Важнейшим элементом автомобиля, подготовленного для преодоления труднопроходимых участков местности, является источник сжатого воздуха — бортовой или портативный. Проверим в действии несколько популярных моделей компрессоров и проанализируем полученные результаты
Компания, собранная в настоящем тесте, весьма разношерстна. Представленные модели отличаются ценой и происхождением. Еще одним признаком, по которому можно сгруппировать испытуемых, является возможность их установки в автомобиле: три проверяемых образца — портативные, еще три — стационарные.
Extreme Air Magnum, Extreme Air High Air и ViAir произведены в Соединенных Штатах и предназначены для монтажа на транспортное средство. «Американцы» стоят значительно дороже прочих участников нашего соревнования. Бюджетные Т-Мах и «Беркут», произведенные в Китае, а также немецкий MegaPower приводятся в рабочее состояние непосредственно перед эксплуатацией.
Экстерьер и комплектация
По традиции переносные компрессоры продаются не в прочном и водонепроницаемом кофре, а в деформируемой таре — чехле. Все три чехла бюджетных насосов принципиально не отличаются, но самый удобный, на наш взгляд у «Беркута»: он больше по размеру и снабжен дополнительными карманами для мелочевки. А вот конструктивное исполнение некоторых элементов самих агрегатов имеет свои особенности. Так, длины шланга подкачки «Беркута» хватает с запасом для того, чтобы дотянуться до любого из колес, но кольца шланга большого диаметра, что создает неудобства в условиях нехватки времени: кольца цепляются то за открытый капот, то за дверную ручку, то за навесное оборудование. Шланг Т-Мах не страдает таким недостатком, однако он слишком короток: до заднего колеса достать можно с большим трудом.
В комплект поставки «Беркута» и Т-Мах входят запасные предохранители: у «Беркута» — два, у Т-Мах — один. Кроме того, в наборе всех трех бюджетных образцов имеются насадки, предназначенные для накачки футбольных мячей и продувки жиклеров автомобильных карбюраторов.
Стационарным компрессорам в силу естественных причин чехол не нужен. Шланги, необходимые для подключения к бортовым системам внедорожника, придется приобретать отдельно. Вызвано это не жадностью производителей. Просто стационарные насосы многофункциональны, и сфера их применения не ограничивается подкачкой автомобильных шин.
К некоторым из тестовых моделей предлагаются необходимые аксессуары. «Беркут» и ViAir комплектуются электронными манометрами и набором креплений для установки ресивера. Из дополнительного оборудования обоих компрессоров Extreme Air можно, кажется, собрать целый завод по накачке шин, настолько велик выбор разветвителей, дефляторов (устройств для снижения давления до заданной величины), реле включений, ресиверов и фитингов всевозможных типоразмеров. К Т-Мах и MegaPower никаких дополнительных аксессуаров производитель не предлагает.
Важным элементом компрессорной установки является зажим, с помощью которого шланг подсоединяется к колесу. У Т-Мах и MegaPower крепления шланга к колесу – винтовые, у «Беркута» и ViAir — накидные. Байонетный зажим Extreme Air примечателен тем, что работать можно даже одной рукой: его муфта сдвигается по направлению к ниппелю, а не наоборот.
Альтернатива
Для сравнения мы произвели накачку одного колеса альтернативными компрессорами. Вначале мы попробовали его накачать небольшим компрессором Extreme Atom Air с производительностью всего 25 л/мин. Обычно такие компрессоры используются в качестве источника воздуха для пневматических блокировок. Замеры показали, что время накачки одного колеса до 2 атм. составляет 9,5 мин.. Это означает, что в случае выхода из строя основного компрессора можно воспользоваться вспомогательным. Затем попробовали накачать то же колесо механическим компрессором автомобиля TLC 70, переделанным из компрессора кондиционера, — такие системы часто встречаются на спортивных автомобилях. Результат составил 1 мин. 24 с при частоте вращения двигателя 1500 об/мин. А при частоте вращения 3000 об/мин это заняло меньше минуты. Преимущества механических компрессоров известны, однако область их применения ограничена спортом.
И напоследок мы накачали колесо компрессором High Air с ресивером объемом 9 л. Время накачивания составило 2 мин. 39 с что всего на 20 с, быстрее, чем без ресивера. Это объяснимо, так как ресивер нужен только для создания давления при бортировании колеса.
Методика, оборудование, замеры
В нашем тесте проводились замеры трех параметров испытуемых агрегатов: время накачки четырех колес до давления 2 атм., температура на поверхности электродвигателя компрессора, сила потребляемого тока.
Испытание на время состояло из двух упражнений. В первом компрессор последовательно нагнетал воздух в четыре колеса без ниппелей (как правило на время участия в соревнованиях спортсмены их выкручивают), во втором — в четыре колеса с ниппелями, причем результат фиксировался и на промежуточных значениях давления. Последнее обстоятельство связано с тем, что в реальных условиях движения по песчаному грунту или на заболоченной местности требуемое давление лежит в диапазоне 0,2 — 0,7 атм.
Питание электромотора компрессора осуществлялось от аккумулятора, подключенного к пуско-зарядному устройству. В роли подопытных животных использовались шины Simex Extreme Trakker типоразмера 280/80 R 15 (32” x 10.5). В такую резину частенько «обувают» и обычные серийные внедорожники, и специально подготовленные автомобили, у которых штатная конструкция изменена значительно. Давление контролировалось с помощью отечественного манометра 1-го класса точности. Результаты замеров времени накачки, представленные на Графике 1, в Таблицах 1 и 2, показывают, что более производительные и дорогие компрессоры Extreme Air оперативнее обеспечивают требуемое давление. Несколько озадачивает и сильный разброс полученных данных у компрессоров с производительностью 72 л/мин, и результаты, оказавшиеся хуже, чем результаты менее мощного ViAir. В аутсайдеры попал MegaPower. Его время накачки четырех колес с ниппелями в два раза больше, чем у Т-Мах и «Беркута», при том, что их заявленная производительность одинакова.
Таблица 1. Заявленые и измереные характеристики | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Компрессоры | Заявленная производительность, л/мин | Заявленная сила тока, А | Ток без нагрузки, А | Ток под нагрузкой, А | Среднее время накачивания колеса, мин | Время накачивания четырех колес, мин | Температура после накачивания всех колес с нагрузкой |
«Беркут» | 72 | 30 | 20 | 22 | 3’02 | 12’04 | 112 |
MegaPower | 72 | 30 | 20 | 25 | 4’20 | 18’35 | 170 |
T-Max | 72 | 30 | 20 | 20 | 2’54 | 11’54 | 100 |
Magnum | 169,9 | 90 | 70 | 78 | 1’40 | 7’03 | 214 |
High Air | 113,3 | 50 | 24 | 32 | 2’09 | 8’55 | 165 |
ViAir | 67 | 30 | 17 | 20 | 3’05 | 11’44 | 73 |
Таблица 2. Время накачивания четырех колес с ниппелями | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Компрессоры | До 1 атм. | До 1,6 атм. | До 1,8 атм. | 1-е колесо | 2-е колесо | 3-е колесо | 4-е колесо |
«Беркут» | 1’20 | 2’23 | 2’55 | 3’14 | 6’33 | 10’00 | 13’15 |
MegaPower | 2’31 | 4’27 | 4’48 | 5’00 | 11’02 | 17’40 | 23’09 |
T-Max | 1’39 | 2’57 | 3’18 | 3’50 | 7’14 | 10’41 | 14’24 |
Magnum | 1’00 | 1’35 | 1’52 | 2’00 | 4’03 | 6’06 | 8’18 |
High Air | 1’27 | 2’24 | 2’41 | 2’59 | 6’29 | 9’23 | 12’22 |
ViAir | 1’45 | 2’44 | 3’02 | 3’26 | 6’48 | 9’58 | 13’23 |
Температурная аномалия
Не менее интересными оказались результаты испытаний температуры на поверхности мотора компрессора (см. График 2): поведение испытуемых сильно разнится. Т-Мах и «Беркут» быстро нагреваются до температуры около 100 °С и затем стабилизируются в этом тепловом состоянии. ViAir не раскочегарился и до 70 °С, зато более производительный High Air раскалился до 165 °С. Рекордсменом оказался нагнетатель Magnum: на поверхности его электромотора зафиксированы аж 213 градусов по шкале Цельсия.
Тенденции роста температур большинства компрессоров показывают, что их двигатели постепенно выходят на температурное равновесие между нагревом мотора в процессе работы и отдачей тепла на радиаторе. Насторожил ход температуры компрессора MegaPower — температура увеличивается по нарастающей. Если аппроксимировать кривую дальше, то возможны выход на критические значения и перегрев двигателя. У компрессора Magnum рабочий диапазон температур, по заявлению производителя находится выше 200 оС, и является «нормальным явлением». Пользователю необходимо это учитывать и соблюдать меры безопасности: не дотрагиваться до работающего компрессора и изолировать детали интерьера.
Мы не могли не обратиться с просьбой прокомментировать высокие значения температур на завод-изготовитель. Вот ответ, который был получен от Джорджа Карусоса, президента Extreme Outback Products, производящей Magnum и High Air: «Для Extreme Outback значительный нагрев является нормальным явлением. Именно за счет этого достигаются высокие показатели наших агрегатов. При максимальной нагрузке температура может доходить до 440 градусов по Фаренгейту (226 °С)».
Одним словом, потенциальные покупатели американских компрессоров должны быть готовы к тому, что находящийся, например, в салоне их автомобиля агрегат может стать причиной несчастного случая. Что касается динамики нагрева, то самый негативный «тренд» показывает MegaPower. Температура его электромотора растет по кривой, близкой к параболе, в то время как у остальных тестовых образцов приближается асимптотически к некоей постоянной величине.Возникает вопрос: как оценить результаты температурных испытаний? Для этого придется вернуться к данным, полученным при замерах времени накачивания. Они показывают, что с увеличением количества колес, в которые агрегаты нагнетают воздух, время, приходящееся на накачку одного колеса, практически не изменяется. Это может означать лишь одно: температурный режим всех исследуемых компрессоров можно считать нормальным, по крайней мере в рамках проведенных нами испытаний.
Мнение эксперта
Выбираю «бюджетный вариант»
Результаты теста мы попросили прокомментировать Сергея Перминова. Сергей не только специализируется на компрессорной технике, и сам как потребитель активно использует этот прибор. Наш эксперт не знал соответствия номеров и названий исследуемых образцов.
«Худшая линейность результата №4 (Magnum. Ред.) вызвана большим (в 3,5 раза) потреблением тока, что, естественно, сказывается на производительности. Преимущества более мощных моделей становятся заметными при накачивании колес до «асфальтовых» значений, а в «болотнопесочном» диапазоне (0,3 — 0,7 атм.) разница не принципиальна и малозаметна, что видно из таблицы. Значения температуры у всех образцов сильно зависят от наличия золотников, что подтверждает, что если хочешь быстро спустить и накачать колеса, — выкручивай ниппель, это также будет способствовать более долгой жизни компрессора. На основе всех этих данных я бы выбрал компрессор №1 («Беркут». — Ред.), тем более за, что цену лидера их можно купить пять штук. Сразу столько мне не нужно, но наличие двух агрегатов сильно повысит надежность автомобиля в целом и лишь немного уступит по производительности лидеру. Однако хорошо бы провести ресурсные испытания!»
Памятка потребителю
Требования, предъявляемые к компрессорам, используемым профессиональными трофи-рейдерами, значительно выше, чем к агрегатам, применяемым в «народном хозяйстве», да и цена не имеет превалирующего значения для спортсменов, когда все нацелено на результат. Нужно ли обычному потребителю — охотнику, путешественнику, любителю природы — тратиться на высокопроизводительное оборудование? Обычный автолюбитель, даже тот, кто позволяет себе частые вылазки в мир дикой природы, пользуется компрессором значительно реже, чем спортсмен. Кроме того, для обывателя и производительность компрессора и скорость накачки — показатели второстепенные. Человек, далекий от автоспорта, как правило ориентируется на цену, причем рассматривает не абсолютное ее значение, а отнесенное к какой-либо характеристике (или группе характеристик) прибора.
Представляется, что наиболее подходящей в нашем случае величиной является частное розничной цены компрессора и времени накачки четырех колес. Выбор количества колес, в которые нагнетается воздух, оправдан несколькими факторами. Вопервых, при эксплуатации автомобиля воздух обычно стравливается (самопроизвольно) из всех колес, во-вторых, при таком подходе точность расчетов увеличивается.
Оперируя ценами, рекомендованными официальными дистрибьюторами компрессоров, и полученными результатами замеров времени накачки, сводим показатель удельной стоимости (руб./с) каждого компрессора в Диаграмму 1. Она ярко иллюстрирует разницу стоимости секунды работы компрессоров: у дорогих моделей этот показатель значительно выше, чем у бюджетных. Что ж, это кажется вполне естественным.
Теперь соотнесем цены всех участников теста, приняв за единицу цену лидера — самого быстрого компрессора, которым оказался Magnum. То же самое проделаем и с временем накачки.
У моделей High Air и ViAir наблюдается прямая зависимость между временем накачивания технологических колес и ценой агрегата. Они ровно настолько медленней нагнетают воздух, насколько дешевле они обходятся потребителю.
Остальные испытуемые демонстрируют совершенно иной тренд: их розничные цены и значения времени накачки, отнесенные к соответствующим параметрам лидера — несоизмеримы. Если время накачки меньше времени лидера в 1,67 – 2,63 раза, то цена их меньше цены Magnum в 5–8 раз. То есть на каждый вложенный рубль «китайцы» накачают владельцу во столько раз больше воздуха, во сколько отличаются друг от друга их относительные показатели. Заманчиво, но стоит ли при выборе насоса опираться только на это?
Рассмотренные выше параметры, безусловно, не дают полного представления о комплексе потребительских свойств прошедших тестирование компрессоров. Среди не менее существенных характеристик долговечность приобретаемого агрегата, надежность его работы, стоимость запасных частей и ремонта. В следующих номерах журнала ORD читайте о новых испытаниях автомобильных компрессоров.
Разделим розничную цену компрессора на время накачки четырех колес, получим стоимость единицы времени работы насоса. Этот параметр зачастую является ключевым при выборе покупки. Тем из наших читателей, кому важен именно этот показатель, приведенная диаграмма поможет определиться с выбором насоса. Впрочем, мы рекомендуем не ограничиваться данными, отраженными в настоящей диаграмме. На Диаграмме 2 для каждого компрессора приведены сразу два безразмерных показателя. Левый столбец — это отношение времени накачивания четырех колес каждого из насосов ко времени лидера — в этом упражнении лучшие результаты показал Magnum. Правый — розничная цена, рекомендованная официальным дистрибьютором фирмы-изготовителя в России, отнесенная к цене насоса Magnum. Соответственно оба параметра компрессора Magnum равны единице. Результаты расчетов более чем интересны. Диаграмма наглядно показывает, что у агрегатов, произведенных в США, оба параметра практически одинаковы: американский насос настолько хуже — по сравнению с лидером — накачивает воздух, насколько дешевле он обходится потребителю. У прочих участников теста эти показатели несоизмеримы. В расчете на каждый потраченный на них рубль компрессоры «Беркут», MegaPower и T-Max, накачают потребителю значительно больше воздуха, чем High Air, ViAir и Magnum. Покупателю есть над чем призадуматься!Компрессоры для теста предоставлены интернет-магазинами <off-road-shop.ru>, <part-time.ru> и <proxodimec.ru>.
текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
Сергей АРБУЗОВ
фото: Алексей МЕНЬШЕНИН
Мария ГОРШКОВА
фирмы-производители
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.