Трофи для всех

Рассказ о WAT Challenge — соревновании, интересном для всех в любое время года

Двадцать четыре часа в зимнем лесу, на морозе и ветре, один на один с природой и тяжелыми трассами — вот что такое WAT Challenge. Сюда едут и мэтры трофи-рейдов, и новички — тренироваться, учиться, показывать себя и смотреть на других

Раньше я никогда не бывал на трофи-рейде под названием WAT. Причем по вполне объективным причинам. К тому времени, как появилось это соревнование, в моем арсенале уже был не один десяток организованных состязаний, да и гоночный календарь очень насыщен: хочется побывать везде, и подготовка своих внедорожных мероприятий занимает немало времени. Но посмотреть очень хотелось, и, скажу честно, не в последнюю очередь, чтобы увидеть, как организует эти соревнования неоднократный призер Чемпионата России Илья Савельев. В общем, пока я собирался, WAT окреп, приобрел своих почитателей и весьма лестные отзывы бывалых спортсменов. Поэтому, впервые посещая соревнование серии Challenge, на окраину Московской области я ехал не только как журналист ORD, но и как конкурент-организатор с мыслью: «Посмотрю-ка, чем она так привлекательна, эта WATа!».

Среднерусская заснеженная равнина

Формат гонки — GPS ориентирование с нормой времени 24 часа. Плацдарм для состязаний мне сразу не понравился. Взглянув на карту, я увидел равнину. Небольшие речки, конечно, немного скрашивали ландшафт, но в целом район проведения был плоским, как стол. Участникам интересны в первую очередь разнообразие препятствий, а по своему опыту знаю, что из такой местности много не «выжмешь». Организатору надо сильно постараться, чтобы сделать привлекательной езду по заснеженному лесу, ведь самое тяжелое — протаптывать колею — достается по вполне естественным причинам первому, и остальные уже относительно легко едут по проторенной дороге.

Узнав о размерах района проведения соревнования (а «точки» расположились в квадрате двадцать на тридцать километров), я спросил у главного организатора Ильи Савельева: «Тысячу-то километров, наверное, «намотали?», на что он ответил: «Тысячу шестьсот на двух машинах». Это означало, что предварительно место проведения соревнования разведано полностью, и гонка будет интересной. Так оно и оказалось. Возле небольших дачных поселков были найдены заброшенные карьеры, где пресловутые номера на деревьях нарисованы так, что доехать до них можно, только вывесив машину на лебедке на задние колеса. Среди вырубок и старых просек притаились неприметные болотца. Вроде бы и лес точно такой же, как вокруг, и снег такой же, а машина внезапно проваливается и передвигаться без лебедки уже не может. Даже давно известное упражнение «заберись под мост» в интерпретации Савельева превращалось в занимательный ребус: я лично видел, как к точке своим ходом, без лебедки, приехал Samurai, а длинная TLC-80 зацепилась задним бампером за горизонтальный пятачок земли.

Автомобили в зависимости от уровня подготовки делятся на классы ТР1, ТР2, ТР3. Чем выше номер, тем более автомобиль отличается от стандартного. Кроме этого предусмотрены и подклассы, например длиннобазные автомобили объединены в подкласс ТР2.2. Длиннобазным машинам тяжелее — у них не только больше габаритные размеры, но и выше масса, что на мягких грунтах имеет, как правило, решающее для победы значение.

Технология процесса

Существует несколько методик создания трассы для ориентирования. Экономичный вариант: садишься на автомобиль, можно даже легковой, и едешь по единственной в предполагаемом месте проведения соревнования дороге. Увидел в стороне дерево или пень, до которого трудно доехать, прошел с ведром краски и нарисовал на нем номер. Зачем номер? Номер контрольной точки наносится для того, чтобы спортсмены увидели его, подъехали к этому самому дереву (а основная грязь как раз вокруг него) и сфотографировались рядом с этим номером и своей машиной (как вариант — одной рукой взяться за отметку, другой за автомобиль, причем так, чтобы в кадр попал бортовой номер). За несколько часов езды и ходьбы можно сделать трассу, на которой джиперы проведут целый день. Но так настоящим спортсменам ездить неинтересно.

Правильная же методика заключается в том, чтобы объездить весь район соревнований и понять, как спортсмены поедут — вдоль или поперек, из одного болота в другое. Самому проехать этими дорогами, посчитать время в пути, найти интересные для гонщиков места, подумать, нет ли рядом двух одинаковых точек, чтобы не повторяться. И, кроме этого, придумать что-нибудь «этакое», разведать кажущуюся непреодолимой «засаду» (это не то место, где засели партизаны, а то, где могут засесть самые «подготовленные» машины), самому придумать, как ее преодолеть, и проверить, реально ли это сделать.

А потом еще раз объехать все те же дороги по второму кругу и равномерно расставить контрольные точки. На первом круге делать этого нельзя — в голове еще не сложилась цельная картина гонки и внутренние логические взаимосвязи будущей трассы.

Разгадывать ребус из дорожек, перелесков, речушек, болот и оврагов не менее увлекательно, чем разыгрывать шахматную партию. Если удастся понять, что же имел в виду организатор, расставив КП именно таким образом, то кроме физического и морального удовлетворения получаешь еще и интеллектуальное.

Лебедка без пульта и старый трос

После старта машины спортсменов разъезжаются по лесам и полям. Обычно участники применяют одну их двух тактик: или начинают «брать точки», двигаясь от старта в глубину полигона, или, наоборот, «берут» сначала самые дальние КП. Последняя тактика более выигрышная, потому как до тяжелых «точек» проще добраться на свежей машине. Поймать гонщиков для фотосъемки можно именно там, где они проводят много времени. А доехать туда реально только на подготовленной машине. Журналисты загрузились в «боевой» УАЗ под управлением Ильи Савельева, расположившись между трубами каркаса и запасными колесами. Перед заездом в лес снижено давление в колесах, и мы пробираемся между заснеженными елями к дальним контрольным пунктам. Ровный наст скрывает притаившиеся под ним «засады», и в одной из них машина прочно застревает в глубокой канаве.

Хорошо заниматься оффроудом на исправной, полностью укомплектованной и хорошо оснащенной машине, и очень плохо это делать, когда не хватает необходимого аксессуара. Осмотрев машину, выясняем, что ящик с пультами от лебедок оставлен в автомобиле механиков. Это, конечно, проблема, но известная для опытных спортсменов и решаемая. Нужно замкнуть контакты в блоке реле напрямую, и тогда лебедка заработает, только один человек будет сидеть в моторном отсеке и работать пультом. Полчаса «колдуем» над проводами, соединяем их в нужной последовательности. Теперь, если замкнуть гаечным ключом клеммы, то лебедка начнет вытаскивать машину. Однако быстро уехать не получается: старый синтетический трос не выдерживает нагрузки и рвется несколько раз. В машине лежит трехсотметровая бухта новенького троса, осталось только намотать его на барабан. А это целая проблема — резать веревку нельзя, нужно закреплять на дереве всю бухту, причем вязать можно далеко не все узлы. Под нагрузкой от лебедки большинство узлов затянется так, что освобождать трос придется с помощью ножа.

Пытливый человеческий ум придумал великое множество узлов, нашелся узел и для решения нашей задачи — старая добрая морская «удавка», модифицированная мной для работы на «бесконечной» веревке.

Живем у Пушкина, ужинаем у Гагарина

Окраины Московской области полны достопримечательностей. И в Лотошинском и Волоколамском районах, где проходило соревнование «WAT Challenge. Перезагрузка», много хорошо сохранившихся усадеб и памятных мест. Базовый лагерь располагался в старинном селе Ярополец, в усадьбе Гончаровых, где неоднократно бывал великий поэт. Возможно, что кто-то из спортсменов даже ночевал в той самой комнате, в которой жил Александр Сергеевич.

В середине гонки, глубокой ночью, всем было предложено приехать на специальную точку «Еда» на военно-охотничьей базе, поужинать и отдохнуть в тепле. На стене базы висел плакат, из которого я узнал, что здесь охотились и отдыхали Юрий Гагарин и маршал Жуков.

А после отдыха спортсмены опять поехали на трассу. Ориентирование — это соревнование в первую очередь с самим собой, ведь соперники встречаются редко, большую часть гонки экипаж в одиночку ездит по лесам и полям. Я неоднократно участвовал в суточных ориентированиях и хорошо знаю ощущение единения с машиной и природой, когда темной ночью пробираешься по пустынным лесам, не встречая никого. Впрочем, в конце гонки все участники собрались в одной точке, чтобы перед финишем посоревноваться на «зрительских» КП. Зрителям представилась возможность «вживую» увидеть, как едет по трассе действующий чемпион России Александр Николаев и другие именитые спортсмены.

Одновременно с финишем ориентирования состоялся старт еще одного зачета, давшего имя всему соревнованию, — Challenge. Зачет собрал автомобили с любой подготовкой и даже без нее. Сюда едут и бывшие спортсмены, уставшие от борьбы на трассе, и новички, пробующие свои силы, и просто отдыхающие. Участвует много практически не подготовленных машин — здесь, конечно, блистал новенький Hummer H3, много было и TLC -100, -80 и других «полированных» машин. Демократичные требования и простые правила привлекают именно в этот зачет много участников. Для участия в нем не нужно ни лицензий, ни лебедок, ни грязевой резины. И «паркетники», и внедорожные монстры уравнены в возможностях.

В нашем журнале с недавнего времени принята балльная система оценки автомобилей. Я бы хотел распространить эту систему и на оценку соревнования. Так вот, WAT Challenge я поставил 4,9 балла из 5. Почему не «пятерку»? Зал для награждения мне показался маловат, но ведь это в трофи не главное!

Илья Савельев

После соревнования я всегда спрашиваю у парней, что им не понравилось, и в следующий раз делаю по-другому, ориентируясь на их пожелания. Также мы специально продвигаем зачет Challenge — для людей, желающих покататься, но не на жестких трассах, а в свое удовольствие.

ПОБЕДИТЕЛИ
ТР1БОРИСОВ Владислав — ВОРОНЦОВА Елена
ТР2.1НИКОЛАЕВ Александр — КАЛИНИН Дмитрий
ТР2.2ДМИТРИЕВ Дмитрий — КУХНОВЕЦ Эдуард —ШЕВЧЕНКО Юрий
ТР3.2КОЛОМИН Антон — КАНЫШЕВ Алексей
ТР3.3ЕЖОВ Алексей — МОНТЯН Владимир
CHALLENGEКАЗАКЕВИЧ Владимир — БЕЛОВ Алексей
АТVПЛОТИЦЫН Игорь — ВОЛОЧАЕВ Виктор
КОМАНДЫ
1«Хмурое Утро»
2«Проходимец»
3«Российские дороги»


текст и фото: Алексей МЕНЬШЕНИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 май 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты