Off Road? Off Road Light!

Потребительский тест кроссовера VW Tiguan

Еще и года не прошло с тех пор, как первые кроссоверы VW Tiguan появились у российских дилеров. Но, несмотря на свою молодость, популярность у наших соотечественников модель приобрела молниеносно. Похоже, недаром только в прошлом году этот автомобиль завоевал аж целых две премии «Внедорожник года». У нас на испытаниях побывала версия Track & Field, оснащенная 150-сильным 1,4-литровым наддувным двигателем и механической коробкой

На российском рынке сегодня VW Tiguan представлен двумя модификациями, обе — с бензиновыми моторами, оснащенными системой питания с непосредственным впрыском топлива. Самый доступный — четырехцилиндровый 1,4-литровый агрегат TSI с комбинированным наддувом: на низких оборотах воздух в цилиндры нагнетает винтовой компрессор, в среднем диапазоне включается турбина, которая продолжает работать на высоких оборотах, но уже в одиночку. В результате при весьма скромном рабочем объеме мотор развивает мощность в 150 «лошадок», а его максимальный крутящий момент в 240 Нм доступен в диапазоне от 1750 до 4000 об/мин. При этом паспортный расход топлива в смешаном цикле у VW Tiguan c этим агрегатом составляет 8,5 л на 100 км. Неплохой результат для полноприводного автомобиля снаряженной массой около 1500 кг.

Второй двигатель Tiguan — двухлитровая «четверка». Несмотря на ту же аббревиатуру — TSI, мотор оснащен только турбонаддувом. Этот агрегат мощностью 170 л.с. и максимальным крутящим моментом 280 Нм при 1700–4200 об/мин устанавливается на некоторых моделях Audi. Мотор был позаимствован у ингольштадтской фирмы в порядке корпоративной солидарности.

Для обитателей мегаполиса модификация с двухлитровым агрегатом более предпочтительна. В отличие от модификации с двигателем 1,4 TSI, она доступна не только с шестиступенчатой механической КП, но и с автоматической коробкой классической гидродинамической конструкции. В ближайшей перспективе у российских дилеров появится и версия, оснащенная турбодизелем. Мотор, знакомый нашим соотечественникам по легковым автомобилям концерна VW, имеет мощность 140 л.с, а максимальное значение его крутящего момента — 320 Нм — лежит в диапазоне 1750–2500 об/мин.

Европейский покупатель кроме означенных модификаций может приобрести версии с 2,0-литровым турбодизелем мощностью 170 л.с., работающим в паре с шестиступенчатой механической коробкой, и с 2,0литровым 200-сильным бензиновым мотором, агрегатируемым как с шестиступенчатой «механикой», так и с «автоматом».

Кесарю — кесарево

При создании первого в модельной гамме компактного кроссовера инженеры Volkswagen весьма оригинально подошли к проблеме охвата максимально широкой аудитории. Потребителям предложено на выбор два внешних стайлинг-пакета. Тем, кто эксплуатирует автомобиль большей частью в черте города, предназначен пакет Onroad, доступный с комплектациями Trend & Fun и Sport & Style. Любителям частых вылазок на природу адресован пакет Offroad, предлагаемый с комплектацией Track & Field. Основное различие между исполнениями стайлингпакетов заключается в конфигурации переднего бампера. В исполнении Onroad его конфигурация обеспечивает весьма скромный угол въезда — 18°, а на машине с Offroad можно взобраться на подъем до 28°. Правда, стоит оговориться, что угол съезда в обоих случаях одинаков — 25°.

Tiguan штатно оснащается фирменной трансмиссией 4Motion, за раздачу момента между мостами в которой отвечает многодисковая фрикционная муфта Haldex третьего поколения, работающая в масляной ванне. При прямолинейном равномерном движении по сухой дороге незначительная часть тяги — в пределах 10% — постоянно передается на задний мост.

В автомобиле, укомплектованном стайлинг-пакетом Offroad, предусмотрен режим для преодоления трудных участков местности. Для его активации достаточно нажать соответствующую кнопку на центральной консоли, чуть выше рычага переключения передач. При этом задействуется сразу несколько систем, в частности помощи при спуске и при трогании в подъем. Кроме того, электроника, управляющая двигателем, переходит в режим, позволяющий точнее дозировать тягу педалью акселератора и предотвращающий повышенный износ сцепления. Вкупе со всем этим немного отодвигаются и пороги срабатывания таких систем, как ESP и ABS, а с излишней пробуксовкой колес начинает бороться электроника. При пробуксовке одного из колес в действие вступает рабочий тормозной механизм, и тяга начинает реализовываться через колесо, находящееся в лучших по сцеплению с поверхностью условиях.

Полный комплект

В базовой комплектации автомобиль оснащен двухзонным климат-контролем, электроприводами дверных стекол и наружных зеркал, подогревом передних сидений и, конечно, музыкальной установкой с возможностью проигрывания mp3-файлов. Защиту экипажа обеспечивают шесть подушек безопасности и полный набор систем, необходимых в сложных ситуациях на дороге: ESP, ABS и ASR. Добавим к этому, что в краштестах Euro NCAP Tiguan добыл законные пять «звездочек».

Достаточно широк и список предлагаемых дополнительных опций. Помимо прочего оборудования, он включает систему Park Assist, второе поколение которой было представлено только в феврале нынешнего года. Park Assist не только сама отыскивает место для параллельной парковки, но еще и паркуется без участия водителя.

Несмотря на относительно скромные габариты машины, свободного пространства пассажирам второго ряда сидений хватит с лихвой. А 470 л полезного объема багажного отделения позволят разместить полажу всех пятерых седоков.

Сумма потребительских качеств компактного кроссовера VW Tiguan и определяет его возрастающую с каждым днем популярность в России. И результаты продаж говорят сами за себя: только в марте текущего года 416 машин нашли новых владельцев. Немногие из конкурентов могут похвастать таким вниманием потребителя. Значительный вклад в успешную рыночную судьбу автомобиля вносит и российская прописка: Tiguan, произведенный на калужском предприятии Volkswagen, можно приобрести за 900 тыс. руб.

Технические характеристики
Volkswagen Tiguan 1.4 TSI
ДвигательБензиновый, с турбонаддувом
Рабочий объем, см 1390
Расположение/количество цилиндров Рядное/4
Мощность, кВт(л.с.)/об/мин110(150)/5800
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин240/1750–4000
Коробка передачМеханическая 6-ступенчатая
Передаточные числа: 
   I3,923
   II2,158
   III1,895
   IV1,379
   V1,091
   VI0,917
Задний ход4,947
Главная передача3,940
ПриводПостоянный полный
Подвеска передняяНезависимая, пружинная
Подвеска задняяНезависимая, пружинная
Тормозные механизмы спередиДисковые вентилируемые
Тормозные механизмы сзадиДисковые вентилируемые
Максимальная скорость, км/ч192
Время разгона до 100 км/ч, с9,6
Расход топлива город/трасса, л/100 км10,1/6,7
Топливо/емкость топливного бака, л Аи-95/64
Тип кузоваУниверсал
Количество дверей/мест5/5
Длина/ширина/высота, мм4457/1809/1686
Колесная база, мм2604
Колея спереди/сзади, мм1670/1670
Дорожный просвет, мм200
Шины215/65 R16
Снаряженная масса, кг 1546
Полная масса, кг2170
Объем багажника, л470–1510

Смешанные чувства

Разговоры о том, «народные автомобили» выпускает нынче Volkswagen или нет, порядком поднадоели. Тем более что и машины, и люди (читай — потребители) со времен вхождения этого термина в обиход сильно изменились.

Усаживаясь за руль серебристого VW Tiguan, поступившего во временное пользование нашей редакции, я сильно стукнулся правой коленкой об угол панели приборов — рядом с тем местом, где размещен селектор наружного освещения. Коллеги списали происшествие на мою природную неуклюжесть, но настроение у меня испортилось. Так... руль — 3-спицевый. О, я люблю 3-спицевые рули, но только в том случае, если они обшиты кожей. Выпускать сегодня машины с пластиковыми рулями — это, право, моветон, в каком-то смысле это даже антинародно. Сразу же после начала движения обнаруживается большая «нулевая» зона, обеспечиваемая рулевым механизмом. Поначалу это вызывает дискомфорт, особенно при динамичной езде, но постепенно организм привыкает. А вот к чему привыкнуть нельзя, так это к совершенно «ватному», нечеткому механизму переключения передач: чрезвычайно сложно «нащупать» рычагом нужную ступень. Фирменная синяя подсветка (центральный дисплей, шкалы тахометра и спидометра) давно уже стала притчей во языцех, но, видимо, большинство владельцев на это не жалуются, и «цветовая политика» марки остается неизменной.

Что понравилось: достаточно много места для ног пассажиров второго ряда; великолепная приемистость двигателя (при том, что энерговооруженность машины невысока); умеренный аппетит — в моем авторском и очень динамичном смешанном цикле больше 9,6 л на 100 км машина не потребляла.

Капризам природы вопреки

Возвращаясь в воскресенье с дачи, я должен был заскочить к расположенному поблизости затопленному карьеру — сосед позвонил и попросил завезти ему сигарет. Он там с утра на лунке сидел, плотвичку тягал. Ну, думаю, как-никак апрель на дворе, снег, наверное, уже вскрылся на подъезде к берегу. Хаха, обрадовался! Только в некоторых местах зияли черные от пасмурного неба лужи, а остальное — практически девственная целина с колеей до границы льда. Я остановился и задумался: может, все-таки не рисковать и оставшиеся полкилометра пешком пройти? Но природная лень и сыпавшийся с неба мокрый снег сподвигли меня на неоправданный риск, и я, подоткнув первую передачу, нажал на газ. Классный все-таки этот 1,4-литровый TSI — уверенно тянет, радостно посвистывая, уже с 1,5 тыс. оборотов! Машина (о чудо) уверенно ползет к заветной цели, и только колеса переговариваются друг с другом командами срабатывающих блокировок системы EDS. Полтергейст какой-то... В общем, сосед очень скоро получил свою пачку сигарет, а я через несколько минут уже поворачивал на Ленинградское шоссе по направлению к Москве.

Не стоит ждать невозможного

С VW Tiguan я знаком уже довольно давно. Правда, все предыдущие наши с ним встречи проходили в рамках асфальтового протокола. Разве что достаточно долгие путешествия по каменным джунглям мегаполиса, где зачастую приходилось срезать путь, игнорируя искусственные бетонные препятствия, позволяли оценить преимущества геометрической проходимости кроссовера над легковыми собратьями. Впрочем, серьезных подвигов на бездорожье от подобных автомобилей никто и не ожидает. Обычно достаточно того, что машина без проблем позволяет скакать через бордюры, объезжать пробки по раскисшей обочине и с легкостью преодолевать грунтовые грейдеры на подъездах к загородной резиденции. Со всеми этими задачами VW Tiguan справляется на твердую «пятерку» в любой комплектации.

В нашем же случае комплектация Offroad (передний бампер иной формы, увеличивающей угол въезда до 28o, и расширенные возможности электроники) к высшей оценке при выполнении поставленных задач уже заочно позволяет приписать солидный плюс. Теорию подтвердила и практика: достаточно серьезные препятствия вне дорог и раскисшие в межсезонье грунтовки автомобиль преодолевал пусть и не играючи, как это сделал бы его старший брат VW Touareg, но все же практически без возражений. Там, где необходимо, электроника оперативно перекидывала крутящий момент на нужные колеса и вполне достоверно имитировала межколесные блокировки. То есть после небольших off-road-приключений могу утверждать, что для поездок на рыбалку или выездов на пикники в лесную глухомань Tiguan подойтет вполне, если, конечно, на пути к вашей цели не лежит болотистая целина или разбитая тракторная колея. Правда, один серьезный недостаток, влияющий на проходимость, я все же отмечу: 1,4-литровый моторчик, оснащенный и турбонаддувом, и компрессором, имеет явный дефицит крутящего момента в самом нижнем (до 1500 об/мин) диапазоне оборотов. А это несколько затрудняет прохождение особо опасных препятствий внатяг. Чуть не угадал с работой педалью акселератора, и либо колеса тут же срываются в пробуковку, либо автомобиль норовит заглохнуть. А понижающего ряда в трансмиссии Tiguan, как вы понимаете, самой природой класса не предусмотрено. Может, турбодизельный вариант, продажи которого вот-вот стартуют в России, лишен подобного недостатка?

Очень понравилось поведение автомобиля на асфальте. Точные, но при этом нерезкие реакции на действия рулем и достаточно четкая обратная связь с управляемыми колесами позволяют передвигаться по магистралям с прытью добротной легковушки. Да и с плавностью хода у Tiguan тоже все хорошо; даже при проезде значительных дефектов асфальтового покрытия на высокой скорости никакого дискомфорта у экипажа не возникает. И, конечно, хваленое немецкое качество отделки интерьера: какие бы препятствия ни приходилось преодолевать, все панели салона сохраняли полное молчание.

Торжество унификации

Сев за руль VW Tiguan, любой человек, знакомый с продукцией этой марки, найдет все привычные вещи на своих местах. Это следствие борьбы за максимально возможную унификацию автомобилей всех многочисленных брендов, принадлежащих концерну. С одной стороны, в новой машине хочется увидеть какие-то свежие и интересные решения, с другой — так пестуется лояльность к марке. Ведь не секрет, что подавляющее число людей на редкость консервативно, особенно мужчины, и их приверженность тому или иному бренду в любой сфере — всего лишь следствие банальной лени и нежелания привыкать к новым вещам. Так что с этой точки зрения салон VW Tiguan выполняет свою функцию на все 100 процентов. Из несомненных плюсов — салон неожиданно просторный, особенно по части места над головой. А вот то, что конструкторы и технологи, пытаясь вогнать стоимость машины хоть в какие-то разумные рамки (если можно говорить так о продукции любого европейского бренда даже не относящегося к сегменту «премиум»), пытались сэкономить по-максимуму, ощущается здорово. Самый яркий пример экономии, вообще являющийся типичным для подобного класса машин, — это явно недостаточное количество и качество шумоизолирующих материалов. Впрочем, рецепт борьбы с этой бедой давно и хорошо всем известен: надо всего лишь сделать музыку погромче.


текст: Алексей ТОПУНОВ
фото: Роман ТАРАСЕНКО

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 май 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты