Хранилище меди

Новый гибрид от BMW — насколько он актуален сегодня?

Гибридный привод как набор известных узлов и агрегатов давно перестал быть признаком «технической крутизны» разработчика. Между тем европейские премиум-бренды оказались в арьергарде гибридной колонны и представили свои серийные образцы только в этом году

Гибридной моделью нынче никого не удивишь. Потребитель привык к наличию электромотора во чреве современного автомобиля и давно постиг разницу между микрогибридом, полугибридом и полноценным гибридом. Компании-разработчики, в свою очередь, ориентируясь на те или иные рыночные течения, научились убеждать покупателя в необходимости приобретения машин с ГСА. Одному потенциальному владельцу важен престиж, другому – экономия на налогах, третьему – меньший расход топлива.

Интересно, что самым разреженным (по части гибридов) сектором мирового автопрома является сектор премиумпродукции. А если вычленить из него «кроссоверно-вездеходную» группу, так и вовсе выяснится, что, кроме Lexus RX 400h, смотреть по большому счету не на что. По крайней мере так было до недавнего времени. В последние же несколько месяцев стали появляться образцы с ГСА. Правда, не всегда это полноценные гибриды – машины, способные в определенных режимах передвигаться только на электротяге. Например, дизельный, с механической коробкой передач Land Rover Freelander TD4_e, производство которого началось в мае, – лишь микрогибрид, снабженный системой stop&start. А вот «заточенный» под американский рынок MercedesBenz ML 450 Hybrid – уже серьезная заявка на лидерство. Впрочем, тягаться ML 450 Hybrid будет не с Lexus RX 400h, а с куда более серьезным соперником – BMW X6 ActiveHybrid, представленным публике на автосалоне во Франкфурте.

  1. Пневмоэлемент передней подвески
  2. V-образный восьмицилиндровый двигатель внутреннего сгорания
  3. Передний мост
  4. Карданный вал привода переднего моста
  5. Диск зубчатого венца системы stop&start
  6. Передний электродвигатель (ЭД1) мощностью 91 л.с.
  7. Планетарная передача с фрикционом подключения ЭД1
  8. Задний электродвигатель (ЭД2) мощностью 86 л.с.
  9. Планетарная передача с фрикционом подключения ЭД2
  10. Раздаточная коробка с многодисковой фрикционной муфтой и зубчатой цепью
  11. Приводной вал заднего моста


Промашка вышла...

В связи с грядущим переходом на электротягу специалисты прогнозируют сокращение динамики прироста новых гибридных моделей. В приложении же к кроссоверам и внедорожникам можно с уверенностью говорить, что тот же Lexus RX 400h останется единственным и неповторимым, как гибрид, не имеющий «механической» связи между мостами. По этой причине, а также в силу различий целевых аудиторий (причем именно на североамериканском рынке) ML 450 Hybrid будет «бодаться» именно с X6 ActiveHybrid. Тем более силовой агрегат у них «один» на двоих. К слову, настоящий клад для охотника за вторсырьем.

Блок ДВС и электромеханической коробки TwoModeHybrid иначе как хранилищем меди не назовешь – в его состав входит аж три электрических машины. Одна из них установлена между бензиновым двигателем и КП. Она отвечает за «производство» электроэнергии от работы ДВС во всех режимах, когда нагрузка от дороги превышает нагрузку от мотора. Примером такого режима может быть следующий: водитель двигался с постоянной скоростью, затем сбросил «газ». Две другие электрические машины работают как в режиме генератора, так и в режиме мотора. Механически они связаны с трансмиссией через планетарные передачи. В редких случаях эти параллельные ветви могут быть и разомкнуты – тогда тягу на колеса передает только бензиновый двигатель.

BMW X6 ActiveHybrid не первый автомобиль, на котором реализована такая схема силового агрегата. Аналогичная система установлена на ML 450 Hybrid, показанном на нью-йоркской выставке весной нынешнего года. А еще раньше появился GMC Yukon Hybrid. Дело в том, что TwoModeHybrid начали разрабатывать еще в 2005 году, а в 2006-м опытный образец уже вовсю крутился на стенде. Конструкция эта – плод совместных трудов инженеров Daimler, GM и BMW, родившийся в рамках программы по «Глобальной гибридной кооперации». Баварцы решились применить TwoModeHybrid не только последними из коллег по альянсу, но и спустя длительное время после его обкатки.

Такой длительный «инкубационный» период не лучшим образом сказался на «выходных» характеристиках гибридного кроссовера-купе X6. Нет-нет, с динамикой, экономией топлива и прочими потребительскими качествами дела обстоят лучше некуда – здесь баварцы на высоте, как и всегда. Просто в 2005 году ведущие умы мировой автомобильной инженерии еще не определились, в какую сторону идти по части конструкции высоковольтных АКБ – никель-металл-гидридную или литийионную. На Х6 ActiveHybrid образца 2009-го устанавливается «никелевая» батарея, решение по которой было принято несколько лет назад. Но на сегодняшний день такие АКБ в новых разработках не применяются – де-факто на этой конструкции поставлен крест. С позиций рядового пользователя здесь, безусловно, ничего страшного нет, а вот на поверхности высокотехнологичного имиджа компании легкая рябь наблюдается.

К слову, сегодня инженеры BMW всю электрическую и гибридную «новизну» конструируют, опираясь именно на литий-ионные АКБ. Например, на электрокаре BMW, который планируется к выпуску в 2011–2012 годах, энергия будет храниться именно в таких батареях. Подряд на них уже размещен на предприятии компании SB LiMotive (совместный проект Samsung SDI и Bosch). Кстати, в концептуальном автомобиле Vision, представляющем собой Range-Extended гибрид, все напряжение также «завязано» на «литии». (Генератор, установленный на Vision, получает мощность от трехцилиндрового дизельного двигателя.)

Еще одной особенностью TwoModeHybrid (тоже, правда, неоригинальной) является принцип изменения передаточных чисел в трансмиссии. В автомате этот процесс осуществляется бесступенчато. Собственно говоря, такая система (распространенная на японских машинах) и называется Electric Continuously Variable Transmission (ECVT). А на случай, если водитель вздумает «поиграть» с тягой, предусмотрена программа ручного управления, включающая алгоритм из семи «фиксированных» режимов, имитирующих ступени в КП. К слову, на GMC Yukon Hybrid всего четыре «передачи».

  1. Задний мост с активным дифференциалом
  2. Задний подрамник
  3. Высоковольтная аккумуляторная батарея
  4. Заливная горловина системы охлаждения никель-металл-гидридной АКБ
  5. Пневмоэлемент задней подвески


Все будет хорошо!

Каковы перспективы коробок TwoModeHybrid? Очевидно, что конструкция с таким нагромождением узлов и агрегатов будет конкурентоспособна только на тяжелых машинах – внедорожниках и полноразмерных кроссоверах.

Возможно, некоторое время она проживет и на больших седанах – например, на BMW 7 ActiveHybrid, который представили одновременно с X6 ActiveHybrid. Массовым продуктом гибридная «семерка», конечно, не станет, но и живым ископаемым, как Hydrogen 7 (водородная модификация той же 7-й серии), уж точно. Интересно другое. Инженеры Daimler на свой флагманский лайнер S 400 Hybrid (новинка этого года) электромеханическую коробку TwoModeHybrid не установили, ограничившись одним электромотором, интегрированным между ДВС и обычной классической гидромеханической АКП 7G-Tronic. Неужели такая хитроумная конструкция, как TwoModeHybrid, потеряла актуальность, едва дойдя до конвейера?

Технические характеристики
ДВСV8/бензиновый/Turbo
Рабочий объем, см3 4395
Мощность, кВт (л.с.) при об/мин300 (407) при 5500–6400
Момент*, Нм при об/мин600 при 1750–4500
Мощность ЭД1**, кВт (л.с.) при об/мин 67 (91) при 2750
Момент* ЭД1, Нм при об/мин260 при 0
Мощность ЭД2**, кВт (л.с.) при об/мин 63 (86) при 2500
Момент* ЭД2, Нм при об/мин 280 при 0
Мощность СА***, кВт (л.с.) 357 (485)
Момент* СА***, Нм 780
Передаточные числа (ECVT)
I 3,889
II2,619
III1,800
IV1,300
V 1,000
VI0,825
VII0,723
Задний ходПеременное
Главная передача3,640
Полный приводПостоянный
Подвеска передняя/задняя Независимая, с пневмоэлементами
Тормозные механизмы спереди/сзади Дисковые вентилируемые
Максимальная скорость, км/ч 236 (60****)
Время разгона 0–100 км/ч, с5,6
Расход топлива город/трасса, л/100 км 10,8/9,4
Тип кузова Хэтчбек
Количество дверей/мест 5/4
Длина/ширина/высота, мм4877/1983/1697
Колесная база, мм2933
Колея спереди/сзади, мм1644/1706
Дорожный просвет, мм219
Шины спереди/сзади255/50 R19
Снаряженная масса, кг 2450
Полная масса, кг3025
Объем багажника, л470–1350
      * максимальный крутящий
    ** электродвигатель 1 (передний), 2 (задний)
  *** силовой агрегат, включающий ДВС и два электромотора
**** только на электротяге



текст: Сергей Арбузов,
фото: фирмы-производители<

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты