Телушку за полушку

Сколько стоит кредитный автомобиль?

В правительстве вроде бы отметили признаки стабилизации. Но для дилеров кризис продолжается. В августе продажи просели еще немного. И пока никто не рискует и отказывается от разнообразных акций, привлекающих покупателей

Ассоциация европейского бизнеса опубликовала очередной отчет по продажам иномарок в России. Падение продаж за восемь месяцев 2009 года на 51% и на 54 за август (по сравнению с тем же периодом прошлого года) заинтересованные лица встречают не с замиранием сердца и дыхания, а просто тяжелым вздохом. Оправдываются самые плохие прогнозы. Дэвид Томас, председатель комитета автопроизводителей АЕБ, отмечает: «Сохранилась тенденция снижения продаж, что свидетельствует скорее о стабилизационном эффекте от мер, принятых правительством, чем о кардинальных изменениях». Мартин Ян, вице-председатель этого комитета, озвучил прогнозы о снижении продаж на 2009 год до 1,4 млн новых автомобилей. Но также говорит о стабилизации и выражает надежду на то, что дальнейших корректировок прогнозов не потребуется.

Даешь компенсации!

Что же, каких-либо изменений программ по поддержке продаж вроде бы не ожидается. Неудачно стартовавшая программа по компенсации процентов по кредитам скорректирована в июле — планку цен на дотируемые автомобили подняли до 600 000 руб. и расширили список подпадающих под программу моделей. Однако вроде бы никто не собирается изменять в меньшую сторону повышенные пошлины — а срок их действия заканчивается в сентябре. Высока вероятность, что они будут продлены еще на девять месяцев. А в нынешней ситуации даже 5%, на которые пошлины были повышены, могут стать существенным подспорьем для автопроизводителей и дилеров, которые практически исчерпали резервы снижения цен.

Продавцы автомобилей возлагают надежду на давно обсуждаемую программу утилизации. Каждому сдавшему на утилизацию старый (более 10 лет) автомобиль будет положена скидка в 50 000 руб. при покупке нового отечественного автомобиля. Но для этого машина должна быть на ходу и принадлежать нынешнему владельцу не менее года. Последнее условие может резко ограничить круг потенциальный участников программы. Если кто-то ездит на машине такой стоимости, откуда он возьмет как минимум вдвое большую сумму? Ведь минимальная цена новой машины сейчас как раз примерно равна 150 000. И еще попробуй найди автомобиль в самой дешевой комплектации…

Более обеспеченные покупатели были бы рады воспользоваться таким предложением и выкупили бы старые автомобили, чтобы сэкономить пусть не треть, а всего лишь одну десятую от цены новой машины. Тогда и владелец какой-нибудь 20-летней «копейки» не остался бы в накладе — получил бы пусть не 50 000, а 20 000, но живыми деньгами. В Германии такая программа предусматривает компенсацию в 2500 евро, и там она сработала просто блестяще. Но у нас свои соображения и свои прогнозы. В любом случае проблема утилизации становится все более актуальной. Сейчас самый удачный момент — ведь программа убьет сразу двух зайцев: поможет сократить количество небезопасных и загрязняющих воздух автомобилей на дорогах и увеличит продажи новых.

Долги и платежы

Программа льготного кредитования, запущенная весной этого года, оказалась не слишком удачной. По ней государство обязуется компенсировать проценты в сумме до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ. (В августе составлял 11%, то есть государство компенсирует 7,3% — довольно заметная величина.)

Изначально программа была не рассчитана на массовый спрос — 2 млрд руб., выделенных на нее, хватило бы примерно на 50 тыс. автомобилей. Но в реальности она сработала еще хуже. С апреля по июнь в банки поступило чуть менее 30 тыс. заявок, и кредиты получили 16 217 человек. Поэтому уже в мае Минпромторг предложил изменить ее параметры: повысить предел стоимости автомобилей с 350 000 руб. до 600 000, срок выплаты установить не до конца 2011 года, а 36 месяцев с момента получения кредита, а первоначальный взнос понизить с 30 до 15% от стоимости автомобиля. Пятого июля премьер Путин подписал постановление о введении этих изменений, и с четвертого августа новые условия вступили в силу. Одно только повышение порога цены автомобиля резко расширило спектр возможных моделей — например, теперь под льготную программу подпадают почти все версии одного из российских бестселлеров Ford Focus.

Однако и это не слишком исправило ситуацию. По планам правительства это должно было увеличить продажи по этой программе до 100 тыс. автомобилей в 2009 году. По состоянию на август льготным кредитом воспользовались 23,4 тыс. покупателей.

Одна из причин не слишком высокой популярности субсидий по кредитам — возврат на приемлемый уровень ставок обычных кредитов и расширение предложений от импортеров. Сбербанк снова предлагает рублевые кредиты под 15–17%. У Renault есть предложения с беспроцентными кредитами. Правда, тут важно соотношение первого взноса и срока выплаты: купить Koleos без переплаты можно только при первом взносе в половину цены и сроке кредита в один год. Снижение первоначального взноса и увеличение продолжительности выплат доводит ставку до 15,9%.

У Ford предлагаются кредиты даже по 2,9% годовых, если оформлять кредит на срок до года, и 9,9%, если брать деньги у банка на более длительный срок (предел — 36 месяцев). Первый взнос в обоих случаях должен составлять не менее 30% от цены.

Также зависит от продолжительности договора и ставка по специальным предложениям Chevrolet. Скажем, Captiva вы приобретете в кредит без переплаты, если срок не будет превышать двух лет, а вот при продолжительности кредитования в три года ставка составит 4,5% годовых. Однако и в таких условиях это одно из самых интересных предложений — обычно сроки для «нулевых» кредитов не превышают года, а первый взнос редко опускается до всего лишь 20%, как в данном случае.

Предложение кредита с «0% переплаты» действует и у Infiniti. Так можно приобрести FX не только 2008, но и 2009 года. Lexus также предлагает специальную программу, по которой выплаты составят всего лишь около 12 700 руб. в месяц за RX 350. Но и здесь первый взнос должен быть не менее 50%, а срок выплат ограничен двумя годами.

Импортер Mitsubishi «Рольф» совместно со Сбербанком, Газпромбанком и ВТБ24 предлагает обширный набор вариантов. Как обычно, отсутствие переплаты для клиента означает компенсацию продавцом банковских процентов. Так что в кредитном договоре будет указана ставка от 15 до 22%, а дилер снизит стоимость автомобиля. Выгоднее всего расплачиваться быстро. Например, Mitsubishi Outlander XL с помощью ВТБ24 можно купить без переплаты, если кредит оформлен на год. При этом эффективная ставка останется нулевой при любой величине первого взноса — от 30 до 70%. Увеличение срока действия кредита приводит к росту процентов. Двухлетний кредит будет обходиться в 7,5%, трехлетний — в 10,9%, а пятилетний — в 13,9%. Условия для других моделей и с кредитами от других банков отличаются, но не слишком сильно.

У Toyota предложение более сложное. Программа «50/50+» предполагает кредит на пять лет. Причем в первые два года выплачиваются только проценты. Так что машиной можно пользоваться, выплачивая (по расчетам Toyota) всего лишь $89 в месяц. И лишь в последующие годы придется вносить плату равными долями. Видимо, аналитики «Тойота банка» предполагают, что через два года экономика придет в норму, и клиентам не составит труда осилить и большие суммы. Или они просто рассчитывают, что в это поверят клиенты? Ну, в крайнем случае машину можно и продать и погасить остаток долга. Не зря первый взнос требуется в размере не менее половины стоимости. Кредиты предоставляются как в рублях, так и в долларах, ставка соответственно 10,5 и 18%.

Citroen предлагает не самую плохую ставку — 11,5% в руб. И снижает стоимость машин на 287 000 и даже 300 000 руб. (в зависимости от версии). То есть почти на 30%! Cadillac объявил о скидках в 20% на SRX и 15 на Escalade, так что желающий их приобрести сбережет до 367 500 руб. Правда, это касается автомобилей 2008 модельного года, на более поздние скидки меньше.


Внедорожники до 600 000 руб.

Под программу льготного кредитования, которую россиянам предоставляет государство, подпадают машины с ценой менее 600 000 руб.

На российском рынке официально представлены семь, и все они производятся в нашей стране. Помимо широкоизвестных Chevrolet Niva, классической «Нивы» и «уазиков», потребитель может рассчитывать и на две модели, выпускаемые на Таганрогском автомобильном заводе.


Остатки сладки?

Впечатляющее предложение у Mazda: CX-7 до 25 сентября стоит на 211 000 меньше (от 1 198 000 руб.) сцены по стандартному прайс-листу, CX-9 — на 389 000 (от 1 508 000), а пикап BT-50 обойдется в сумму от 668 000, что означает скидку в сумме от 91 000 руб. Чем дороже выбранная модель, тем больше скидка. Как всегда, есть надписи мелким шрифтом. В данном случае о том, что автомобили по акции продаются только из числа уже находящихся на складе. Но это и нужно большинству покупателей. Снова практически вышли из употребления цены в зарубежной валюте. Как объясняют в одной компании-импортере, это скорее пугало клиентов — ведь заграничные деньги стали слишком дороги. Так что потенциал спецпредложений по курсам валют был быстро исчерпан. Гораздо удобнее оказалось завлекать рублевыми ценами — их элементарно проще сравнивать с предложениями других марок. Так что теперь расчет стоимости в евро и долларах если и применяется, то чаще всего при предварительном заказе автомобиля. Но это не слишком интересно, так как практически все скидки и спецпредложения действуют для автомобилей, уже завезенных в Россию. Ведь до сих пор многие дилеры не распродали прошлогодние машины.

При этом практически никто не меняет прайс-лист в сторону снижения, хотя некоторые скидки объявлены уже несколько месяцев назад. И есть вероятность, что и заявленные ныне сроки также будут продлены. Неужели все импортеры еще рассчитывают на возврат ситуации куда-то ближе к норме в некоем ближайшем будущем? Им хочется в это верить, конечно.

Но главная причина ограничений акций по времени иная. Точнее, их две. Во-первых, это оставляет пространство для маневра, а отделы продаж попрежнему вынуждены следить за ситуацией и корректировать планы и цены чуть ли не ежедневно. Во-вторых, когда все твои конкуренты говорят о скидках и особых условиях, это отвлекает внимание покупателя. Он уже привычно ищет яркий баннер на сайте или перечеркнутый ценник в шоу-руме. Приходится действовать тем же методом и вместо удешевления машин прямо в прайсе (что фактически и происходит) вешать объявления про «Партия автомобилей ограничена!». К тому же напоминание о том, что товар на складе может закончиться, или о временных пределах акции стимулирует покупателя. А время, как известно, тоже деньги.

текст: Валерий ЧУСОВ
фото: Роман ТАРАСЕНКО

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты