Езда с умом

Основные навыки управления автомобилем на бездорожье — практика и теория от наших экспертов

Навыки, необходимые для езды на бездорожье да и просто по размытой дождем проселочной дороге, должны быть в арсенале не только заядлого офф-роудера, но и любого автомобилиста. Время от времени даже владельцы легковушки сталкиваются с необходимостью форсировать глубокую лужу или другое препятствие, на первый взгляд кажущееся непреодолимым. Позволим себе дать несколько советов, которые помогут водителю с честью выйти из затруднительного положения

Езда на автомобиле по пересеченной местности имеет свои особенности, которые определяются, по большому счету, лишь одним фактором — нестабильностью условий движения. Выражается это не только в постоянно меняющемся рельефе местности. Опытный водитель всегда может соотнести параметры геометрической проходимости своей машины с размерами препятствия и не попасть в безвыходную ситуацию. Самая главная проблема, перед которой зачастую пасуют даже опытные автомобилисты, — необходимость соблюдения баланса между силой тяги на колесе и возможностями его сцепления с грунтом. Проще говоря, важно не «перегазовать», в противном случае ведущие колеса будут просто «шлифовать грунт», а автомобиль останется на месте.

Трактор не нужен — выедем сами!

Частенько водители вынуждены бросать автомобиль и идти за помощью только по той причине, что не знают устройства трансмиссии собственной машины или не представляют себе, как правильно использовать те или иные узлы. Поэтому перед поездкой на бездорожье необходимо снять все вопросы по конструкции транспортного средства. Скорее всего, вам придется обратиться за консультацией к специалисту, ведь мало знать о наличии в трансмиссии конкретного узла, нужно представлять себе принцип и диапазон его работы. Например, если в заднем мосту установлен самоблокирующийся дифференциал, то уточните степень его блокировки. Если между осями момент распределяет многодисковая фрикционная муфта, узнайте, в масле она работает или «всухую». Перечислим еще моменты, которые стоит прояснить: возможность принудительного (по команде водителя) подключения или отключения одного из мостов, наличие и тип раздаточного элемента (муфта, дифференциал), возможность принудительной блокировки дифференциалов, возможность изменения жесткости стабилизаторов подвески колес. Кроме того, современные автомобили оснащаются и электронными системами помощи водителю. Узнать о них можно из «руководства пользователя».

Выбор скорости движения

Итак, на бездорожье для преодоления труднопроходимых горизонтальных участков применяется комбинация из двух распространенных приемов: движение автомобиля «ходом» или «внатяг». Анализируя условия, водитель должен принять решение, какой из двух способов наиболее подходит для конкретной ситуации. Например, если автомобиль имеет относительно небольшую массу и длина сложного участка сопоставима с длиной машины, то предпочтительно преодолевать преграду «ходом». Для этого нужно разогнаться и использовать такое свойство любого тела, как инерция. Правда, предварительно неплохо бы понять, нет ли на предполагаемой траектории движения больших камней, бревен и других предметов, при контакте с которыми можно сильно повредить днище машины.

При движении «внатяг» преодолевать препятствие следует на малой скорости, причем дозировать нагрузку на двигатель от педали газа следует, балансируя на грани срыва колеса. Использовать этот метод предпочтительно на автомобиле, двигатель которого обладает хорошей тяговитостью и обеспечивает большие запасы крутящего момента на малых оборотах. При этом сам автомобиль не обязательно должен обладать блокировками дифференциалов и понижающей передачей в раздаточной коробке. Даже кроссовер сегодня, как правило, оснащают системой имитации блокировки межколесных дифференциалов. Поэтому, если вдруг одно из колес начинает проскальзывать (забегать), то в действие вступает тормозной механизм, вследствие чего через отстающее колесо реализуется больший крутящий момент.

Водители, чей автомобиль не оснащен такой системой, могут сымитировать блокировку принудительно. Включите передачу и уберите ногу с педали газа; если буксующие колеса продолжают «шлифовать» грунт, нажмите слегка на акселератор и одновременно ударьте с большой силой по педали тормоза. Если колеса все же не могут зацепиться за грунт, то отпустите педаль газа (или дозируйте нагрузку так, чтобы двигатель не заглох) и, оставаясь «на передаче», вращайте рулевое колесо: вполне возможно, грунтозацепы смогут найти твердые участки почвы.

Меньше всего проблем в такой ситуации возникнет у водителя внедорожника, оснащенного автоматической либо принудительной блокировкой всех трех дифференциалов (двух межколесных и одного межосевого). С заблокированными дифференциалами сложный участок дороги будет преодолен без проблем. Не стоит, впрочем, забывать, что даже у внедорожника проходимость не беспредельна, поэтому, если водитель испробовал все средства, а машина все равно буксует и не двигается с места, воспользуйтесь «дедовским» способом — раскачкой. Поочередно включайте первую передачу и реверс таким образом, чтобы с каждой попыткой амплитуда движений увеличивалась. В конце концов запас кинетической энергии станет достаточным для того, чтобы автомобиль сам «выпрыгнул» из ямы.

Сначала думаем, потом едем

Частенько приходится преодолевать лежащее поперек дороги дерево. Это пример, когда водитель должен с высокой степенью достоверности соотнести параметры геометрической проходимости машины с размерами препятствия. В противном случае можно искорежить днище, «оторвать» глушитель. Желательно, чтобы клиренс машины был больше диаметра ствола дерева раза в полтора, — тогда смело «залезайте» на препятствие под прямым углом.

Крутые подъемы штурмуют на заранее выбранной низкой передаче. При этом желательно избегать переключений, потому что автомобиль может начать скатываться назад и придется начинать все сначала. При движении по крутому спуску не рекомендуется использование педали тормоза: если автомобиль «пойдет юзом», управляемость будет потеряна, а исход — непредсказуем. Поэтому включите первую передачу в коробке и понижающую — в «раздатке». Если в «раздатке» две понижающие передачи, выберите ту, передаточное число которой больше. Многие автомобили оборудованы системами помощи при движении под уклон. Если ваш опыт не предполагает наличия устойчивого навыка управления машиной в такой ситуации, доверьтесь электронике.

Вызволяя застрявший автомобиль, воспользуйтесь подручными средствами. Для начала постарайтесь улучшить условия по сцеплению буксующих колес с грунтом: подложите под колесо ветки, набросайте сухой земли, подойдет даже коврик из салона. Если под рукой имеется лопата, удалите часть грунта, препятствующего движению. Но коль и эти меры не помогают, то придется воспользоваться специальными аксессуарами, без которых опытные джиперы не отправляются на покорение бездорожья. Об этих аксессуарах мы расскажем в нашем следующем выпуске.

Снег и песок

По своим свойствам эти две субстанции очень похожи — разница только в коэффициенте сцепления. Песок бывает сухой и мокрый, а снег рыхлый или плотный. При движении по снегу и песку огромную роль играет выбор правильного давления в колесах при разных состояниях поверхности — оно должно быть снижено как минимум до 1,2 атмосферы. Двигайтесь равномерно, ни в коем случае не допускайте пробуксовки колес, так как машина моментально зароется.


текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Мария ГОРШКОВА

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 май 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты