Обидно, когда тебя считают способным лишь найти самую глубокую лужу и забраться в нее по уши. Хочется и окружающих убедить, и себе самому доказать, что ты не столь безнадежен. Что где-то в глубине твоей нежной и красивой души теплится огонек тяги к прекрасному. И желания припасть к истокам. Но прежде все-таки надо обязательно не забыть залезть в лужу
Бешеный ритм современной жизни постоянно вынуждает нас пытаться совместить несколько дел сразу. Да еще и назойливые рекламщики постоянно давят нам на больную мозоль, предлагая то «три в одном», то «два по цене одного» . Их вечное стремление всучить нам что-нибудь «в нагрузку» порождает чудовищных монстров — то видеодвойки, то камеры в мобильных телефонах. Впрочем, будучи детьми большого мегаполиса, мы сами вечно что-то совмещаем, порой не отдавая себе в этом отчета.
Меньше месяца назад мы решили объединить естественное стремление настоящего джипера полазить по бездорожью и культурную программу, для чего отправились в Ростов Великий. Конечно, найти подходящую лужу и засадить машину можно и гораздо ближе, но хотелось сделать это профессионально, в чем нам помогли наши партнеры из компании «Эксперты приключений», которые любезно взяли на себя прокладку маршрута хитрыми «партизанскими» тропами, пообещав, что скучно уж точно не будет.
Нас не ждали
До Сергиева Посада по трассе М8 мы долетели на одном дыхании, за исключением традиционной пробки в Тарасовке. Правда, встретили нас там не слишком любезно. Естественное желание каждого путешественника — запечатлеть в каждом городе местные красоты и себя на их фоне. Отправляясь в путь, мы наметили провести фотосессию на фоне Троице-Сергиевой лавры. Как нам казалось, проблем с этим быть не должно, так как прямо у стен лавры еще с советских времен существует огромная парковка, где традиционно ожидают своих пассажиров туристические автобусы, привезшие экскурсантов.
Однако нас ждало жестокое разочарование — въезд на парковку теперь преграждают шлагбаум и охранник в будке, который на площадку нас не пустил, объяснив, что ныне это служебная стоянка для сотрудников лавры. На огромном пространстве, где когда-то без труда размещалось несколько десятков автобусов, теперь ютилась лишь дюжина машин в уголке, и вряд ли мы могли кому-то помешать. Однако отказ пропустить нас был категорический, не помогли ни журналистские удостоверения, ни наши ссылки на гуманитарную миссию. Слегка обидевшись на столь прохладный прием, мы решили внутрь лавры не ходить, раз уж нам здесь не рады, и отправились дальше.
Мы не сильно унывали — впереди нас ждал первый участок бездорожья. Чтобы туда попасть, надо было еще в городской черте Сергиева Посада, чуть дальше лавры (точка номер 3), свернуть налево в направлении Калязина и через 36 километров повернуть направо, на Торгашино (точка номер 4). Природа решила усложнить нам задачу: внезапно небо нахмурилось, и повалил мокрый снег. И это в первых числах апреля! Такого сюрприза мы не ожидали, но чем сложнее задача, тем интереснее. Впрочем, первый этап запланированного бездорожья оказался достаточно легким. Можно сказать, что мы лишь слегка размялись. Если бы на улице стояла более теплая погода, эта дорога действительно превратилась в сплошное месиво, но пока подтаял лишь верхний слой, и кроме обширных луж с твердым дном нам по пути серьезных преград не встречалось.
Про навигацию
Чтобы дать возможность вам, нашим читателям, повторить наш маршрут, если захочется, мы решили прописать основные его точки при помощи GPS-навигатора. Для подстраховки мы взяли даже два гаджета марки PocketNavigator: MW430 и PN 7050. Кроме того, наш Volvo XC90 был оборудован штатной системой глобального позиционирования.
Она-то спасла и нас, и наш проект. Потому как остальные нас банально подвели. Самый маленький — MW430 (тот, что на фотографии в центре) — с самого начала отличался капризным нравом. Он непредсказуемо зависал и так же внезапно приходил в чувство. Вплоть до Сергиева Посада он полагал, что мы находимся еще в черте Москвы, правда, потом одумался. На этом фоне на редкость неудобная структура меню, а также то, что в силу небольших физических размеров самого навигатора кнопки на экране приходилось нажимать только стилосом, казались просто мелкими придирками.
Как вы понимаете, с таким характером надежды на него не было, поэтому с момента старта мы пользовались тем, что побольше (PN 7050). Здесь и экран визуально вопринимается лучше, и меню интуитивно понятное, и куча дополнительных функций — можно слушать через него музыку, смотреть фильмы, и даже есть возможность подключения камеры заднего вида. В общем, нарадоваться мы на него не могли. Первые полтора дня. Сглазили.
Потому как к обеду второго дня он потерял из виду все спутники, да так больше и не нашел. Тут-то нам и пришла на помощь штатная система навигации. Правда, все, что за пределами Московской области, она считала еще не открытыми землями — вместо карты на экране было сплошное серое поле. Видимо, владельцы Volvo так далеко обычно не забираются. Однако сигнал со спутников принимала исправно и показывала координаты нашего местопребывания. Так что пришлось совмещать технологии будущего и прошлого — в каждой реперной точке мы останавливались на обочине и записывали в блокнот наши координаты с экрана штатной системы навигации.
Глоток истории
На трассу Москва — Ярославль мы выскочили уже на самой границе Владимирской и Ярославской областей и отправились дальше на север, в сторону Переславля-Залесского. Миновать мы его по пути в Ростов все равно не могли, ну а коли так, решили сделать небольшой крюк и заскочить в Талицы, посетить музей паровозов. Доехав до деревни Купанское, где нам следовало свернуть налево, мы удивились отсутствию на привычном месте указателя в сторону музея. Списав этот факт на местных охотников за цветным металлом, свернули в лес. Дорога среди сосен представляла сплошную череду луж и мокрого снега. Переваливаясь из одной лужи в другую, подобно уткам, мы утешали себя тем, что хоть машину слегка сполоснем. Легковой машине этот путь был явно не по зубам, о чем косвенно свидетельствовали отломанные куски пластиковых обвесов автомобилей, отметившие чей-то путь.
Однако у ворот музея мы увидели припаркованный легковой Nissan. Неужели это его обломки украшали обочины лесной дороги? Все оказалось проще: минувшей осенью к музею была проложена новая дорога, через поле, по которой даже в такую погоду можно проехать на легковой машине. Поворот на нее находится чуть дальше (точка 12), и именно туда перекочевал дорожный указатель. Так что зря мы грешили на местных жителей. К сожалению, сильный ветер с все тем же мокрым снегом да сугробы на территории музея не располагали ни к фотосъемкам, ни к продолжительному осмотру как паровозов, так и расположенной прямо напротив них небольшой автомобильной экспозиции.
Состоит она, кроме довоенного трактора на литых стальных колесах, почти целиком из автомобилей времен Великой Отечественной, и среди них имеются занятные экземпляры, там есть на что взглянуть. Нас успокоили тем, что музей находится на единственной среди окрестных торфяников песчаной возвышенности, так что к майским праздникам здесь уже будет абсолютно сухо. Пообещав, что с наступлением хорошей погоды обязательно сюда вернемся, мы отправились дальше в путь.
На сегодня хватит
Погода портилась прямо на глазах, и, решив отложить покорение внедорожья на следующий день, мы вернулись на трассу М8 и двинулись прямиком в Ростов. Проснувшись на следующее утро от ярких лучей солнца, бьющих в окно, мы поняли, что приняли правильное решение. Как говорилось в каком-то фильме: «В такую погоду и помирать приятно». Под этим девизом мы ринулись в бой. Местом нашего подвига ребята из «Экспертов приключений» выбрали спецучастки ралли «Золотые купола», которое проходит в окрестностях Ростова.
Попасть к месту старта довольно просто, надо всего лишь вернуться на трассу М8, ориентируясь на деревню Любилки (точка 15). Визуальным ориентиром служит придорожное кладбище; после него по обе стороны от шоссе расходятся второстепенные дороги. Свернув налево (по направлению из Москвы), можно попасть на довольно короткий спецучасток, который представляет собой лесную дорогу, упирающуюся в поселок Горный.
Гораздо интереснее повернуть с трассы направо, в сторону деревни Любилки. Дальше самое главное — не заблудиться в многочисленных разветвлениях проселочных дорог. Это вам не город, указателей здесь нет. Местные жители нужную дорогу и так знают, а чужаков, похоже, здесь практически не бывает. Поплутали мы изрядно, периодически попадая на тупиковые дороги, обрывавшиеся, как правило, песчаными карьерами — действующими или уже заброшенными. Впрочем, и последним находится применение: судя по россыпям гильз в некоторых из них, а также по яркооранжевым осколкам тарелочек, которыми усеяны склоны карьеров, сюда часто заезжают охотники, чтобы потренироваться в стрельбе.
Не стесняйтесь
Хоть у нас на вооружении были и карта, и навигаторы, однако очень быстро вспомнилась старая присказка: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Наличие дороги на карте еще ровным счетом ни о чем не говорит, в этом мы убедились, расспрашивая местных жителей. «Да, — говорили они, когда мы показывали им намеченный путь на карте, — здесь действительно есть дорога, только она проходит через лес, и зимой ею никто не пользуется, так как снега там выше человеческого роста». Нам всегда предлагались альтернативные пути объезда в нескольких вариантах. Так что не стесняйтесь спрашивать дорогу у местных, они крайне доброжелательны и в курсе текущей ситуации с состоянием дорог. Правда, если найдете, кого спросить. Предлагаемые селянами варианты объезда заставили нас вспомнить другое изречение — про то, что в России нет дорог, а есть лишь направления. То есть буквально: представьте себе колею, уходящую прямо сквозь заснеженное поле, — в здравом уме мы бы туда и не сунулись, но довольно свежие следы колес указывали, что эта дорога все-таки проезжая.
Бытовой момент
С размещением в Ростове проблем нет. Мы ничего заранее не бронировали, но без проблем в пятницу вечером сняли номер в гостинице. В выходные постояльцев прибыло, но незначительно. Гостиниц в городе много, можно выбрать подходящую на сайте <info-rostov.ru>. Самой современной и престижной считается «Московский тракт», при этом она не самая дорогая: в частных гостиницах, которые здесь называют «гостевыми домами», цены гораздо выше. Стоимость проживания различается больше чем в четыре раза — от 900 до 4000 рублей за ночь с одного человека. Верхняя планка относится как раз к частному сектору. Правда, «гостевые дома», похоже, по большей части функционируют лишь в разгар сезона — мы нашли лишь один работающий.
Нас проблема выбора не мучила, мы поселились в той гостинице, где на ресепшене нам первое, что сказали: «У нас в номерах тепло». Для нас, изрядно промерзших за день, это стало весомым аргументом. Гостиница оказалась вполне приличной, то есть почти без налета «совка», и при выписке полотенца за нами не пересчитывали. Был даже Интернет, по цене рубль за минуту. Частный сектор представлен не только в гостиничном бизнесе, но и в музейном — в Ростове есть несколько частных музеев.
Кроме посещения музеев и кремля в городе делать нечего, он производит впечатление мертвого. Людей и машин на улицах очень мало, а после шести часов пополудни и вовсе нет — жизнь замирает. Так что вечером развлечься особо нечем. Правда, нам попался кинотеатр, но, судя по его виду, ставших уже привычными нам мягких кресел и «долби-звука» мы бы там не обнаружили. Зато при ресторане нашей гостиницы был бильярдный зал, где развлекал себя местный мелкоуголовный элемент. Но это на любителя. Питались мы в том же ресторане, где довольно вкусный обед из первого и второго блюда, без спиртного, обойдется где-то в 500 рублей на человека. Правда, порции не самые большие, так что наесться «от пуза» не получится. И приготовьтесь к тому, что, как это часто бывает в провинции, хлеб в ресторане будет включен в счет.
Чудо техники
Мы не ошиблись в своем выборе, взяв в качестве экспедиционного транспорта Volvo XC90. Автомобиль обладает гораздо большим внедорожным потенциалом, чем казалось нам изначально. В особо тяжелых участках руки машинально начинали искать рычаг раздатки, чтобы подоткнуть пониженную передачу, однако электронные мозги, управляющие системой полного привода Volvo, в нашей помощи не нуждались. Как там в этот момент компьютер перебрасывал нужное количество тяги на пробуксовывающее колесо, не столь важно, главное, что машина упорно ползла вперед, цепляясь колесами за все, что можно. Не последнюю роль в этом играл и дизельный мотор с максимумом крутящего момента 400 Нм, который может похвастаться не только завидной тягой, но и весьма скромным аппетитом: даже с учетом нашего барахтанья в грязи расход горючего держался на отметке 11 с небольшим литров на 100 километров. А подвеска, которая на асфальте показалась излишне жесткой, на пересеченной местности обладает отличной энергоемкостью. Еще один приятный момент: стекла передних дверей имеют водоотталкивающее покрытие, на котором вода собирается в мелкие капельки и быстро скатывается, и даже после форсирования луж стекла остаются чистыми. Если можно придраться, то только к массивным передним стойкам, которые сильно сужают обзор не только в городском потоке, но и при езде по лесу.
Так что мы поражали местных жителей, выскакивая из лесу в тех местах, где, по их мнению, кроме «уазика» ничто не проедет. Доходило до смешного: както раз изрядно разбитая глиняная колея вывела нас в место, похожее на что-то среднее между скотным двором и МТС. Чтобы спросить дорогу, мы подошли к водиле, который увлеченно ковырялся под капотом грузовика и из-за шума работающего двигателя не заметил нашего появления. Когда он увидел нас и нашу машину, у него округлились глаза, и первое, что он спросил: «А сюда-то вы как попали?».
Окрестности Ростова дают возможность не только насладиться внедорожной ездой, но и позволяют взглянуть на срез нашей истории, не отлакированный к приезду вездесущих интуристов. Во время Московской олимпиады 1980 года Ростовский кремль включили в перечень туристических объектов и, как следствие, привели в надлежащее состояние. Правда, с тех пор, похоже, им особо не занимались, и к настоящему моменту исторические памятники приобрели вполне рустикальный вид. Сегодня сам ростовский кремль изрядно оброс инфраструктурой — внутри есть антикварные магазины, кафе и даже гостиница. Кроме любителей истории он будет интересен поклонникам старого- доброго советского кино, ведь именно здесь проходили съемки фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Местные успешно эксплуатируют этот факт: в кремле можно взять напрокат костюмы бояр, царя и даже, наверное, заказать банкет с царицей — мы не пробовали, но при наличии желания... Внутри все кажется до боли знакомым: вот ворота, из которых выходила армия выбивать крымского хана из изюмского шляха, вот колокольня, с которой вдруг послышалась мелодия «Подмосковных вечеров», а вот и знаменитая крепостная стена, по которой лжекнязь Милославский в исполнении Леонида Куравлева и лжецарь Иван Грозный в исполнении Юрия Яковлева убегают от стражников. Мы хотели повторить этот исторический забег, обойдясь, правда, без прыжков со стены, но, увы, вход на нее был закрыт и украшен табличкой «Ремонт».
Благодарим компанию «Эксперты приключений» за помощь в подготовке материала.
Благодарим представительство компании Volvo Car Russia за предоставленный автомобиль.
GPS-координаты точек привязки | ||||
---|---|---|---|---|
NN | Пробег (км) | Широта | Долгота | Описание |
1 | 0 | N55°53’9” | E37°43’59” | Выезд из Москвы по Ярославскому шоссе |
2 | 63 | N56°18’40” | E38°8’3” | Троице-Сергиева лавра |
3 | 64 | N56°19’8” | E38°8’22” | Поворот на Калязин |
4 | 100 | N56°37’27” | E38°10’28” | Поворот на Торгашино |
5 | 109 | N56°39’2” | E38°18’6” | Поворот на Плотихино |
6 | 111 | N56°38’6” | E38°19’26” | Поворот на грунтовую дорогу в сторону Вишняково |
7 | 116 | N56°39’11” | E38°23’18” | Деревня Вишняково, поворот на грунтовую дорогу в сторону трассы М8 |
8 | 133 | N56°32’58” | E38°33’17” | Поворот на трассу М8 налево, в сторону Ростова |
9 | 197 | N56°43’12” | E38°49’31” | Переславль-Залесский, Горицкий монастырь |
10 | 158 | N56°43’15” | E38°49’50” | Поворот налево, в сторону музея паровозов |
11 | 161 | N56°43’26” | E38°47’14” | Музей чайников |
12 | 175 | N56°48’54” | E38°40’27” | Поворот из деревни Купанское налево, в сторону музея паровозов (старая дорога, через лес) |
13 | 177 | N56°48’13” | E38°39’4” | Талицы, музей паровозов |
14 | N56°49’6” | E38°40’9” | Поворот из деревни Купанское налево, в сторону музея паровозов (новая дорога) | |
15 | 235 | N56°57’58” | E39°11’56” | Поворот направо с трассы М8 в сторону деревни Любилки, на спецучасток ралли «Золотые купола» |
16 | 241 | N56°55’47” | E39°15’21” | Поворот налево возле кладбища, через железнодорожную ветку |
17 | 242 | N56°56’9” | E39°15’23” | Поворот на Башкино |
18 | N56°56’31” | E39°17’24” | Деревня Башкино | |
19 | N56°57’56” | E39°18’10” | Деревня Демьянское | |
20 | 280 | N56°56’40” | E39°21’51” | Деревня Семенково, финиш спецучастка |
21 | N56°52’35” | E39°20’15” | Поворот с основной дороги на Хлебницы | |
22 | 296 | N56°52’35” | E39°26’18” | Поворот направо в поле, на Хлебницы |
23 | 301 | N56°50’7” | E39°26’40” | Церковь в лесу |
24 | 302 | N56°49’56” | E39°27’24” | Деревня Хлебницы, поворот налево |
25 | 332 | N56°58’34” | E39°45’11” | Поворот в сторону деревни Ильинское |
26 | 333 | N56°58’53” | E39°44’20” | Деревня Ильинское, поворот налево |
27 | 369 | N57°14’11” | E39°28’26” | Выезд на трассу М8, налево, в сторону Ростова |
28 | 371 | N57°13’8” | E39°27’35” | Въезд в Ростов |
29 | 376 | N57°11’6” | E39°24’51” | Ростовский кремль |
текст: Алексей ХРЕСИН
фото: Виктор БАРСУКОВ
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.