возрождение

Прошло долгих шесть лет, и вот в прошлом, 2006, году президент московского клуба Land Rover Ян Хайцеэр и известный трофист Роберт Санакоев решили возродить, казалось бы, забытое приключение. Провели первый после перерыва рейд - «обкаточный». Прошел год, и за это время был разработан еще один маршрут.

Теперь старт приключения, носящего имя «Рейд двух столиц», состоялся в Тосненском районе Ленинградской области. Но в отличие от 90-х годов разделение на московскую и питерскую команды не предусматривалось (организаторы предложили участникам офф-роуд билеты только в один конец). Все участники были из Москвы или пригорода. В рейде участвовало более 20 подготовленных и не очень внедорожников, в марочный состав которых помимо доминирующих Toyota и Land Rover входили два УАЗа и один Nissan Navara.

Хлеб и ремонт прилагаются

Учитывая различную степень подготовки автомобилей и отсутствие у многих участников опыта внедорожной езды, организаторы предусмотрели спецучастки различной сложности. То есть каждый экипаж мог выбрать, стоит штурмовать очередной СУ или лучше просто понаблюдать, как это делают другие. Но не надо думать, будто кому-то удалось преодолеть более тысячи километров грунтовых дорог, так и не включив пониженную передачу. В первый день, после брода, участники нырнули в лес, где столкнулись с колеями и заболоченными участками. Здесь же были размотаны и лебедки.

К вечеру изрядно уставшие участники прибыли в лагерь, где их ожидал ужин - в далеко не маленький стартовый взнос входит и двухразовое питание. Но, как говорится, не хлебом единым - нужно же и машины ремонтировать. Для более полного удовлетворения второй по значимости человеческой потребности, то есть решения технических проблем, организаторы пригласили механика из компании Britcar.

Трудный СУ второго дня

Типичный суточный пробег рейда составлял всего 100-150 км, что позволяло приезжать в лагеря до полуночи и полноценно высыпаться (что особенно актуально для путешествующих с маленькими детьми). Ну а самым серьезным спецучастком за весь рейд оказался СУ второго дня, который был не по зубам многим экипажам. И хотя его длина - всего 300 м, при прохождении СУ две машины остались без передних лебедок. Кольцевой спецучасток состоял из двух частей. Первые 150 м - сплошные глубокие глиняные колеи, а вторые 150 м - заболоченный участок со следами прохождения гусеничной техники. Получив таким образом свою порцию адреналина, легкий СУ-2 участники пролетели просто-таки в раллийном режиме...

Продлись, змеи очарованье...

Ну а вечером участников рейда ждал уютный лагерь, обустроенный в месте совершенно удивительной красоты, на берегу Меты. Живописная холмистая местность, деревня неподалеку, и при этом полное отсутствие дорог, ведущих к реке. Почему так? Причина девственной чистоты речного берега выяснилась позднее, когда местные жители сказали нам, что в реке купаться опасно-много змей! Но, как известно, настоящих любителей бездорожья так просто не испугаешь.

Две большие Toyota

Впереди нас ждал заболоченный ручей. Почва достаточно мягкая, но две первые машины она, скорее всего, выдержит. К счастью для зрителей, первыми стартовали две TLC 105. Не сбавляя газа, тяжелые автомобили ухнули в ручей, как сошедшие с рельсов тепловозы. Три тонны веса каждого авто, помноженные на 4 л объема двигателя, сделали свое дело, и обе Toyota надежно засели. А ближе к ночи нас ожидал еще один сюрприз в виде довольно глубокого (более метра) брода. Старый деревянный мост здесь давно разрушен, а нового нет. Вброд могут проехать только грузовики и внедорожники. Кстати, я, переезжая через речку, не мог отделаться от мысли, что однажды уже форсировал эту водную преграду, причем именно здесь. Потом вспомнил: пять или шесть лет назад в этих местах пролегал маршрут одной экспедиции, в которой я участвовал. Тогда уровень воды в реке был еще выше, и без шноркеля этот участок преодолевался ох как непросто

Вода, огонь и медные... жилы

На следующий день организаторы подготовили этап ориентирования по GPS. Причем не простой, а с подсказками-головоломками (к этому моменту рейд дошел до озера Селигер). Последняя загадка располагалась рядом с лагерем и указывала координаты «приза», находящегося под водой. Требовалось доплыть без использования технических средств до точки, нырнуть, отыскать «приз» и вернуться тем же способом на берег.

Примерно в это же время в рейде случилось пополнение, к путешественникам присоединились участники на UAZ Hunter. И все бы ничего, но при преодолении одного из лесных препятствий у Hunter загорелась проводка. Автомобиль потушили, но своим ходом он уже перемещаться не мог. UAZ на буксире доставили в Торжок, где в автосервисе меньше чем за сутки машину восстановили, и через день бесстрашный экипаж догнал основную группу.

По узкоколейке

Тем временем колонна подтянулась к действующей узкоколейке, по которой нам предстояло пройти несколько километров (составы ходят пару раз в неделю). Надо сказать, что техническое состояние полотна удручающее - много провалов, оползней, а рельсы загнуты. Вокруг одни болота. Конечно, я понимаю, что проложить такую дорогу среди топей было очень трудно. Но в данном случае причина упадка скорее финансового плана.

Приключение закончилось

Чем ближе к Москве, тем сложнее становится двигаться только грунтовками и второстепенными дорогами. Последний лагерь рейда расположился на Рузском водохранилище. Очередное приключение закончилось, и цивилизация надвигалась. Повсюду дачи, деревни и заборы... Увы и ах, «Рейд двух столиц» подошел к концу, и впереди нас ждал разве что финиш в школе внедорожной езды Land Rover Experience и рабочие будни. Кстати, организаторы не исключают возможность проведения двух этапов рейда в год. Так что, возможно, осенью мы с вами снова встретимся в Тосненском районе.

текст и фото: Александр ДАВИДЮК

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№9 сентябрь 2007

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты