Запасная столица

Красоты Самары глазами заядлого путешественника

Порой ищешь одно, а находишь совсем другое. Иногда подобная замена огорчает, но чаще радует. Мы отправились в Самару искать секретный бункер Сталина. Попасть в него не смогли, зато сумели от души насладиться замечательным городом и его великолепными окрестностями

Впрочем, обо всем по порядку. Путь в Самару лежит по трассе М5 «Урал». Откровенно говоря, до этого мы считали, что среди выходящих из Москвы шоссе по степени загруженности и количеству участков дорожных работ нет хуже трассы, чем М4 «Дон». Мы ошибались. Первый неприятный момент — практически до Рязани она проходит через населенные пункты, которые «нанизаны» на нее, как бусинки на ниточку. Хорошо хоть, через саму Рязань ехать не надо — путь лежит по объездной дороге, которая находится в состоянии то ли ремонта, то ли реконструкции. Рабочие что-то делают там только в приступе трудового энтузиазма, поэтому объезд Рязани подобен русской рулетке. По пути в Самару мы этот участок благополучно проскочили, зато обратно попали в жуткую пробку, в которой провели больше часа, сжатые со всех сторон коптящими грузовиками. Фуры — второй бич трассы «Урал».

Страшно произносить это вслух, но хочется воздать хвалу нагрянувшему кризису — по словам старожилов, практически сошел на нет поток автовозов, которые везли новенькие машины из Тольятти. Но даже то движение, что осталось, привело дорожное полотно в ужасающее состояние. Попытки закрыть многочисленные ямы дали противоположный результат — вместо них трасса сплошь усеяна асфальтовыми заплатками, на которых машина прыгает, как горный козел. Кроме того, работы по реконструкции полотна заметно затрудняют движение — на некоторых участках оно однорядное, а, что еще хуже, небольшие мосты встречные потоки проезжают по очереди, например, возле поселка Свирино, что в Ульяновской области. По закону подлости сразу после такого узкого места начинается широкий участок дороги с роскошным свежеуложенным асфальтом. Традиционным украшением подобных автобанов служат знаки, запрещающие обгон и ограничивающие скорость до 40 км/ч. Тех, у кого нет выдержки, за ближайшим изгибом дороги встречает экипаж ДПС. Это третье и последнее зло дороги в Самару.

GPS-координаты точек привязки
ШиротаДолготаОписание
1N 55.671262E 37.869027Выезд из Москвы по трассе М5 «Урал»
2N 54.964567E 39.026707Луховицы, памятник огурцу
3N 53.152749E 47.597981Трасса М5, Ульяновская область, поселок Свирино, ремонт моста, жуткая пробка
4N 53.350711E 50.222467Самара, гостиница Angel Hotel
5N 53.260491E 50.185166Самара, бункер под санаторием «Волга»
6N 53.201206E 50.099808Самара, Жигулевский пивзавод
7N 53.197203E 50.097667Самара, музей «Бункер Сталина»
8N 53.211956E 50.144998Самара, музей «Самара космическая»
9N 53.251100E 50.221884Самара, памятник самолету Ил-2
10N 53.340599E 49.445232Трасса М5 «Урал», поворот на Самарскую Луку
11N 53.442297E 49.793723Самарская Лука, поворот направо, на гору Стрельную
12N 53.433117E 49.763183Самарская Лука, гора Стрельная
13 N 53.423894E 50.012591Самарская Лука, поворот направо, к Ширяевским штольням
14N 53.422061E 50.006024Самарская Лука, Ширяевские штольни
15N 53.553914E 49.251658Тольятти, Технический музей АвтоВАЗа
16N 53.552706E 49.303533Тольятти, столовая-ресторан «Арт-фото»
17N 53.545929E 49.362056Тольятти, памятник преданности
Маршрут прописан при помощи GPS-навигатора PN-7050, предоставленного компанией «МакЦентр» Маршрут прописан при помощи GPS-навигатора PN-7050, предоставленного компанией «МакЦентр»Маршрут прописан при помощи GPS-навигатора PN-7050, предоставленного компанией «МакЦентр»

Сплошная засада

Даже на трассе «Дон» можно назвать области, где подобных засад больше или меньше, — хуже всего в Ростовской. На трассе «Урал» даже непонятно, где инспекторы самые «голодные». Сначала казалось, что под Рязанью, потом — в Мордовии, ну а после стало ясно, что это явление повсеместное. Впрочем, сотрудники ДПС Самарской области переплюнули всех своих коллег — они стараются не пропустить мимо себя ни одну более-менее дорогую иномарку, особенно если это еще и внедорожник. Во всяком случае, если проехать через один и тот же стационарный пост с интервалом минут в 20, остановят оба раза. По крайней мере с нами было именно так. Правда, некоторые инспекторы ведут себя как дети — остановивший нас экипаж пришел в такой восторг от увиденного в действии электропривода двери багажника Nissan Murano, что все претензии быстро были сняты.

До Самары мы добрались лишь к ночи. Учтите, что ночь здесь наступает раньше на час — именно на столько самарское время отличается от московского. Объяснить эту временную аномалию нам не смог никто — по так называемому самарскому времени во всей России живут лишь собственно Самарская область и Удмуртия.

Влияние космоса

У местных есть лишь одна ничем не подтвержденная версия — необходимость синхронизировать время с часовым поясом Байконура. Ведь именно в Самаре по сей день производятся наши основные космические ракеты-носители. Об этом чуть позже, ну а пока, отоспавшись, мы на следующий день отправились искать секретный бункер Сталина. Вообще-то под мостовыми города таких бункеров должно быть множество, и даже сейчас мы знаем лишь о малой их части. Ведь в самом начале Великой Оте чественной войны, в июле — октябре 1941 года, в Куйбышев (так с 1935-го называлась Самара) были эвакуированы правительственные учреждения во главе с «всенародным старостой» Михаилом Калининым, включая Наркомат иностранных дел и весь дипломатический корпус — 20 посольств и миссий. В случае сдачи Москвы гитлеровцам Куйбышев должен был стать столицей СССР. К роли запасной столицы город начали готовить задолго до войны.

Писатель Виктор Суворов в романе «Контроль» так описывает свою версию происходивших тогда событий: «Товарищ Сталин для всего Советского Союза тайную столицу строит. Заодно — и для всей Европы, и всей Азии. Вон там, в Жигулях. На той стороне Волги. Хитер товарищ Сталин. Рядом развернул грандиозное строительство Куйбышевской ГЭС — крупнейшей в мире. С одной стороны, столице Европы много энергии потребуется. С другой — строительство ГЭС служит, кроме всего, маскировкой строительства подземного города. Все знают, что великая стройка вокруг — Куйбышевская ГЭС. Лагерей кругом столько, что в Куйбышеве ночи белые, как в Ленинграде. Столько тут зон запретных, столько электричества в тех зонах жгут, что по ночам рассеянным светом вся область озарена. Хоть газету читай. Так вот: гонят зэков эшелонами в Куйбышев, и все понимают — на строительство ГЭС. Разгружают машины механизмы — для строительства ГЭС. Тысячи тонн стали и цемента потоками идут: все понятно — строительство ГЭС. Все знают про ГЭС. Мало — про подземный город».

Самара подземная

Сейчас известно минимум о трех бункерах в Самаре, один из которых превращен в туристический объект. Нас интересовал уже не единожды обследованный под военным санаторием «Волна», что на окраине города. Однако наши планы порушила суровая действительность с «оскалом капитализма». Прямо напротив входа в бункер дирекция санатория соорудила пирс для хранения частных яхт и катеров, которые у местных новых русских имеются в изобилии. А для присмотра за этими дорогими игрушками напротив пирса организован круглосуточный пост охраны, причем вагончик, где обитают чоповцы, поставили прямо на крышу домика, прикрывающего вход в бункер. Как мы ни уговаривали охранника отвернуться минут на пять, он был непреклонен. Правда, сжалившись, намекнул, что пост охраны существует только на время навигации. Может, имеет смысл вернуться в эти края на будущий год?..

Как бы бункер Сталина

Пришлось утешиться посещением туристического «Бункера Сталина», который находится в центре города, под зданием Академии культуры и искусства (бывшим зданием Куйбышевского обкома КПСС). Правда, и туда попасть непросто — поодиночке посетителей не пускают ни за какие деньги, можно только примкнуть к организованной экскурсии. Так что мы почти полдня нарезали круги, ожидая залетных туристов, но об этом не пожалели. Представьте себе тоннель метро, уходящий вертикально вниз на 37 м. Для сравнения: бункер Гитлера в Берлине находился на глубине лишь 16 м. То, что показывают туристам, — только видимая часть айсберга. Как оговорился экскурсовод, это сооружение по сей день входит в систему гражданской обороны и принадлежит МЧС — место под музей арендуется. Очевидно, что помещения вокруг него более обширны — мы, отстав от гида, нырнули в боковой темный коридор, где, подсвечивая путь экраном мобильного телефона и зажигалкой, обнаружили отсеки с огромным баком для воды и рядом — с дизель-генератором, вполне, кстати, современным.

Из прочих мужских радостей стоит посетить музей «Самара космическая», который находится в основании самого настоящего пускового стола с водруженной на него ракетой «Союз» — такие делались именно здесь, на заводе «Прогресс». Музей небольшой, но симпатичный — где еще можно полюбоваться нашими спутниками-шпионами! Это современный срез аэрокосмической отрасли Самары, ну а о том, с чего все начиналось, напоминает установленный на постамент штурмовик Ил-2. Он был найден в карельских болотах, недалеко от озера Ориярви. В годы войны в Самаре их было выпущено более 28 тыс. штук — около 80% от общего числа. Любители изящного могут просто погулять в центре старого города, в окрестностях «Бункера Сталина» — здесь буквально на протяжении нескольких сот метров можно полюбоваться всеми архитектурными стилями последних 100–150 лет — от деревянных домов до католического костела, от стиля модерн до зданий, построенных конструктивистами.

Ну а мы отправились за город, в знаменитую Самарскую Луку. Это полуостров площадью свыше 1500 км3, ограниченный излучиной Волги и ее притоками. Чтобы туда попасть, надо вернуться обратно на трассу М5 и, не доезжая плотины Волжской ГЭС (если двигаться со стороны Москвы), свернуть направо. Сразу хотим предупредить: отправляться туда стоит на целый день, и еду лучше захватить с собой, так как точки общепита там почти не встречаются. Природа вокруг потрясающая, смотреть можно в любую сторону, но особенно советую посетить два места — гору Стрельную и Ширяевские штольни. Стрельная — самая высокая точка в этих местах (375 м над уровнем моря), — с ее вершины Волга просматривается больше чем на 40 км. Этим, кстати, в свое время любили пользоваться местные лихие люди, в том числе и соратники Стеньки Разина. Штольни потрясают не меньше — здесь с начала по середину ХХ века добывали известняк, вырубив за 50 лет в «теле» горы настоящий дворец. Жаль, не было с собой фонаря, так как коридоры заманчиво уходили куда-то в темноту… В общем, для посещения штолен лучше запастись фонарями, а на ноги надеть удобную обувь — ходить придется сплошь по камням. И еще: говорят, внутри полно летучих мышей, так что слабонервным лучше далеко не заходить. Правда, мы ни одной не встретили.

Подлодка в городе

В Самару мы возвращаться не стали, а отправились в Тольятти, благо город начинается сразу по другую сторону плотины Волжской ГЭС. Там нас ждало знакомство с модернизированной «Нивой», о чем вы уже могли прочитать в предыдущем номере нашего журнала. Ну а свободное время мы посвятили посещению Технического музея АвтоВАЗа. Найти его легко без всякой карты — ориентируйтесь на голубую высотку здания заводоуправления (которую здесь прозвали «изолентой») и по мере приближения к ней обязательно увидите огромную черную подводную лодку — примета безошибочная. Больше всего нас интересовало содержимое двух ангаров на территории, которые ради этого любезно открыли. В одном из них находится подборка вазовских автомобилей, правда, неполная, но там есть несколько интересных экземпляров. Например, ВАЗ2122, плавающий вариант «Нивы», созданный по заказу военных.

Назывался он «Проект река», и до наших дней дошли всего две машины — одна стоит в Музее военной техники Рязани, вторая здесь, причем этот экземпляр вдвойне ценен тем, что автомобиль из личного гаража его создателя Валерия Доманского. Второй ангар скрывает не менее интересные экспонаты, в том числе и неплохую подборку предметов быта ХХ века. Вроде бы времени прошло совсем мало, а какая ностальгия охватывает, когда видишь в витрине точно такую же электробритву советской эпохи, какой пользовался твой отец!

Благодарим компанию Drive Event за помощь в подготовке материала Отдельное спасибо Ивану Лашкову и его супруге за теплый прием и помощь в подготовке материала


Бытовой момент

В Самаре мы остановились в небольшой гостинице Angel Hotel, которая открылась лишь весной этого года и не успела попасть в путеводители. Приятно поразило то, что она совершенно спокойно может претендовать на европейские три звезды. И это за вполне разумные деньги — 3000 руб. в сутки за двухместный номер. В Тольятти повезло меньше — нас угораздило поселиться в гостинице «Спутник», являющейся частью многофунционального комплекса, в который входит все — от шиномонтажа до ночного клуба. Хуже всего там было с питанием — хоть ресторан формально и есть, но, что ни попроси из меню, ничего не дадут. По словам местных, оптимальной по соотношению цена/качество в этом городе является гостиница «Юбилейная». Зато в Тольятти мы нашли потрясающее место, где можно пообедать, — до 15.00 это столовая, а после — ресторан «Арт-фото». От столовой, по сути, одна вывеска — охлажденные салаты, недешевая посуда и столовые приборы. Даже чай не из пакетиков, а из чайника — наливай заварки, сколько нужно, и разбавляй кипятком. Но особенно потрясла стоимость обеда — чуть больше ста рублей! А еще настоятельно рекомендуем небольшую кофейню в торговом центре «Парк хаус» на окраине Тольятти. Находится она на первом этаже, рядом с эскалатором, ведущим в кинотеатр. Чашечка отличного кофе, какой и в Москве-то не всегда найдешь, — всего 40 руб.!


текст: Алексей ХРЕСИН
фото: Андрей СОРОКИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты