Так уж сложилось, что на планете, носящей имя Земля, существует немало мест, имеющих самую тесную связь с тем или иным видом спорта. Причем эта самая связь возникает не сама по себе. Скорее, она является результатом стремления огромного количества людей хотя бы раз в жизни попасть в эти культовые места. Например, точкой наивысшей притягательности для любого альпиниста нашей планеты является складка земной коры под названием Эверест, для поклонника тенниса священным местом будет английский Уимблдон, гонщики «Формулы 1» не могут противостоять изысканной притягательности городской трассы в Монако, а для велосипедистов главным местом на земле является юг Франции. Вы спросите: к чему все эти рассуждения? А к тому, что у настоящих фанатов офф-роуда, проживающих в Центральной Европе, тоже есть своя особенная точка притяжения. И имя ей -Хорватия. Точнее, Croatia Trophy.
Вот уже много лет Croatia Trophy, организуемое клубом Zagreb 92, проходит в конце апреля - начале мая. На этот раз местом проведения соревнования стали горы в окрестностях городка Старо Село. В этом году Croatia Trophy собрало участников из 11 стран. В зачете «Внедорожники» больше всего команд было из Германии, Голландии, Польши и Бельгии (5, 5, 4 и 3 экипажа соответственно). Из прочих участников хочется отметить экипаж с Мальты. Чтобы попасть со своего острова на Croatia Trophy, от них, пожалуй, потребовались самые большие усилия.
Как водится, работы по подготовке машин продолжались до официального старта. Но одновременно с бесконечным нанесением «последних штрихов» все старались воспользоваться случаем и получше присмотреться к машинам соперников. А посмотреть было на что - уже в прошлом году стало ясно, что на соревнованиях такого рода все большую популярность приобретают портальные мосты и механические лебедки. Так вот, что касается портальных мостов, то уже в этом году большинство спортсменов действительно оснастили своих монстров мостами редукторного типа, а вот механические лебедки были далеко не у всех. Впрочем, на старте можно было встретить и экипажи, оснастившие свои машины аж четырьмя лебедками: электрической и механической спереди, задней и дополнительной верхней!
Яростная борьба за выбор позиции
В этом году для поддержания командного духа организаторы приняли решение выпускать экипажи на пролог не поодиночке, а командами (по две машины в каждой). И вот еще изменение. Обычно показанное на прологе время определяет порядок старта, однако, поскольку регламент Croatia Trophy предусматривал на первом этапе одновременный старт, победители пролога получали в качестве компенсации право выбора стартовой позиции. Сам по себе пролог оказался очень зрелищным и собрал массу зрителей из окрестных населенных пунктов. Экипажам предстояло спуститься с крутого речного берега, форсировать брод, обогнуть небольшую рощицу и, вновь спустившись в воду, пройти по руслу через стоящие прямо в реке ворота, затем выехать на узкую косу.
После этого одна из машин команды должна была вскарабкаться на берег (преодолев глубокую, по колено, грязевую полосу) в то время как вторая, двигаясь по левому краю косы, должна была выйти на берег чуть дальше. Причем грязи и ила на этом участке было еще больше. Выбрать оптимальную траекторию было сложно, потому что этот участок был полностью залит водой, а сам берег выглядел скользким и размокшим. Плюс ко всему, машины здесь опасно кренились. К счастью для участников, прямо перед выходом на берег росло толстое и крепкое дерево, представлявшее собой прекрасный «якорь» для лебедочного троса. Тем не менее большинству участников в этом месте понадобилась помощь второго экипажа, как правило, уже успевавшего к тому времени выбраться на земную твердь. Кстати, до начала заездов этот маршрут казался проще и безопасней, чем путь по правой стороне косы, на деле же все оказалось иначе.
Самые отчаянные смельчаки вскоре нашли альтернативный маршрут: прямо через реку, по значительно более глубокому ее участку и в лоб через грязевую полосу вдоль уреза воды. Впрочем, зрителям было все равно, какую именно траекторию выберут участники: в любом случае на их долю выпадало захватывающее внедорожное шоу. Штурманы, заносящие лебедочные тросы по грудь в воде, визг лебедок, рев моторов, вздымающиеся из-под колес фонтаны воды и грязи, чуть ли не полностью погрузившиеся в воду машины, напряженные, а иногда и испуганные лица пилотов. Лучший результат на прологе показала немецко-бельгийская команда. Ей удалось затратить на преодоление дистанции рекордно короткое время - чуть более четырех минут! He-многим более минуты проиграла ей команда в составе экипажей из Голландии и Польши. Показанные лидерами результаты особенно впечатляют, если иметь в виду, что у команды-аутсайдера это заняло почти полчаса.
События развиваются
Скажу сразу: в отличие от прошлого года организаторы, опа-саясь поломок и массового схода еще не вошедших в ритм гонки участников, не стали делать трассу первого дня экстремально сложной. Наоборот, они решили плавно наращивать напряжение от этапа к этапу, таким образом оставляя наиболее «зубодробительные» СУ на «закуску». Но в условиях, когда от машин и оборудования требуется работа на пределе возможностей, даже самая надежная техника раньше или позже «сдается». Перечисление всех поломок первого дня стало бы очень длинным, грустным и скучным. И все же, пожалуй, стоит сказать, что наиболее частыми проблемами на Croatia Trophy были обрывы лебедочных тросов, перегрев лебедок и разбортировавшиеся (пробитые) колеса.
Зато погода на этот раз стояла просто замечательная. А поскольку предшествующие соревнованию две недели тоже практически обошлись без дождей, то грязи на лесных дорогах оказалось не слишком много. По этому случаю организаторы включили в маршрут несколько лесовозных просек с глубокими колеями, заполненными липкой глиной. Также на маршрутах было немало бродов через ручьи и речки. В общем, услышать от участников жалобы на отсутствие грязи мне так и не довелось.
Такие разные «таски»
Четвертый день соревнования представлял собой Trophy Day. В этом году организаторы снова отошли от традиций, объединив участников на один день в команды, состоящие из четырех машин. Предложенные им «таски» потребовали по-настоящему виртуозного вождения, хотя и прочие навыки и умения тоже были востребованы.
Например,первое задание выглядело следующим образом. Один из четырех экипажей команды преодолевает брод через реку на машине и занимает позицию на противоположном берегу. Одновременно другие члены команды переправляются через реку на резиновой лодке. Затем одному из «лодочников» нужно вскарабкаться на уже стоящую на берегу машину, прицепиться к провешенному через реку тросу и вернуться к месту старта по навесной переправе. После чего экипажи первой машины и надувного плавсредства проделывают путь в обратном направлении. Секундомер останавливается только тогда, когда в точку старта возвращается последний участник.
Второй «таcк» оказался более сложным. Участникам предстояло провести все четыре машины команды через кажущееся абсолютно непроходимым болото. Сцепление колес с грунтом было очень мало, к тому же все машины сразу и глубоко погружались в напитанную влагой болотную грязь. Но кое-кому все же удалось, выжав до отказа акселератор, преодолеть этот участок ходом. И первым из тех, у кого получился этот фокус, стал экипаж Фрица Беккера и Доминика Тройфера, выступавший на прототипе с мостами Unimog. Их проезд оказался настолько впечатляющим, что повторить их успех практически ни у кого не получилось. А это означало винчевку, винчев-ку и еще раз винчевку. Единственным утешением служило то, что вокруг хватало прочных деревьев, за которые можно было закрепить лебедочный трос. Но красивей всех прошли через болото голландцы Петер Аренде и Пауль де Хаас. Они проделали весь путь в очень спокойной манере, не злоупотребляя педалью акселератора, но показав при этом такое же время, как и азартные немцы.
Третий «таcк» спортсмены проходили уже в индивидуальном порядке. Собственно, это была та же самая трасса пролога, только двигаться нужно было в обратном направлении. Соответственно главным препятствием стал обрывистый берег, на который автомобилям участников предстояло вскарабкаться перед самым финишем. А еще была глубокая промоина, проделанная паводковыми водами. По крайней мере, она очень многих заставила размотать трос лебедки.
Добро пожаловать в ад
Солнце, опустившееся за покрытые лесом вершины Балканских гор, ознаменовало окончание «Дня трофи». Но это не означало, что участники могут разойтись по своим палаткам и уснуть глубоким сном уставших людей. Им предстояло отправиться на ночной спецучасток. Ну а напутственное «Добро пожаловать в ад», сказанное ответственным за прокладку этого СУ Анжелко Цвеком, было куда как красноречивым. Надо отметить, что некоторые участки этого СУ уже были знакомы спортсменам по пре-дыдущим дням рейда. Но одно дело - проходить достаточно сложный участок днем; а другое - проделывать это в ночной темноте. Именно темнота и недостаток видимости подвели голландский экипаж Йо Ливена и Петра Лансера. В поисках пути они поехали по следу чьих-то шин и оказались в зарослях. Секунда-и земля буквально исчезла из-под передних колес их автомобиля. После чего он, пролетев еще порядка семи метров, приземлился на крышу прямо в русло реки! Прямо скажем, оба висящих на привязных ремнях вверх ногами члена экипажа испытали несколько неприятных мгновений. Особенно когда в окна кабины хлынула вода, мгновенно затопившая их головы. Однако каркас безопасности принял удар на себя, и несколько секунд спустя обоим «каскадерам» удалось выбраться из машины и совершенно невредимыми вынырнуть на поверхность. Боле того, единственным видимым повреждением их машины оказалась слегка погнутая средняя труба каркаса! Впрочем, часть последствий осталась недоступна человеческому глазу. Например, вода проникла в компьютер, управляющий системой впрыска двигателя, и, несмотря на все попытки, его так и не удалось заставить работать дольше, чем пару секунд. В итоге экипажу все-таки пришлось отказаться от участия в соревновании. А тем временем трофи-марафон неумолимо приближался к завершению, а трассы становились все сложнее.
Год бельгийской славы
Вне всякого сомнения, этот год стал годом славы для участников из Бельгии. Марк Эйкенс и Йо Рей-мен не первый год принимают участие в Croatia Trophy и всегда входили в первую десятку, но до этого года им ни разу не удавалось победить! Особенно хорошо экипаж прошел первые, «быстрые», спецучастки: экстремальная грязь и глубокие колеи вызывали большие затруднения. Не хуже выступил и другой бельгийский экипаж, ани Ванбегин и Вальтер Своне-пел. Дани участвует в Croatia Trophy во второй раз, а для Вальтера этот год вообще стал дебютом. По словам Дани, главным залогом победы на Croatia Trophy является безупречная работа штурмана, и Вальтер, несмотря на отсутствие реального опыта, очень быстро учился непосредственно в ходе гонки и отлично справился с поставленными задачами. Особенно хорошо этот экипаж выступил на последних- «грязевых» - спецучастках, что и дало ему возможность занять вторую ступень пьедестала.
Победители Croatia Trophy-2007 | ||
---|---|---|
Зачет «Внедорожники» | ||
Экипаж | Автомобиль | Страна |
ЭИКЕНС Марк / РЕИМЕН Ио | Бельгия | |
ВАНБЕГИН Дани / СВОНЕПЕЛ Вальтер | Jeep CJ7 | Бельгия |
СЕЙФРИД Гарольд / ГИЛНРЕЙНЕР Дитер | Sleyr-Puch | Австрия |
Зачет «АTV» | ||
Команда | Марка ATV | Страна |
БУЯНЧИК Яцек / КРЕТЬКЕВИЧ Кршиштоф | Yamaha | Польша |
ПОРОГАР Михаэль / КНИППЕЛЬ Хольгер | Suzuki | Германия |
ЛАБАТ Эмерик/ КУРТИН Фабьен | Yamaha | Франция |
текст и фото: Мартин БРИНК (Martin BRINK)
перевод: Андрей СУДЬБИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.