Порой ищешь одно, а находишь совсем другое. Иногда подобная замена огорчает, но чаще радует. Мы отправились в Самару искать секретный бункер Сталина. Попасть в него не смогли, зато сумели от души насладиться замечательным городом и его великолепными окрестностями
Впрочем, обо всем по порядку. Путь в Самару лежит по трассе М5 «Урал». Откровенно говоря, до этого мы считали, что среди выходящих из Москвы шоссе по степени загруженности и количеству участков дорожных работ нет хуже трассы, чем М4 «Дон». Мы ошибались. Первый неприятный момент — практически до Рязани она проходит через населенные пункты, которые «нанизаны» на нее, как бусинки на ниточку. Хорошо хоть, через саму Рязань ехать не надо — путь лежит по объездной дороге, которая находится в состоянии то ли ремонта, то ли реконструкции. Рабочие что-то делают там только в приступе трудового энтузиазма, поэтому объезд Рязани подобен русской рулетке. По пути в Самару мы этот участок благополучно проскочили, зато обратно попали в жуткую пробку, в которой провели больше часа, сжатые со всех сторон коптящими грузовиками. Фуры — второй бич трассы «Урал».
Страшно произносить это вслух, но хочется воздать хвалу нагрянувшему кризису — по словам старожилов, практически сошел на нет поток автовозов, которые везли новенькие машины из Тольятти. Но даже то движение, что осталось, привело дорожное полотно в ужасающее состояние. Попытки закрыть многочисленные ямы дали противоположный результат — вместо них трасса сплошь усеяна асфальтовыми заплатками, на которых машина прыгает, как горный козел. Кроме того, работы по реконструкции полотна заметно затрудняют движение — на некоторых участках оно однорядное, а, что еще хуже, небольшие мосты встречные потоки проезжают по очереди, например, возле поселка Свирино, что в Ульяновской области. По закону подлости сразу после такого узкого места начинается широкий участок дороги с роскошным свежеуложенным асфальтом. Традиционным украшением подобных автобанов служат знаки, запрещающие обгон и ограничивающие скорость до 40 км/ч. Тех, у кого нет выдержки, за ближайшим изгибом дороги встречает экипаж ДПС. Это третье и последнее зло дороги в Самару.
GPS-координаты точек привязки | ||||
---|---|---|---|---|
№ | Широта | Долгота | Описание | |
1 | N 55.671262 | E 37.869027 | Выезд из Москвы по трассе М5 «Урал» | |
2 | N 54.964567 | E 39.026707 | Луховицы, памятник огурцу | |
3 | N 53.152749 | E 47.597981 | Трасса М5, Ульяновская область, поселок Свирино, ремонт моста, жуткая пробка | |
4 | N 53.350711 | E 50.222467 | Самара, гостиница Angel Hotel | |
5 | N 53.260491 | E 50.185166 | Самара, бункер под санаторием «Волга» | |
6 | N 53.201206 | E 50.099808 | Самара, Жигулевский пивзавод | |
7 | N 53.197203 | E 50.097667 | Самара, музей «Бункер Сталина» | |
8 | N 53.211956 | E 50.144998 | Самара, музей «Самара космическая» | |
9 | N 53.251100 | E 50.221884 | Самара, памятник самолету Ил-2 | |
10 | N 53.340599 | E 49.445232 | Трасса М5 «Урал», поворот на Самарскую Луку | |
11 | N 53.442297 | E 49.793723 | Самарская Лука, поворот направо, на гору Стрельную | |
12 | N 53.433117 | E 49.763183 | Самарская Лука, гора Стрельная | |
13 | N 53.423894 | E 50.012591 | Самарская Лука, поворот направо, к Ширяевским штольням | |
14 | N 53.422061 | E 50.006024 | Самарская Лука, Ширяевские штольни | |
15 | N 53.553914 | E 49.251658 | Тольятти, Технический музей АвтоВАЗа | |
16 | N 53.552706 | E 49.303533 | Тольятти, столовая-ресторан «Арт-фото» | |
17 | N 53.545929 | E 49.362056 | Тольятти, памятник преданности |
Сплошная засада
Даже на трассе «Дон» можно назвать области, где подобных засад больше или меньше, — хуже всего в Ростовской. На трассе «Урал» даже непонятно, где инспекторы самые «голодные». Сначала казалось, что под Рязанью, потом — в Мордовии, ну а после стало ясно, что это явление повсеместное. Впрочем, сотрудники ДПС Самарской области переплюнули всех своих коллег — они стараются не пропустить мимо себя ни одну более-менее дорогую иномарку, особенно если это еще и внедорожник. Во всяком случае, если проехать через один и тот же стационарный пост с интервалом минут в 20, остановят оба раза. По крайней мере с нами было именно так. Правда, некоторые инспекторы ведут себя как дети — остановивший нас экипаж пришел в такой восторг от увиденного в действии электропривода двери багажника Nissan Murano, что все претензии быстро были сняты.
До Самары мы добрались лишь к ночи. Учтите, что ночь здесь наступает раньше на час — именно на столько самарское время отличается от московского. Объяснить эту временную аномалию нам не смог никто — по так называемому самарскому времени во всей России живут лишь собственно Самарская область и Удмуртия.
Влияние космоса
У местных есть лишь одна ничем не подтвержденная версия — необходимость синхронизировать время с часовым поясом Байконура. Ведь именно в Самаре по сей день производятся наши основные космические ракеты-носители. Об этом чуть позже, ну а пока, отоспавшись, мы на следующий день отправились искать секретный бункер Сталина. Вообще-то под мостовыми города таких бункеров должно быть множество, и даже сейчас мы знаем лишь о малой их части. Ведь в самом начале Великой Оте чественной войны, в июле — октябре 1941 года, в Куйбышев (так с 1935-го называлась Самара) были эвакуированы правительственные учреждения во главе с «всенародным старостой» Михаилом Калининым, включая Наркомат иностранных дел и весь дипломатический корпус — 20 посольств и миссий. В случае сдачи Москвы гитлеровцам Куйбышев должен был стать столицей СССР. К роли запасной столицы город начали готовить задолго до войны.
Писатель Виктор Суворов в романе «Контроль» так описывает свою версию происходивших тогда событий: «Товарищ Сталин для всего Советского Союза тайную столицу строит. Заодно — и для всей Европы, и всей Азии. Вон там, в Жигулях. На той стороне Волги. Хитер товарищ Сталин. Рядом развернул грандиозное строительство Куйбышевской ГЭС — крупнейшей в мире. С одной стороны, столице Европы много энергии потребуется. С другой — строительство ГЭС служит, кроме всего, маскировкой строительства подземного города. Все знают, что великая стройка вокруг — Куйбышевская ГЭС. Лагерей кругом столько, что в Куйбышеве ночи белые, как в Ленинграде. Столько тут зон запретных, столько электричества в тех зонах жгут, что по ночам рассеянным светом вся область озарена. Хоть газету читай. Так вот: гонят зэков эшелонами в Куйбышев, и все понимают — на строительство ГЭС. Разгружают машины механизмы — для строительства ГЭС. Тысячи тонн стали и цемента потоками идут: все понятно — строительство ГЭС. Все знают про ГЭС. Мало — про подземный город».
Самара подземная
Сейчас известно минимум о трех бункерах в Самаре, один из которых превращен в туристический объект. Нас интересовал уже не единожды обследованный под военным санаторием «Волна», что на окраине города. Однако наши планы порушила суровая действительность с «оскалом капитализма». Прямо напротив входа в бункер дирекция санатория соорудила пирс для хранения частных яхт и катеров, которые у местных новых русских имеются в изобилии. А для присмотра за этими дорогими игрушками напротив пирса организован круглосуточный пост охраны, причем вагончик, где обитают чоповцы, поставили прямо на крышу домика, прикрывающего вход в бункер. Как мы ни уговаривали охранника отвернуться минут на пять, он был непреклонен. Правда, сжалившись, намекнул, что пост охраны существует только на время навигации. Может, имеет смысл вернуться в эти края на будущий год?..
Как бы бункер Сталина
Пришлось утешиться посещением туристического «Бункера Сталина», который находится в центре города, под зданием Академии культуры и искусства (бывшим зданием Куйбышевского обкома КПСС). Правда, и туда попасть непросто — поодиночке посетителей не пускают ни за какие деньги, можно только примкнуть к организованной экскурсии. Так что мы почти полдня нарезали круги, ожидая залетных туристов, но об этом не пожалели. Представьте себе тоннель метро, уходящий вертикально вниз на 37 м. Для сравнения: бункер Гитлера в Берлине находился на глубине лишь 16 м. То, что показывают туристам, — только видимая часть айсберга. Как оговорился экскурсовод, это сооружение по сей день входит в систему гражданской обороны и принадлежит МЧС — место под музей арендуется. Очевидно, что помещения вокруг него более обширны — мы, отстав от гида, нырнули в боковой темный коридор, где, подсвечивая путь экраном мобильного телефона и зажигалкой, обнаружили отсеки с огромным баком для воды и рядом — с дизель-генератором, вполне, кстати, современным.
Из прочих мужских радостей стоит посетить музей «Самара космическая», который находится в основании самого настоящего пускового стола с водруженной на него ракетой «Союз» — такие делались именно здесь, на заводе «Прогресс». Музей небольшой, но симпатичный — где еще можно полюбоваться нашими спутниками-шпионами! Это современный срез аэрокосмической отрасли Самары, ну а о том, с чего все начиналось, напоминает установленный на постамент штурмовик Ил-2. Он был найден в карельских болотах, недалеко от озера Ориярви. В годы войны в Самаре их было выпущено более 28 тыс. штук — около 80% от общего числа. Любители изящного могут просто погулять в центре старого города, в окрестностях «Бункера Сталина» — здесь буквально на протяжении нескольких сот метров можно полюбоваться всеми архитектурными стилями последних 100–150 лет — от деревянных домов до католического костела, от стиля модерн до зданий, построенных конструктивистами.
Ну а мы отправились за город, в знаменитую Самарскую Луку. Это полуостров площадью свыше 1500 км3, ограниченный излучиной Волги и ее притоками. Чтобы туда попасть, надо вернуться обратно на трассу М5 и, не доезжая плотины Волжской ГЭС (если двигаться со стороны Москвы), свернуть направо. Сразу хотим предупредить: отправляться туда стоит на целый день, и еду лучше захватить с собой, так как точки общепита там почти не встречаются. Природа вокруг потрясающая, смотреть можно в любую сторону, но особенно советую посетить два места — гору Стрельную и Ширяевские штольни. Стрельная — самая высокая точка в этих местах (375 м над уровнем моря), — с ее вершины Волга просматривается больше чем на 40 км. Этим, кстати, в свое время любили пользоваться местные лихие люди, в том числе и соратники Стеньки Разина. Штольни потрясают не меньше — здесь с начала по середину ХХ века добывали известняк, вырубив за 50 лет в «теле» горы настоящий дворец. Жаль, не было с собой фонаря, так как коридоры заманчиво уходили куда-то в темноту… В общем, для посещения штолен лучше запастись фонарями, а на ноги надеть удобную обувь — ходить придется сплошь по камням. И еще: говорят, внутри полно летучих мышей, так что слабонервным лучше далеко не заходить. Правда, мы ни одной не встретили.
Подлодка в городе
В Самару мы возвращаться не стали, а отправились в Тольятти, благо город начинается сразу по другую сторону плотины Волжской ГЭС. Там нас ждало знакомство с модернизированной «Нивой», о чем вы уже могли прочитать в предыдущем номере нашего журнала. Ну а свободное время мы посвятили посещению Технического музея АвтоВАЗа. Найти его легко без всякой карты — ориентируйтесь на голубую высотку здания заводоуправления (которую здесь прозвали «изолентой») и по мере приближения к ней обязательно увидите огромную черную подводную лодку — примета безошибочная. Больше всего нас интересовало содержимое двух ангаров на территории, которые ради этого любезно открыли. В одном из них находится подборка вазовских автомобилей, правда, неполная, но там есть несколько интересных экземпляров. Например, ВАЗ2122, плавающий вариант «Нивы», созданный по заказу военных.
Назывался он «Проект река», и до наших дней дошли всего две машины — одна стоит в Музее военной техники Рязани, вторая здесь, причем этот экземпляр вдвойне ценен тем, что автомобиль из личного гаража его создателя Валерия Доманского. Второй ангар скрывает не менее интересные экспонаты, в том числе и неплохую подборку предметов быта ХХ века. Вроде бы времени прошло совсем мало, а какая ностальгия охватывает, когда видишь в витрине точно такую же электробритву советской эпохи, какой пользовался твой отец!
Благодарим компанию Drive Event за помощь в подготовке материала Отдельное спасибо Ивану Лашкову и его супруге за теплый прием и помощь в подготовке материала
В Самаре мы остановились в небольшой гостинице Angel Hotel, которая открылась лишь весной этого года и не успела попасть в путеводители. Приятно поразило то, что она совершенно спокойно может претендовать на европейские три звезды. И это за вполне разумные деньги — 3000 руб. в сутки за двухместный номер. В Тольятти повезло меньше — нас угораздило поселиться в гостинице «Спутник», являющейся частью многофунционального комплекса, в который входит все — от шиномонтажа до ночного клуба. Хуже всего там было с питанием — хоть ресторан формально и есть, но, что ни попроси из меню, ничего не дадут. По словам местных, оптимальной по соотношению цена/качество в этом городе является гостиница «Юбилейная». Зато в Тольятти мы нашли потрясающее место, где можно пообедать, — до 15.00 это столовая, а после — ресторан «Арт-фото». От столовой, по сути, одна вывеска — охлажденные салаты, недешевая посуда и столовые приборы. Даже чай не из пакетиков, а из чайника — наливай заварки, сколько нужно, и разбавляй кипятком. Но особенно потрясла стоимость обеда — чуть больше ста рублей! А еще настоятельно рекомендуем небольшую кофейню в торговом центре «Парк хаус» на окраине Тольятти. Находится она на первом этаже, рядом с эскалатором, ведущим в кинотеатр. Чашечка отличного кофе, какой и в Москве-то не всегда найдешь, — всего 40 руб.!
текст: Алексей ХРЕСИН
фото: Андрей СОРОКИН
Новый комментарий
Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.