Дневник миссионерского похода

Рассказ о совместной акции джиперов и представителей Русской православной церкви

Это рассказ о совместном путешествии представителей Русской православной церкви и внедорожного «Клуба 4х4». История о том, как мы провели неделю лета в лесах и полях Вологодской и Архангельской областей, слушая божественные литургии, устраивая концерты и встречи с местными жителями. Это летопись о времени, потраченном с пользой

Когда я вывесил на сайте нашего клуба предложение отправиться в миссионерский поход, откликнулись многие. Все наперебой уверяли, что обязательно поедут и на них можно рассчитывать. Но по мере приближения назначенной даты стали приходить письма примерно такого содержания: «Очень хотелось бы поехать, но не выходит». В общем, их можно понять — не каждый решится тратить свой отпуск на мероприятие, в котором надо работать. Но все же команда собралась, за что большое спасибо всем участникам.

Нашей основной задачей была перевозка священнослужителей и церковного хора, а также их вещей по не ахти каким дорогам севера Вологодской и юга Архангельской областей. А целью самого похода являлись проведение богослужений и крещение всех желающих в деревнях, находящихся вдалеке от цивилизации, то есть там, где храмы разрушены, закрыты либо попросту отсутствуют.

Приведенный здесь отчет о поездке представляет собой дневник — я вел его непосредственно во время миссионерского похода.

День первый

В два часа ночи мы стартовали от храма Пресвятой Троицы в городе Коломна. Выезду предшествовали сборы и приготовления, которые, периодически затихая и возобновляясь, шли несколько недель. И вот мы в пути — четыре внедорожника, загруженных экспедиционным барахлом. Нам предстояло проехать восемьсот километров до точки сбора в городке Тотьма Вологодской области. Но как же хочется спать! Почему так получается? Вместо того, чтобы любоваться красотой природы, приходится сосредотачиваться только на одном: как бы не уснуть за рулем.

С рассветом сон отступает, да и мой пассажир, отец Сергий, развлекает приятной беседой.

Под Вологдой подбираем воспитанников церковной гимназии — они добрались сюда на микроавтобусе и дальше поедут с нами. Чтобы освободить дополнительные посадочные места, мы перегружаем часть снаряжения из салонов на верхние багажники и рассаживаем ребятню. Внедорожники, навьюченные палатками и рюкзаками, начинают походить на караван верблюдов.

К вечеру добираемся до Тотьмы. Здесь нас уже ожидают выехавший на сутки раньше настоятель храма Пресвятой Троицы отец Вадим с командой воспитанников и их наставников из гимназии. Они уже нашли место для лагеря на берегу реки Сухоны. Разгружаем автомобили и разбиваем палаточный лагерь.

Программа-минимум на сегодня выполнена, переходим к купанию и рыбалке — отдыхаем!

День второй

Ранний подъем. Ребята размещают по машинам нашу церковную бригаду и едут в Тотьму, в храм Рождества Христова, где совместно с его настоятелем протоиереем Георгием, благочинным Тотемского района, проводят воскресную службу. А потом все отправляются в трапезную. Оказывается, у отца Георгия сегодня юбилей — двадцать лет служения. По этому поводу организованы праздничный обед и выступления хоров — местного и нашего из воспитанников гимназии.

Позднее, сытые и расслабленные, мы вернулись на берег реки и, собрав лагерь, отправились в деревню Маркуша, что на сто километров севернее Тотьмы. Прибыли туда только под вечер. Нас уже ждали местные жители. Для них в Доме культуры мы устроили концерт, а потом отец Вадим обратился к людям с небольшой проповедью. Он говорил вещи простые и понятные, и в целом ничего нового я не узнал, но на душе стало как-то спокойно и хорошо. Видимо, важно не то, что нам говорят, а то, что мы слышим.

В завершение был показан художественный фильм «Остров» Павла Лунгина. Пока шло кино, наша внедорожная бригада съездила к источнику, у которого назавтра должна была состояться служба, и выбрала место для бивуака.

После фильма мы снова скатали в деревню — забрали воспитанников и сценическое оборудование, а затем приступили к установке лагеря и приготовлению ужина. На джиперском совете было принято решение сегодня вечером «посидеть», поэтому палатки детей были установлены чуть поодаль. А мы люди серьезные и за свои слова отвечаем, поэтому до двух часов ночи включительно ели, пили и пели под гитару. Как выяснилось, наличие священнослужителей в группе существенно улучшает вокальные возможности коллектива, а также способствует очищению разговорной речи от слов охайного и бранного свойства.

Уже заполночь подтянулась местная молодежь на двух машинах, и мы некоторое время вели вполне приятную общую беседу, в ходе которой выяснилось, что один из подростков некрещеный. Отец Сергий предложил ему приехать утром и окреститься. Так закончился второй день похода.

День третий

Утром я проснулся раньше всех, но не только, чтобы погулять с собакой (пес по кличке Кевлар — мой неизменный спутник), — была еще одна причина. Вчера выяснилось, что во время сборов в дорогу была упущена одна очень важная деталь — крестики. Их простонапросто забыли взять. За этими необходимыми для обряда принадлежностями мне пришлось отправиться в село Тарногский Городок.

Двадцатикилометровый променад для экспедиционной «стопятки» — плевое дело. И вот я на месте. Село большое, в нем есть милиция, почта, Сбербанк и даже гостиница, вот только храма до недавнего времени не было, а батюшки и сейчас нет. В молельном зале чисто и светло. Я попросил у двух пожилых служительниц сто крестиков, но они мне дали меньше, сказав, что часть должны оставить у себя, так как новые купить не на что — всю выручку церковной лавки они отдают на строительство храма. Вот такие реалии. Народу в деревне много, а средства на храм собрать не могут. Видимо, в России так уж повелось: единственное, на что всегда находятся деньги, — это выпивка.

Когда я вернулся в лагерь, служба в беседке у источника святого Агопита уже началась. У мостика через ручей расположился хор, а непосредственно в беседке происходило таинство. Крестили восемнадцать человек, одним из них был наш вчерашний ночной гость.

После службы мы привычно собрали лагерь, загрузили снаряжение в машины и отправились в Тарногский Городок. По дороге заехали в детский приют в Маркуше, где гимназисты исполнили для детей несколько песен и вручили подарки. Потом посетили селение Игумновская — там тоже есть детский дом. Ребятня очень обрадовалась нашему визиту, а когда воспитанников рассадили по машинам и покатали по окрестностям, их восторгу не было предела. Сделав детям подарки, мы отправились в Тарногу. А дальше все по накатанной схеме — концерт, беседа и фильм «Остров». Потом ночевка на берегу небольшого озера с деревянным мостком над прозрачной прохладной водой.

День четвертый

Служба собрала большое количество народа, все еле разместились в церкви. Пел хор, батюшки крестили младенцев и взрослых. Перед входом дежурила милиция — не столько для обеспечения безопасности, которой ничто не угрожало, сколько для придания действу официального статуса. После службы местная администрация пригласила нас в столовую на обед. Я постепенно начал проникаться привилегированным положением миссионера: все тебе рады, кормят, привечают, а ты знай себе крути руль внедорожника. Что ни говори, а такая деятельность приятна и необременительна. Правда, несколько веков назад в какой-нибудь другой стране я бы, пожалуй, на это не согласился.

После обеда мы снова отправились в путь. На выезде из Тарногского Городка асфальт, который и до этого не блистал качеством, закончился как класс, и начался привычный для российской глубинки «грейдер». Следующий пункт назначения — село Кремнево, до него еще около тридцать километров на север. Здесь наша обычная программа несколько изменилась, и после традиционного концерта и фильма мы расположились на ночевку непосредственно в Доме культуры. Костер для приготовления ужина развели прямо у стены здания.

Пока в кипящей воде весело перекатывались сосиски, дежурные резали овощи, а мой четвероногий компаньон заводил полезные знакомства среди местных представительниц собачьего сообщества, мы — взрослые (сборная бригада из джиперов и священнослужителей) — предавались благостному ничегонеделанию.

Уже ближе к ночи пришли пьяные мужики и попытались испортить нам вечер, но мы их вежливо отправили восвояси.


Придавая офф-роуду смысл

Когда «Клуб 4х4» начал дружить с детским приютом при храме Пресвятой Троицы в Коломне, я не думал, что это выльется во что-то большее. Многие внедорожные клубы помогают обездоленным детям. Но отношения между клубом и храмом крепли. Мы начали проводить совместные выезды и слеты. Настоятель церкви построил УАЗ, и мы начали кататься вместе всерьез. Экипажи из спортивно-экспедиционной команды клуба и воспитанники гимназии при храме за время совместных поездок сдружились и стали настоящей командой. Дети и до знакомства с нами часто ходили в походы, ведомые настоятелем, и кочевая жизнь для них не в новинку, теперь же к умению готовить себе еду на костре и жить в палаточных лагерях добавились навыки внедорожных штурманов и навигаторов.

Прошедший миссионерский поход — далеко не последнее совместное мероприятие. В ближайшее время планируется пробег Девичье — Куликово поле. Оказывается, кататься по бездорожью и при этом делать что-то нужное людям — вещи вполне совместимые. В общем, заниматься осмысленным офф-роудом гораздо интереснее, чем просто месить грязь в близлежащем лесу.


День пятый

Утром зарядил дождь. Я бы назвал его ливнем, но ливень не может продолжаться двое суток без перерыва, а этот как раз продолжался.

Моей задачей было разведать дорогу к лесному озеру, на берегу которого когда-то стоял монастырь. Мы с моим товарищем по клубу Анатолием поехали на двух Toyota — «стопятке» и « восьмидесятке». В соседней деревне нас ждал проводник — приземистый мужичок лет пятидесяти. Сев в машину и поздоровавшись, он окинул взглядом салон и изрек: «Николай я. Toyota Corolla, все понятно. Не проедет она там». Познания местного жителя в модельном ряду самого большого автопроизводителя мира навели меня на мысль, что и в проходимости этих машин он разбирается так же, поэтому я предложил ему все же попробовать прокатиться. Николай хмыкнул, но спорить не стал. Попросил лишь заехать к нему домой за сапогами и ружьем. Следуя его указаниям, мы свернули с дороги, преодолели вброд реку и поднялись на крутой косогор по тракторным следам. Там стоял дом Николая, а у дома — десятая модель «Жигулей». Я спросил проводника, зачем мы ехали через реку при наличии нормальной дороги, он промямлил что-то неразборчивое и ушел в дом. Видимо, таким образом он производил проверку проходимости наших машин. Непростой мужичок попался.

Пока Николай собирался, мы с Анатолием спустили колеса до одной атмосферы и приготовили тросы и корозащиты. Вышел Коля, он был в болотных сапогах, в руках же держал ружье, в котором я опознал «Заур».
    — А это зачем? — Я указал на оружие.
   — На всякий случай.

Выдвинулись. Первые пару километров Николай беспрестанно советовал мне, как ехать, потом притих, а уж на бездорожье совсем замолчал. В сухую погоду мы проехали бы без проблем, но дождь напитал землю водой, и машины постоянно сносило в тракторную колею. Мы уже успели по разу отлебедиться и пересечь ручей, как вдруг Толя разбортировался. Пока ставили на место покрышку, я окончательно понял, что тащить по этой дороге два стандартных внедорожника, прицеп и микроавтобус идеологически неверно. Развернулись, завезли домой зауважавшего нас после совместных приключений Николая и вернулись в село Илезский Погост.

К этому времени литургия закончилась, и детский хор, усиленный тремя священнослужителями, мялся под козырьком Дома культуры, уныло поглядывая на пузырящиеся лужи.

Я вкратце поведал о том, как прошла разведка, подведя итог: в таком составе нам туда не пробиться. Отец Вадим улыбнулся и сказал:
    — Ну и славно, есть идея получше.

Оказывается, пока мы с Анатолием героически «колбасились» под проливным дождем, приезжал мужик на тракторе из соседней деревни Сулонга — его направила к нам тамошняя общественность с просьбой их посетить. Там нет храма, а священника люди отродясь не видывали.

Поскольку дорогу размыло, решили микроавтобус с прицепом, а также и часть группы оставить в Илезском Погосте и двигаться мобильным конвоем на четырех внедорожниках. На окраине села заехали за проводником, но он составить нам компанию на своем тракторе наотрез отказался, мотивировав это тем, что проехать сейчас не получится, потому что на дороге большие промоины и высокая вода. После небольшого диалога сошлись на том, что он сядет ко мне в Toyota и будет показывать дорогу.

Первые несколько километров Леха (так звали проводника) ныл, что проехать все равно не сможем и мы только напрасно теряем время. Потом как-то успокоился. Когда же я спросил его, где то страшное непроходимое место, он, немного помолчав, тихо ответил, что мы его уже миновали.

И все же дорога преподнесла нам сюрприз в виде размытого крутого подъема, который являл собой серию высоких ступеней. Но деревья на обочине росли в изобилии, и после получаса упражнений с тросами на свежем воздухе мы все же вскарабкались наверх.

Двадцатикилометровая дорога заняла весь день. Стандартные машины то и дело застревали, и их приходилось вытаскивать. Это было несложно, но требовало времени, к тому же ливень не затихал ни на минуту.

К вечеру добрались до Сулонги. Мы-то думали, что едем на далекий хутор, а оказались в большой деревне на несколько десятков домов. Встретил нас Василий — тот самый тракторист, что приезжал в Илезский Погост. Он и помог разместиться в сельском клубе. Насидевшаяся за день в машинах ребятня шумела и резвилась, а дежурные занялись приготовлением ужина. Пожалуй, это был самый насыщенный день с начала экспедиции. Я чувствовал, что мы по-настоящему полезны. Ведь без внедорожников священнослужителям никак не удалось бы добраться до этой деревни. Все устали, и ставших уже традиционными вечерних посиделок не было. После ужина все разошлись по комнатам и машинам, устраивались на ночлег.


Хронология миссионерских походов

Приход храма Пресвятой Троицы г. Коломна (Щурово) проводит миссионерские походы с 2004 года.

Первый был организован с 1 по 10 августа 2004 года по благословению митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия. Он проходил в деревнях и селах Коломенского района, где со времен советской власти не было священнослужителей, не совершались богослужения, а от храмов остались руины. В мероприятии приняла участие православная молодежь города. В течение 10 дней, переезжая из одного села в другое, ребята работали в восстанавливающихся храмах, участвовали в богослужениях и крестных ходах.

Второй поход состоялся с 14 по 22 июля 2005 года по границам Коломенского района. В нем приняли участие около 50 человек. Было установлено четыре креста на границах Коломенского благочиния (Юг, Север, Запад, Восток). Точные данные границ вычисляли посредством GPS.

Третий миссионерский поход также был по Коломенскому району с 9 по 14 июля 2006 года. В мероприятии приняли участие более ста человек самых разных возрастов. К постоянному составу группы (это ученики 8-го класса Православной гимназии храма Пресвятой Троицы и его Воскресной школы) на разных этапах присоединялись студенты Коломенского государственного педагогического института, члены Православного молодежного братства имени Димитрия Донского, прихожане православных храмов Коломны и Коломенского района. Сопровождали детей священнослужители: настоятель храма Пресвятой Троицы протоиерей Вадим Маркин, диакон Сергий Шкитырь, настоятель церкви Великомученика Никиты (с. Северское) священник Михаил Власов, клирик храма Троицы на Репне священник Георгий Муравлев. В богослужениях, совершаемых участниками похода, были задействованы более десяти священнослужителей Коломенского благочиния.

Четвертый поход состоялся с 6 по 12 июля 2007 года. На его маршруте были реки, и участники плыли на байдарках, катамаранах, каяках. Ежедневно совершалась божественная литургия.

Пятый проходил с 18 по 22 августа 2008 года по реке Ока на яхтах прихода (переделанные рыбацкие морские баркасы). Ежедневно совершались божественные литургии в храмах, расположенных на берегу реки, или на месте полностью разрушенных церквей.


День шестой

Наутро дождь стих, и к клубу начал подтягиваться народ. Празднично одетые женщины и мужчины с нарядными детьми, пожилые люди и, как ни странно, молодежь. Священника здесь действительно никогда не видели, да и представление о том, что такое литургия, было далеко не у всех. Например, почти все молодые женщины пришли с непокрытыми головами и, узнав, что так не принято, побежали домой за платками и косынками. Забавный случай вышел с одной бабулькой. Она спросила священника, как исповедоваться, тот разъяснил, что надобно о грехах своих рассказать и раскаяться в оных. Бабуля, подумав, ответила:
    — Да я и не грешила особо вроде, не убивала никого… так разве скотину какую по хозяйству.

Во время службы народ крестился целыми семьями — родители, дети, братья, сестры. Глядя на то, с каким волнением молодежь наблюдала за священнодействием, я окончательно утвердился в мысли, что затея с миссионерским походом была очень правильной.

Обратная дорога оказалась не в пример легче. И уже к обеду мы воссоединились с ожидавшей нас в Илезском Погосте группой. Перекусив на скорую руку, двинулись дальше. Сегодня мы должны были еще добраться до села Верхний Спас. По дороге ненадолго углубились в лес, чтобы установить памятный крест на месте разрушенного ЗосимоСавватьевского монастыря в Долговицкой пустыни.

Снова началась асфальтовая дорога. Но ощущения, что мы вернулись к цивилизации, не было: висящее прямо над головой небо и бескрайние просторы, насколько хватало взгляда, создавали впечатление, что мы перенеслись на сотни лет назад и едем по малолюдной и дикой Северной Руси.

В Верхнем Спасе нас уже традиционно разместили в здании клуба. Да, так я еще не путешествовал. В гостиницах ночевал, в палатке тоже, в машине и под открытым небом — бывало, но вот чтобы так — в клубах и ДК — для меня это новый и, как ни странно, весьма комфортный способ.

День седьмой

До обеда все шло своим чередом — богослужение, концерт, дорога. Но ближе к середине дня «уазик» отца Вадима внес некоторое разнообразие в размеренность бытия. На живописной лесной дороге, в ста метрах от границы между Вологодской и Архангельской областями, рулевая сошка отделилась от поворотного кулака, и автомобиль, лишенный рулевого управления, уверенно углубился в лесные дебри. Решили, чтобы долго не задерживать всю группу, оставить его на произвол судьбы, благо до конечной точки пути нашего маршрута, деревни Гора, было рукой подать.

Когда, разгрузившись в лагере, я вернулся к УАЗу, вокруг него уже кипела работа — экипаж вовсю высверливал обломившиеся шпильки. Не знаю, сколько времени такой ремонт занял бы в специализированном техцентре, но ребята управились часа за три, потому что в наличии имелось все необходимое: умелые руки, нужный инструмент и целая куча разнокалиберных болтов, гаек и шпилек на все случаи жизни.

Лагерем расположились на вершине горы. Здесь стоял дом Сергея Карасева — нашего проводника, а рядом — построенная им и другими местными жителями довольно симпатичная церковь. Небольшой и очень аккуратный храм был возведен совсем недавно, и, как выяснилось, в нем еще ни разу не проводились богослужения. Завтрашней литургией и освящением местной церкви мы закончим наш миссионерский поход.

Вечером священнослужители занялись подготовкой богослужения, а мы отправились ужинать.

Сергей как принимающая сторона тоже не терял времени даром. Он и два его гостя из соседних деревень собрали парапланы и поднялись в небо. Аппарат Сергея оказался двухместным, и он с удовольствием катал на нем всех желающих.

Так мы и провели этот вечер — за накрытым столом среди желтых стогов, а над нашими головами то и дело проносились разноцветные купола парапланов.

День восьмой

Утро заключительного дня путешествия выдалось невероятно туманным. Наш лагерь, расположенный на вершине горы, очень напоминал настоящий остров в «белом» море. Я впервые поблагодарил собаку за ранний подъем — ведь если бы не ее естественное желание прогуляться, я, как и все, проспал бы это замечательное явление природы. Когда яркое солнце поднялось над горизонтом, туман рассеялся без следа еще до пробуждения моих товарищей.

Потом отец Вадим провел литургию, в завершение которой поблагодарил всех участников этого миссионерского похода и «Клуб 4х4», оказавший серьезную помощь в его осуществлении. А церкви Пресвятой Троицы деревни Гора он передал освященную икону с изображением Святой Троицы, которую специально для этого доставил из самой Коломны.

Мы вышли из храма. Ярко светило солнце, по небу плыли белоснежные облака. Нам предстояли почти сутки пути до дома, монотонность трассы и маета ночной дороги, но сейчас, стоя на ступенях деревенской церкви, я чувствовал, что сделал доброе и полезное дело, и от этого на душе было тепло и спокойно.

текст: Леня НЕМОДНЫЙ
фото: отец СЕРГИЙ и автор

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты