Полный гибрид!

Гибридный VW Touareg — по винтику, для любознательных

Европейские автопроизводители, изрядно отставшие от компаний Японии и США по части внедрения гибридных технологий, наконец начинают наверстывать упущенное. В 2010 году наряду с дизельными и бензиновыми модификациями Touareg нового поколения в массовое производство будет запущен и Touareg Hybrid

Деятельность европейских автомобильных компаний в гибридном секторе можно охарактеризовать как вялотекущую. Из трех существующих ныне типов конструкций гибридного силового агрегата (ГСА) — микрогибрида, полугибрида и полноценного гибрида производители Старого Света довели до массового производства лишь первый из упомянутых: систему stop&start со скрипом, но все же начинают устанавливать на серийные машины. Что же касается полноценных гибридов, способных некоторое время передвигаться исключительно на электротяге, то значительных подвижек в этом направлении до последнего времени не наблюдалось.

Фактически, если не брать в расчет новоиспеченный VW Touareg Hybrid, показанный в феврале, и Mercedes ML 450 Hybrid – свежайшую премьеру нью-йоркского автосалона, предназначенную только для североамериканского рынка, европейцам можно занести в актив всего одну значимую разработку — электромеханическую коробку передач Two Mode Hybrid, являющуюся элементом привода полноценного гибрида. Но трудился над этой КП интернациональный коллектив конструкторов: наряду с инженерами Daimler и BMW свою лепту в успех внесли и специалисты GM. Интересно, что на сегодняшний день устанавливается эта коробка только на машины, изготавливаемые за океаном, – в Старом Свете агрегат не востребован.

  1. Насос электрогидравлического усилителя рулевого механизма
  2. Силовой блок управления гибридным модулем
  3. Двигатель внутреннего сгорания, оснащенный винтовым компрессором и системой питания с непосредственным впрыском топлива
  4. Исполнительный механизм срабатывания сцепления
  5. Гибридный модуль, основными элементами которого являются сцепление и электрическая машина
  6. 8-ступенчатая автоматическая коробка передач классической гидромеханической конструкции
  7. Раздаточная коробка с межосевым самоблокирующимся дифференциалом
  8. Высоковольтные провода
  9. Воздухозаборник, обеспечивающий подвод потока к батарее
  10. Блок управления высоковольтной АКБ
  11. Высоковольтная АКБ, обеспечивающая напряжение 288 В


Европейцы время от времени обещают начать выпуск полноценных гибридов, правда, сроки называют разные. Например, Porsche через годик-другой собирается вывести на рынок соответсвующие модификации Cayenne и Panamera. Бензоэлектрические BMW X5 и X6 ожидаются только через пять лет. А вот Volkswagen взял на себя обязательство запустить Touareg Hybrid в 2010 году, что выглядит вполне реальным — представленный этой весной прототип без натяжек можно считать предсерийным образцом.

Сейчас выпускается лишь один конкурент будущего Touareg Hybrid – Lexus RX 450h. Хотя по большому счету соперничество это весьма условное: Lexus RX — среднеразмерный кроссовер, а VW Touareg — полноразмерный внедорожник. Да и схема привода на гибридном Touareg значительно проще, чем на японской машине. Напомним, что у Lexus за передачу мощности к передним и к задним колесам отвечают два автономных силовых агрегата. Специалисты, проектировавшие бензоэлектирический Touareg, пошли по самому простому пути: электродвигатель, способный работать в режиме генератора, разместили между ДВС и коробкой передач. И тем не менее этот гибридный Volkswagen может ехать только на электричестве!

Сумма технологий

Агрегатная часть нового прототипа изобилует корпоративными узлами, что не удивительно: дешевле взять готовый механизм у товарищей по концерну, чем разрабатывать свой собственный с нуля. Основа силовой установки Touareg Hybrid — V-образный 6-цилиндровый ДВС — не фирменный «фольксвагеновский», хотя и имеет фирменное вольфсбургское обозначение TSI. Напомним, что первый двигатель семейства TSI сошел с конвейера в 2005 году и был оснащен системой комбинированного наддува: на низких оборотах воздух в цилиндры 1,4-литрового агрегата нагнетал винтовой компрессор, на высоких — турбина. Позже появилась серия 1.8 TSI, моторы которой имели на вооружении только турбонаддув. А вот на Touareg Hybrid будут ставить двигатель внутреннего сгорания рабочим объемом 2995 см3, оборудованный только винтовым нагнетателем с приводом от коленчатого вала. Позаимствовали этот мотор у Audi S4/S4 Avant, куда он устанавливается с лета прошлого года. Система питания — с непосредственным впрыском топлива, обеспечивающая максимальное давление — 150 бар. Компрессор добавляет к атмосферному давлению еще 0,8 бар. Помпа системы охлаждения двигателя при запуске отключается муфтой, что сокращает потери.

Гибридная часть силовой установки — модуль, размещенный между ДВС и коробкой передач, тоже взят на стороне, и не у когонибудь, а у Porsche. Такое тесное сотрудничество между компаниями обусловлено тем, что Porsche является самым крупным акционером VW. И перед тем, как запускать в серию эксклюзивный Cayenne Hybrid, сам бог велел обкатать элементы привода на «народном» Touareg Hybrid. Модуль состоит из двух основных компонентов: обычного сцепления с диафрагменной пружиной и электрической машины, способной работать как в режиме двигателя, так и в режиме генератора. Масса модуля составляет 55 кг, мощность — 38 кВт (52 л.с.). При динамичном разгоне с места или в режиме кик-даун суммарная отдача от силового агрегата — 275 кВт (374 л.с.) и 550 Нм.

Неотъемлемым элементом гибридного привода является высоковольтная аккумуляторная батарея. На сегодняшний день применяются два типа таких устройств: литийионные и никель-металлогидридные. Еще пару лет назад VW участвовал в партнерской программе с другими компаниями немецкой индустрии по внедрению литий-ионных батарей. Но когда Porsche представила первый виртуальный образец Cayenne Hybrid, стало ясно, что фольксвагеновцам придется сменить ориентир. Высоковольтная никельметаллогидридная АКБ, установленная на Touareg Hybrid, состоит из 240 «банок» и обеспечивает напряжение 288 В. К массе машины батарея — с учетом защитного кожуха, элементов крепления и системы вентиляции — добавляет 79 кг. Высоковольтная АКБ размещена под полом багажного отделения.

На Touareg Hybrid предусмотрена, естественно, и система stop&start. Она срабатывает не только при остановке на светофорах, а в любой момент, когда водитель убирает ногу с педали газа. Это может происходить на скоростях до 160 км/ч.

  1. Маховик двигателя внутреннего сгорания
  2. Ведомый диск сцепления (демпфер крутильных колебаний не предусмотрен)
  3. Нажимной диск сцепления с тремя диафрагменными пружинами
  4. Опорный подшипник ротора электрической машины
  5. Корпус гибридного модуля
  6. Статор электрической машины
  7. Ротор электрической машины


Смена ориентиров

Вот что действительно озадачивает: 8-ступенчатая автоматическая коробка передач классической гидромеханической конструкции. В эпоху вытеснения АКП этого типа «автоматами» с двумя сцеплениями применение 8-ступенчатой ГМП выглядит немного странно. Тем более что сегодня только один автомобиль в мире — Lexus LS 460 — оснащается такой коробкой, и на моделях VW ранее 8-ступенчатых классических АКП замечено не было. С позиций расхода топлива восемь ступеней вне всяких сомнений лучше, чем семь или шесть. Инженеры VW обещают при движении по городу расход горючего у Touareg Hybrid ниже на 25%, а в смешанном цикле — на 17%, чем у обычной модели.

Изменения коснулись и привода. На Touareg нынешнего поколения функции межосевого дифференциала выполняет планетарная передача, блокируемая многодисковой фрикционной муфтой. На Touareg Hybrid в раздаточной коробке будет устанавливаться самоблокирующийся дифференциал — механизм (и вся раздатка) позаимствован у Audi Q7. Означает ли это, что Touareg превратится в кроссовер? Ведь на Q7 не предусмотрена понижающая передача...


текст: Сергей АРБУЗОВ
фото: фирма-производитель

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 май 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты